Выборные руководители

А кооперирование с другими такими же коллективами тружеников на принципах равноправия, на принципах отношений в большой семье укруп­нило бы общину, создав дополнительные возможности для дальнейших спе­циализации и разделения труда. И если бы процесс этот и дальше шел в том же направлении, исключая возникновение частнособственнических отноше­ний, то население Земли, возможно, значительно быстрее достигло бы тех вершин экономического развития, на которых находимся мы сейчас, не зная войн и многих других отвратительных следствий классового общества. Но, к сожалению, частнособственнические инстинкты победили коллективистские традиции и принципы распределения и разложили первобытное общество коллективных тружеников.

Правда, надо отдать должное и конкуренции, как мощному стимулу об­щественного прогресса, которой лишено нечастнособственническое обще­ство.

Но как бы там ни было, я уверен, что существуют внеземные цивилиза­ции высокого уровня развития, которые не знали частнособственнического способа производства по указанным и по еще неизвестным нам причинам.

Поэтому существование эксплуататоров - печальный, хотя и неиз- бежный факт для земной цивилизации, обусловленный разоб­щеннос-

тью интересов частных производителей, их частнособст­венническим узкокорыстным эгоизмом. Придется нам утешить се­бя тем, что паразиты и в природе есть. Тем более, что какие-то не­сколько тысяч лет существования частнособственнических отно­шений - ничто по сравнению с десятками, а то и сотнями тысяч лет существования первобытнообщинных и еще более - комму­нистических в будущем.

Поняв причины существования эксплуататорских классов, лег­ко понять и роль классовой борьбы в общественном развитии.

Поскольку двигателем общественного развития является труд, то все, способствующее развитию процессов труда, его эффектив­ности помогает общественному развитию, и наоборот.

Поэтому существование паразитических элементов в обществе, понижая эффективность его производства, тормозит общественное развитие. Значит, борьба эксплуататоров за право на паразитиче­ское существование тормозит общественное развитие, а борьба эксплуатируемых против гнета эксплуататоров, имея своей целью сбросить с себя паразитические элементы, не только означает уст­ранение торможения общественного развития, но и создает простор, больше возможностей для углубления разделения труда в об­ществе и совершенствования специализации производителей.

Но эта цель для эксплуатируемых далеко не всегда достижима. Например, для крестьянства в период феодализма: поскольку их борьба здесь бесперспективна, постольку она не может быть ис­точником общественного развития, общественного прогресса, ведь никаких новых общественных отношений в результате этой борьбы быть не может. Даже более того, поскольку в ходе кресть­янских войн гибнет часть производительных сил, постольку клас­совая борьба на этом этапе развития общества может быть причи­ной только регресса.

А каков еще может быть результат этой борьбы? Никакой. Следовательно, других значений она не имеет.

При капитализме борьба рабочих против капиталистов, имея своей целью растормозить общественное развитие, полезна для об­щества. Но не она, не борьба является перво источником общественного развития, а труд, И когда борьба рабочих завершается победой, то открывается лишь простор (= возможности, которые еще только надо суметь использовать) для общественного развития.

Поэтому классовая борьба рабочих против капиталистов (но не наоборот) является всего лишь средством, повивальной бабкой со­здания условий для полноценного действия источника развития, для труда. Причем это средство (классовая борьба рабочих против ка-

271­

питалистов) вызвано к жизни через цепь причин (= совершенство­вание средств производства, специализация и разделение труда, из­менение общественных отношений) именно самим трудом ради са­мого себя.

Другими словами, природа через труд воздействует на обще­ство так, что заставляет рабочих взять управление производством в свои руки, а потому устранить прежде капиталистов с их госу­дарством как помеху для этой цели.

Результатом классовой борьбы рабочих с капиталистами ни­чего другого быть не может, а потому ее роль и исчерпывается в качестве средства создания нормальных условий для произ­водства.

Это значит, что первоисточником общественного развития, в том числе и причиной изменения общественных отношений, был, есть, будет и может быть только труд народных масс. Только он порождает общественное движение, и только безделье и пара­зитизм это движение нейтрализуют, противодействуют ему.

Каждодневный, ежечасный, интересный, непривлекательный, легкий, тяжелый, упорный, настойчивый, свободный и подневоль­ный, но, главное, массовый, какой бы он ни был и когда бы ни про­исходил, труд, постепенно совершенствуя людей, их практические навыки и знания, через осознание возможностей и воплощение их в действительность заставляет применять все более совершенные средства производства и приводит ко все большей специализации и разделению труда в обществе, что влечет за собой изменение общественных отношений (прежде всего экономических, а затем, вследствие и в процессе изменений экономических - и брачно- семейных отношений), психологии людей, развития науки, морали и идеологии, права и искусства.

Именно труд и только труд является первопричиной всех про­цессов и явлений, существующих в обществе (как и самые прими­тивные живые существа в природе являются биологическим осно­ванием для существования и развития более сложных живых ор­ганизмов, даже таких, как человек).

Как нетрудно заметить, гносеологическая модель развития произ- водства не содержит в себе никаких диалектических про­тиворечий и законов, этих иллюзорных детерминантов обще­ственного развития. Классовая борьба привлекается для объяснения лишь узловых пунктов (революционных преобразо­ваний) общественного развития - при переходе от коллектив­ного к частнособственническому способу производства, и наоборот, где роль классовой борьбы сводится к

средству, с помощью которого люди приводят свои общественные отноше­ния в соответствие с определенным уровнем производительных сил, т.е. ликвидируют возникшее в ходе общественного развития противодействие общественных отношений определенному уров­ню развития производительных сил.

В связи с перестройкой общественных отношений во время феодальной революции для некоторых членов общества появляют­ся возможности вести паразитический образ жизни за счет угне­тения тружеников, чем указанные сограждане и спешат восполь­зоваться. В связи с обратным переходом к коллективному производству и соответствующему ему коллективному присвоению средств, предметов и результатов производства, эксплуататорские классы (но лишь в качестве паразитирующих элементов, лишь в качестве ложных собственников) становятся таким препятствием революционным преобразованиям, не преодолев которые невоз­можно строить новые общественные отношения.

Поэтому социалистическое общество, основывающееся на дей­ствительно социалистической экономике, исключает возможность существования паразитирующих элементов (кроме скрытых - во­ров, взяточников, аферистов...).

В промежутке между этими революциями объяснение разви­тия частнособственнического производства, логики его движения не нуждается в привлечении для этой цели классовой борьбы.

А вот существование здесь классовой борьбы нуждается в объяснении: причины классовой борьбы кроются в экономических отношениях, покоящихся на определенном уровне развития про­цессов труда!

Тем более невозможно и нет никакой необходимости объяснять классовой борьбой развитие первобытнообщинного и коммунисти­ческого обществ, где и классов-то нет. А гносеологическая модель здесь «работает»! Это значит, что основной, главной причиной раз­вития общества есть труд (= материально-идеальный процесс взаи­модействия человека с другими людьми и с природой, с целью получения потребительной стоимости), без которого невозможно понять общественное развитие, разве что мистически-идеалистически-божественным образом. А если труд, то, значит, и трудящиеся массы являются первопричиной общественного развития как активная сторона взаимодействия людей с природой.

Конечно, это не значит, что для более конкретного понимания общественного развития, для понимания развития конкретных про-

цессов не нужно обращать внимание на политические институ­ты, специализацию экономики страны, ее место в мировом разде­лении труда, уровень образования людей и т.д. Все это, конечно, нужно знать вплоть до личностей, которые оказывают более или менее значительное влияние в тот или иной период времени на те или иные обстоятельства.

Но для понимания глубинных, основных причин общественного движения эти конкретные факты не имеют значения, потому что все они так или иначе базируются на общественном производстве определенного уровня развития и на соответствующих ему обще­ственных отношениях, которые имеют для производительных сил значение тормоза или стимулятора общественного прогресса.

Процессы труда, а вместе с ними и средства производства пер­вичны для общественного развития, общественные отношения, и в первую очередь экономические, - вторичны, семейно-брачные - третичны...


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: