Глава 2. Анализ ассортимента и качества детсокго питания разных производителей

 

2.1.Анализ ассортимента детского питания магазина «Семь Нянь»

 

 

В магазине «Семь Нянь» реализуются разнообразные группы детских продуктов питания:

· мясные,

· молочные,

· хлебобулочные,

· яичные,

· вкусовые,

· в том числе и кондитерские товары.

Спросом пользуются Основные бренды (около 70% по объему и по стоимости) - "Агуша" ("Вимм-Билль-Данн"), Friso (Friesland), Nan (Nestle), Nutrilon (Nutricia), "Малютка" (Nutircia), "Малыш" (Nutricia).

В магазине «Семь Нянь» продаются детское питание для следующих возрастных групп:

· дети раннего возраста – дети в возрасте от рождения до 3 лет(;

· дети дошкольного возраста – дети в возрасте от 3 до 6 лет;

· дети школьного возраста – дети в возрасте от 6 до 14 лет.

Продукты детского питания для детей раннего возраста:

· пищевые продукты детского питания, предназначенные для питания детей в возрасте от рождения до 3 лет, состав и свойства которых должны соответствовать их возрастным физиологическим особенностям, обеспечивать эффективную усвояемость и не должны причинять вред здоровью ребенка;

· заменители женского молока – пищевые продукты в жидкой или порошкообразной форме, изготовленные на основе коровьего молока или молока других сельскохозяйственных животных, белков сои, и предназначенные для использования в качестве заменителей женского молока и максимально приближенные к нему по химическому составу для удовлетворения физиологических потребностей детей раннего возраста;

· продукты прикорма – пищевые продукты, вводимые в рацион ребенка первого года жизни в качестве дополнения к женскому молоку или его заменителям, изготовленные на основе продуктов животного и/или растительного происхождения в соответствии с его возрастными физиологическими особенностями, в том числе: продукты прикорма на зерновой и зерно-молочной основе – пищевые продукты, изготовленные из муки различных круп в виде сухих молочных и безмолочных каш, растворимого печенья и макаронных изделий;

· продукты прикорма на плодоовощной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе фруктов, овощей, ягод в виде консервированных соков, нектаров и пюре;

· продукты прикорма на мясной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе говядины, свинины, баранины, конины (для детей с непереносимостью белков говядины), кролика, мяса птицы;

· продукты прикорма на рыбной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе океанической, морской и пресноводной рыбы;

· продукты прикорма на мясо-растительной и рыбо-растительной основе – пищевые продукты, изготовленные на основе мяса или рыбы (океанической, морской и пресноводной) с добавлением растительных компонентов (плодов, овощей, круп, муки);

· продукты прикорма на растительно-мясной(рыбной) основе – пищевые продукты, изготовленные на основе растительных компонентов (плодов, овощей, круп, муки), с добавлением мяса или рыбы (океанической, морской и пресноводной);

· продукты прикорма на молочной основе и– пищевые продукты жидкие, пастообразные и сухие, изготовленные на основе коровьего молока и молока других сельскохозяйственных животных;

· детские травяные чаи – пищевые продукты, изготовленные на основе трав и экстрактов трав;

Режим работы магазина «Семь Нянь» - с 10:00-20:00. Организация охраны труда на предприятии включает организацию пожарной безопасности, а также организацию нормальных условий труда.

Методы продаж: самообслуживание, через прилавок.

Проведем анализ ассортимента магазина «Семь Нянь» (табл. 2).

Таблица 2 – Удельный вес ассортимента детского питания

Наименование Количество производителей Удельный вес, %
На рыбной основе   4,0
На молочной основе   40,0
Консервы   16,0
На мясной основе   22,6
На зерновой   17,3
Итого    

 

Анализ структуры ассортимента позволяет утверждать, что наибольшую долю в ассортименте детского питания магазина «Семь Нянь» занимают молочной основе. Это объясняется тем, что данный вид пользуется наибольшим спросом.

Проведем анализ показателей качества ассортимента магазина «Семь Нянь» на примере детского питания.

Широта ассортимента - количество видов, разновидностей или наименований товаров однородных или разнородных групп. Это свойство характеризуется двумя абсолютными показателями - действительной и базовой широтой, а также относительным показателем - коэффициентом широты.

Действительная широта (Шд) - фактическое количество видов, разновидностей или наименований товаров, имеющихся в наличии. Базовая широта (Шб) - широта, принятая за основу для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому:

Кш=Шд/Шб*100,

Кш=30/38*100=78,9%

Полученные результаты показали, что широта оптимальна для данного типа магазина.

Полнота ассортимента - это количество видов или разновидностей или наименований товаров в группе однородной продукции. Показатель характеризует способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности.

Показателями полноты ассортимента служат: действительный показатель полноты (Пд) - характеризуется фактическим количеством видов или наименований товаров однородной группы.

Базовый показатель полноты (Пб) - характеризуется регламентируемым или планируемым количеством товаров однородной группы.

Полнота рассчитывается по формуле:

Кп=Пд/Пб*100

Проведем расчет коэффициента полноты ассортимента детского питания

Кп=5/7*100=71,4

Полученные результаты показали, что полнота оптимальна для данного типа магазина. Чем ближе этот показатель к 100%, тем полнее ассортимент торгового предприятия.

Новизна ассортимента – способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счет новых товаров.

Новизна рассчитывается по формуле:

Кн=Н/Пд

Кн=3/75*100=4%

Полученные результаты показали, что новизна не оптимальна для данного типа магазина.

Устойчивость ассортимента – способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Устойчивость рассчитывается по формуле:

Ку=У/Пд*100

Ку=50/75*100=66,6

Полученные результаты показали, что устойчивость является высокой для данного типа магазина.

Анализ ассортимента магазина «Семь Нянь» показал, что устойчивость является высокой для данного типа магазина.

 

2.2. Объекты исследования

 

В качестве объектов исследования были отобраны три образца молочных продуктов для детского питания разных изготовителей:

· образец № 1 – молоко питьевое стерилизованное витаминизированное для детского питания «Тема» производства ОАО «Компания Юни-милк»,

· образец № 2 – кефир детский «Маленький Му» производства ОАО «Екатеринбургский городской молочный завод № 1»,

· образец № 3 – творог классический «Агуша» производства ОАО «Вимм-Билль-Данн».

 

В результате органолептических исследований было установлено, что все три образца молочных продуктов для детского питания соответствуют требованиям нормативных документов к конкретному виду продукции и допускаются к дальнейшей реализации

Таблица 3- Маркировка образцов детского питания

Обозначение маркировки Образец № 1 Образец № 2 Образец № 3
Наименование продукции Молоко питьевое стерилизованное витаминизированное для детского питания «Тема». Массовая доля жира 3,2 % Кефир детский «Маленький Му». Массовая доля жира 3,2 % Творог классический «Агуша». Массовая доля жира 4,5 %. Для детского питания
Наименование и адрес предприятия- изготовителя ОАО «Компания Юнимилк». Адрес: 620089, Екатеринбург, ул. Монтажников, 24. Тел.: (343) 381-41-39 ЗАО «Первая молочная компания». Адрес: 620027, Екатеринбург, ул. Азина, 16 ОАО «Вимм- Билль-Данн Продукты Питания» Адрес: 109028, Москва, ул. Солянка, д. 13, стр. 2 Тел.: (495) 363-46-46
Товарный знак Имеется Имеется Имеется
Масса нетто или объем 200 мл 200 г 100 г
Состав продукта Молоко цельное, молоко обезжиренное, витаминный премикс Цельное молоко, обезжиренное молоко, закваска, приготовленная на кефиных грибках Цельное молоко, обезжиренное молоко, закваска молочнокислых микроорганизмов
Срок годности 3 месяца 6 суток 7 суток
Условия хранения до и после вскрытия Хранить при температуре от 2 до 25 ºС. Вскрытая упаковка с продуктом хранению не подлежит Хранить при температуре 4 ± 2 ºС. Вскрытая упаковка с продуктом хранению не подлежит. Повышение температуры не допускается Хранить при температуре 4 ± 2 ºС. Вскрытая упаковка хранению не подлежит. Повышение температуры не допускается
Пищевая и энергетическая ценность, содержание витаминов и минеральных веществ Жира – 3,2 г, белка – 2,8 г, углеводов – 4,7 г, кальция – 120 мг, витаминов: А – 0,06 мг, С – 6,0 мг, В1 – 0,1 мг, В2 – 0,13 мг. Энергетическая ценность – 58 ккал Жира – 3,2 г, белка – 2,8 г, углеводов – 4,1 г, кальция – 60 мг. Энергетическая ценность – 56,4 ккал. Количество молочнокислых микроорганизмов на конец срока годности продукта – не менее 1 × 107 КОЕ/г, дрожжей – не более 1 × 104 КОЕ/г Жира – 10,0 г, белка – 8,5 г, углеводов – 3,5 г. Энергетическая ценность – 138 ккал. Отсутствуют ГМК (генетически модифицированные компоненты)
Информация о сертификации EAC EAC EAC
Дополнительная информация Имеется   Имеется     Имеется  
Рекомендации по использованию Перед употреблением необходимый объем продукта перелить в прокипяченную посуду и подогреть на водяной бане до температуры 36–38 ºС Перед кормлением детей упаковку встряхнуть, необходимую массу продукта перелить в прокипяченную бутылочку и подогреть на водя- ной бане до темпера- туры 36–38 ºС Перед употреблением назначенную врачом массу продукта из упаковки переложить ложкой в чистую посуду и подогреть на водя- ной бане до температуры 36–38 ºС

 

Анализ таблицы показывает, что все 3 образца соответствуют требованиям ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки».

 

Таблица 4 – бальная шкала.

Вкус и запах Вкус и запах приятный, без посторонних привкусов и запахов  
Вкус и запах приятный, имеется легкая кислинка  
Вкус и запах свойственный, наблюдается легкая кислинка молока  
Внешний вид Соответствующий наименованию, без отклонений  
Соответствующий наименованию с незначительными отклонениями  
Соответствующий наименованию с значительными, но допускаемыми отклонениями  
Цвет   Белый с кремовым оттенком, однородный  
Белый или кремовый, слегка неоднородный  
Белый или кремовый, имеется неоднородные по цвету участки  
Консистенция Свойственная, однородная  
Свойственная, встречаются комочки жира/белка  
Свойственная, местами неоднородная  

 

«отличное качество» - 18 - 20 б

«хорошее качество» - 15 - 17 б

«удовлетворительное качество» - 13 - 14 б

 

2.3 Оценка показателей качества детского питания разных производителей

 

Определение качества детского питание по органолептическим показателям проводится по внешнему виду, вкусу, запаху, цвету. Результаты органолептической оценки представлены в таблице

 

Таблица 5 – Органолептические показатели образцов детского питания

Показатель Наименование продукта
Молоко питьевое стерилизованное витаминизированное для детского питания Кефир детский Творог классический
Внешний вид и консистенция Однородная жидкость без крупинок жира и хлопьев белка Однородная жидкость с нарушенным сгустком Однородная, нежная, мажущаяся
Вкус и запах Чистые, с привкусом стерилизации Чистые кисломолочные, освежающие, без посторонних привкусов и запахов Чистые кисломолочные, без посторонних привкусов и запахов
Цвет   Белый с кремовым оттенком Молочно-белый или слегка кремовый Молочно-белый или слегка кремовый

 

В результате органолептических исследований было установлено, что все три образца молочных продуктов для детского питания соответствуют требованиям нормативных документов к конкретному виду продукции и допускаются к дальнейшей реализации.

 

Для органолептической оценки качества детского питания будет использована 5-балловая шкала.

 

Таблица 6 - Суммарная бальная оценка детского питания

Показатели Молоко питьевое стерилизованное витаминизированное для детского питания Кефир детский Творог классический
Вкус и запах      
Внешний вид      
Цвет      
Консистенция      
Итого      

 

По бальной шкале можно сказать, что Молоко питьевое стерилизованное витаминизированное для детского питания обладает отличным качеством.

 

Выводы по главе 2.

Анализ структуры ассортимента ПДП магазина «Семь Нянь» показал, что данный вид детского питания пользуется наибольшим спросом.

Нами было рассчитано показатели ассортимента магазина «Семь Нянь». И было выявлено, что широта =78,9 и это оптимально для данного магазина. Полнота =71,4% это оптимально для магазина «Семь Нянь».». Новизна=4% она является не номинальной для данного вида товара и поэтому магазину «Семь Нянь» следует расширить ассортимент детского питания для более полного удовлетворения потребностей потребителей. Устойчивость=66,6 Полученные результаты показали, что устойчивость является высокой для данного типа магазина. Так же нами было исследованы объекты и методы исследования. Анализ таблицы показывает, что все 3 образца соответствуют требованиям ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки».

 


 

Заключение

В ходе курсовой работы была проведена товароведная характеристика, результаты свидетельствуют о том, что испытанные образцы по органолептическим показателям являются стандартными. В ходе изучения теоретического материала мы выяснили, что по своему составу пищевой ценности ПДП на молочной основе являются физиологически полноценными продуктами, необходимыми для нормального роста и развития детского организма в соответствии с потребностями организма в них. Это весьма важный аргумент в пользу создания новых видов ПДП, в том числе обогащенных различными микронутриентами, которые организм ребенка получает только с пищей, что позволит существенно повысить их физиологическую ценность и расширить ассортимент выпускаемой продукции. В настоящее время ассортимент детского питания очень широк Результаты оценки качества показали, что данные указанные на маркировке всех образцов соответствуют требованиям ТР ТС «Пищевая продукция в части ее маркировки.

Таким образом, в результате проведенной оценки качества детского питания, реализуемых в магазине «Семь Нянь» можно сделать заключение, что качество данной продукции реализуемой в магазине является достаточно высоким.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: