Какие существуют типы дыхания?

б) грудное, диафрагмальное, смешанное;

в) спокойное и фиксированное;

г) нормальное и патологическое.

99. Оптимальными условиями питания подростков являются:

а) получение незаменимых ингредиентов ежедневно;

б) исключение вегетарианства и разгрузочных дней;

в) регулярность в приеме пищи;

г) определение физиологических норм потребления питательных веществ с учетом пола.

Что из перечисленного относится к функциям слюны?

а) переваривание белков;

б) участие в кроветворении и кроверазрушении;

в) участие в терморегуляции, речи, акте сосания новорожденного;

г) выведение из организма солей тяжелых металлов.

Критерии оценки.

Оценка «удовлетворительно» - 75% - 85% правильных ответов.

Оценка «хорошо» - 86% - 90% правильных ответов,

Оценка «отлично» - 91% -100% правильных ответов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ.

 

1. Возрастная анатомия и физиология как базовая естественно-научная дисциплина педагогических специальностей. Предмет и задачи возрастной анатомии и физиологии. Связь с другими науками.
2. Организм человека, общий план строения (клеточная структура, ткани, органы, системы органов).
3. Функциональная система (П.К. Анохин). Функциональное состояние и функциональные резервы организма.
4. Закономерности онтогенетического развития опорно-двигательного аппарата. Значение правильной осанки для сохранения здоровья растущего организма.
5. Физиология развития нервной и мышечной ткани. Свойства и функции возбудимых тканей. Процесс возбуждения. Понятие о мембранном потенциале и потенциале действия.
6. Этапы индивидуального возрастного развития человека. Возрастная периодизация. Схема возрастной периодизации.
7. Закономерности роста и развития детского организма.
8. Наследственность и среда, их влияние на развитие детского организма.
9. Календарный и биологический возраст, их соотношение, критерии определения биологического возраста на разных этапах онтогенеза.
10. Пренатальный онтогенез. Эмбриогенез. Плодный период.
11. Анатомо-физиологические особенности созревания мозга.
12. Постнатальный онтогенез. Период новорожденности. Грудной возраст.
13. Особенности развития ребенка в периоде первого детства. Возраст «кризиса 7 лет».
14. Характеристика особенностей морфофункционального развития детей в возрасте второго детства.
15. Возрастные особенности взаимоотношения структуры и функции в подростковом периоде онтогенеза.
16. Критические и сенситивные периоды развития ребенка.
17. Акселерация и ретардация. Секулярный тренд в развитии человека.
18. Физическое развитие как уникальный показатель индивидуального здоровья и эпохальных сдвигов в развитии человека.
19. Размеры и форма тела. Конституциональные особенности. Показатели физического развития. Гармоничность физического развития.
20. Методы исследования физического развития (продольный, поперечный). Определение уровня физического развития.
21. Понятие о возрастной норме. Стандарты и нормативы.
22. Отклонения физического развития, их значение для здоровья детей. Факторы окружающей среды, социальные и другие факторы, оказывающие влияние на уровень физического развития. Состояние здоровья современных детей и подростков.
23. Изменчивость и адаптация - основные свойства живого. Стресс (Г. Селье). Адаптация к стрессирующим факторам. Фазы адаптации. Срочная, долговременная, незавершенная адаптация. Адаптация учащихся к процессу обучения.
24. Возрастные особенности развития функции дыхания. Функция внешнего дыхания, ее показатели. Жизненная емкость легких у детей и подростков. Легочная вентиляция. Вредные привычки и гигиена дыхания. Гигиенические требования к воздушной среде в учебных помещениях.
25. Возрастные особенности развития сердечно-сосудистой системы. Система кровообращения, ее значение для оценки состояния целостного организма (Р.М. Баевский). Возрастные особенности строения сердца. Сердечный цикл.
26. Внешние проявления деятельности сердца. Пульс. Артериальное давление. Методы функциональной диагностики. Электрокардиография.
27. Особенности анатомии и физиологии желудочно-кишечного тракта. Пищеварение. Особенности питания детей и подростков. Обеспечение потребности в пищевых веществах, витаминах и микроэлементах.
28. Возрастные особенности обмена энергии и терморегуляции. Основной обмен. Формула Рида. Особенности обменных процессов в условиях Севера.
29. Развитие регуляторных систем (гуморальной и нервной). Функции сенсорных, моторных и висцеральных систем на разных этапах индивидуального возрастного развития.
30. Психофизиологические особенности поведения ребенка. Становление коммуникативного поведения. Речь.
31. Индивидуально-типологические особенности ребенка. Индивидуальный профиль ФМА.
32. Комплексная диагностика уровня функционального развития ребенка. Готовность к обучению.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка). -М. “Академия”, 2002 г.

2. Хрестоматия по возрастной физиологии: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений/Сост. Безруких М.М., Сонькин В.Д., Фарбер Д.А. –М.: Изд.центр “Академия”, 2002г.

3. Обреимова Н.И., Петрухин А.С.Основы анатомии, физиологии и гигиены детей и подростков.-М.: Изд.центр “Академия”, 2000 г.

4. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А. Возрастная физиология и школьная гигиена.- М. “Просвещение”, 1990г.

5. Хрипкова А.Г. Анатомия, физиология и гигиена человека.-М. “Просвещение”, 1975г.

6. Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Гигиена и здоровье школьника.-М. “Просвещение”, 1988г.

7. Физиологи развития ребенка. Под ред. В.И. Козлова, Д.А. Фарбер. М. “Педагогика”, 1983г.

8. Гуминский А.А., Монтьева Н.Н., Тупицина Л.П. Руководство к выполнению лабораторных занятий по возрастной физиологи. М. Изд. МГПИ, 1984г.

9. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. М. “Медицина”, 1982г.

10. Ермолаев Ю.А. Возрастная физиология. М. “Высшая школа”, 1985.

11. Агаджанян Н.А., Тель Л.З., Циркин В.И., Чеснокова С.А. Физиология человека. - СПб.: «Сотис», 1998.

12. Брин В.Б. Физиология человека в схемах и таблицах. - Ростов-на-Дону.: «Феникс», 1999.

13. Држевецкая И.А. Основы физиологии обмена веществ и эндокринной системы. - М.: Просвещение, 1994.

14. Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. - М.: Просвещение, 1986.

15. Мишина Н.Ф. Исследование и оценка физического развития детей и подростков (методические рекомендации). - Ставрополь, 1994.

16. Основы физиологии человека /Под ред. Ткаченко В.И. Т. 1 и 2. СПб., 1994.

17. Физиология человека /Под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. -М., Медицина, 1998. Т. 1, 2.

Дополнительная:

1. Белецкая В.И., Громова З.П., Егорова Т.И. Школьная гигиена. -М.: Просвещение, 1983.

2. Белостоцкая Е.М., Виноградова Т.Ф., Каневская Л.Я., Теленчи В.И.

3. Гигиенические основы воспитания детей от 3 до 7 лет. - М.: Просвещение, 1987.

4. Гигиена детей и подростков /Под ред. Кардашенко В.Н. - М.: Про свещение, 1980.

5. Гистология /Под ред. Ю.И. Афанасьева, Н.А. Юриной. - М.: Медицина, 1989.

6. Кольцова М.М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка. - М.: Просвещение, 1973.

7. Методические указания к практикуму по физиологии человека и животных. Ч. 1 и 2. Ставрополь, 1988, 1989.

8. Физиология человека / Под ред. Косицкого Г.И. - М: Медицина, 1985.

9. Чабовская А.П., Голубев В.В., Егорова Т.И. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М.: Просвещение, 1987.

10. Чабовская А.П. Практикум по основам педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. - М: Просвещение, 1985.

СПИСОК


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: