Цель: совершенствовать умение детей использовать в речи предлоги.
Материал: сюжетная картинка леса, плоскостное изображение сороки, схемы предлогов.
Педагог предлагает детям выполнить определенные действия с сорокой, ориентируясь на схемы: поместить около сосны, между елью и осиной, спрятать за кормушку; придумать и рассказать, где еще побывала любопытная сорока.
Дидактическая игра «Улетают – не улетают»
Цель: закрепить знание зимующих и перелетных птиц. Развивать зрительное и слуховое внимание.
Материал: предметные картинки перелетных и зимующих птиц.
Предметные картинки раскладываются в центре круга (изображением вниз).
Дети бегут по кругу на носочках и делают взмахи руками («летят»). По команде «Стоп!» дети поднимают и переворачивают картинки. Те дети, у которых оказались картинки зимующих птиц, приседают, а те дети, у которых на картинках перелетные птицы, делают взмахи руками.
Дидактическая игра «Скажи одним словом»
Цель: упражнять в образовании сложных прилагательных.
Материал: мяч.
У сороки белые бока, поэтому ее называют … (белобокая).
У синицы желтая грудь, поэтому ее называют …(желтогрудая).
У снегиря красная грудь, поэтому его называют … (…).
У дятла красная голова, поэтому его называют … (…).
У вороны черные крылья,поэтому ее называют … (…).
У дятла острый клюв,поэтому его называют … (…).
У совы большая голова,поэтому ее называют … (…).
У свиристели звонкий голос,поэтому ее называют … (…).
У дятла длинный клюв,поэтому его называют … (…).
У сороки длинный хвост,поэтому ее называют … (…).
У совы большие крылья,поэтому ее называют … (…).
Тема «Моя страна»
Дидактическая игра «Добавь слово – неприятель»
Цель: упражнять детей в употреблении слов-антонимов. Способствовать пониманию и запоминанию пословиц.
Материал: мяч.
Родимая сторона – мать, а чужая … (мачеха).
От Родины веет теплом, а от чужбины …(холодом).
Собака лает на смелого, а кусает …(трусливого).
Худой мир лучше доброй …(ссоры).
Мир строит, а война …(разрушает).
Человек от лени болеет, а от труда …(здоровеет).
Тема «Защитники Отечества. Военные профессии»
Дидактическая игра «Образуй слова»
Цель: упражнять в образовании действительных причастий настоящего времени. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Солдат любит Родину. Любящий солдат.
Пограничник охраняет границу. Охраняющий пограничник.
Моряк сражается на море. Сражающийся моряк.
Пехотинец воюет за Родину. Воюющий пехотинец.
Танкист побеждает в бою. Побеждающий танкист.
Граждане живут в России. Живущие граждане.
Дидактическая игра «Кто служит в Армии»
Цель: учить образовывать имена существительные с помощью суффиксов -чик, - ист.
-чик: ракетчик, минометчик, летчик, зенитчик;
- ист: связист, танкист, артиллерист.
Дидактическая игра «Сосчитай»
Цель: упражнять в согласовании числительных с существительными.
Один танк, два танка … пять танков.
Тема «Одежда»
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: упражнять в образовании имен прилагательных от имен существительных. Расширять и активизировать словарный запас.
Материал: мяч.
Пиджак из шерсти. Он (какой?) - Шерстяной.
Платье из шелка. Оно …
Футболка из трикотажа. Она …
Куртка из кожи. Она …
Шуба из меха. Она …
Пальто для бабушки. Оно …
Одежда для улицы. Она…
Сапоги из резины. Они …
Косынка из ситца. Она …
Сарафан для лета. Он …
Плащ для весны. Он …
Майка для детей. Она …
Брюки для Мужчин. Они…