Система директивного централизованного

планирования неприемлема для социализма

Звучит, конечно, хорошо: «научное...», «централизованное...», следовательно, взаимосвязано со всеми сторонами общественной жизни, бескризисное пропорциональное развитие народного хо­зяйства... и т.д. и т.п.

Но так только кажется, так только хочется. И это иллюзии. А на самом деле система директивного централизованного плано­мерного развития народного хозяйства как единого централизо­ванного эконо- мического механизма в самой своей основе неприем­лема для социализма. Даже в своем эталонном виде, т.е. когда вся бюрократическая иерархия образуется не путем назначения свер­ху, а через систему демократических выборов снизу во всех про­изводственных звеньях без исключения. То есть когда такой сис­темой выборов будут исключены, а если не исключены, то значи­тельно ослаблены возможности бюрократов злоупотреблять сво­им служебным положением в ущерб коллективу и обществу. Тем более в окружении советов трудовых коллективов.

В этой эталонной бюрократической системе управления произ­водством каждый руководитель является честным человеком и проводником интересов подчиненного ему коллектива.

Поэтому в эталонной бюрократической системе управления экономикой руководители значительно полнее будут учитывать интересы нижестоящих производственных звеньев, чем это быва­ет в жизни, но все равно не так полно, как учитывают их и реали­зуют

сами носители своих интересов. И кто этого не понимает, то­му не стоит заниматься ни экономикой, ни политической деятель­ностью.

Всякие руководители в централизованной системе являются проводниками директив центральных экономических органов. И если центральные органы являются подлинными выразителями ин­тересов народа (= используют средства производства руками на­рода в интересах народа), то народ действительно является коллективным собственником своих средств производства и продук­тов своего труда*

Но вот здесь какое своеобразие: свое конкретное дело каждый индивидуум или коллектив и даже «самостоятельное» хозяйство делают по указке сверху, т.е. право решать и проявлять творческую активность во всем объеме (при сплошной централизации), а вме­сте с этим и ответственность** за принятые решения, за экономи­ческую деятельность коллектива (потому что трудящиеся здесь яв­ляются только добросовестными исполнителями), трудящиеся де­легируют наверх, оставляя себе право быть лишь надежными вин­тиками сплошь централизованной экономической бюрократичес­кой системы.

Вот так происходит противоестественное отторжение творче­ской активности и ответственности от производителя (= полноцен­ного мышления), когда ему остаются только его исполнительские функции, в результате чего каждое производственное звено, ли­шаясь права творческой самостоятельности, становится лишь ору­дием труда в руках государства (всего общества), что делает лю­дей апатичными, безразличными к результатам своего труда, но не безразличными к проблемам всего общества, поскольку всякий человек здесь - коллективный собственник. Поэтому люди так мало предъявляют претензий к себе и так много - к государству, к вырази-

*А если руководитель злоупотребляет своим служебным положением (неважно как), приобретая себе благ значительно больше количества и ка­чества своего труда, то тем самым этот руководитель становится ложным действительным собственни- ком части продуктов общественного труда, скрывая свое ложное право на эти продукты от глаз общественности.

**Допустим, что в сплошь централизованной эталонной бюрократиче­ской системе ответственность за свои решения и просчеты руководители и вышестоящие органы управления, в силу их честности, не перекладывают на плечи нижестоящих руководителей и коллективов, имея в виду и ком­пенсацию экономических потерь.

телю общенародных интересов.

А в отношении к руководителям промежуточных звеньев это значит, что они являются надсмотрщиками за подчиненными и од­новременно узловым пунктом передачи команд сверху, причем бездумными передаточными пунктами.

Вместе с тем такое противоестественное лишение творческой активности исполнителей есть монополия верхов на мышление при плохом знании конкретных дел производителей и конкрет­ных обстоятельств их труда*, значит - обеднение мышления огромного количества народных масс, обеднение мышления всего общества при неумении верхов наладить производ­ство и управлять им.

Кроме того, при сплошной централизации общественного про­изводства всякое производственное звено по отношению к центру является просто наемной рабочей силой, поскольку действитель­ным собственником, непосредственно использующим средства производс- тва, является государство (руками трудящихся, но своей головой), раз ему делегированы все права и обязанности непос­редственного собст- венника. Вот такое получается извращение экономических отношений, в результате чего всякое производст­венное звено остается лишь добросовестным наемным исполните­лем, и поэтому его зарплата, материальное благополучие опреде­ляются (неважно по каким критериям) только центром, зависят только от центра.

Из сказанного должно быть предельно понят­но читателю, что идея Троцкого о трудовых армиях есть совер­шенно последовательный и логичный вывод из признания основой и сущностью социалис- тической экономики идеи централизованно­го планомерного развития.

Не буду и далее описывать все «прелести» сплошь централизо­ванной экономики, поскольку ее неприемлемость предельно по­нятна и так, тем более что в действительности ее быть просто не может, как это следует из причин существования относительной самосто- ятельности любого производственного звена (см. с. 140- 148 о ПДЦ).

Поэтому более жизненной эталонной социалистической эконо­микой, развивающейся на принципах плановых директивных зада­ний планомерно действующих центральных органов, может высту­пать эта же только что рассмотренная система, но с тем отличием, что всякое производственное звено (то ли хозяйственная единица, то ли частичный производитель) относительно самостоятельно в своей

производственной деятельности, т.е. выполняет задания цен­тральных

*Причем, это наряду с незнанием потребностей и платежеспособного спроса потребителей.

органов, проявляя при этом творческую активность, - вы­полняет их как-то по-своему, иногда далеко не так, как хотелось бы центру, и еще реже - вопреки ему.

Причем относительная самостоятельность здесь существует (и этого нельзя забывать) не благодаря центру, а вопреки ему. Всякий руководитель очень бы хотел, чтобы подчиненные были продол­жением его рук и ног, послушными автоматами, безотказными ме­ханизмами. Но беда руководителей в том, что все подчиненные объекты являются субъектами со своим духовным миром, интел­лектуальным потенциалом, знаниями. И они не могут избавиться от этого своего качества, в противном случае им грозит участь бес­словесного рабочего скота.

Но, так как они все-таки люди, то выполняют задание центра (ибо вынуждены это делать) так, как сами считают нужным, при любых условиях пытаются выполнять порученную им работу соот­ветственно своим личным знаниям, интересам и т.п.

И эта субъективная активность всегда мешает центральным ор­га- нам, т.к. у них есть свои представления о конкретных делах под­чиненных, всегда неполные и несовершенные, хотя в общих чер­тах и верные; у них есть амбиции и глобальные планы, в которых деятельность подчиненных строго регламентирована и где все ска­зано о том, что подчиненный должен делать, но ничего не учтено такого, что подчиненный может сделать и сделает или что он вообще не сделает.

И так получается в любой централизованной системе, потому что здесь очень мало учитывается наличие материальных и мораль­ных интересов (хотя много об этом говорится) у управляемых лю­дей. А это всегда и ошибка, и насилие над этими людьми. Да, как бы было хорошо, если бы у подчиненных не было никаких матери­альных интересов! Тогда что человеку сказано - то он и делает (столько и так). Плохо только, что тогда (когда у людей не останет­ся материальных интересов) не будет понятно, чего, сколько и ка­кого качества руководители должны производить для этих людей руками этих же людей. Ведь материальные интересы не только яв­ляются одной из движущих сил человеческой деятельности, но и идеальным ориентиром и контролером общественного производ­ства, не говоря уже о стимуле.

Поэтому трудовая деятельность хозяйств и продукты их труда всегда есть компромисс взаимодействия центральных органов с не­по- средственными производителями. А степень свободы относи­тельно

самостоятельных производственных звеньев определяется их активностью в вечной борьбе с центральными органами за са­мостоятельность.

Причем надо подчеркнуть, что борьба эта ведется лишь за сво­боду действий по выполнению плановых заданий. То есть спорным моментом являются способы, объемы, сроки выполнения заданий, но не само задание, не целесообразность его выполнения. А имен­но о целесообразности выполнения плановых заданий и следовало бы поспорить прежде всего!

Если это плановое задание из центра рассчитано на удовлет­ворение общенародных интересов и потребностей (в обороне на­пример), то ничего в этом плохого нет: что государству надо, то оно и заказывает предприятию, хотя лучше не в приказном по­рядке.

Но если плановое задание рассчитано на удовлетворение инди­видуальных потребностей людей, то ничего в этом нет хорошего, потому что план приказывает работать хозяйственным единицам (а это - работа из-под палки) не на потребности населения, а на представления об этих потребностях центральных орга­нов, где к, тому же, не учтены многие другие потребности. Подо­бным образом Госпланом искажаются и производственные потребности хозяйственных единиц и при размещении заказов на предприятиях, и при принятии заказанной ранее продукции.

Короче, ориентация производителей на потребности населения и производительные потребности хозяйств не непосредственно, а через диктат центральных органов ошибочна, ибо:

1) искажает представления производителей о реальном спросе потребителей, а то и вообще заставляет игнорировать этот спрос;

2) делает их безразличными к способности покупателей пла­тить;

3) значительно ухудшает контроль качества продукции произ­водителей;

4) исключает конкуренцию производителей, борьбу их за по­требителя, что совершенно невосполнимо надуманными формами социалистических соревнований и такими же неестественными бюрократическими критериями этих соревнований;

5) лишние посредники между потребителями и производителя­ми понижают производительность общественного производства, повышают общественные затраты на него, делают его неповорот­ливым и малоподвижным;

6) но главный недостаток этой системы тот, что в условиях ди­рективного планирования подчиненные по условиям оплаты (по ре-

зультатам выполнения плановых заданий) материально заинте­ресованы получать заниженные планы, сопротивляясь, таким об­разом, увеличению выпуска продукции и улучшению ее качества, сопротивляясь тем самым повышению производительности свое­го труда.

Получается парадокс: центральные директивные планирующие органы субъективно хотят прогресса, роста материального благо­получия народа и требуют этого от подчиненных им трудовых кол­лективов, но объективно, т.е. всей системой своих требований, оценок и взаимодействий с подчиненными (своим положением ко­мандиров-посредников между производителями и потребителями), заставляют последних (сами того не осознавая)* всячески препят­ствовать совершенствованию производства и повышению произ­водительности труда, не говоря уже о том, что расходами на себя (на существование центральных органов) удорожают обществен­ное производство, искажая своими представлениями о потребно­стях населения цели и смысл работы производителей.

И это противоборство то скрыто, то, неожиданно открываясь в отчаянных выступлениях подчиненных то ли письменно, то ли уст­но, идет у нас всю жизнь, подрывая здоровье трудящихся, особенно руководителей среднего звена, насаждая апатию масс, тормозя их естественное стремление к прогрессу и т.п.

Пытаясь как-то поправить дело, центральные органы, не будучи в состоянии избавиться от материальной заинтересованности тру­дящихся в результатах своего труда, вынуждены самой жизнью искать в практике такие формы материального стимулирования индивидуумов и коллективов, которые заставили бы (материально заинтересовали) трудящихся производить то и делать так, как, по мнению центральных экономических органов, это нужно обще­ству, населению. Но так как никто из них толком не понимает свя­зи материальной заинтересованности людей с отношениями собст­венности и свободой творчества, тем более не может знать конк­ретное дело производителей, которое (дело) они пытаются как можно более регламентировать (!), то все эти формы материальной за­интересованности малоэффективны, половинчаты, иногда уродливы и смешны, а иногда ориентируют людей и на коллектив­ные преступления с круговой порукой.

И приходится в подкрепление к материальному стимулирова­нию

*Они просто не понимают людей и прежде всего сущности и роли их мате­риальной заинтересованности во взаимодействии с отношениями собствен­ности. 311

апеллировать к общенародным интересам, совести, придумы­вать всякие лозунги и призывать на борьбу за хлеб, за уголь и т.п.

Поэтому наша экономическая история - это сплошь не столь­ко нормальная работа, сколько постоянная борьба за какие-то эко­номи- ческие показатели, за решение экономических проблем, опи­рающаяся на искусственные нежизненные меры, придуманные центральными органами, в том числе и на организацию социали­стических соревнований.

Но все это далеко не полностью примиряет материальную за­интересованность производителей с действительно необходимыми направлением и интенсивностью развития общественного произ­водства. И от исполнителей идут наверх дутые отчеты, парадные рапорты о несуществующих достижениях и героях труда, скрыва­ется негативная информация, что еще более искажает представле­ния центральных органов о делах на местах, о потребностях людей и производства.

Причем, заметьте, все эти негативные факторы прогресса соци­алистической экономики мы рассматриваем на примере эталон­ной бюрократической системы, где руководители не злоупотреб­ляют своим служебным положением и стараются своей деятель­ностью полнее выразить интересы подчиненного им коллектива, хотя одновременно являются и проводниками экономической политики центральных экономических органов.

А если мы учтем злоупотребления маленьких и больших руко­водителей, начиная с невинных льгот и кончая мафией, то мы по­лучим и сталинщину, и застойный социализм - короче весь тот кошмар, который раскрывается сейчас соответствующими органа­ми и печатью.

Подробно исследовать все эти злоупотребления в их конкретном виде не является задачей политэкономии, нам важно понять лишь об­щие экономические причины злоупотреблений и преступлений.

А понять это предельно просто, если разобраться в причинах су­ществования отношений собственности, в их идеальной природе, вто­ричном характере по отношению к материальному процессу исполь­зования объектов собственности, в связи объектов собственности и отношений собственности с материальными интересами людей.

Всякий руководитель имеет большие возможности использовать подвластные ему объекты собственности и подчиненных в своих личных интересах в противовес коллективным и за счет них, чем не­руководитель. Вот он их и использует, поскольку материально в этом

заинтересован, становясь, таким образом, действительным ложным собственником этих объектов собственности. Такое его поведение невыгодно всем, кроме его сообщников. Но централь­ные органы высоко и далеко, а подчиненный трудовой коллектив является отнюдь не в той степени действительным собственником, каким должен быть, потому что ему оставили лишь исполнитель­ские функции, которые контролирует, поощряя и наказывая, их ру­ководитель! Поэтому трудящимися воспринимаются эти объекты собственности как чужие (государство не обеднеет!), и им все рав­но, что с ними происходит, разве что завидуют своему начальству. У трудящихся нет материальной заинтересованности пресечь поку­шение своих руководителей на «чужие» объекты собственности. Но есть большая зависимость от них. И бесконтрольность (ну, пусть недостаточная подконтрольность подчиненным) действий руково­дителей толкает их на нарушения и преступления. Да и всякие бю­рократические препоны производственной деятельности коллекти­вов тоже толкают их руководителей на разного рода проступки и преступления в интересах дела, откуда совсем недалеко и до пре­ступлений в личных интересах руководителей.

И каждый отдельный такой случай паразитирования руководи­телей есть негласная, юридически не оформленная эксплуатация, рождающая негласных, скрытых для общества эксплуататоров с их особыми интересами, двойной моралью, объединяющихся в своем стремлении с другими себе подобными. И если это явление массовое, то это значит, что общество негласно делится на классы эксплуатируемых и эксплуататоров.

Как видите, система директивного планомерного централизо­ванного развития экономики порочна в самой своей сути: система плановых заданий хозяйственным единицам тормозит развитие производства, тормозит повышение производительности труда, а потому и научно-технический прогресс, т.к. он для исполнителей является помехой. Эта система подрывает удовлетворение потреб­ностей людей качественно, количественно и по ассортименту. И, что самое страшное, постепенно приводит к негласному делению общества на классы: класс ложных собственников-руководителей и класс эксплуатируемых тружеников-исполнителей.

А как обстоит дело с кризисами?

Конечно, у нас кризисов «перепроизводства» нет. Но нет их у нас не потому, что все развивается пропорционально и гладко, а потому, что диспропорции сглаживаются и смягчаются деятельно­стью

государства. Например, все ненужное и выпущенное сверх необходимого государство оплачивает (да и как не оплатить, раз заказало!) за счет прибылей рентабельных предприятий или печатным станком, оплачи­вая и поощряя тем самым бессмысленную производственную дея­тельность убыточных, а то и вообще ненужных предприятий.

А разве неприемлемость научно-технического прогресса для ис­полнителей (значит, для всех хозяйственных точек), нежелание с ним связываться не являются научно-техническим кризисом нашей экономики? Хорошо еще, что силовое давление одиночек-энтузи­астов помогает делу. Но это же ненормально! Надо, чтобы всякая хозяйственная единица была кровно заинтересована в научно-тех- ническом прогрессе, чтобы все буквально гонялись за всякой тех­нической новинкой и новой идеей! А это возможно только после ликвидации централизованного директивного руководства эконо­микой страны и системы плановых заданий, при работе непосредст­венно на потребителя в условиях социалистической конкуренции.

И разве постоянные нарушения ритмичности в работе фабрик и заводов, авралы в конце месяца или квартала не являются из года в год длящимся скрытым производственным кризисом?

Да, наша экономика директивного централизованного управле­ния не может быть подвержена таким глубоким кризисам, какие периодически бывают при капитализме. Но не может именно по­тому, что ей органически не свойственны и те периоды процвета­ния, какие свойственны капиталистической системе.

Зато нашей экономике, какой она является сейчас, свойствен­но тихо коптить небо, с преступной щедростью разбазаривая при­родные и людские ресурсы.

Конечно, можно понять людей, которым из-за боязни лишиться руля власти близка была система именно централизованного руко­водства всей экономикой страны, хотя в условиях огромного коли­чества мелких хозяйств после революции эта система как раз на­именее пригодна для общества (разве что кроме управления Крас­ной армией и железными дорогами).

Но уже на примере НЭПа, как бы кратковременно он ни су­щество- вал, было доказано практически, что система централи­зованного директивного управления на основе общенародных планов значитель- но менее демократична и менее эффективна, чем НЭП. Но победил жесткий централизм, и прежде всего потому, что (кроме желания центральных органов быть диктатора­ми) слишком поверх-

ностно были поняты и учеными, и руково­дителями государства роль материальной заинтересованности людей в свободе творчества, в продуктах своего труда и связь материальной заинтересованности с отношениями собственности, со стремлением людей быть творцами своей судьбы, с процес­сами руководства и исполнения. Не поняты также причины не­обходимости хозяйственной самостоятельности производителей из-за отсутствия знаний о ПДЦ и его причинах, да и сейчас никто это не исследует.

И очень существенной ошибкой как ученых, так и руководите­лей, даже в наши дни, является мнение, что планомерное развитие экономики страны (с целью ее пропорционального развития) озна­чает только директивное централизованное управление ею, не­смотря на то что на словах признавалась относительная самостоя­тельность предприятий.

Это мнение нигде специально вот так не высказывается, не об­суждается и не доказывается, а просто молча предполагается, по­тому что в его истинности все твердо убеждены. Оно берет свое начало в представлении наших классиков-революционеров о соци­алистической экономике как о хозяйстве, которое централизовано в масштабах всего общества и где все делается по единому плану, из-за чего у Сталина и его соратников сформировалось отношение к производителям, не «вписывающимся» в этот план и не поддаю­щимся централизованному руководству, как к «стихийному эле­менту», как к «мелкобуржуазной стихии», как к чему-то враждеб­ному социалистической экономике.

То, что это так, видно из контекста суждений различных спе­циалистов по близким к этой теме вопросам, по представлениям политических деятелей и экономистов начиная с дореволюционно­го времени вплоть до наших дней. Особенно это хорошо видно из рассуждений о формах собственности при социализме и перспек­тивах ее развития. Правда, сейчас эти представления стали поне­многу меняться*.

*«Движение к социализму и у сторонников, и у противников стали­низма мыслится как процесс откалывания от нарождающе- гося социализма чужеродных частей. Как защитники, так и критики сталинизма полагают, в частности, что социализм - это устранение прежней многоукладности и прежде всего ликвида- ция мелкого крестьянского производства; что невоз­можно добиться необходимой социализму плановости без диктата, без под­чинения центру всей хозяйственной жизни страны; что противостоять опас­ности мелкобуржуазного 314

перерождения можно только путем пролетариза­ции общества; что социализм начинается с «отбрасывания» буржуазной культуры; что насаждение атеизма приносит бесспорную пользу».«Они свя­зывали прогресс общества с ростом единообразия, с полным вытеснением стихийного из экономики, из самого человеческого бытия...» (Ц и п к о А. История сталинизма. - «Наука и жизнь», 1988, № 12, с. 40.)

Но это (что планомерное развитие экономики страны возмож­но только по единому для всех плану, с вытекающими отсюда централизацией и директивными методами управления) есть глу­бокое заблуждение, потому что в условиях товарного производ­ства (а иным, как мы увидим далее, оно быть не может) пропорциональность развития всего общественного производства означает соответствие платежеспособного спроса покупателей предложению товаров от производителей. И ничего более, т.е. ког­да существующие специализация и разделение труда между людьми постоянно и безболезненно опосредуются обменом про­дуктами их труда.

А эта цель значительно лучше достигается и без единого для всех плана и вытекающих из него централизованного директивно­го управления экономикой страны, потому что, как мы видели раньше, исходя из марксистско-ленинской теории отражения, ана­лизируя смысл производственной деятельности центральных орга­нов и конкретных производителей на местах, мы приходим к вы­воду, что центральные органы не знают и не могут знать конкрет­ное дело производителей, их производственные и личные потреб­ности так, как знают это сами люди. Поэтому планы центральных органов, тем более такие объемные, длительные и негибкие, не со­ответствуют реальным личным и производственным потребностям людей, далеки от динамики жизни. Поэтому такие планы (регла­ментирующие все, вплоть до мелочей, и обязательные для всех и каждого) уже заранее планируют диспропорции в экономике вме­сто того, чтобы быть орудием недопущения диспропорций. Такие планы - непосильные оковы на трудолюбивых и предприимчивых руках трудящихся, не говоря уже о том, что они (эти планы) пер­выми подрывают материальную заинтересованность работников трудиться, грубейшим образом нарушая зависимость труда от его результатов.

Да и вообще, как это можно предвидеть и запланировать на пять лет вперед, а главное, обязать выполнить все это все подразделения народного хозяйства, когда существует огромней­шее количество незначительных и значительных детерминантов развития экономики, тем более такой огромной страны, как наша, 315

которые (детерминанты) предвидеть просто невозможной И преж­де всего к таким детерминантам относятся научно-технические от­крытия. Это напоминает мне один пункт социалистических обяза­тельств техотдела завода, в котором говорится, что техотдел дол­жен за год придумать и внедрить 6 рацпредложений с годовым эф­фектом в 3000 руб.! Особенно эти 3000 руб.! Что за чушь?!

И мало того, что таким образом планируются и осуществляются диспропорции народного хозяйства, так еще отношением цент­ральных органов к исполнителям люди поставлены в такие условия, что заинтересованы противодействовать выполнению этих планов!

Вот почему, когда в условиях централизованного директивного планирования коллективы предприятий получили больше прав по утверждению для себя планов, они сразу же облегчили себе пла­новые задания, чтобы легче их перевыполнять и по искусственно придуманной оценке их деятельности центром получать больше денег. В результате работать стали меньше и хуже, а рублей получать больше.

Таким образом, как вытекает из теории и как доказала практи­ка социалистического строительства, директивное централизован­ное планирование есть экономическое средство (как деятельность центральных органов, и прежде всего КПСС), призванное разви­вать экономику страны пропорционально, на основе научного пред­видения, воплощая в социальную действительность через эконо­мический механизм страны цели всех и каждого.

Но, как вытекает из теории и как доказала практика социали­стического строительства, директивное централизованное плани­рование (как деятельность центральных органов) не может не при­водить к диспропорциям в экономике страны (другими словами, к кризису*), не может предвидеть развитие экономики страны, не может обеспечить это развитие, как того требует планирование, как требуют интересы народа.

Более того, практика директивных заданий и централизованно­го управления экономикой страны является средством торможе­ния ее развития вследствие заинтересованности подчиненных лю­бого уровня в сокрытии производственных резервов и в том, что­бы поменьше работать, а потому средством торможения и научно-

* Кризис надо понимать не обязательно как только крах или банкротст­во капиталистических предприятий, но и как вышеописанное ненормаль­ное, с многообразными нарушениями, развитие, далеко не полное использо­вание потенциальных возможностей производительных сил. 316

технического прогресса, да и средством торможения мышления общества вследствие лишения подчиненных их творческой произ­водственной активности и принятия решений.

То есть система директивного централизованного планирова­ния просто физически не может выполнить возложенные на нее задачи, по крайней мере достаточно полно и эффективно. Даже при всем огромном желании центральных органов это сделать.

Но наши центральные экономические органы во главе с КПСС, как мы убедились, не собирались отказываться от системы центра­лизованного директивного планирования в масштабах страны. А это тянет за собой всю порочную цепочку директивного регулиро­вания всей экономики из центра со всеми вышеуказанными отри­цатель- ными последствиями и для экономики, и для всей социальной действительности, включая и классовое разложение общества по вертикали, независимо от искренности добрых намерений ру­ководителей партии и государства.

Конечно, эти выводы не для военного времени и армии, по­скольку там иные цели и стимулы деятельности (как положитель­ные, так и отрицательные).

Отождествление планомерного развития экономики страны только с централизованным директивным управлением и непони­мание причин существования ПДЦ рождают еще одну грубую стратегическую ошибку экономической политики: всякого рода кустари и мелкие производственные коллективы, которые не впи­сываются в планы центра и не могут им управляться, мешают, по мнению центра, осуществлять им их планы, следовательно (по их мнению), подрывают централизованное плановое развитие эконо­мики, а потому являются вредным для экономики пролетарского государства стихийным элементом, следовательно, вредной мел­кобуржуазной стихией, которую, естественно, надо презирать, за­прещать и энергично выкорчевывать. На селе таким кустарем ока­зался «кулак».

«А теперь представим себе, какое чудовищное напряжение со­здавал классовый подход в стране, где 80% населения вос­принималось как препятствие на пути к идеалу. Из-за этого в двад­цатые годы руководители партии должны были чувствовать себя в осажденной крепости не столько из-за капиталистического окру­жения, сколько из-за того, что они находились в нэпмановском, ры­ночном, товарном, крестьянском мире. Из-за понимания, что преоб­ладающая часть общества не может, не готова к новым порядкам.

Сталин не был наивным человеком, он не верил в байки о «соци­алистическом инстинкте» русского крестьянина. При всей своей ненависти к крестьянству он был все же лучшего мнения об умст­венных способностях деревенского жителя, чем некоторые нынеш­ние друзья прогресса и демократии. Он понимал, что крестьяне до­бровольно не наденут на себя вериги производственной коопера­ции и сами никогда не откажутся от своей свободы, потому он и го­ворил о необходимости «насаждения» колхозов и совхозов»262.

Так что эта трагедия нашего народа объясняется не только ста­линской диктатурой, но и его теоретической неграмотностью - не­пониманием сущности ПДЦ и планомерной деятельности, поверх­ностным пониманием роли материальных интересов и их связи с от­ношениями собственности и творческой активностью, непонимани­ем обстоятельств, вызывающих необходимость производственной деятельности кустарей наряду с коллективными производствами.

Кустарем, кстати, в широком понимании этого слова является всякий индивидуал-производитель товара, в том числе и произво­дитель материального процесса (таксист например), производитель идеальных товаров (художник например). И вот такого кустаря в сфере такого материального процесса, как торговля, у нас называ­ют спекулянтом. И, как мы видели, в разделе о товаре и стоимо­сти, источником этого очень вредного для общества заблуждения является мнение К. Маркса о том, что купец не производит сто­имость. Так что причиной гонений так называемых «спекулянтов» является и эта ошибка К. Маркса, ошибочное отношение больше­виков вообще ко всякой кустарщине как к нежелательной стихии, а также диктатура большевиков (КПСС) во всех сферах жизни общества, в том числе и в экономике.

А сама дискриминация кустарей, и прежде всего в сфере торговли, является серьезным тормозом развития экономики (= одной из причин нашего экономического кризиса), поскольку сдерживает развитие производительных сил общества. Вот почему такие серьезные экономисты, как Василий Леонтьев, считают, что «спекуляция» в СССР как часть теневой экономики смягчает наш эко­номический кризис, уменьшает разбалансированность экономики.

И еще, что до сих пор не понято учеными - это основное от­личие капитализма от социализма. Мнение, что их отличие состоит в том, что капитализм покоится на частной собственности, социа­лизм - на общественной, на общенародной, очень поверхностное, потому что люди не понимают даже того, что природа отношений собственности идеальна, и потому эти отношения вторичны, не го­воря уже 318

о более полном и подробном анализе этих отношений, о четком понятийном их отличии от объектов собственности и т.п.

Кроме того, частная собственность у наших ученых всегда ас­социируется с анархией производства, а общенародная - с плано­мерным его развитием, а потому неизбежно и с директивным цен­трализмом, поскольку другого способа пропорционального разви­тия производства наука и управленцы не знают.

А поскольку общенародная собственность для советских уче­ных и политических деятелей является первейшим и главнейшим признаком социализма, то вполне естественно, что они хотят по­скорее все «обобществить», что осознанно или неосознанно под­разумевает признание всех средств производства только государ­ственными, а потому и только централизованное распоряжение ими, следовательно, только централизованное в масштабах стра­ны управление всеми производителями. Вот где логическая причи­на стремления руководителей государства все как можно более централизовать, что в их понимании означает побольше обобщест­вить, а потому полнее «ввести в общество социализм».

Именно отсюда общенародная собственность автоматически означает для ученых и центральных органов директивный центра­лизм. Вот такой порочный круг: одно поверхностное и ошибоч­ное мнение приводит к другому такому же, и наоборот.

А ведь весь народ не может быть действительным непосредст­венным собственником всякого конкретного средства производства, ибо оно непосредственно эксплуатируется не всем народом сра­зу, а только его частью (= индивидуумом, коллективом). Значит, весь народ может быть только юридическим действительным соб­ственником каждого средства производства, а не непосредствен­ным. А для того чтобы быть юридическим собственником, центра­лизация всего общественного производства ему не нужна. Более того, невозможность быть непосредственным собственником каж­дого средства производства всему обществу сразу означает не только невозможность полной централизации всех и вся, но и вредность ее, означает насилие над непосредственными действи­тельными собственниками средств производства.

Обобществление средств производства, как оно у нас понима­ется, извращает и затрудняет понимание истинно социалистиче­ских отношений и их отличие от капиталистических.

Основное отличие социализма от капитализма (от чего зависят все второстепенные отличия) есть отсутствие при социализме экс­плуата- торов, есть свободный труд только на себя и все общество, т.е. 319

только в своих и общенародных интересах. А при капитализме, если вспомним, люди трудятся прежде всего в интересах отдель­ных капиталистов и их государства, а уж потом и на себя.

Поэтому кустарь при капитализме действительно является мел­ким буржуа по своим устремлениям, желая стать большим капита­листом. А по источникам удовлетворения своих потребностей, т.е. объективно, он - обыкновенный работяга.

При социализме у кустаря перспективы стать капиталистом от­сутствуют начисто. Здесь кто не работает - тот и не ест. Никто ему не позволит эксплуатировать других людей, гарантом чего яв­ляется государство. Не для того делалась революция, чтобы фор­мировать новых эксплуататоров. Пусть организовывает коопера­тив, пусть руководит им, но таким образом он будет наравне с дру­гими деньги себе зарабатывать, а не получать их от эксплуатации своих средств производства представительским способом. То есть в этих условиях он не сможет быть юридическим собственником средств производства кооператива, а лишь одним из действитель­ных коллективных собственников. И, как руководитель, он будет выполнять волю и указания коллектива кооператоров, получая свою долю общего дохода коллектива по утвержденным в этом коллективе критериям. Так что при социализме кустарь просто не сможет стать мелким буржуа. А о крупном и говорить нечего. По­этому отказываться от его услуг и обливать грязью нет никакого смысла. Не стоит центру бояться бесконтрольности и неуправляе­мости кустарей. Из того, что сам центр не может уследить за каж­дым отдельным кустарем, еще не следует, что они неуправляемы и бесконтрольны: деятельность каждого кустаря детерминирована общественными потребностями и конкуренцией с сотоварищами по судьбе. А на местах их контролирует налоговый инспектор, санэпидемслужба... и за незаконную деятельность (например за наркотики) органы правосудия привлекут к ответственности.

Запрет же кустарных промыслов, производственной деятельно­сти одиночек (в том числе и владельцев точек общепита, частных такси...) не может ликвидировать потребности людей, но подрывает и ухудшает удовлетворение общественных потребностей, приводит к значительному снижению производительности общественного труда, превышению спроса над предложением, а потому и к су­масшедшим ценам. Но никак не к полной ликвидации кустарного производства. И оставшиеся после запрета кустари (конечно же, трудяги, но и рвачи, закононепослушные лица, раз их деятельность запрещена, укрепляющие негативное мнение людей о своих со­братьях по 320

труду) все-таки продолжают жить так, как им хочется и в какой мере это возможно, переходя подчас и к действительным преступлениям.

Кустари могут быть опасны в переломный, революционный период политической борьбы как потенциальные, но становящи­еся в определенных конкретных случаях действительными политическими противниками, потому что они - шатающиеся в своих убеждениях, а потому и в политических действиях, лю­ди. Но своим трудом они не являются врагами никого - ни ка­питализма, ни социализма.

Поэтому в мирное время государству нечего бояться кустарей и не следует стремиться контролировать их каждый шаг: они про­сто не смогут действовать во вред людям, т.к. будут иметь дело с правосудием. И не смогут жить на нетрудовые доходы, потому что их продукты труда или сам труд оплачивает потребитель. Дайте ему возможность свободно трудиться, и ему наплевать на полити­ку. Это же можно сказать и в адрес любого коллектива трудящих­ся. Центральным органам не следует бояться, что они сделают что-то не то и не так. Ведь в условиях разделения труда другого пути, кроме как работы на потребителя, нет. Поэтому всякое «не то и не так», если оно не противозаконно, наказуемо экономически: потребитель не будет платить, по крайней мере не столько, как того хочет производитель.

То же относится и к бывшим буржуазным специалистам и уче­ным*: что бы они ни думали в условиях социалистического рынка, они работают на социализм.

Жесткий централизм руководства можно еще понять (но не оп­равдать), если руководитель выражает и реализует интересы под­чиненных людей минимально, лишь в меру вынужденности это де-

лать, и использует средства производства и продукты труда обще­ства как можно более в своих корыстных интересах - как капи­талист, например или Сталин ради власти*.

Но совсем глупо и бессмысленно брать на себя права действи­тельного собственника подчиненных и распоряжаться вместо них самому ради их интересов. Так сказать, работать вместо них для них, но их руками. Во-первых, это будет в ущерб основным функ­циям руководителя, во-вторых, в ущерб его здоровью, в-третьих, противоестественное лишение творческой активности исполните­лей

*Как должно быть понятно из раздела о товаре и стоимости, всякий ученый является кустарем по производству научных идей, если он работает самостоятельно, и членом коллектива работников по производству идей, ес­ли он работает в коллективе научных работников. 321

(присвоение ее руководителем) подрывает их материальную заинтересованность, ответственность, творческую активность, рождает апатию и иждивенческие настроения (раз дядя за них ра­ботает**). И приводит, бывает, к совершенной бессмыслице: кому это нужно, например, чтобы рижские кулинары спрашивали у Мо­сквы разрешения делать себе (не за границу даже) торты по нужному им рецепту? В чем, кстати, к своему стыду, центральные органы им отказали!

Люди сами должны удовлетворять свои потребности через про­из- водственную деятельность, ибо им лучше знать, что для этого нужно. Значит, в своей производственной деятельности они долж­ны быть свободны. И они должны содержать государственные центральные органы, если те им нужны, а не наоборот (разумеет­ся, за счет самих же трудящихся). В противном случае это будет не социализм, а современное рабовладение, не узаконенное пока еще формально. Потому что только рабовладельцам присуще экс­плуатировать рабов и содержать их на «свои» («господина») средства ***.

Государство должно заниматься проблемами государственны­ми, общенародными. Как внутренними, так и внешними.

Преимущественно стратегическими****

*Из сказанного должно быть понятно, что суть любой бюрократической системы (будь то сталинщина, фашизм или полпотовщина) одна - это то, что любой диктатор и его система реализуют руками народа преимущест­венно диктаторские интересы. Следовательно, в основном не народ являет­ся действительным собственником всех объектов собственности, а те, в чьих интересах эти объекты собственности используются. По сути это полураб­ские отношения.

**«Без постоянного каждодневного загада и расклада, т.е. без риска ошибиться и без надежды на удачу, ум его, как тело без тренировки, увяда­ет, утрачивает способность осмысливать факт в многообразии взаимосвя­зей, в конечном счете - работник разучился хозяйствовать». (Васильев Иван. Приговор земли. - «Советская Россия», № 56, 10.03.89.)

*** Отсюда должно быть понятно, что сущность директивного централиз­ма не социалистическая, а эксплуататорская, какие бы лозунги ни были здесь в ходу и как бы ни шельмовали народ этими лозунгами. Суть эксплу­ататорская, скрытая за обманом трудящихся и смягченная ложно добрыми намерениями руководителей, где эксплуататоры формально-юридически не считаются таковыми, что крайне растлевающе-отрицательно влияет на лич­ности людей и особенно руководителей.

****Например ценообразованием на природные ресурсы, стратегической экологической политикой...

Государство - это капитан нашего большого общенародного корабля. Его задача - смотреть вперед, чтобы корабль шел по верному пути и не попал на айсберг или подводные рифы. А если случится пробоина, капитан обязан отдать приказ: «Заделать про­боину!», а сам должен продолжать выполнять свою работу - смотреть вперед, создавать политические, экономические, право­вые и другие нормаль- ные условия существования и деятельности социалистических производителей и потребителей.

Каждый должен заниматься своим делом.

Ну хорошо, - скажет какой-либо оппонент, приверженец идеи централизованного регулирования, не понявший моих разъ­яснений о ПДЦ, планомерности, роли материальных интересов в экономике и т.п., - а нельзя ли лучше не прибегать к рыночному социализму, но предельно демократизировать экономические от­ношения директивного централизма, оставив центральным органам только их функции и передав на места (хозяйственным единицам) функции хозяйств вместе с их обязанностями и ответственно­стью?

Да, это можно и нужно сделать, потому что логическим завер­шением такой демократии в экономике, свободы экономических отношений хозяйствующих субъектов есть только рыночный со­циализм: ведь предприятиям передается в конечном итоге и право самим определять, что и сколько нужно и что не нужно потреби­телю и по какой цене; самим все, что нужно, производить и самим же реализовывать свою продукцию потребителю, беря таким об­разом на себя ответственность за свою хозяйственную деятель­ность (раз признается право самим...).

И тогда от директивного централизма ничего не останется, а образуется централизм демократический, рыночный, где все хо­зяйствующие субъекты своей хозяйственной деятельностью реа­лизуют не директивы «добрых дядей», а общенародные, регио­нальные... групповые, семейные и индивидуальные интересы. И де­лают это своевременно, качественно, с большим материальным, моральным и творческим удовлетворением, творчески совершен­ствуясь (мышление развивается), производя дальнейшее накопле­ние все более совершенных средств производства на базе само­финансирования.

И только такие политико-экономические отношения могут со­здать полный простор развитию производительных сил, a вместе с ними и общественному благополучию, прогрессивному развитию всех надстроечных отношений, нравственности и искусства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: