А кооперирование с другими такими же коллективами тружеников на принципах равноправия, на принципах отношений в большой семье укрупнило бы общину, создав дополнительные возможности для дальнейших специализации и разделения труда. И если бы процесс этот и дальше шел в том же направлении, исключая возникновение частнособственнических отношений, то население Земли, возможно, значительно быстрее достигло бы тех вершин экономического развития, на которых находимся мы сейчас, не зная войн и многих других отвратительных следствий классового общества. Но, к сожалению, частнособственнические инстинкты победили коллективистские традиции и принципы распределения и разложили первобытное общество коллективных тружеников.
Правда, надо отдать должное и конкуренции, как мощному стимулу общественного прогресса, которой лишено нечастнособственническое общество.
Но как бы там ни было, я уверен, что существуют внеземные цивилизации высокого уровня развития, которые не знали частнособственнического способа производства по указанным и по еще неизвестным нам причинам.
|
|
Поэтому существование эксплуататоров - печальный, хотя и неиз- бежный факт для земной цивилизации, обусловленный разобщеннос-
тью интересов частных производителей, их частнособственническим узкокорыстным эгоизмом. Придется нам утешить себя тем, что паразиты и в природе есть. Тем более, что какие-то несколько тысяч лет существования частнособственнических отношений - ничто по сравнению с десятками, а то и сотнями тысяч лет существования первобытнообщинных и еще более - коммунистических в будущем.
Поняв причины существования эксплуататорских классов, легко понять и роль классовой борьбы в общественном развитии.
Поскольку двигателем общественного развития является труд, то все, способствующее развитию процессов труда, его эффективности помогает общественному развитию, и наоборот.
Поэтому существование паразитических элементов в обществе, понижая эффективность его производства, тормозит общественное развитие. Значит, борьба эксплуататоров за право на паразитическое существование тормозит общественное развитие, а борьба эксплуатируемых против гнета эксплуататоров, имея своей целью сбросить с себя паразитические элементы, не только означает устранение торможения общественного развития, но и создает простор, больше возможностей для углубления разделения труда в обществе и совершенствования специализации производителей.
Но эта цель для эксплуатируемых далеко не всегда достижима. Например, для крестьянства в период феодализма: поскольку их борьба здесь бесперспективна, постольку она не может быть источником общественного развития, общественного прогресса, ведь никаких новых общественных отношений в результате этой борьбы быть не может. Даже более того, поскольку в ходе крестьянских войн гибнет часть производительных сил, постольку классовая борьба на этом этапе развития общества может быть причиной только регресса.
|
|
А каков еще может быть результат этой борьбы? Никакой. Следовательно, других значений она не имеет.
При капитализме борьба рабочих против капиталистов, имея своей целью растормозить общественное развитие, полезна для общества. Но не она, не борьба является перво источником общественного развития, а труд, И когда борьба рабочих завершается победой, то открывается лишь простор (= возможности, которые еще только надо суметь использовать) для общественного развития.
Поэтому классовая борьба рабочих против капиталистов (но не наоборот) является всего лишь средством, повивальной бабкой создания условий для полноценного действия источника развития, для труда. Причем это средство (классовая борьба рабочих против ка-
271
питалистов) вызвано к жизни через цепь причин (= совершенствование средств производства, специализация и разделение труда, изменение общественных отношений) именно самим трудом ради самого себя.
Другими словами, природа через труд воздействует на общество так, что заставляет рабочих взять управление производством в свои руки, а потому устранить прежде капиталистов с их государством как помеху для этой цели.
Результатом классовой борьбы рабочих с капиталистами ничего другого быть не может, а потому ее роль и исчерпывается в качестве средства создания нормальных условий для производства.
Это значит, что первоисточником общественного развития, в том числе и причиной изменения общественных отношений, был, есть, будет и может быть только труд народных масс. Только он порождает общественное движение, и только безделье и паразитизм это движение нейтрализуют, противодействуют ему.
Каждодневный, ежечасный, интересный, непривлекательный, легкий, тяжелый, упорный, настойчивый, свободный и подневольный, но, главное, массовый, какой бы он ни был и когда бы ни происходил, труд, постепенно совершенствуя людей, их практические навыки и знания, через осознание возможностей и воплощение их в действительность заставляет применять все более совершенные средства производства и приводит ко все большей специализации и разделению труда в обществе, что влечет за собой изменение общественных отношений (прежде всего экономических, а затем, вследствие и в процессе изменений экономических - и брачно- семейных отношений), психологии людей, развития науки, морали и идеологии, права и искусства.
Именно труд и только труд является первопричиной всех процессов и явлений, существующих в обществе (как и самые примитивные живые существа в природе являются биологическим основанием для существования и развития более сложных живых организмов, даже таких, как человек).
Как нетрудно заметить, гносеологическая модель развития произ- водства не содержит в себе никаких диалектических противоречий и законов, этих иллюзорных детерминантов общественного развития. Классовая борьба привлекается для объяснения лишь узловых пунктов (революционных преобразований) общественного развития - при переходе от коллективного к частнособственническому способу производства, и наоборот, где роль классовой борьбы сводится к
средству, с помощью которого люди приводят свои общественные отношения в соответствие с определенным уровнем производительных сил, т.е. ликвидируют возникшее в ходе общественного развития противодействие общественных отношений определенному уровню развития производительных сил.
|
|
В связи с перестройкой общественных отношений во время феодальной революции для некоторых членов общества появляются возможности вести паразитический образ жизни за счет угнетения тружеников, чем указанные сограждане и спешат воспользоваться. В связи с обратным переходом к коллективному производству и соответствующему ему коллективному присвоению средств, предметов и результатов производства, эксплуататорские классы (но лишь в качестве паразитирующих элементов, лишь в качестве ложных собственников) становятся таким препятствием революционным преобразованиям, не преодолев которые невозможно строить новые общественные отношения.
Поэтому социалистическое общество, основывающееся на действительно социалистической экономике, исключает возможность существования паразитирующих элементов (кроме скрытых - воров, взяточников, аферистов...).
В промежутке между этими революциями объяснение развития частнособственнического производства, логики его движения не нуждается в привлечении для этой цели классовой борьбы.
А вот существование здесь классовой борьбы нуждается в объяснении: причины классовой борьбы кроются в экономических отношениях, покоящихся на определенном уровне развития процессов труда!
Тем более невозможно и нет никакой необходимости объяснять классовой борьбой развитие первобытнообщинного и коммунистического обществ, где и классов-то нет. А гносеологическая модель здесь «работает»! Это значит, что основной, главной причиной развития общества есть труд (= материально-идеальный процесс взаимодействия человека с другими людьми и с природой, с целью получения потребительной стоимости), без которого невозможно понять общественное развитие, разве что мистически-идеалистически-божественным образом. А если труд, то, значит, и трудящиеся массы являются первопричиной общественного развития как активная сторона взаимодействия людей с природой.
|
|
Конечно, это не значит, что для более конкретного понимания общественного развития, для понимания развития конкретных про-
цессов не нужно обращать внимание на политические институты, специализацию экономики страны, ее место в мировом разделении труда, уровень образования людей и т.д. Все это, конечно, нужно знать вплоть до личностей, которые оказывают более или менее значительное влияние в тот или иной период времени на те или иные обстоятельства.
Но для понимания глубинных, основных причин общественного движения эти конкретные факты не имеют значения, потому что все они так или иначе базируются на общественном производстве определенного уровня развития и на соответствующих ему общественных отношениях, которые имеют для производительных сил значение тормоза или стимулятора общественного прогресса.
Процессы труда, а вместе с ними и средства производства первичны для общественного развития, общественные отношения, и в первую очередь экономические, - вторичны, семейно-брачные - третичны...