В силу причин существования ПДЦ планомерная деятельность центральных экономических органов в директивно организованной экономике не может предусмотреть динамику и пропорции всех общественных коллективных и индивидуальных потребностей, не может наладить, регулировать и регламентировать производство и распределение всех без исключения необходимых обществу продук- тов, детерминируя, таким образом, производственную деятельность каждого производителя непосредственно. Ведь люди не автоматы, не винтики, и в силу своей относительной самостоятельности они искажают в какой-то мере планомерную деятельность центра.
Поэтому часть общественных потребностей, выпавшая из поля зрения центральных органов, и часть неудовлетворенных общественных потребностей из-за частичного невыполнения производителями планов центра удовлетворяется либо в результате соответствующего производства продуктов самими носителями этих потребностей, т.е. натуральным производством, либо другими производителями (частными собственниками, занимающимися этим производством на свой страх и риск, по своей собственной инициативе, - это кустари, артели, шабашники), удовлетворяющими общественные потребности товарным производством.
Существование этих частных производителей обусловлено не только тем, что центральные органы планово-директивной экономики, в силу причин существования ПДЦ, не могут и никогда не смогут наладить производство так, чтобы максимально полноценно удовлетворить качественно и количественно потребности населения, но и тем, что обычно производство многих товаров несложно и под силу отдельным кустарям. То есть существующая специализация и разделение труда в обществе и соответствующие им средства производства с предметами труда вполне достаточны для производства некоторых видов товаров отдельным кустарем, где кооперация в виде больших промышленных производств, когда каждый производитель делает частичную операцию, совсем не обязательна. Выращивание цветов - яркий пример такого производства. 287
И если государство чинит всяческие препятствия такому производству, подчас объявляя его даже незаконным, то удовлетворение общественных потребностей страдает. Сначала количественно, а затем, в силу значительного превышения спроса над предложением, и качественно. Но, тем не менее, это производство будет существовать всегда, потому что существуют неудовлетворенные потребности, даже если под воздействием запретов оно (это производство) будет незаконным, гадким и непривлекательным.
Такие запреты, кстати сказать, противоречат целям социалистического строительства. В свое время В.И. Ленин говорил, что социализм есть высшая производительность труда. И это вполне понятно и естественно. Но почему мы сейчас наблюдаем неестественно низкую производительность труда в социалистических странах (сегодня, конечно, уже бывших) по сравнению с капиталистическими?
Одной из причин такого результата нашей экономики есть сталинизм и годы застоя, когда повышение производительности труда подрывалось и тормозилось не только неэффективностью бюрократических методов управления, подрывающих прежде всего материальную заинтересованность людей трудиться с полной отдачей, но и такими преступными делами, как уничтожение цвета нашего общества во времена Сталина, и такими дикими поступками, как прямое уничтожение части урожая сельских тружеников в индивидуальном секторе местными представителями власти во времена застоя (с целью пресечь частнособственнические поползновения!)
Поэтому для социализма вполне естественен и жизненно необходим принцип - разрешается делать все то, что не противоречит
*Подумайте только, ведь производительность общественного труда выражается в количестве произведенных обществом продуктов в единицу времени (за день, за год...). И вот один человек вырастил столько-то помидоров, а другой (вместо того, чтобы если не самому вырастить такой же урожай, то хотя бы помочь чем-то первому) - две трети урожая первого человека уничтожил, правда, с «благими» намерениями! Во сколько же раз реальная производительность труда этих двух людей, выраженная в указанных помидорах, меньше их потенциальной (возможной) производительности? Во сколько раз они могли бы работать эффективнее, если бы их взаимодействие исключало такого рода противодействие? И это касается всякого рода индивидуальной торговли, кустарничества и т.п. 288
интересам других людей, в том числе и все то, что не запрещено законом.
Это необходимо глубоко продумать и усвоить всем, и прежде всего всякого рода бюрократам.
Поэтому социалистическая экономика состоит не только из промышленных предприятий, кооперированных внутренне и внешне через товарообмен с другими предприятиями, включая институты, научно-производственные объединения и т.п., но и из артелей, кустарей и ремесленников, индивидуальных услуг... То есть включает все типы производств, даже натуральное производство, но без элемента эксплуатации человека человеком - ложные юридические собственники здесь отсутствуют. Но коллективное производство, в силу кооперации труда на базе его специализации и разделения, значительно преобладает. И прежде всего даже не столько количеством занятых здесь людей, сколько своей экономической силой, определяющим значением для других сфер общественной жизни.
Причем всякая хозяйственная единица, будь то кустарное производство или огромное промышленное предприятие, является элементом одного коллективного производства в масштабах страны, поскольку частично, соответственно прибавочной стоимости, принадлежит всему народу, а через разделение труда, специализацию и товарный обмен на этой основе связан со множеством других хозяйств, образуя единую экономическую систему.
И вот, находясь в этой системе экономических связей, всякое экономическое звено социалистического общества трудится одновременно в своих интересах и в интересах общества, независимо от того, отрасль ли это народного хозяйства, завод ли, кооператив ли или отдельный кустарь.
Другими словами, социалистическое производство - это преимущественно коллективное производство, планомерно регулируемое в масштабах страны, ведущееся в интересах хозяйствующих субъектов и всего общества одновременно, следствием чего является господство (но не исключительное существование) общенародной собственности на средства производства*.
Капиталистическое же производство, как мы помним, представляет собой стихийно развивающееся хозяйство, состоящее из
*И это значит, что социалистическое производство не ведется в интересах эксплуататоров (ложных собственников), следователь- но, исключает существование последних, а потому исключает и эксплуатацию, во всяком случае открытую и узаконенную. 289
принципиально такого же набора хозяйственных единиц, но возглавляемых преимущественно ложными собственниками. Поэтому капиталистическое производство ведется преимущественно и в первую очередь в интересах отдельных капиталистов и их государства, т.е. в интересах класса капиталистов. Поэтому деление капиталистического общества на классы и эксплуатация одного класса другим - неотъемлемый атрибут этого общества.
Отсюда должно быть понятно, что социалистическое общество - это бесклассовое общество. А распространенное мнение о наличии у нас классов, пусть даже и дружественных, ничем не обосновано и существует из-за традиции называть работников сельского хозяйства крестьянами, а промышленности - рабочими.
Действительно, «уничтожить классы - это значит поставить всех граждан в одинаковое отношение к средствам производства всего общества»260. И диктатурой пролетариата эта задача выполнена. Это, конечно, не означает, что я отрицаю существование множества разнообразных интересов у людей и формирование на этой основе самых разнообразных коллективов, социальных групп и т.д. Просто все эти социальные группы, общества любителей и т.п. не являются классами в политико-экономическом смысле. Их интересы могут не совпадать и даже противоречить друг другу, но эти люди не смогут эксплуатировать друг друга, поэтому их отношения не могут быть антагонистическими, разве что при крупных ошибках и злоупотреблениях руководителей из-за несовершенства политической и правовой систем.
Переходный же период, т.е. становление социалистических эконо- мических отношений, есть и становление бесклассового общества, поскольку результатом этого процесса есть абсолютно одинаковые в экономическом смысле хозяйствующие субъекты: каждый из них является действительным истинным коллективным собственником общенародных средств производства в результате представитель- ского их использования через деятельность государственных органов и таким же собственником своего трудового коллектива, средств производства. Лишь кустарь в результате непосредственного использования своих средств производства является не коллективным, а частным собственником, но одновременно и коллективным в масштабах всего общества и по отношению к своим, и по отношению к чужим продуктам труда. Каждый из этих собственников соответственно необходимому труду противостоит другому производителю как частный собственник товаров и соответственно приба-
вочному труду является истинным коллективным собственником продуктов своего и чужого труда*.
Соответственно их положению коллективных собственников интересы у них совпадают, хотя их частные интересы часто не совпадают и даже противоречат друг другу. Но тем не менее все
здесь в политико-экономическом смысле - близнецы-братья**. Тем более, что деятельностью центральных органов, выражающих общенародные интересы, все производители поставлены в такие условия, когда никто не «может присваивать себе труд других»261 людей, поскольку в социалистической экономике отсутствуют такие различия между трудящимися, в том числе и руководителями, которые позволили бы одним жить за счет других.
Крестьяне, например, являются таковыми только во взаимодействии с помещиками, их диалектической противоположностью, как и рабочие - во взаимодействии с капиталистами. И только это их вза- имодействие, формируя в своих противоположностях определенные материальные интересы, объединяет носителей этих интересов в классы вместе с характерными для каждого класса признаками.
Вне указанных взаимодействий (прежде всего политико-экономического характера), т.е. после революции, ни крестьяне, ни рабочие
*Пусть читателя не смущает это различие в терминологии (коллективный и частный собственник), потому что здесь их суть одинакова: ведь ни коллективные собственники завода, ни кустари не присваивают ложным способом продуктов чужого труда, никого не эксплуатируют. И коллектив завода по отношению к другим хозяйствующим субъектам выступает в своей экономической деятельности таким же частным собственником, что и кустарь.
**В идеале ложных юридических собственников средств производства при социализме нет, и все люди (и в промыш- ленности, и в сельском хозяйстве) являются действительными истинными собственниками. А то, что у нас считается, что суще- ствуют два класса, пусть даже дружественных, - это не более чем привычка такими названиями, берущими свое начало из действительно классового общества до революции, отличать трудящихся промышленности от трудящихся сельского хозяйства, за которой (привычкой) стоит непонимание сути происшедших вследствие революции перемен в обществе, непонимание причин существования классов и критериев их отличия. 291
не могут оставаться теми же, кем они были раньше; они не могут оставаться носителями прежних политико-экономических интересов, значит, не могут объединяться в прежние классы.
Но после революции они и новые классы образовать не могут, т.к. исчезли политико-экономические причины их былой конфронтации: всякий производитель является теперь никак не отличимым в политико-экономическом смысле от любого другого, они теперь политико-экономически равны. Остаются только национальные, профессиональные, возрастные, половые и т.д. различия, которые являются причинами образования различных социальных групп, но не классов. Коренные антагонистические классообразующие причины канули в вечность.
Но это, так сказать, теоретически. Практически же существование паразитических элементов при социализме невозможно лишь тогда, когда люди на самом деле являются (действительными истинными, как я их называю) собственниками не только средств производства, но и продуктов своего труда (соответственно необходимому труду - частными, а прибавочному - коллективными). А таковыми они будут лишь тогда, когда:
1) все, что соответственно необходимому труду им принадлежит, сполна им и принадлежит в не урезанном никем и неискаженном виде, никак не подрывая тем самым материальной заинтересованности людей в результатах своего труда и не нарушая социалистических принципов оплаты труда, справедливости;
2) все, что соответственно их прибавочному труду является их коллективными объектами собственности, действительно и исполь- зуется в интересах соответствующих коллективов и всего народа.
В противном случае, соответственно п. 1, их материальные интересы, цели и потребности реализуются не в результате собственного труда, вернее не столько в результате собственного труда, сколько противоестественным образом - в зависимости от произвола руководителей, вследствие чего одни будут работать мало, а получать много (это частичный паразитизм), а другие - наоборот (подвергаться эксплуатации), и, следовательно, эффективность их труда значи- тельно снизится, т.к. нарушается прямая зависимость результатов труда от количества и качества этого труда, вследствие чего подрывается материальная заинтересованность людей в труде.
Так что социалистический принцип: от каждого по способностям и каждому по труду, соответственно качеству и количеству этого труда, - это то лезвие бритвы, с одной стороны которого находится паразитизм, а с другой - эксплуатация. 292
п. 2. И если объекты коллективной собственности используются не по назначению, в интересах других субъектов (руководителей например), то те субъекты и являются действительными, хотя и ложными неюридическими собственниками, а не их истинные собственники (спецмагазины, особые гостевые дома, заповедные зоны для рыбалки и охоты...). Это уже скрытый незаконный паразитизм, скрытая эксплуатация одних людей другими, действительно делящая людей на классы - класс управляющих паразитирующих элементов и класс тружеников, потому что первый в значительно большей степени является действительным собственником коллективных объектов собственности, чем второй класс. Да и индивидуальным заработком людей часто распоряжаются как хотят, потому что не выполнено условие действительно одинакового отношения всех людей к средствам производства, о чем говорил В.И. Ленин260, даже если формально (по конституции) это условие выполнено. Ведь суть дела не исчерпывается провозглашением равноправия: люди должны быть равны в своих отношениях к средствам производства и продуктам своего труда на самом деле. А это возможно только в условиях демократизации и гласности (экономически это значит, как мы еще раз вскоре убедимся, - только в условиях рыночного социализма), исключающих использование общественных средств производства в интересах распоряжающихся ими руководителей. В противном случае «вместе с различиями в распределении возникают и классовые различия. Общество разделя- ется на классы - привилегированные и обездоленные, эксплуатирую- щие и эксплуатируемые, господствующие и угнетенные...»255. И дошло у нас в своем делении до деления железнодорожных вокзалов для «белых» и недостойных, до запрещения людям без привилегий жить в таких-то гостиницах, посещать такие-то театры (Большой) и т.д., т.е. до деления людей по сортам, по кастам. И все это у нас произошло потому, что действительным ложным собственником огромной части продуктов коллективного труда стал класс управленцев, несмотря на то что узаконено это не было.
Поэтому, чтобы этих нарушений соответственно указанным двум пунктам не возникало, необходимо, чтобы каждый руководитель вы-ражал и интересы возглавляемого им коллектива (тогда этот коллектив действительно будет хозяином своей судьбы) и действовал в интересах более крупных коллективов, в интересах всего народа. А для этого всякий коллектив должен выбирать и назначать себе руководителя, а не справившегося со своими обязанностями - снимать в любой, удобный для коллектива момент. 293
Но это, как мы убедились на перестройке Горбачева, подрывает весь механизм централизованных методов управления экономикой страны, да и других сторон жизни людей.
А если мы абстрагируемся от разного рода злоупотреблений властью (если бы все руководители честно работали только в интересах дела, в интересах руководимого ими коллектива), то, тем более в условиях директивного централизма, о классах говорить вообще бессмысленно. Что это за колхозно-кооперативная собственность например, если колхозники и шагу не могут ступить самостоятельно? Ведь все делается по приказам свыше, и все живут на блага той же верховной милости (в зависимости от расценок, которые им спустят, машин, которые дадут, и т.п.). Точно так же все происходит и на любом промышленном предприятии. Таким образом, право верховного собственника и собственника на местах сосредоточено преимущественно в руках государства. Исполнители призваны только исполнять, поменьше рассуждая. О каких тут хозяевах (собственниках) производства на местах можно говорить, если они лишены основных прав собственника? Тем более о классах?
В этих условиях можно говорить только о классе управленцев, преимущественно на самом высоком уровне, которым все позволено, и классе исполнителей.