Дифференциация интонационных типов высказываний в импрессивной речи

Работа по этому направлению осуществляется на материале стихотворений и текстов. Предлагаются следующие виды упражнений.

А) Последовательная запись с помощью знаков препинания (точки, вопросительного и восклицательного знаков) и графических схем определенных видов высказываний (из прозаического текста или стихотворения). Параллельно на схеме предложения выделяется местоположение слова, на которое падает логическое ударение.

Б) «Интонационный диктант» («Шифровальщики»). Детям предлагается прослушать 4—5 высказываний различного мелодического оформления. После предъявления каждого дошкольники записывают на карточке соответствующие знаки препинания. По завершении задания «шифровки» сравниваются с образцами.

В) Выделение (поднятием карточки) в тексте вопросов, содержащих высказывания изученных коммуникативных типов (только повествовательных или только восклицательных высказываний).

Анализ результатов экспериментального обучения по предложенной методике показывает, что у детей со стертой дизартрией значительно возрастают возможности точного восприятия и понимания основных функций интонации в импрессивной речи, реализуемых комплексом интонационных компонентов. Дошкольники успешно усваивают и систематизируют правила интонационного оформления речевых сообщений. На этой основе у детей формируются языковые обобщения.

Становление интонационной системы в речи дошкольников способствует как развитию понимания значений речевых сообщений, переданных при помощи средств интонации, так и улучшению качества речевого общения и развитию коммуникативных способностей детей.

 

Позднякова Л.А.,к.п.н., учитель-логопед ГДОУ 75,г. Санкт-Петербург

Ж. «Логопед в детском саду», № 2 (11), 2006

 

Лопатина Л.В.

 

К ВОПРОСУ О СТРУКТУРЕ

ФОНЕТИКО - ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ДЕФЕКТА


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: