Классические редукционистские теории культуры

Тема 3. Классические редукционистские культуры

1. Определение редукционизма

Редукционизм - сведение одного типа явлений (объясняемым) к другим (объясняющим) в результате чего утрачивается специфика объясняемого класса явлений.

Классические редукционистские теории культуры

• Позитивизм

• Марксизм

• Философия жизни Фридриха Ницше

• Психоанализ Зигмунда Фрейда

2. Марксизм: экономический редукционизм

1) Культура и ее проявления рассматриваются как "идеология" производная и зависимая от "бытия".

2) В ортодоксальном марксизме "базис" (производительные силы, производственные отношения и природные условия) определяют "надстройку" (все формы культуры).

3) Экономика определяет культуру.

"Сознание [dasBewubtsein] не может быть чем-либо иным, как осознанным бытием [dasbewubteSein], а бытие людей есть реальный процесс их жизни." (Карл Маркс, Энгельс. Немецкая идеология, 1846)

"... мораль, религия, метафизика и прочие виды идеологии и соответствующие им формы сознания утрачивают видимость самостоятельности. У них нет истории, у них нет развития; люди, развивающие своё материальное производство и свое материальное общение, изменяют вместе с этой своей действительностью также мышление и продукты своего мышления. Не сознание определяет жизнь, а жизнь определяет сознание." (Маркс. Немецкая идеологи, 1846)

 

 

 

3. Конфронтационная модель общества и культуры в марксизме

Основным социальным отношением является отношение конфликта и борьбы.

История всех до сих пор существовавших обществ была историей борьбы классов. (Маркс, Энгельс, Манифест ком. партии, 1848)

Она (революционная теория марксизма) - не анатомический нож, она - оружие. Ее объект есть ее враг, которого она хочет не опровергнуть, а уничтожить. (Маркс, К критике гегелевской философии права)

 

4. Основные тезисы марксизма к культуре современного общества

-Экономическая рационализация человеческих отношений

Буржуазия, повсюду, где она достигла господства разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения.... В ледяной воде эгоистического расчета потопила она священный трепет религиозного экстаза, рыцарского энтузиазма, мещанской синтементальности.... Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников. (Маркс, Энгельс, Манифест ком. партии, 1848)

-Ускоряющая динамика цивилизации модерна

Буржуазия не может существовать, не вызывая постоянно переворотов в орудиях производства, не революционизируя, следовательно, производственных отношений, а стало быть, и всей совокупности общественных отношений....Беспрестанные перевороты в производстве, непрерывное потрясение всех общественных отношений, вечная неуверенность и движение отличают буржуазную эпоху т всех других. Все застывшие, покрывшиеся ржавчиной отношения, вместе с сопутствующими им, веками освященными представлениями и воззрениями, разрушаются, все возникающие вновь оказываются устарелыми, прежде чем успевают окостенеть.

-Урбанизация

Буржуазия подчинила деревню господству города. Она создала огромные города, в высокой степени увеличила численность городского населения по сравнению с сельским и вырвала таким образом значительную часть населения из идиотизма деревенской жизни. Так же как деревню она сделала завсимой от города, так и варварские и полуварварские страны она поставила в зависимость от стран цивилизованных, крестьянские народы - от буржуазных народов, Восток - от Запада.

-Глобализация культуры

На смену старой местной и национальной замкнутости и существованию за счет продуктов собственного производства приходит всесторонняя связь и всесторонняя зависимость наций друг от друга. Это в равное мере относится как к материальному, так и к духовному производству. Плоды духовной деятельности отдельных наций становятся общим достоянием. Национальная односторонность и ограниченность становится все более и более невозможными, и из множества национальных и местных литератур образуется одна всемирная литература.

-Проблема "отчуждения"

Труд является для рабочего чем-то внешним, не принадлежащим к его сущности; в том, что он в своем труде не утверждает себя, а отрицает, чувствует себя не счастливым, а несчастным, не развивает свободно свою физическую и духовную энергию, а изнуряет свою физическую природу и разрушает свои духовные силы. Поэтому рабочий только вне труда чувствует себя самим собой, а в процессе труда он чувствует себя оторванным от самого себя. У себя он тогда, когда он не работает; а когда он работает, он уже не у себя. В силу этого труд его не добровольный, а вынужденный 4 это - принудительный труд. (Маркс. Экономическо-философске рукописи 1844 г)

5. Влияние марксизма на современные теории культуры

• "Критическая теория" Франкфуртской школы (Теодор Арнодо, М. Хоркхаймер и др.)

• Теория культурной гегемонии Антонио Грамши

• Французский неомарксизм (Луи Альтюссер и др)

• Социология культуры Пьера Бурдье

• Британские культурные исследования

6. Позитивизм: методологический редукционизм

Общие положения:

1) по своему методу и структуре наука является единой

2) гуманитарные науки должны строиться по образцу естественных наук

3) задача гуманитарных наук - открытие общих законов, объясняющих общественно-исторические процессы и явления культуры

4) предпочтения должны отдаваться количественным (в т.ч. основанным на статистических данных) исследованиям.

 

Основные представители классических позитивистских теорий культуры

Генри Томас Бокль (1821-1862) "История цивилизации в Англии" (1857-1861)

Ипполит Тэн (1828-1893) "Философия искусства" (1865-1869)

 

7. "История цивилизации Англии" Генри Томаса Бокля

-Человеческие действия регулируются столь же определенными законами, как и явления природы, - это подтверждают данные, прежде всего, статистики

-Идея о наличии у человека свободы воли, а также концепция предопределения исторического развития являются метафизическими (ненаучными) догмами

-Процесс цивилизации заключается в успехе, с которым используются законы явлений, а также в объеме достигнутых зданий (превосходство цивилизованных стран Европы над нецивилизованными основано на том, что они меньше подчиняются природным законам, а больше - умственным)

-Религия, литература, гос. устройство и т.д. - это продукты, а не причины цивилизации. (Бокль 1862-1864)

 

 

8. "Философия искусства" Ипполита Тэна

Теория среды

Исходная точка этого метода заключается в признании того, что художественное произведение не есть одинокое, особняком стоящее явление, и в отыскании поэтому того целого, которым оно обуславливается и объясняется.

подобно тому как изучают физическую температуру, чтобы объяснить себе появление того или другого рода растений: кукурузы или овса, алоэ или ели, точно так же необходимо изучать температуру нравственную, чтобы понять появление различных родов искусства. (Тэн, 1996)

"Закон возникновения художественного произведения" Ипполита Тэна

художественное произведение определяется совокупностью двух элементов - общим состоянием умов и нравов окружающей среды (1996)

Эрнст Кассирер о теории искусства Ипполита Тэна

И наша физическая, и наша культурная жизнь замкнута одним и тем же железным кольцом необходимости. В своих чувствах, склонностях, идеях, мыслях, в создании произведений искусства человек никогда не выйдет за пределы этого магического круга. Мы можем рассматривать человека как животное высшего вида, которое производит философию и поэзию точно так же, как щелковичные черви производят свои коконы, а пчелы строят свои соты. (Кассирер, 1998)

9. Философия жизни Фридриха Ницше и психоанализ Зигмунда Фрейда.

Фридрих Ницше (1844-1900)

Основные работы:

• Рождение трагедии, или Эллинство и пессимизм (1872)

• Несвоевременные размышления (1872-1876)

• Человеческое, слишком человеческое. Книга для свободных умов (1878)

• Так говорил Заратурста. Книга для всех и ни для кого (1883-1887)

• К генеалогии морали. Полемическое сочинение (1887)

• Воля к власти (1886-1888)

Основные понятия философии культуры Ф. Ницше

• Нигилизм (обесценивание всех высоких идеалов в современном массовом обществе)

• Ressentiment ("Затаенная обида")

• Генеалогия морали

• Переоценка ценностей

• Сверхчеловек

• Воля к власти

 

Психоанализ

Зигмунд Фрейд (1856-1939)

Толкование сновидений (1899)

Тотем и табу (1913)

Психология масс и анализ человеческого "Я" (1921)

Я и Оно (1923)

Психоанализ открыл нам, что животное-тотем действительно является заменой отца и этому соответствует противоречие, что обычно запрещается его убивать и что умерщвление его становится праздником, что животное убивают и все же оплакивают его. Амбивалентная направленность чувств, которой и теперь отличается отцовский комплекс у наших детей и часто сохраняется на всю жизнь у взрослых, переносится на замену отца в виде животного тотема.

 

В Дарвиновской первичное орде нет места для зачатков тотемизма. Здесь только жестокий ревнивый отец, приберегающий для себя всех самок и изгоняющий подрастающих сыновей, и ничего больше... в один прекрасный день изгнанные братья соединились, убили и съели отца и положили таким образом конец отцовской орде. Они осмелились сообща и совершили то, что было бы невозможно каждому в отдельности (Фрейд. Тотем и табу)

 

Тотемистическая религия произошла из сознания вины сыновей, как попытка успокоить это чувство и умилостивить оскорбленного отца поздним послушанием. Все последующие религии были попытками разрешить ту же проблему, - различными - в зависимости от культурного состояния, в котором они предпринимались, и от путей, которыми шли, но все они преследовали одну и ту же цель - реакцию на великое событие, с которого началась культура и которое с тех пор не дает покоя человечеству.

Претензия ученого к психоанализу заключается не в том, что психоанализ рассуждает о сексуальности в открытую и во всех подробностях, но в том, что он рассуждает о ней неверно. (Малиновский, 2011)

 

В конце концов, групповой брак, тотемизм, избегание тещи или свекрови, а также магия происходят отнюдь не в "бессознательном"; все они - неопровержимые социологические и культурные факты, и для их теоретического обобщения требуется такой опыт, который нельзя приобрести в кабинете психоаналитика.

 

Сверх-Я

Сверх-Я - один из трех основных элементов персональной психики (наряду с Я и Оно).

Сверх-Я - интериоризированная система соц. запретов, источником которых выступает, прежде всего, значимый родитель. Выполняет три основные функции: совесть, самонаблюдение, формирование идеалов.

 

10. Эрнст Кассирер о редукционистских теориях культуры

Главная цель всех этих теорий состояла в том, чтобы доказать единство и однородность человеческой природы. Но если мы исследуем объяснения, которые стремились построить творцы этих теорий, то единство человеческой природы покажется крайне сомнительным. Каждый философ полагает, что он нашел эту скрытую пружину, главную силу, - I'ideemaitresse - руководящую идею, как сказал бы Тэн. Однако в выборе такой руководящей идеи эти объяснения отличаются друг от друга и противоречат одно другому. Каждый отдельный мыслитель дает нам свою собственную картину человеческой природы.

Всех этих философов можно назвать убежденными эмпириками: они хотят показать нам факты и ничего кроме фактов. Но их интерпретация эмпирической очевидности с самого начала содержит произвольные допущения - и эта произвольность становится все более очевидной по мере того, как теория развивается и приобретает более разработанную и утонченную форму. Ницше провозглашал волю к власти, Фрейд подчеркивал роль сексуального инстинкта, Маркс возводил на пьедестал экономический инстинкт. Каждая теория становилась прокрустовым ложем, на котором эмпирические факты подгонялись под заданный образец. (Кассирер, 1998).

 

 

В каком смысле в лекции употребляется понятие «редукционизм»? - Редукционизм – это сведение одного типа явлений к другим

 

В рамках какой из теорий было развито НЕредукционистское понимание культуры? - теория вильгельма дильтея

 

Когда и кем впервые формулируется тезис о глобальном характере современной культуры? - В сер. XIX века, классиками марксизма

 

Какая специфика современного общества зафиксирована в следующей цитате из Манифеста коммунистической партии: "Буржуазия, повсюду, где она достигла господства, разрушила все феодальные, патриархальные, идиллические отношения. … Буржуазия лишила священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом. Врача, юриста, священника, поэта, человека науки она превратила в своих платных наемных работников"? - Рационализация человеческих отношений

 

Какая из перечисленных традиций в наибольшей степени повлияла на становление Франкфуртской школы? – марксизм

 

На кого из перечисленных авторов марксизм НЕ оказал существенного влияния?

Ипполит Тэн

 

Как можно охарактеризовать позитивизм? - Методологический редукционизм

 

Кто из перечисленных авторов сформулировал "закон возникновения художественного произведения"? - Ипполит Тэн

 

Что, согласно Ницше, побуждает человека заниматься наукой или искусством? - Воля к власти

 

Какого мыслителя обычно НЕ относят к группе Философов подозрения? – Ипполит Тэн

 

Какая из работ Фрейда в наибольшей мере проясняет функционирование и генезис культуры? - Тотем и табу

 

Из сознания какого чувства сыновей произошла тотемическая религия? – Вина

 

Какие три элемента включается в себя концепция позднего Фрейда? Я Сверх-Я Оно

 

Какая из инстанций человеческой психики, по Фрейду, является интериоризированной системой социальных запретов? Сверх – я

 

Кто из перечисленных авторов анализировал недостатки теорий, которые в рамках данного курса были обозначены как "редукционистские"? - Эрнст Кассирер

 

Что, по мнению лектора, позволит избежать опасности, связанной с использованием редукционистских теорий? - отказ от их абсолютизации

 

Как в лекции определяется понятие "редукционистские теории культуры"?

Начало формы

Как теории, сводящие один тип явлений к другим - верно

Конец формы

2. Что в рамках классического марксизма лежит в основе общественных отношений?

Начало формы

Экономика - верно

Конец формы

3. На какую из перечисленных теорий марксизм НЕ оказал прямого влияния?

Начало формы

Понимающая социология и социальный конструктивизм - верно

Конец формы

4. Что из перечисленного НЕ характерно для позитивизма?

Начало формы

Гуманитарные науки обладают специфическим методом - верно

Конец формы

5. Что, согласно Г.Т. Боклю, определяет человеческие действия?

Начало формы

Определенные законы - верно

Конец формы

6. В чем заключается процесс цивилизации, согласно Г.Т. Боклю?

Начало формы

В успешном использовании законов явлений - верно

Конец формы

7. К. Маркс, Ф. Ницше и З. Фрейд иногда выделяются в группу "философов подозрения" на основании того, что все они поставили под вопрос основную предпосылку новоевропейской философии сознания. О какой именно предпосылке идет речь?

Начало формы

Прозрачность субъекта для самого себя - верно

Конец формы

8. Как Ф. Ницше называет фундаментальную силу человека, которая определяет все его действия и поступки?

Начало формы

Воля к власти - верно

Конец формы

9. Как З. Фрейд называет интериоризированную систему социальных запретов?

Начало формы

Сверх-Я - верно

Конец формы

10. Как К. Маркс определял историю существовавших обществ?

Начало формы

Как историю борьбы классов - верно

Конец формы

11. Какой класс, согласно Марксу, лишил священного ореола все роды деятельности, которые до тех пор считались почетными и на которые смотрели с благоговейным трепетом, превратив врача, юриста, священника, поэта, человека науки в своих платных наемных работников?

Начало формы

Буржуазия - верно

Конец формы

12. Что именно отличает, согласно Марксу, буржуазную эпоху от всех других?

Начало формы

Ускоряющаяся динамика - верно

Конец формы

13. Как формирование буржуазного общества повлияло на отдельные нации?

Начало формы

Способствовало процессам глобализации - верно

Конец формы

14. В каком отношении находятся город и деревня в рамках буржуазного общества согласно К. Марксу?

Начало формы

Город подчиняет деревню - верно

Конец формы

15. Какой из классов, согласно К. Марксу, способен противостоять буржуазии?

Начало формы

Пролетариат - верно

Конец формы

16. Что Ипполит Тэн подразумевает под понятием "среда"?

Начало формы

Нравственное и умственное развитие эпохи - верно

Конец формы

17. Чем, согласно И. Тэну, предложенная им эстетика отличается от "старой эстетики"?

Начало формы

Эстетика И. Тэна имеет исторический, а не догматический характер - верно

Конец формы

18. Какой элемент или элементы влияют на возникновение художественного произведения согласно сформулированному И. Тэном закону?

Начало формы

Состояние умов и нравов окружающей среды - верно

Конец формы

19. Как И. Тэн объясняет то, что в разные времена существует разное количество талантливых и гениальных художников?

Начало формы

Их количество было бы одинаковым, если бы не влияние среды - верно

Конец формы

20. Как, согласно И. Тэну, влияет нравственное состояние, в котором преобладает горе, на художников такой эпохи?

Начало формы

Художник изображает горе - верно

Конец формы

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: