КОММЕНТАРИЙ К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
Контрольная работа выполняется в подписанной тетради.
10 вариантов, номер варианта соответствует номеру фамилии студента в журнале.
Заданий, за каждое правильное задание выставляется 5 баллов, максимальное количество баллов – 100. Табличный формат оценок представлен в документе «Вопросы к экзамену».
Вопросы составлены в формате тестов, только один правильный ответ.
Записывать ответы следующим образом (не ставить запятых, точек, ничего не подчеркивать):
А
Б
А (и так далее).
Ответы не пояснять и не расшифровывать, ставить только букву правильного ответа.
Если вопрос на соответствие, ответ записывать так:
А 1
Б 3
В 2
Г 4
Если вопрос звучит: Как называется следующее явление? Ответ записывать так:
А полисемия
Б синонимия
В антонимия
Г омонимия
При выполнении контрольной работы используйте следующие материалы:
- список учебной, научной и справочной литературы (в документе «Вопросы к экзамену»),
- методические рекомендации к выполнению самостоятельной работы (в документе «Методические рекомендации. Самостоятельная работа»). Методические рекомендации нужно прочитать, проверить свои знания по вопросам для самоконтроля. Не нужно: писать рефераты и конспекты для проверки преподавателем. Вопросы самостоятельной работы включают темы, которые не обсуждались на лекциях и практических занятиях, но они входят в программу дисциплины, и следовательно, с ними нужно ознакомиться. Некоторые вопросы включены в экзаменационные вопросы.
Контрольную работу нужно сдать на кафедру (корпус 3, ауд. 13) не позже, чем за 20 дней до экзамена.
С уважением, Иванова Н.И.
Контрольная работа
Вариант 1
1. Сторона знака, которая выражает то, что человек воспринимает органами чувств:
а) означаемое;
б) означающее;
в) значимое;
г) знаковое.
2. Отношения структурно более простых языковых единиц с более сложными языковыми единицами:
а) синтагматические,
б) парадигматические,
в) иерархические,
г) последовательные.
3. К чему применимо определение «Набор относительно однородных единиц одинаковой степени сложности»?
в) языковой ярус (уровень),
г) синтагматика.
4. Какой характер отношений между грамматическими формами (по сравнению с лексическими):
а) более свободный,
б) более ограниченный,
в) универсальный,
г) с максимальной амплитудой значений.
Синхрония – это
а) состояние языка в определенный момент его развития;
б) историческое развитие языка;
в) состояние и развитие языка в определенный период.
6. Какой критерий предусматривает отнесение к одной части речи слов с общим грамматическим значением (например, признак, предметность и т.д.):
а) синтаксический,
б) семантический,
в) словообразовательный,
г) формально-грамматический.
7. Установите соответствие:
б) синтетический способ выражения грамматич. значения,
в) формальные показатели грамматические значения;
1. аффиксация, чередование, супплетивизм;
2. выражаются материальными средствами;
3. морфологические, синтаксические;
4. словоизменительные аффиксы, словесное ударение, порядок слов.
8. Единство грамматического значения и способов его выражения – это …
б) понятие;
в) грамматическая категория;
9. Какое из данных слов может быть прилагательным:
а) можно;
б) нельзя;
в) надо;
г) необходимо.
10. Укажите доминанту синонимического ряда спать, почивать, дремать, кемарить:
а) дремать;
б) спать;
в) кемарить;
г) почивать.
11. Как называется следующее явление:
а) высокий – высотный –
б) желанный – желательный –
в) предложение руки и сердца - сложносочиненное предложение -
г) старый - с тарой -
12. Какой лексико-грамматической функцией объединены приведенные ниже слова: индиго, маренго, прюн, хаки, пансе, электрик, массака:
а) технические термины
б) слова военной терминологии
в) слова-цветообозначения
г) слова, обозначающие качество предмета.
13. В каком ряду предложений не со словами пишется раздельно?
а) Мост через реку (не)построен. Документ (не)подписан.
б) И (не)чем было гордиться. Эта комната (не)большая.
в) (Не)видимкою луна освещает снег летучий. (Не)знание есть бессилие.
г) Лентяю всё (не)можется да (не)здоровится.
14. В каком предложении слово «один/одни» является частицей:
а) В саду одни яблоки, груш нет.
б) Мы были одни.
в) К нам приходил один и тот же человек.
г) Один в поле не воин.
15. Нужны ли знаки препинания при обороте с союзом как: Деду как старшему штурманскому капитану предстояло наблюдать за курсом корабля (И. Гончаров).
а) нет запятой, так как союз как употребляется в значении «в качестве»;
б) знаки препинания необходимы, так как союз как присоединяет приложение со значением причинности;
в) знаки препинания необходимы, так как сравнительный оборот – обстоятельство образа действия;
г) нет запятой, так как сравнительный оборот – именная часть составного сказуемого.
16. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые в предложении «Вся катастрофа виделась ей в образе гроз(1) но о том (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала за Сашей (4) как за каменной стеной»:
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 4;
в) 1, 2, 3, 4;
г) 1, 2, 4.
17. В приведенных ниже предложениях из произведений А.П. Чехова найдите предложение, в котором придаточная часть присоединяется к главной части союзным словом «что», а не союзом «что»:
а) Егорушка, думая, что сию секунду польет дождь, стал на колени и укрылся рогожей.
б) В доме, что напротив, затихла музыка.
в) А Варвара так оторопела, что не могла подняться с места.
г) Я скрыл настоящую причину, скрыл ее потому, что стыдился ее ничтожности.
В каком предложении подлежащее выражено субстантивированным прилагательным?
а) Самое интересное произошло в конце спектакля (М.Булгаков);
б) Влюблённые всегда красивы;
в) Рождённые в года глухие пути не помнят своего (А. Блок);
г) Несколько сосен уже упало в воду (К.Паустовский).