Теперь, исходя из анализа отношений собственности при социализме, давайте подумаем: «Как социалистические производители должны правильно строить свои экономические отношения, чтобы
гармонично удовлетворялись личные, коллективные и общенародные потребности и интересы людей?»
Для начала вспомним, как люди удовлетворяли свои потребности на предшествующих социализму этапах общественного развития.
При первобытнообщинном строе эта цель достигалась натуральным производством, т.е. что людям было нужно, то они сами для себя и производили.
Вследствие становления частнособственнического производства люди все чаще стали производить с целью не собственного потребле- ния, а для рынка, хотя в конечном счете через рынок они удовлетворяли свои потребности. Поэтому производители, каждый, являясь определенным специалистом, ориентируются на потребности других людей, которые представлены на рынке платежеспособным спросом (это такой общественный заказ для производителей, хотя и
|
|
не вполне конкретный, не очень определенный). В то же время часть производителей получает и вполне определенные заказы от вполне определенных лиц по договорной цене.
Далее простое товарное производство перерастает в капиталисти- ческое, в котором всякий хозяйствующий субъект, будь то фермер, кустарь или капиталист, так же, как и их предшественники, производит на свой страх и риск, по своей собственной инициативе, ориентируясь на общественные потребности через рынок, на непосредственные заказы или договоры на тот или иной срок (что тоже составляет часть общего рынка).
Среди всех договоров и заказов следует те из них выделить, которые выполняются производителями для государства. Да государство и само может кое-что производить для себя принадлежащими ему хозяйственными единицами (например железнодорожные перевозки). Но поскольку государство здесь действует в интересах прежде всего эксплуататоров, то все они являются коллективными собственниками государственных объектов собственности. Но государство, бывает, действует также и в интересах всего народа, решая некоторые общенародные проблемы. Поэтому даже в условиях частнособственнического производства весь народ одной страны является в некоторой степени действительным коллективным собственником тех объектов собственности, с помощью которых реализуются общенародные интересы.
С возникновением кооперации, образованием капиталистического производства у собственников-руководителей капиталистических хозяйств возникает необходимость поддержания определенных технических пропорций своего производства значительно в большей степени, чем в бытность свою кустарями. А уж стоимостное строение капитала - каким получится в зависимости от его технического строения. Конечно, желательно, чтобы все это было подешевле.
|
|
За пределами предприятий органическое строение экономики стра- ны формирует рыночная стихия через конкуренцию и прибыль, вследствие чего случаются диспропорции в общественном производстве, а потому и кризисы. А это никому не выгодно, разве что той части капиталистов, которые пользуются банкротством своих коллег и затруднительным положением огромных масс населения.
Поэтому возникает настоятельная необходимость изучать рынок, его конъюнктуру, рост и изменение потребностей населения с его платежеспособным спросом, знать реальное положение дел в различных отраслях производства, чтобы не вслепую производить
продукцию, а руководствоваться реальным положением дел в экономике страны.
Вначале производители пытаются понять это сами в меру своих сил и возможностей, но постепенно из таких попыток многих выкристаллизовываются определенные институты, фирмы и т.п. по предоставлению населению такого рода информации и рекомендаций.
Таким образом, многие производственные процессы в масштабах страны регулируются даже планомерно, где роль мышления, предвидения, выработки информации и координации деятельности предприятий играют институты информации, в том числе даже обыкновенные газеты (интересующийся да услышит ее или увидит), радио и телевидение, а роль исполнителей играют капиталисты со своими предприятиями.
Это своеобразное планомерное регулирование капиталистической экономики в масштабах всей страны не оформлено организационно и распылено по стране, поэтому формально его нет. А по существу оно есть и покоится на буржуазной демократии, на буржуазном равнопра- вии между неявными руководителями, продающими рекомендации и информацию для размышления, и неявными исполнителями - самостоятельными «независимыми» капиталистическими хозяйст- вами, которые вынуждены выполнять предложенные и оплаченные рекомендации, потому что в противном случае их ожидают крах, банкротство.
Поэтому свободная экономическая деятельность хозяйствующих при капитализме субъектов свободна потому, что они, осознавая экономическую необходимость развивать свою производственную деятельность в том или ином направлении, свободно, с полным желанием действуют в предложенном рынком и институтами информации направлении, отвечая сами за себя при допущенных ошибках потерями, награждая сами себя за правильную экономическую политику приобретениями.
Поэтому материальные интересы хозяйствующих субъектов при капитализме достаточно гармонично увязаны с существующими здесь отношениями собственности, чтобы их экономика развивалась в достаточной степени динамично, стимулируемые конкуренцией товаровладельцев.
Внутри капиталистических предприятий, поскольку рабочие реализуют своим трудом преимущественно интересы капиталистов, идет эксплуатация рабочих, чья материальная заинтересованность в
результатах своего труда из-за этого частично подорвана. А потому их активность и творческий потенциал реализуются не в полной мере, хотя капиталист, используя частнособственнические инстинкты рабочих и такие же принципы распределения, разработал разного рода экономические методы материального стимулирования труда рабочих (соответственно количеству и качеству труда), заставляющие рабочих реализовать свою творческую и физиологическую активность полнее. Не последнюю роль здесь играют и безработица, конкуренция между рабочими.
|
|
Так что внутри предприятий далеко не так все гармонично между материальными интересами и отношениями собственности. Тем более что капиталист, проводя у себя на предприятии политику директивного централизма, мало считается с рабочей демократией, видя в рабочих лишь винтик своего хозяйственного механизма, подавляет в определенной степени их творческую активность, стимулируя лишь подчинение. То же можно сказать и о монополистических объединениях, в которые выливается идущая далее капиталистическая кооперация.
Таким образом, явное планомерное развитие отдельных капиталистических хозяйств, монополий и неявное планомерное развитие всего капиталистического производства* снижают возможности возникновения здесь кризисов, хотя совсем не исключают, поскольку плановое начало в масштабах страны развито еще слабо. Но правильная материальная заинтересованность производителей любого уровня позволяет капиталистической экономике развиваться достаточно динамично.
Наконец, производительные силы капитализма переходят в руки социалистических производителей. Какого уровня специализации, разделения труда и кооперации достиг капитализм, с такого социализм и начинает.
Как мы помним, основными причинами, поднявшими народ на борьбу против эксплуататоров, были 1-я и 2-я необходимости (см. с. 266). Следовательно, эти проблемы будут решены тогда, когда отношения собственности станут социалистическими, а именно: когда люди будут трудиться в своих и общественных интересах одновременно при отсутствии ложных собственников, при наличии минимальных диспропорций в экономике.
А нормальными условиями их труда является гармоничное сочетание материальных интересов и отношений собственности с це
*Подчинение их не приказам, а спросу и договорам, экономической информации. 297
лями социалистического производства (все более полное удовлетворение потребностей всех и каждого), что необходимо предполагает использование единоличных (частных) объектов собственности в интересах индивидуумов, коллективных - в интересах соответствующих коллективов, а общенародных - в интересах всего народа. И кто как не эти субъекты собственности смогут использовать свои объекты собственности в своих интересах наилучшим образом? Посторонний дядя не сможет, ведь, удовлетворить мои производственные и личные непроизводственные потребности соответствующими моими объектами собственности лучше, чем я сам.
|
|
Или сможет?
И малейшее нарушение этого социалистического принципа, который известен всем в несколько другом звучании*, тут же рождает элементы эксплуатации, иждивенчества и паразитизма, вследствие чего появляются двойная мораль, несправедливость и т.д.
Поэтому именно сам производитель (и индивидуальный, и коллективный) должен думать и решать, что и сколько производить, а также самостоятельно распоряжаться продуктами своего труда. А государству достаточно быть только верховным юридическим собственником всех средств производства и продуктов труда, используя их только представительским способом в интересах народа.
Непосредственный производитель должен быть настоящим хозяи- ном своих средств производства и продуктов своего труда. Категори- чески нельзя лишать его творческой активности собственника, остав-
*«От каждого по способности - каждому по труду», естест- венно, соответственно количеству и качеству этого труда. Правда, такая редакция этого социалистического принципа не совсем удачна, поскольку этот текст неявно предполагает существование некоего справедливого дяди, который будет справедливо вознаграждать людей за их труд. Хотя бюрократизация нашей экономики буквально соответствует этому принципу, за исключением того, что не названный в тексте этого социалистического принципа дядя был часто несправедлив: и потому, что не мог точно оценить трудовой вклад каждого, и потому, что часто злоупотреблял своим положением, подрывая, таким образом, устои социализма. Поэтому не надо нам никакого дяди. Люди сами должны вознаграждать себя за свой труд результатами своего труда: что произвел - то твое. А кто не работает - тот и не ест. Вот так будет ближе к настоящему социализму. 298
ляя ему лишь исполнительские функции винтика. И всякий посторон- ний дядя будет здесь только помехой, потому что очень плохо знает, что и как надо делать, как это видно из причин существования ПДЦ, даже если этот дядя будет очень упорно трудиться, чтобы доказать необходимость своего существования в этом паразитическом качестве.
Ну хорошо, все производители будут работать свободно, на свой страх и риск, по своему усмотрению. А как же планомерное развитие всей экономики?
Да очень просто. Как мы видели, уже капиталистическая экономика развивается на плановой основе, хотя и негласной плановой основе, может быть, и недостаточно развитой. И одна из бед экономистов состоит в том, что они пока просто-напросто не понимают этого, т.к. не разобрались в причинах существования ПДЦ и связывают планомерную деятельность только лишь с жестким централизованным руководством экономикой, когда все подчиняются центру и выполняют его директивы, называя плановые задания законом для нижестоящих организаций.
Но, как мы видели, экономика любой страны может развиваться только в рамках ПДЦ, а потому жесткая централизация, повсеместные контроль и руководство из центра, пусть даже на двух - трехзвенной основе, не могут быть полноценными, а то и вообще невозможны. И не только потому, что центр никогда не будет знать достаточно полноценно конкретное дело производителей так, как это знают сами конкретные производители, но и потому, что управляемые люди не винтики. Они просто не могут быть винтиками.
Поэтому «планомерное развитие экономики» и «директивное развитие экономики на основе централизованного администрирования и плановых заданий» - это далеко не тождественные понятия, хотя и пересекающиеся.
Планомерное развитие - это осознанное поддержание определенных пропорций в экономике. Но разве для такого осознанного поддержания пропорций обязательно нужна команда сверху? А если эта команда просто невыгодна производителю? Или просто психологически не по душе?
А ведь, как мы видели, уже при капитализме таким координатором экономических пропорций страны может быть система органов информации в центре и на местах с руководителями предприятий, выполняющими предложения и рекомендации органов информации.
К тому же сейчас средства информации настолько совершенны, что уже не могут быть препятствием для пропорционального развития экономики.
Регулирующее воздействие на экономику страны может оказывать и правительство через систему цен там, где без этого не обойтись, через налоговую политику, оплачиваемые заказы и договора.
Но, быть может, система директивного централизованного планирования экономики страны все же эффективнее рыночного социализма? Давайте-ка в этом разберемся.
Как мы видели, производительные силы социалистического общества представляют собой совокупность хозяйственных единиц различного уровня кооперации. Это такие гигантские предприятия,
как металлургические и машиностроительные заводы, такие предприятия средней величины, как таксопарк, завод по изготовлению эмалированной посуды, совхоз, колхоз, такие маленькие производственные коллективы, как столовая, различные артели, коллектив института или театра, семейные кооперативы и даже кустари. Все они являются хозяйственными единицами независимо от того, производят ли они товары в виде материальных объектов, материальных процессов или нематериальных реальностей. Поэтому кустарями являются и художники, и барды, и продавцы воды, и цветоводы, и производители мелких поделок, например сувениров, и даже проститутки, как бы это ни оскорбляло слух и ни было противозаконно*.
*Необходимость и возможность производственной деятель- ности кустарей и натурального производства одиночек при любом общественном строе обусловлены наличием соответ- ствующих потребностей, с одной стороны, и технологической простотой изготовления нужной потребительной стоимости - с другой. То есть когда технология его изготовления так проста, что под силу одному человеку (хотя, быть может, так сложна, что под силу только одному, художнику например); что нет необходимости производить эту продукцию кооперативно, т.к. в росте производительности труда тут мало что выиграешь. Тем более если потребности в этих продуктах количественно невелики или единственны в своем роде. Конечно, всякие производственные возможности кустарей и натуральных производителей базируются на исторически конкретном уровне развития разделения труда и специализации в обществе. И потому чем выше этот уровень и глубже специализация, тем качественно более разнообразна производственная деятельность
кустарей (т.к. более разнообразны инструменты, материалы, технологии), более качественны производимые ими потребительные стоимости, растет количество наименований товаров, хотя с прогрессом общественного производства удельный вес натурального и кустарного производств, по сравнению с продуктами труда кооперированных производителей, уменьшается.
Все эти производители производят в условиях разделения труда и специализации, и потому ради удовлетворения своих непроизводственных и производственных потребностей они обмениваются продуктами своего труда, что является причиной существования здесь товарно-денежных отношений.
Поэтому, как бы они ни были свободны в своей производственной деятельности, они вынуждены ориентировать свое производство на конкретные потребности людей, которые (потребности) количест- венно и качественно определены и физическими, и эстетическими потребностями, и природными условиями обитания людей, и истори- чески определенным уровнем их культуры... и, конечно, их способ- ностью оплатить нужный им товар. Короче, каждый производитель в своей производственной деятельности ориентируется на платежеспособный спрос потребителя: как на не вполне определенного покупателя, так и на заказы, договоры вполне определенных лиц, в противном случае продукция производителя просто никому не будет нужна, и он умрет с голоду, потому что продуктами своего труда он не удовлетворит свои потребности - он ведь не натуральным производством живет.
Потребности людей и, что важнее, их платежеспособный спрос на конкретные товары настолько разнообразны, что осмыслить их количественно и качественно в динамике и постараться предвидеть их изменения абсолютно точно невозможно, потому что это связано с чувствами и мышлением очень многих очень разных людей.
Еще более трудно это понять центральным экономическим органам, которые не могут присутствовать каждый день повсеместно, не имеют столько глаз и ушей, как сама масса непосредственных производителей, являющихся к тому же и массовым потребителем. Тем более что есть множество специфических и быстро изменяющихся потребностей, присущих лишь небольшой группе людей и потому совершенно маловажных и незаметных для центральных экономических органов.
Поэтому эту огромную массу разнообразных и часто специфичес-
ких потребностей (в противоположность общенародным, общим) людей только и может вовремя понять и удовлетворить масса свободных хозяйственных единиц: от огромных производственных объединений до кустарей и даже натурального производства.
Следовательно, этим производителям и надо дать свободу в их производственной деятельности, как это вытекает из причин существования ПДЦ, из анализа отношений собственности и практики развития социалистического производства.
Но тут опять возникает проблема, в которой мы окончательно еще не разобрались: а будет ли обеспечено пропорциональное развитие общественного производства?
С капиталистами - ладно, Бог с ними, у нас их нет. У нас коллективы хозяйственных точек руководят (во всяком случае должны руководить) своей производственной деятельностью. Но смогут ли они так руководить этой деятельностью, чтобы все общественное производство развивалось пропорционально?
Но прежде чем ответить на этот вопрос, мы должны понять: что означает пропорциональное развитие производства?
Для отдельного хозяйствующего субъекта это означает прежде всего техническое* строение его производства, которое (строение) наиболее рациональным образом способствует и обеспечивает производство конкретных потребительных стоимостей. Стоимостное строение носит здесь зависимый, вторичный по отношению к техническому строению характер. Поэтому благодаря планомерной деятельности хозяина, который регулирует прежде всего технические пропорции своего производства, диспропорции бывают здесь как
исключение. Разве что в зависимости от конъюнктуры рынка меняется ассортимент и количество товаров.
А все общественное производство находится и регулируется под определяющим воздействием цен отдельных производств, в основе которых (цен производств) лежит стоимость. То есть стоимость всего общественного производства держит как бы под колпаком органическое его строение, потому что стоимость характеризует производственные возможности людей, означает затраты количества рабочего времени на те или иные товары: не может общество потреблять больше, чем производит, как не должен и не может потреблять больше производимого и натуральный производитель.
*Под техническим строением производства я понимаю Марксово техническое строение капитала, лишенного мистифицирующих обстоятельств, указанных при анализе основных категорий политэкономии. 302
Короче, люди (все общество, или отдельные индивиды, или коллективы) должны контролировать свое производство и потребление стоимостными категориями прежде всего, чтобы не потреблять больше производимого с целью накопления средств производства, с целью прогресса, с целью «не проесть» уже созданных накоплений.
Всякий производитель не может работать себе в убыток длительное время, не может длительное время лишаться в товарном обмене прибыли (подобно виденному нами кустарю, см. с. 247- 249), потому что это означает потерю средств производства, движение к банкротству, краху.
Поэтому каждый хозяин во внешней своей экономической деятельности руководствуется прибылью, подчиняя ей все остальные моменты своей экономической деятельности. А это значит, что пропорциональность всего общественного производства и есть прежде всего соответствие платежеспособного спроса предложению товаров, когда одно покрывает другое, и наоборот, т.е. когда происходит нормальное расширенное производство, точнее - воспроизводство каждой хозяйственной единицы, а потому и всего общества; что обществом производится, то и потребляется, за исключением той части товаров, которые идут на расширение производства. И наоборот, что людям нужно и что им под силу купить, то и производится без всяких для этого препятствий.
Абстрактно рассматривая эту проблему, можно сказать следующее. Если общественное производство состоит из двух специализированных хозяйствующих субъектов, поделивших между собой существующие здесь процессы труда соответственно своим специальностям, то пропорциональность их общественного производства состоит в том, что каждый из них, чтобы удовлетворить свои потребности чужими продуктами, производит те продукты, которые нужны другому соответственно платежеспособному спросу другого. И в основе критерия их товарообмена лежит стоимость.
Например, оба они, соответственно вновь созданной стоимости произвели продуктов на 6 человеко-дней каждый. Со всего производства продукта каждый потребляет соответственно 3 человеко-дням, а другую половину выносит на рынок, на продажу, становясь, таким образом, продавцом своего товара. Но в то же время он становится и покупателем с платежеспособным спросом в 3 человеко-дня, где его товар фактически является его деньгами для уплаты за чужой товар. Вот такое соответствие платежеспособного
спроса и предложения и есть наиболее правильная пропорцио- нальность развития всего общественного производства.
При увеличении числа хозяйствующих субъектов в этом обществе для пропорционального развития экономики в их деятельности ничего принципиально не меняется, разве что критерием товарного производства каждого производителя становится доход или прибыль (из-за конкуренции), в основе которой лежит производственная цена, определяемая в конечном счете стоимостью.
И эти причины существования товарно-денежных отношений в обществе недвусмысленно говорят, что каждое хозяйство должно получать производственное задание не в виде директив центральных органов, а как осознанную необходимость (в результате осмысления спроса населения, прямых заказов и договоров) производить то-то и то-то и в таком-то количестве, чтобы посредством своей производст- венной деятельности на потребителя в итоге удовлетворять свои личные и коллективные потребности. А если их продукция мало кому будет нужна - будут сидеть на голодном пайке и винить за это только себя, т.к. другие здесь ни при чем.
Следовательно, общенародным центральным органам, чтобы исключить возможные диспропорции в развитии производства, остается изучать платежеспособный спрос населения и информировать производителей. Причем эти органы информации, поскольку их товаром является информация, должны продавать ее потребителю на равноправной, демократической основе, формируя свой бюджет только таким образом, т.е. они должны быть в системе хозяйственных связей, а не возвышаться над ними, быть равноправным деловым партнером, как и все прочие хозяйства.
Таким образом будут подтверждены общественные полезность и необходимость этих органов и исключено их иждивенчество.
Удовлетворение же общенародных интересов и потребностей государством должно осуществляться путем размещения заказов на конкурсной основе среди хозяйств страны, а при необходимости и путем создания новых «независимых» необходимых обществу производств на общенародные средства, формируемые в основном на основе подоходного налога.
А если надо в определенных общественных интересах как-то регулировать производственную деятельность хозяйств, то делать это надо экономическими методами, по крайней мере если они дают ожидаемый результат, то прибегать к административным методам воздействия не следует. То есть воздействовать надо ценами, налога-
ми, заказами и штрафами. Бюрократическими методами надо пользоваться в исключительных случаях. Во всяком случае эти меры не должны противоречить правовым нормам.
Итак:
1) из необходимости максимальной производительности труда тружеников и качества их продукции, которые существуют и могут существовать только при максимальной их материальной заинтересованности в этом (а для этого нужна конкуренция производителей, а не надуманные формы социалистических соревнований), из необходимости максимальной творческой активности и отдачи производителей (включая научную деятельность) анализ отношений собственности при социализме приводит к выводу, что хозяйственные единицы должны быть экономически самостоятельными;
2) из необходимости непредвзятого контроля продукции производителей по качеству и количеству следует вывод об ориентации производства производителей непосредственно на потребности потребителей, т.е. непосредственно на рынок, т.е. товар должен двигаться из рук производителя прямо в руки потребителя, исключая всякие промежуточные инстанции, причем необходима социалис- тическая конкуренция производителей, чтобы отсутствовал диктат производителя над потребителем;
3) из анализа необходимости существования экономической самостоятельности хозяйств, из анализа причин существования ПДЦ в экономике следует вывод о том, что экономическую самостоятель- ность хозяйств нарушать категорически запрещается.
И все это означает, что социалистическая экономика должна состоять из экономически самостоятельных хозяйств, ориентированных в своей производственной деятельности на рынок, что автоматически означает ликвидацию глобальных общенародных планов (но об этом - дальше), а вместе с ними и всю бюрократическую систему хозяйствования.
И только при такой системе экономических взаимоотношений интересы нижестоящего производственного звена, начиная с отдельного индивидуума, будут совпадать с вышестоящими вплоть до общенародных, и наоборот.
Конечно, не всякое экономическое звено может быть максимально свободным в своей деятельности, а только отдельные хозяйственные единицы, т.е. те, которые делают готовый товар. Те же экономические звенья, которые структурно являются частью одной из хозяйственных единиц, т.е. производят частичный продукт (это
отдельный рабочий, бригада, техотдел завода...), могут работать и на основе бригадного подряда, и за проценты от фонда зарплаты экономического звена более высокого порядка, и на основе других форм оплаты труда. Здесь важно лишь то, чтобы их заработок соответствовал количеству и качеству вложенного ими труда, а их отношения с вышестоящим экономическим звеном были выгодны обоим. Какая из форм экономических отношений внутри предприятия более приемлема - должна решать практика.
Таким образом, мы получили абстрактную модель рыночного социализма как наиболее приемлемую систему экономических отношений для реализации экономических интересов как отдельных людей, хозяйств, так и общества в целом.
Значит, рынок? Значит, централизованное развитие народного хозяйства на основе научного предвидения, на основе реализации научно глубоко продуманного глобального плана побоку?