С утнисть контроллинга: место и роль в системе управления предприятием, виды, функции, показатели и инструментарий

Одной из причин возникновения кризисной ситуации на предприятиях является низкий уровень менеджмента. Именно неквалифицированные и ошибочные действия руководства могут при с вести предприятие на грань банкротства. Ф актером, обуславливающий принятия неправильных управ Лински решений, является отсутствие на отечественных предприятиях эффективной системы контроллинга.

В экономической литературе приводится много различных определений контроллинга. Однако бы ольшинство специалистов по управлению предприятием под контроллингом понимают функциональную систему планирования, контроля, анализа отклонений, координации, внутреннего консалтинга и обще го информационного обеспечения управления предприятием.

Контроллинг можно охарактеризовать как систему определения целей, прогнозирования и планирования механизмов и инструментов достижения этих целей, а также проверки того, насколько успешно выполнены поставленные цели, то есть контроллинг представляет собой систему наблюдения и изучения экономического механизма конкретного предприятия и разработки путей для достижения цели, которую оно ставит перед собой; это система, ориентированная на будущее развитие предприятия. Иначе е говоря, контроллинг - это специальная система методов и инструментов, которая направлена на функциональную поддержку менеджмента предприятия и включает информационное обеспечение, планирование, координацию, контроль и внутренний консалтинг.

Современная интерпретация контроллинга подводит его до уровня, на котором он обеспечивает информационную поддержку руководства по обеспечению увеличения «первичной» стоимости предприятия (монетарная и немонетарная информация), а также «добавленной» стоимости (рекомендации, советы) [3] ) .

Целью введения контроллинга на предприятиях является диагностирование фактического технико-экономического и финансового состояния, сравнение его с прогнозируемым, выявление тенденций и закономерностей развития экономики и финансов предприятия, предупреждение негативного влияния внутренних и внешних факторов на финансовый результат и положения на рынке.

Рассмотрение контроллинга управленческой концепции обусловливает сложность его предмета и достаточно широкий перечень объектов наблюдения. Предметом контроллинга микроэкономические процессы и явления на предприятии, характеризуются определенными показателями-индикаторами в их динамике, и макроэкономические процессы в стране, которые непосредственно влияют на экономику предприятия. К предмету контроллинга относят следующие элементы: формирование системы показателей стратегического планирования (определение программы развития предприятия, составление бюджетов) разработка системы информационного обеспечения стратегического менеджмента; сбор данных из центров отслеживание с помощью отчетности; выявление отклонений и факторов негативного влияния на развитие предприятия; составление отчетов для менеджмента; разработка предложений по ликвидации «узких» мест [4] ) .

Объектами контроллинга факторы производства, процессы, показатели эффективности их использования и организации, потенциал предприятия, а также показатели финансового состояния по сравнению с прогнозируемыми [5] ) . Опыт применения контроллинга в западных компаниях показывает, что его действие направлено на формирование и использование активов, капитала, доходов, расходов и финансовых результатов, а также повышение эффективности процессов по функциональным направлениям управления финансово-хозяйственной деятельностью [6] ) .

Чаще всего объекты контроллинга объединяются в четыре группы: ресурсы, процессы, финансовая деятельность, экономическая эффективность. Каждая из перечисленных групп содержит показатели, характеризующие работу предприятия и позволяют обеспечить мониторинг его внешнего и внутреннего состояние и в, определить тенденции развития.

Функции контроллинга

Сущность контроллинга проявляется через его функции, а именно:

- информационное обеспечение предприятия - формирование системы обеспечения информацией овнешних и внутренних условий функционирования предприятия, системы учета и отчетности, информационной инфраструктуры. Усиление со временем прогнозно-аналитического аспекта контроллинга

- координация (планов, деятельности) - интеграция информационной инфраструктуры в системе управления; интеграция и координация во времени всех частичных систем; координация потребностей в информации и ее поставки;

- планирования: стратегическое - поддержка процесса стратегического планирования во времени; вычисления вероятности достижения поставленных целей; ориентация на генеральные цели деятельности предприятия и оперативное - поддержка во времени процесса оперативного планирования финансового и экономического результатов; структуризация планов и плановая координация;

- контроль, ревизия и внутренний аудит - обеспечение постоянного контроля за соблюдением сотрудниками установленного документоо бега, процедур проведения операций, функций и полномочий в соответствии с возложенными на них обязанностями; проведения внутреннего аудита и координация собственной деятельности с действиями независимых аудиторских фирм при проведении внешнего аудита предприятия; обеспечение сохранности имущества предприятия; контрольно-аналитический подход: анализ отклонений, предложения по корректировке курса развития, разработка рекомендаций менеджерам;

- методологическое обеспечение и внутренний консалтинг - разработка методического обеспечения деятельности отдельных структурных подразделений; предоставление консультаций и рекомендаций руководству предприятия и структурным подразделениям в процессе разработки стратегии, планирование, разработка и внедрение новых продуктов, процессов, систем.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: