Таким образом, мы еще раз видим, что из анализа отношений собственности при ц-социализме и необходимости их гармоничного сочетания с материальной заинтересованностью и творческой активностью социалистических производителей; из анализа причин существования ПДЦ и вытекающей из них (причин) необходимости хозяйственной самостоятельности хозяйствующих субъектов, гармонично сочетающейся с материальной заинтересованностью и ответственностью за свою деятельность; из основного отличия социалистических экономических отношений и социалистической экономики от всех прочих, и в первую очередь от капиталистической; из неудовлетворения этим принципам и цели социалистического производства модели директивного централизма - с железной необходимостью следует модель рыночного социализма, поскольку третьего не дано, раз эксплуатация исключается.
В условиях рыночного социализма всякий возникающий и действу-ющий центральный орган (советы директоров, кооператоров такой-то области, трест кафе и ресторанов...) должен возникать и функциони-ровать по инициативе нуждающихся в этих органах хозяйственных точек там, на столько и тогда, где, на сколько и когда это нужно хозяй- ствам, решая общие их проблемы, служа последним, а не наоборот.
|
|
Существовать эти центральные органы должны если не на общественных началах, т.е. бесплатно, то на сугубо добровольные взносы своих подопечных, а то и как отдельная хозяйственная единица, не приказывая, а рекомендуя делать то-то и то-то, т.е. должны строить свою работу на демократических началах, не неся, естественно, и ответственности за работу хозяйств.
Не хозяйства должны служить центру, а центр - хозяйствам, из производственной деятельности и экономических нужд которых он вырос.
Не народ служит государству и тем более какой-то партии, а наоборот - партия и государство являются слугами народа по сути своей деятельности. Не центральные органы должны требовать от предприятий и организаций делать для народа то-то и 323
столько- то, а предприятия должны в случае затруднений по выпуску и реализации продукции для народа просить помощи у центральных органов, естественно, оплачивая последнюю.
А если государство хочет что-то сделать для народа на общенародные средства, естественно, с согласия народа, то оно должно это «что-то» хозяйствам оплатить.
Тогда никого не нужно будет жестко подчинять и никого не нужно будет брать за горло, что чрезвычайно полезно скажется на здоровье исполнителей, да и руководителей, а дело будет идти как по маслу.
Таким образом, всякое хозяйство, всякая общественная организа- ция, как бы она ни стояла, по-видимости, далеко от удовлетворения общенародных потребностей, будет сориентирована в итоге на удовлетворение реальных (не искаженных субъективностью центра) потребностей людей, как индивидуальных, так и коллективных, как производственных, так и непроизводственных*. Это и будет реальная, повседневная, повсеместная и т.п. забота о ЧЕЛОВЕКЕ, его нуждах, чаяниях, стремлениях. Это и будет общество социальной справедливости, не сверху декретируемая и регулируемая, а саморазвивающаяся общественная система.
|
|
А для большей ориентации производителей на потребности и нужды потребителей, т.е. на ЧЕЛОВЕКА, необходимо создать неза- висимые от центра добровольные общества потребителей с их органами печати, различными лабораториями по исследованию качества товаров, которые и защищают профессионально разнообразнейшими средствами, приемами и методами интересы потребителей, и дополнительно к другим органам четко ориентируют производителей на потребности населения.
Конечно, во избежание искажения этих политико-экономических идеалов общественного развития необходимы гарантии в виде таких политических институтов, как свобода слова и гласность, выборы руководителей, советов трудовых коллективов, правовое обеспечение интересов общества и каждого члена этого общества, деятельность профсоюзов и других общественных организаций.
*ЖЭКи будут получать не за то, что они ремонтируют, а за то, что жилье людей пригодно для проживания: краны не текут, в подвале сухо...; медики будут получать не за то, что они лечат, а за то, что люди не болеют; мы будет покупать не ту обувь и одежду, которые запланировал произвести Госплан, а ту, которая нам нужна, а производители будут получать именно за удовлетворение наших потребностей, а не за никому не нужные задания Госплана... 324
А если эти идеалы таковыми не окажутся, то свободой слова, плюрализмом мнений, основанными на непротивообщественной свободной политико-экономической деятельности индивидуумов и любых групп, мы найдем пути к своему счастью. Этот поиск и осознание альтернативных путей исторического развития общества, возможность (= указанная достаточная степень демократии в обществе) осмысления этой альтернативности всеми и каждым, жизненно необходимы обществу для более правильного и эффективного взаимодействия с природой и друг с другом. Потому что ко всякой новой истине, постигаемой людьми, они проходят через множество заблуждений, не вполне чистых истин. И запрещение
отклонения мнений от «общепринятых», если они не антиобщественные, есть запрет на мышление, есть запрещение поиска более совершенных истин, очищения старых от ряда ошибок, вследствие чего (такого запрещения) хиреют и практика, и общество.