Тема 10. Учебное н научное познание как проявления интеллектуальной деятельности

Интеллектуальная деятельность, ее структура и характеристика, с высо­кой степенью детализации была представлена в Лекциях 4-9.

Ниже дано описание основных проявлений интеллектуального труда, а именно, учебного и научного познания.

Строение учебного и научного познания в принципе подобно морфологии любой другой деятельности (игры, общения, бытовой, профессиональной). Од­нако специфика, по мнению Г.В.Суходольского, заключается в том, что в позна­нии между познающим субъектом и познаваемой деятельностью вклинивается еще одна, опосредствующая их деятельность: педагогическая деятельность в учебном познании и информационно-объяснительная деятельность профессио­налов в научном познании. Именно поэтому особенно важное значение имеют специфические учебно-педагогические и информационно-объяснительные взаи­модействия, которые лишь в незначительной степени присутствуют в деятель­ности специалиста и сложившегося профессионального коллектива [42].Специфика внешней организации учебного познания состоит в решении учебных задач посредством учебных действий, что позволяет быстрее усвоить преподаваемый материал, сформировать систему знаний и умений, овладеть на­бором необходимых компетенций. К учебным действиям Г.В.Суходольский от­носит действия, облегчающие анализ, обобщение, структурирование запомина­ние материала (например, построение ориентировочной основы, «громкая речь про себя» в концепции П.Я.Гальперина) [8].

В научном познании имеются свои научные задачи, методы и методиче­ские приемы решения научно-исследовательских проблем.

Известный отечественный специалист в области общей, инженерной и ма­тематической психологии Г.В.Суходольский предлагает различать учебное и на­учное познание еще и во внутреннем плане. Так, согласно его концепции, учеба способствует формированию актуализируемой полноактивной образно- понятийной концептуальной модели будущей профессиональной деятельности, а научное познание (в том числе в форме социально-экономического исследо­вания) формирует рефлексивный образ этой модели. Если сама концептуальная модель деятельности у учащегося (или специалиста) обычно мало вербализова­на, то ее рефлексивный научный образ должен быть в идеале полностью верба­лизован, иначе он не сможет трансформироваться в проект, исследование и т.д. Автор замечает, что в идеале и обучающийся должен был бы сформировать у себя такую образно-понятийную концептуальную модель деятельности, чтобы в ней (модели) все компоненты деятельности получили отражение и возможно­сти выражения, как в чувственно-образном, так и в речемыслительном виде. Такая задача должна бы найти свое отражение в аксиологии учебного позна­ния или, другими словами, в направленности, мотивации, целях, результатах, оценках процесса обучения.


 

Параллельно стоит отметить, что в процессах функционирования как учебного, так и научного познания под воздействием соответственно педагоги­ческих и научно-технических открытий и изобретений происходит развитие ука­занных проявлений интеллектуальной деятельности (т.е. учебного и научного познания). Также необходимо упомянуть о позиции Г.В.Суходольского, соглас­но которой функционирование этих проявлений оказывается взаимообусловлен­ным. Автор полагает, что прогресс в учебном познании определяется продук­тивностью научного познания, которое выступает в качестве ориентировочной основы учебного процесса. В противном случае возникают информационные недогрузки и перегрузки, обуславливающие известные потери в эффективно­сти обучения: медленный темп научения, неоправданные затраты сил и средств, низкое качество подготовки, наконец, неудовлетворенность обучаемых процес­сом обучения и пр. Именно поэтому сегодня в образовательных учреждениях все шире используются вариативные способы ведения занятий: в школах - ин- тегративные уроки, а в ВУЗах - знаковое моделирование и преобразование учебной информации, проблемные лекции, вариативные формы семинаров и практикумов.

Знаковое моделирование и преобразование учебной информации

По поводу роли знаков и знаковых моделей в осуществлении высших психических функций человека известный советский психолог Л.С.Выготский высказывался: «... в высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным момен­том, в зависимости от которого конструируется весь остальной процесс»[7].

Под знаком в современной семиотике[8] понимается материальный, чувст­венно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета (явлений, дейст­вий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи ин­формации о нем.

Совокупность знаков (уравнений, структурных формул, графиков, таб­лиц, схем и т. д.), которая представляет или замещает какой-либо объект позна­ния и позволяет получить о нем дополнительные данные, принято называть знаковой моделью [10 С.5-6].

Процесс анализа исходных данных и построения модели называют моде­лированием.

Знаковое моделирование - это воспроизведение в знаковой форме пред­мета изучения, причем в тех его аспектах, которые являются особенно интерес­ными и важными для обучающегося субъекта.

Естественно, способ выражения учебной информации в значительной мере обусловлен спецификой предмета, однако существуют некоторые в выс­шей степени эффективные приемы, облегчающие запись за преподавателем и усвоение тех существенных взаимосвязей, которые ускользают при обычном текстовом варианте изложения материала, например, фиксирование информа­ции в виде таблиц, схем, символов.

Примеры табличного и схематичного выражения текстовых данных, за­метно уплотняющего и, вместе с тем, облегчающего восприятие и усвоение но­вой (в данном случае психологической) информации, широко представлены на страницах курса лекций по «Культуре интеллектуального труда». Что касается символов, которые можно использовать в качестве приемов быстрого конспек­тирования, то в числе общепринятых Л.Ф.Штернберг называет ниже следую­щие [52].

Таблица 16.

Приемы конспектирования текста

Тип сокращения Символ Расшифровка
Конспектирование отдельных слов
Кванторы1 V Каждый, всякий, для каждого
Сокращения каждый человек должен подбирать себе само­стоятельно. Единственное, о   Существует
П Получить
чем не следует забывать, так Ь(Р) Рассмотреть
это то, что вводить сокраще­ J Пусть
ния-кванторы нужно для наиболее длинных и часто употребляющихся слов. В (развернутая в другую сторону) Выявлять
Корейская грамота2 Ф=> Взаимосвязаны
  N (со стрелкой Противор ечие
  вверх)  
  <Т (развернутая в Система
  противоположную  
  сторону) или Э  
  О (с точкой под Точка зрения
  дугой)  
1 Немецкий математик Георг Кантор придумал п ввел в математическую запись названия кванторов каждый, всякий, для каждого п существует. Остальные кванторы предложил Л.Ф.Штернберг. ; Корейцы собирают алфавитные символы в иероглиф, поэтому кажется, что в корейском тексте одни иероглифы. Простейшие иероглифы состоят пз одного штриха.

 

Приставки, суффиксы, окон­чания1   Признак прилагательного «-ический»
~ (или одна вол­нистая линия) Признак существительного «-ение» или «-ание»
Y или j Признак причастия «-ущий», «-ющий», «- ающий»
Конспектирование фраз
Пространственная запись < «Вилка» соответствует словосочетанию «бывает следующих типов» или «под­разделяется на...»
{ «Скобка» соответствует словосочета­нию «состоит из...»
Использование контекста2 Группа подлежа­щего Например, если темой лекции является память, из фраз «Память - это психиче­ский процесс, который состоит из..., функциями которого являются...», можно записать: «Психический про­цесс...», «функции...» и т.д.
Часть словосоче­тания, дубли­рующая другую его часть Например, если на лекции сравнивают­ся по своим характеристикам крыло са­молета и ротор (мотор) вертолета, то при записи полностью произнесенных лектором фраз можно остановиться на «крыло» и «ротор»
Использование цвета Рубрикация В конспекте можно выделять начало разделов, пунктов, подпунктов красной строкой, выделяя цветами заголовки разных уровней или отчеркивая концы пунктов и подпунктов.
Работа цветом по важности Различным цветом выделяются части записи, имеющие разную значимость. Например, формулировки теорем, пси­хических процессов, основных понятий из менеджмента или юриспруденции, наконец, темы занятий красным цветом, определения - зеленым, а остальной текст - синим или черным
Работа цветом по соответствию Одинаковым цветом записываются как- то связанные между собой части запи-
1 По мнению Л.Ф.Штернберга, достаточно иметь четыре типовые концовки слов: признак существи­тельного, прилагательного, активного причастия (т.е. окончания вида«-ующий» или «-ающий»), пас­сивного причастия (окончания вида «-ованный или «-еванный»»). При этом окончания можно ис­пользовать как стенографические, так придуманные самостоятельно. 2 Основное правило, о котором, по мнению Л.Ф.Штернберга, не следует забывать, — это то, что со­кращаются слова, которые можно без труда восстановить по контексту.

 

си. Наиболее применим этот прием в следующих случаях:

- описание сложных конструкций, со­стоящих из нескольких частей:

- запись динамики (последовательности изменений) чего-либо:

- описание вариантов какого-либо объ­екта или решения

К числу приемов, которые, по мнению Л.Ф.Штернберга, помогают сту­денту эффективнее организовать свою работу на лекции, целесообразно отне­сти прием секционирования конспекта. Суть данного приема заключается в том, что конспект разбивается на несколько секций, а запись осуществляется в одной из них в зависимости от сущности записываемого материала. Например, в тетради по иностранному языку одна секция может быть отведена студентом под словарь, вторая часть - под грамматические правила, третья часть - под изучаемые фразеологические обороты, а четвертая секция может предназна­чаться для выполнения упражнений [52].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: