ВВЕДЕНИЕ
Эта политико-экономическая работа есть прикладная философия, конкретное применение моего философского мировоззрения, получен- ного путем критически переработанного марксистско-ленинского* в процессе осмысления политико-экономического развития общества.
Здесь тоже часть их материалистической теории мной просто перенята, а часть критически переработана и существенно дополнена. И это дополнение сейчас наиболее важно из всего теоретического материала для науки и общества. Потому что все, что ими сделано, - это исследована область товарно-денежных отношений, т.е. исследована поверхность экономической жизни общества, следствие экономических отношений. Причем, как оказалось, все это видится ими сквозь идеалистические очки объективного идеализма Гегеля. Даже собственно производство товара исследовано Марксом лишь с точки зрения образования стоимости.
А, ведь, все это является следствием производственных отношений и отношений собственности, образующих вместе экономические отношения, часть которых (отношений) идеальна, а часть материальна. И вот с этой-то основой общественного развития никто и никогда не разбирался, не понимая поэтому их взаимную связь и различия, роль в процессе общественного развития.
Иногда, правда, эти понятия употребляются учеными, но неосознан- но, как нечто всем понятное, во что не стоит углубляться. Но на самом деле это не так.
Чтобы глубоко понять развитие общества, надо прежде всего понять первичное, основу его исторического движения, основные причины его развития, чем и являются названные отношения. Тогда понятнее станут и их следствия - товарно-денежные отношения, а потому и понятнее развитие всей совокупности указанных отношений, что и есть общество.
И тогда станет понятно, что такое социализм, коммунизм (в чем пока никто толком не разобрался), чем они отличаются от капита-
лизма; что (какая бы путаница в умах по поводу этих понятий ни
*Я имею в виду «Идеализм современного материализма».
существовала) общество неумолимо движется к этому состоянию
и когда-то естественно-исторически «войдет» в него (в социализм, коммунизм). Но без насилия. Это будет исторический результат множества отдельных воль*.
Я не навязываю своих советов ни экономистам, ни политикам, но даю более глубокое понимание общественного развития, что, смею надеяться, немножко скорректирует их стратегические цели и поможет обществу развиваться наиболее беспроблемно.
ТЕЗИСЫ
10. Как бы ни было фантастично самополагание логической идеи самой себя в виде материального мира, плода в виде яблока, овеществление а б с т р а к т н о г о труда в виде стоимости еще более фантастично, т.к. эту «овеществленную» реальность мы не можем ощущать, тогда как материальный мир и яблоко вполне ощущаемы.
Стоимость идеальна, т.е. существует только субъективно-реально, а не в товарах. Поэтому товар не есть единство овеществленного абстрактного и конкретного труда, единство стоимости и потребительной стоимости, а всецело — продукт конкретного труда, следствие этого (конкретно-определенного) материального процесса**. Причем товар не может не быть объектом собственности. А стоимость - идеальный фактор экономической деятельности, основной идеальный критерий товарного обмена.
11. Товаром может быть и продукт труда, и продукт природы, т.е. он - объект собственности, имеющий потребительную стоимость и потребляемый в результате товарного обмена по причине специализации и разделения труда другим собственником.
12. Кустарь, становясь рабочим в результате разорения, т.е. в результате лишения средств производства, как и раньше, продолжает продавать капиталисту (бывшему скупщику) продукты своего труда, хотя теперь он производит эти продукты под крышей предприятия капиталиста и его средствами производства. Это значит, что рабочий,
*См.: Энгельс Ф., Соч., т. 37, с. 395-396 и с. 98 моей книги «Идеализм современного материализма».
** Товар является таким единством в той же мере, как и яблоко является единством самого себя и плода как такового; как и лошадь является единством самой себя и животного как такового...
как и кустарь, продает только продукты своего труда, что и есть товар. А рабочая сила никогда, кроме периода рабства, товаром не была.
13. Капитал К. Маркса как процесс, как самовозрастающая сто-
имость, осуществляющая свое движение по кругу путем метаморфоз, т.е. путем переселения из одних материальных товарных форм в
другие, есть не более, чем идеалистическая понятийно-словесная модель развития капиталистической экономики, как две капли воды похожая на гегелевскую модель природы - абсолютную логическую идею, реализующую свое движение путем смены материальных форм и полагающую себя в материальный мир в форме материальных объектов.
14. Труд есть прежде всего взаимодействие людей (индивидуально и коллективно) с природой, а потому основная и ведущая внешняя для общества причина его развития.
15. Классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров может не только способствовать общественному развитию, но и тормозить его. Основной и первичной причиной развития общества является труд. А классовая борьба как революционное насилие над эксплуататорами может быть только (если может быть) повивальной бабкой рождения новых общественных отношений.
16. Исторически существуют лишь три политико-экономические формации - это первобытнообщинная, частнособственническая и коммунистическая.
Частнособственническая имеет низшую и высшую фазы своего развития - это феодализм и капитализм.
Феодализм имеет четыре вида:
а) помещичий феодализм (когда феодал - собственник земли);
б) азиатский (когда земля принадлежит общине);
в) рабовладельческий (= помещичий феодализм с применением рабов);
г) азиатско-рабовладельческий (= азиатский с применением рабов).
17. Система директивного централизованного планирования социалистической экономики антидемократична по своей сути и является причиной скрытого экономического кризиса, в том числе диспропорций общественного производства и скрытой безработицы.
По этим причинам она неприемлема для социалистического общества. Это не социализм.
18. Максимально демократичным и приемлемым для социалисти-
ческого общества является рыночный социализм, потому что общественное производство здесь развивается без кризисов, пропорционально, быстро и эффективно, максимально заинтересовывая трудящихся трудиться с полной отдачей, творчески и активно, максимально исключая всякие возможности для злоупотреблений всякого рода.
19. Экономический прогресс общества означает не только технический прогресс, но прежде всего рост общественной производительности труда, а значит, уменьшение стоимости производства прежних потребительных стоимостей.
Поэтому технический прогресс в ущерб росту общественной производительности труда (что означает рост стоимости затрат на производство товаров) означает экономический регресс хозяйственной единицы или всего общества.
20. Пока продукт труда является объектом собственности, он не может не быть товаром. Значит, товарно-денежные отношения исчезнут только с исчезновением отношений собственности по поводу продуктов труда людей.
21. Социалистическое производство не может не быть товарным, а потому не может быть непосредственно-общественным. Значит, централизованное его регулирование есть тормоз его естественно-исторического развития, потому что оно здесь противоестественно.
22. Главное отличие социализма от капитализма состоит в том, что труженики социалистического общества трудятся только в своих интересах, в том числе и коллективных вплоть до общенародных, поэтому открытая эксплуатация здесь невозможна. Поэтому здесь кто не работает - тот и не ест. А капиталистическое производство осуществляется прежде всего в интересах капиталистов и их государства путем экономической и политической эксплуатации трудящихся (как бы ни была низка степень этой эксплуатации).
Именно этими объективно-реальными общественными процессами определяются все остальные отличия указанных двух общественных систем, в том числе отличия в отношениях собственности, являющиеся следствиями этих процессов.
23. Материальные интересы - одно из основных звеньев идеальной цепи причин трудовой деятельности людей. И историческое осмысление этого факта во взаимосвязи с остальными факторами экономической деятельности людей крайне необходимо для экономической политики государства.
24. Люди сами должны удовлетворять свои потребности через производственную деятельность, ибо им лучше знать, что им для этого нужно. Значит, здесь они должны быть свободны.
И они должны содержать государственные центральные органы, если те им нужны, а не наоборот (разумеется, за счет самих же трудящихся).
Государство должно заниматься проблемами государственными, общенародными. Как внутренними, так и внешними. Преимущественно стратегическими*.
Государство - это капитан нашего большого общенародного корабля. Он должен смотреть вперед, чтобы корабль шел по верному пути и не попал на айсберг или подводные рифы. А если случится пробоина, капитан должен отдать приказ: «Заделать пробоину!», а сам должен продолжать смотреть вперед: создавать нормальные политические, экономические, правовые и другие условия существования и деятельности социалистических производителей.
Каждый должен заниматься своим делом.
25. Открытая (официально не скрываемая) безработица органически не присуща ни директивно централизованному, ни рыночному социализмам, но первому органически присуща скрытая безработица.
26. Моногамная, парная семьи - следствие становления и упрочения частной собственности, и с ее отмиранием исчезнут.
27. Политико-экономическая формация - это понятие, отражающее определенные общественные отношения. Поэтому чисто феодального, либо чисто капиталистического, либо чисто социалистического обществ (т.е. соответствующей объективно-реальной политико-экономической формации) не существует и существовать не может. В социальной жизни всегда присутствуют все типы отношений с преобладанием тех или иных, из-за преобладания которых соответственно называется и общество.
Поэтому и социалистический рынок не может не состоять из капиталистических и феодальных, хотя последние под воздействием социалистических выглядят не так грубо, как в первозданной форме в пору своего господства.
* Например ценообразованием на природные ресурсы, стратегической экологической политикой...
Глава 1
ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ
ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ
«Нельзя вполне понять «Капитал»
Маркса и особенно его I главы, не
проштудировав всей Логики Гегеля.
Следовательно, никто из марксистов
не понял Маркса 1/2 века спустя!!»
(Ленин В. И., Полн. собр. соч., т. 29, с. 162.)
Собственность
Многие люди знакомы со словом «собственность» если не по специальной общественной литературе, то просто по газетам и журналам. Обычно с этим словом связывают свое представление об объекте собственности, т.е. с теми вещами, которыми люди пользуются, владеют, распоряжаются.
На это заблуждение классики марксизма-ленинизма в свое время указывали, подчеркивая ту мысль, что собственность есть не вещь, а общественные отношения. Но дальше этого различия между отношениями собственности и объектом собственности никто и нигде не пошел.
Бывает, собственность отождествляют с совокупностью «всех экономических отношений между людьми, взятых во всем богатстве их реального содержания»150, делая тем самым эту категорию совершенно бессодержательной. Эта мысль, конечно, заимствована из сочинений К. Маркса151, где он говорит, что, чтобы объяснить капиталистическую собственность, нужно дать описание всего капиталистического производства. А это не значит понимать собственность так предельно широко, а лишь так, как сказал К. Маркс, что сами отношения собственности будут лучше поняты при описании всех капиталистических отношений.
Часто отношения собственности, экономические отношения считают материальными, говоря это явно или неявно. Что значит материальные отношения собственности? Без включения момента субъективной активности? Если да, то, абстрагируясь от мышления человека, мы не получим общественных отношений, т.к. человек без мышления - не человек. А посему ничего не поймем и в теории. Общественные отношения, в том числе и экономические, всегда включают субъективную активность, т.е. состоят из совокупности идеальных и материальных отношений.
Бывают и другие определения собственности, но общее для всех
ученых то, что в своих определениях они указывают, что собственность - это отношения, а затем обычно везде объект собственности называют собственностью и говорят просто о материальных предметах, а не об отношениях собственности.
Понять, что такое собственность, очень важно для правильного понимания развития общества, для более глубокого понимания общественных отношений (товарно-денежных, антагонизма...), в том числе и в условиях социализма; а также понять, чем отличаются отношения собственности от экономических и производственных отношений.
Классики марксизма-ленинизма не занимались специальным анализом отношений собственности, т.к. метод исследования капитализма К. Маркса не нуждался в более подробном и детальном их исследовании*. Но, как будет видно из дальнейшего изложения теоретического материала, они были близки к правильному пониманию отношений собственности.
В Большой советской энциклопедии дается вот такое определение собственности:
«Собственность, исторически развивающиеся общественные отношения, которые характеризуют распределение (присвоение) вещей как элементов материального богатства общества между различными лицами (отдельными индивидами, общественными группами, классами, государством). Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет объект собственности, или имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями. Будучи законодательно урегулированы государством, они приобретают форму права собственности, которое включает полномочия собственника владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом».
Как видите, собственность охватывает два процесса: отношения между людьми и отношения людей к объекту собственности.
Если мы проверим эти два процесса на ПО, то сразу станут понятны идеальный характер отношений между людьми, как и материально-идеальные отношения людей к объектам собственности.
Идеальность отношений между людьми состоит в том, что человек
* О методе и теории К. Маркса я буду говорить после критического осмысления его категорий «стоимость», «товар», «рабочая сила» и «капитал»
(субъект) осознает принадлежность объекта собственности тому или иному человеку, что тот или иной человек является или не является собственником того или иного объекта собственности.
Материальность отношений между объектом собственности и субъектом означает процесс использования объекта собственности, который мы видим, осязаем... - ощущаем. Например потребление пищи. Хотя существуют и идеальные процессы использования объектов собственности, если сам объект собственности идеален, но, конечно, только через материальные носители идеального. Например наслаждение художественным образом, воплощенным в картине художника.
Идеальность отношений людей к объекту собственности состоит также в осознании ими его потребительной стоимости и осознании того, что он есть продукт труда, если это искусственный предмет.
Без идеальных отношений между людьми об отношениях собственности (без осознания и оценки поведения собственника или несобственника) не может быть и речи, т.к. получается тавтология: без отношений нет отношений.
Отсутствие отношения у людей к объекту собственности как к продукту человеческого труда бывает тогда, когда объект собственности является лишь продуктом природы; следовательно, в этом случае могут быть отношения собственности только по поводу продуктов природы.
Отсутствие отношения человека к объекту собственности как к потребительной стоимости может быть либо по причине отсутствия самого объекта собственности, либо если он никому не нужен, т.е. когда отсутствует причина (потребность в этом объекте) возникновения и существования отношений собственности.
О материальном процессе использования объекта собственности будем говорить ниже. Сейчас же вспомним, что объект собственности может быть идеальным. Это такие продукты человеческого ума, как литературные, музыкальные произведения, научные открытия и т.д. Отношение человека к такому объекту собственности состоит только из идеальных отношений: 1) осознание его как продукта человеческого труда, т.е. как стоимости, и 2) осознание его потребительной стоимости. И, конечно, 3) - идеальное его использование, потребление.
Но, тем не менее, потребление идеального объекта собственности опосредуется материальными процессами, поскольку все идеальное передается только через материальное и никак иначе (звук, буквы,
скульптура, деятельность актера...).
Кроме того, идеальный объект собственности может обмениваться на товары, что тоже есть материально-идеальный процесс.
Как же возникли отношения собственности и почему?
Почему - понятно: ведь жизнь человека есть его взаимодействие с природой, в том числе и обмен материальными элементами природы, прежде всего как процесс потребления этих элементов. А огромное большинство этих элементов, поскольку человек находится в обществе, он должен сначала присвоить, не дать другим, т.к. их всем не хватает для полного удовлетворения потребностей.
Следовательно, наряду с потребностями (= 1-я причина) причиной существования отношений собственности есть ограниченность, недостаточность материальных и идеальных элементов жизнедеятельности для всех (= 2-я причина). Например воздуха всем хватает, поэтому он не является объектом собственности. А земли недостаточно, и по ее поводу существуют отношения собственности. Поэтому запомним, что всякий объект собственности всегда есть природный или социальный элемент жизнедеятельности субъекта (индивидуума, группы, класса...), количества которого не хватает для всех.
А возникли отношения собственности в процессе присвоения, потребления и развития на этой основе осознания принадлежности предмета тому или иному человеку, а то и себе. То есть возникают понятия «твое», «мое», «наше», «ваше» «их» и т.д. Это и есть примитивные отношения собственности, начало осознания людьми своего общественного бытия в виде этих понятий. Конечно, люди не понимали, что это их общественные отношения, не доходили еще до такой степени обобщения, как мы: их отношения собственности носили слишком конкретный характер и не выходили за границы указанных понятий. В итоге это объясняется уровнем развития их производительных сил и обусловленным им сознанием.
Мне кажется, процесс становления отношений собственности (выработка понятий «твое», «мое»...) происходил на уровне почти животного состояния человека, когда не применялись даже простые орудия труда, когда предки людей занимались еще лишь примитивным собирательством.
Определения собственников.
А что обусловило собственника стать таковым?
Сам факт использования им объекта собственности в своих инте- ресах; то, что этим объектом собственности хотели бы попользовать-
ся и другие люди, т.е. то, что этот объект собственности представляет собой потребительную стоимость и для других. Но последнее ясно само собой, иначе бы он не был объектом собственности.
Человека, использующего объект собственности в своих интересах, люди всегда называли собственником, хозяином, владельцем. Поэтому определение собственника должно соответствовать этой правде жизни:
Собственник - это субъект, использующий объект собственности в своих интересах.
Важно здесь подчеркнуть то, что собственник - именно тот человек или коллектив, который использует объект собственности именно в своих интересах, потому что часто бывает, и в исторических фактах здесь недостатка нет, что человек использует объект собственности не в своих, а в интересах других субъектов. Раб например.
Поэтому осознание того, в чьих интересах используется объект собственности, есть критерий для ответа на вопрос: «Кто есть собственник этого объекта собственности?»
Что, например, делает наш народ собственником заводов, фабрик, земли и т.д.? Именно использование этих объектов собственности в интересах всего народа*.
Но, может быть и так, что человек не использует объекта собственности, хотя и владеет им (не дает никому, как собака на сене). Ясно, что, владея объектом собственности, человек в любой момент может стать действительным собственником этого объекта собственности, начав его использовать в своих интересах. Поэтому такого собственника (лишь владеющего) я называю потенциальным.
А что предшествует материальному процессу использования объекта собственности, а значит, и становлению человека собствен- ником? Очевидно, процесс присвоения: невозможно ведь пользоваться объектом собственности, не присвоив его.
Разновидностей процессов присвоения объектов собственности мно- жество. Прежде всего человек присваивает объект собственности в результате своего труда, а затем и с помощью товарного обмена.
А может присваивать и в результате насилия, воровства, какого-либо обмана**. Одна и та же необходимость (присваивать объекты собст-
*О нюансах использования общенародных объектов собствен- ности поговорим позже, при рассмотрении развития социалистического общества.
**Существует мнение, что насилие не имеет никакого отноше-
ния к политэкономии. Но это не совсем так, в чем мы убедимся далее, в главе 2, посвященной основам теории общественного развития.
венности) заставляет одних людей делать это на основе собственного труда, а более сильного, ловкого, наглого, хитрого - присваивать, по возможности, и нечестным путем.
Вы можете считать человека нечестным и т.п. Но вы не можете объявить материальный процесс использования им объекта собственности в своих интересах простой химерой: это объективно-реаль- ный процесс, проверяемый его ощущаемостью. Поэтому этот человек (даже если он и нечестен) и есть действительный собственник данного объекта собственности. История напичкана такими примерами. Ни один писатель, правдиво отражающий жизнь общества, не оставит этот факт без внимания.
Психологически люди по-разному оправдывают свое нечестное стремление, свои нечестные действия по присвоению объектов собственности. И чаще всего такие люди считают себя выше других, что лежит в основе шовинистических настроений народов и расовой дискриминации.
Из изложенного видно, что идеальной природой отношений собст- венности и объясняется их вторичность. Первичным является сам процесс присвоения и использования объекта собственности, т.е. ре- альная власть, хотя отношения собственности, как следствие, оказывают влияние на свое основание, т.е. на присвоение и использование.
Это в свое время было замечено основоположниками марксизма-ленинизма:
«Различные ступени в развитии разделения труда являются вместе с тем и различными формами собственности, т.е. каждая ступень разделения труда определяет также и отношения индивидов друг к другу соответственно их отношению к материалу, орудиям и продуктам труда»152.
То есть не потому люди производят частным образом, что они - частные собственники, а напротив, они есть частные собственники потому, что производят частным образом, потому, что их вынуждают так производить их средства производства.
Не потому люди производят коллективно, что они - коллективные собственники, а напротив, люди есть коллективные собственники потому, что они коллективно производят в интересах всех членов этого коллектива, что обусловлено качественно иными средствами производства. 126
Поэтому вид производства (частнособственнический или коллективный) определяется прежде всего материальным процессом использования таких объектов собственности, как средства производства, который (процесс) может осуществляться как коллективно, так и частным образом. Если использование средств производства (осуществление производства) ведется частным лицом и в его же интересах, то и средства производства, и продукты его труда являются объектом его частной собственности. Если производство ведется множеством частных лиц, то и отношения между ними есть отношения частных собственников, потому что и продукты производства, и средства производства используются в интересах этих частных лиц. И наоборот, если использование средств производства осуществляется коллективно, то и присвоение продуктов труда получается коллективное, а отношения между людьми есть отношения коллективных собственников. Вспомните: если вы произвели продукт сами, то вы его считаете своим; а если с кем-либо - то вы делитесь этим продуктом с товарищем по производству как с равным, как с субъектом, имеющим право на этот продукт, равное вашему.
Отношения собственности являются, конечно, основой производства, поскольку они есть идеальные его условия. Но не всякие отношения собственности, а лишь по поводу средств производства, поскольку именно средства производства в качестве производительных сил в итоге определяют развитие производства, общества. И поскольку природа отношений собственности идеальна, то они играют роль условий производства лишь в качестве следствия процесса использования средств производства в обществе.
А освященные правом, т.е. нормативными актами, эти отношения являются важным идеальным общественным фундаментом развития производства, хотя фундаментом и вторичным.
Поэтому главное отличие капитализма от социализма состоит не в отношениях собственности (они лишь указывают на основное отличие), а в материальном процессе использования средств производства частными лицами или коллективами в интересах этих субъектов. То есть различие их состоит в том, что капиталистическое производство ведется преимущественно в интересах капиталистов, а социалистическое - в интересах всего народа. А потому все это самым тесным образом связано с вопросом о власти и государстве, с вопросом о насилии.
Различия между честным и нечестным способом приобретения
объекта собственности, от чего мы отвлеклись, большие. Поэтому я называю собственника, приобретшего объект собственности честным путем, истинным собственником, а нечестным - ложным собствен- ником (= вор, насильник, шулер, аферист...).
Соответственно люди дают этим собственникам и различную моральную оценку: они считают, что истинный собственник имеет право использовать объект собственности в своих интересах как необходимый элемент жизнедеятельности, а ложный - нет. Такая моральная норма, оценка поведения играет определенную роль в отношениях между людьми, и я называю ее естественным правом собственности.
Но ложные собственники, если они у власти, если это есть экономически и политически господствующий класс, создают и совершенствуют юридические правовые нормы, являющиеся обязательными для каждого человека определенного общества, где ложные собственники свое ложное естественное право на объект собственности возводят в юридическое право собственности, становясь таким образом юридическими собственниками. С дальнейшим развитием законодательных функций государства юридическими собственниками становятся и истинные собственники. Значит, юридические собственники могут быть истинными, а могут быть и ложными.
Итак, чтобы выяснить кто является собственником конкретного объекта собственности, надо выяснить: в чьих интересах используется этот объект собственности?
И сразу становится понятно, что собственником данного объекта собственности является тот, в чьих интересах он используется. Если субъект лишь владеет объектом собственности, то он - лишь потенциальный собственник.
Чтобы выяснить, является ли субъект истинным или ложным собственником (соответственно является ли его право использовать объект собственности в своих интересах истинным или ложным), нужно знать: честным или нечестным путем был им присвоен объект собственности?
А является ли человек юридическим собственником - нам скажет право.
Причем, надо заметить, что бытие или небытие субъекта юриди- ческим собственником и даже не юридическим, но признаваемым таковым во мнении людей, является решающим фактором для эконо- мических отношений. Потому что люди в своей практике, в том числе
и в экономических отношениях, в экономической деятельности руководствуются мнениями, суждениями и выводами (на пути к целям и потребностям), хотя бы и ложными. А признание юридического собственника таковым и есть такое мнение, возведенное в закон, не говоря уже о том, что за нарушение этого закона придется иметь дело с государством, т.е. быть подвергнутым насилию.
Если человек использует объект собственности в своих интересах, но не считает себя его собственником, то это лишь потому, что его понимание действительного собственника ограничено юридическим понятием «собственник», потому что не только огромная масса людей, но и наука не распространили понятие «собственник» на всякого субъекта, в интересах которого используется объект собственности, независимо ни от чьего мнения и какого бы то ни было закона.
Обычно люди считают собственником только юридического собственника, независимо от того, в чьих интересах используется объект собственности. Таким определением пользовались, например, в Древнем Риме. Для человека, дающего собственнику такое определение, собственником конкретного объекта собственности может быть либо один, либо другой субъект, согласно юридическим нормам. А в жизни не так. Ссудный капитал, например, используется и в интересах денежного капиталиста, и в интересах промышленного, хотя юридическим собственником ссуды является лишь денежный капиталист. Средства производства используются и в интересах капиталиста, и в интересах рабочих, хотя юридическим собственником средств производства является лишь капиталист.
Диалектическое понимание этого вопроса состоит в том, что действительный собственник определяется объективно-реальным процессом использования объекта собственности в своих интересах, а юридический - законом. И поскольку объектом собственности юридического собственника может пользоваться и другой собственник, постольку на самом деле этот другой тоже является действительным собственником в той мере, в какой он использует указанный объект собственности в своих интересах.
И если объект собственности используется в интересах только одного собственника, то этот субъект и является полным действительным единоличным собственником этого объекта собственности, причем независимо от того, кто является здесь юридическим собственником.
Примером действительного полного единоличного собственника может быть человек, съедающий этот объект собственности (пищевой продукт); таковым является также любой человек, пользующийся своими личными вещами.
Но не процессы пользования личными вещами и продуктами питания в их прямом назначении играют решающую роль в развитии производства и существующих в обществе экономических отношений.
Определяющее значение имеет здесь использование средств произ- водства. И отношения собственности, а потому и экономические отношения, и общественное производство в целом определяются тем, кто и чьими руками использует средства производства.
Примером полного единоличного собственника, причем действи- тельного собственника средств производства является кустарь, ремес- ленник, поскольку свои средства производства они используют только в своих личных интересах, если не подвергается регулярному ограблению эксплуататором,
Когда говорят, что собственник использует объект собственности независимо от кого бы то ни было, то тем самым дают определение абсолютного собственника, которого социальная действительность не знает. Там нет таких людей, потому что быть в обществе независимым от кого бы то ни было - значит быть изолированным от общества, быть вне его. А индивид вне общества не может быть ни собственником, ни несобственником, т.к. быть тем или другим он может только по отношению к людям, следовательно, только в обществе. Поэтому абсолютный собственник (= субъект, использующий объект собственности в своих интересах независимо от кого бы то ни было) есть бессмыслица.
Человек может быть полным собственником, если объект собствен- ности используется им только в своих интересах.
Но если средства производства, как и другие объекты собственнос- ти, используются более чем одним субъектом, то все они являются действительными собственниками этого объекта собственности, но каждый в той мере, в какой объект собственности используется в его интересах независимо от того, что кто-то может быть ложным, а кто-то - истинным собственником или юридическим.