Интеллектуальная деятельность, ее структура и характеристика, с высокой степенью детализации была представлена в Лекциях 4-9.
Ниже дано описание основных проявлений интеллектуального труда, а именно, учебного и научного познания.
Строение учебного и научного познания в принципе подобно морфологии любой другой деятельности (игры, общения, бытовой, профессиональной). Однако специфика, по мнению Г.В.Суходольского, заключается в том, что в познании между познающим субъектом и познаваемой деятельностью вклинивается еще одна, опосредствующая их деятельность: педагогическая деятельность в учебном познании и информационно-объяснительная деятельность профессионалов в научном познании. Именно поэтому особенно важное значение имеют специфические учебно-педагогические и информационно-объяснительные взаимодействия, которые лишь в незначительной степени присутствуют в деятельности специалиста и сложившегося профессионального коллектива [42].Специфика внешней организации учебного познания состоит в решении учебных задач посредством учебных действий, что позволяет быстрее усвоить преподаваемый материал, сформировать систему знаний и умений, овладеть набором необходимых компетенций. К учебным действиям Г.В.Суходольский относит действия, облегчающие анализ, обобщение, структурирование запоминание материала (например, построение ориентировочной основы, «громкая речь про себя» в концепции П.Я.Гальперина) [8].
|
|
В научном познании имеются свои научные задачи, методы и методические приемы решения научно-исследовательских проблем.
Известный отечественный специалист в области общей, инженерной и математической психологии Г.В.Суходольский предлагает различать учебное и научное познание еще и во внутреннем плане. Так, согласно его концепции, учеба способствует формированию актуализируемой полноактивной образно- понятийной концептуальной модели будущей профессиональной деятельности, а научное познание (в том числе в форме социально-экономического исследования) формирует рефлексивный образ этой модели. Если сама концептуальная модель деятельности у учащегося (или специалиста) обычно мало вербализована, то ее рефлексивный научный образ должен быть в идеале полностью вербализован, иначе он не сможет трансформироваться в проект, исследование и т.д. Автор замечает, что в идеале и обучающийся должен был бы сформировать у себя такую образно-понятийную концептуальную модель деятельности, чтобы в ней (модели) все компоненты деятельности получили отражение и возможности выражения, как в чувственно-образном, так и в речемыслительном виде. Такая задача должна бы найти свое отражение в аксиологии учебного познания или, другими словами, в направленности, мотивации, целях, результатах, оценках процесса обучения.
|
|
Параллельно стоит отметить, что в процессах функционирования как учебного, так и научного познания под воздействием соответственно педагогических и научно-технических открытий и изобретений происходит развитие указанных проявлений интеллектуальной деятельности (т.е. учебного и научного познания). Также необходимо упомянуть о позиции Г.В.Суходольского, согласно которой функционирование этих проявлений оказывается взаимообусловленным. Автор полагает, что прогресс в учебном познании определяется продуктивностью научного познания, которое выступает в качестве ориентировочной основы учебного процесса. В противном случае возникают информационные недогрузки и перегрузки, обуславливающие известные потери в эффективности обучения: медленный темп научения, неоправданные затраты сил и средств, низкое качество подготовки, наконец, неудовлетворенность обучаемых процессом обучения и пр. Именно поэтому сегодня в образовательных учреждениях все шире используются вариативные способы ведения занятий: в школах - ин- тегративные уроки, а в ВУЗах - знаковое моделирование и преобразование учебной информации, проблемные лекции, вариативные формы семинаров и практикумов.
Знаковое моделирование и преобразование учебной информации
По поводу роли знаков и знаковых моделей в осуществлении высших психических функций человека известный советский психолог Л.С.Выготский высказывался: «... в высшей структуре функциональным определяющим целым или фокусом всего процесса является знак и способ его употребления. Подобно тому, как применение того или иного орудия диктует строй трудовой операции, подобно этому характер употребляемого знака является тем основным моментом, в зависимости от которого конструируется весь остальной процесс»[7].
Под знаком в современной семиотике[8] понимается материальный, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), выступающий в процессе познания и общения в качестве заместителя другого предмета (явлений, действий) и используемый для получения, хранения, преобразования и передачи информации о нем.
Совокупность знаков (уравнений, структурных формул, графиков, таблиц, схем и т. д.), которая представляет или замещает какой-либо объект познания и позволяет получить о нем дополнительные данные, принято называть знаковой моделью [10 С.5-6].
Процесс анализа исходных данных и построения модели называют моделированием.
Знаковое моделирование - это воспроизведение в знаковой форме предмета изучения, причем в тех его аспектах, которые являются особенно интересными и важными для обучающегося субъекта.
Естественно, способ выражения учебной информации в значительной мере обусловлен спецификой предмета, однако существуют некоторые в высшей степени эффективные приемы, облегчающие запись за преподавателем и усвоение тех существенных взаимосвязей, которые ускользают при обычном текстовом варианте изложения материала, например, фиксирование информации в виде таблиц, схем, символов.
Примеры табличного и схематичного выражения текстовых данных, заметно уплотняющего и, вместе с тем, облегчающего восприятие и усвоение новой (в данном случае психологической) информации, широко представлены на страницах курса лекций по «Культуре интеллектуального труда». Что касается символов, которые можно использовать в качестве приемов быстрого конспектирования, то в числе общепринятых Л.Ф.Штернберг называет ниже следующие [52].
|
|
Таблица 16.
Приемы конспектирования текста
Тип сокращения | Символ | Расшифровка |
Конспектирование отдельных слов | ||
Кванторы1 | V | Каждый, всякий, для каждого |
Сокращения каждый человек должен подбирать себе самостоятельно. Единственное, о | Существует | |
П | Получить | |
чем не следует забывать, так | Ь(Р) | Рассмотреть |
это то, что вводить сокраще | J | Пусть |
ния-кванторы нужно для наиболее длинных и часто употребляющихся слов. | В (развернутая в другую сторону) | Выявлять |
Корейская грамота2 | Ф=> | Взаимосвязаны |
N (со стрелкой | Противор ечие | |
вверх) | ||
<Т (развернутая в | Система | |
противоположную | ||
сторону) или Э | ||
О (с точкой под | Точка зрения | |
дугой) |
1 Немецкий математик Георг Кантор придумал п ввел в математическую запись названия кванторов каждый, всякий, для каждого п существует. Остальные кванторы предложил Л.Ф.Штернберг. ; Корейцы собирают алфавитные символы в иероглиф, поэтому кажется, что в корейском тексте одни иероглифы. Простейшие иероглифы состоят пз одного штриха. |
Приставки, суффиксы, окончания1 | Признак прилагательного «-ический» | |
~ (или одна волнистая линия) | Признак существительного «-ение» или «-ание» | |
Y или j | Признак причастия «-ущий», «-ющий», «- ающий» | |
Конспектирование фраз | ||
Пространственная запись | < | «Вилка» соответствует словосочетанию «бывает следующих типов» или «подразделяется на...» |
{ | «Скобка» соответствует словосочетанию «состоит из...» | |
Использование контекста2 | Группа подлежащего | Например, если темой лекции является память, из фраз «Память - это психический процесс, который состоит из..., функциями которого являются...», можно записать: «Психический процесс...», «функции...» и т.д. |
Часть словосочетания, дублирующая другую его часть | Например, если на лекции сравниваются по своим характеристикам крыло самолета и ротор (мотор) вертолета, то при записи полностью произнесенных лектором фраз можно остановиться на «крыло» и «ротор» | |
Использование цвета | Рубрикация | В конспекте можно выделять начало разделов, пунктов, подпунктов красной строкой, выделяя цветами заголовки разных уровней или отчеркивая концы пунктов и подпунктов. |
Работа цветом по важности | Различным цветом выделяются части записи, имеющие разную значимость. Например, формулировки теорем, психических процессов, основных понятий из менеджмента или юриспруденции, наконец, темы занятий красным цветом, определения - зеленым, а остальной текст - синим или черным | |
Работа цветом по соответствию | Одинаковым цветом записываются как- то связанные между собой части запи- |
1 По мнению Л.Ф.Штернберга, достаточно иметь четыре типовые концовки слов: признак существительного, прилагательного, активного причастия (т.е. окончания вида«-ующий» или «-ающий»), пассивного причастия (окончания вида «-ованный или «-еванный»»). При этом окончания можно использовать как стенографические, так придуманные самостоятельно. 2 Основное правило, о котором, по мнению Л.Ф.Штернберга, не следует забывать, — это то, что сокращаются слова, которые можно без труда восстановить по контексту. |
|
|
си. Наиболее применим этот прием в следующих случаях:
- описание сложных конструкций, состоящих из нескольких частей:
- запись динамики (последовательности изменений) чего-либо:
- описание вариантов какого-либо объекта или решения
К числу приемов, которые, по мнению Л.Ф.Штернберга, помогают студенту эффективнее организовать свою работу на лекции, целесообразно отнести прием секционирования конспекта. Суть данного приема заключается в том, что конспект разбивается на несколько секций, а запись осуществляется в одной из них в зависимости от сущности записываемого материала. Например, в тетради по иностранному языку одна секция может быть отведена студентом под словарь, вторая часть - под грамматические правила, третья часть - под изучаемые фразеологические обороты, а четвертая секция может предназначаться для выполнения упражнений [52].