Общая характеристика метода

Под конфликтом обычно понимают серьезное разногласие, спор, столкнове­ние сторон, отстаивающих свои точки зре­ния и интересы. Нередко подобные стол­кновения возникают между подразделе­ниями организации, обеспечивающими товародвижение. Как часто службы ком­мерческого блока (продаж, маркетинга, закупок) не находят общий язык с транс­портным и складским отделами. Во мно­жестве случаев служба логистики оказы­вается «крайней» при срыве отгрузок, несвоевременной доставке товара клиен­там, образовании неликвидных запасов на складе, задержках в открытии новых объектов торговых сетей организаций. Негативный эффект таких конфликтов очевиден - взаимные обвинения могут привести к фрустрации персонала, уволь­нению квалифицированных сотрудников, искажению целей деятельности подраз­делений, ограничениям в передаче важ­ной информации «соседям», что снизит качество принимаемых управленческих решений и нанесет системный вред ком­пании.

 

Сторонники идеологии «разделяй и властвуй» могут возразить: «А как же позитив­ные эффекты организационных конфлик­тов? Неужели их вовсе нет? А если они есть, не имеет ли смысл поддерживать в компании некоторый оптимальный уро­вень конфликтности?» Да, конечно, у меж­функциональных конфликтов, при жела­нии, можно найти и положительные сторо­ны. К ним, в частности, относят повышение эффективности работы отдельных подразделений в условиях внутренней конкуренции, улучшение управляемости в рамках организационных единиц за счет сплочения против общего «врага», генера­цию новых идей и т.п. Однако первые два перечисленных эффекта, как правило, носят локальный, достаточно краткосроч­ный характер и не могут компенсировать негативные последствия конфликтов для организации в целом. Кроме того, доста­точно странной кажется мысль о том, что звенья одной цепи могут конфликтовать друг с другом, не нарушая при этом ста­бильного функционирования корпоратив­ной логистической системы. Наконец, если действительно есть некий «опти­мальный» уровень конфликтности, то как его определить? Что касается генерации новых идей в процессе конфликтного про­тивостояния, то их рождается ничуть не меньше при конструктивном совместном обсуждении возникших (могущих возни­кнуть) проблем представителями различ­ных функциональных подразделений ком­пании.

Для стимулирования творческого мышления и выхода за пределы первона­чального позиционного торга, специали­стами предложено немалое количество способов. В качестве при­мера разберём диаграмму разрешения конфликта, которая представляет собой способ структурирования кон­фликтной ситуации и состоит из следую­щих элементов:

v основная цель системы;

v необходимые для достижения цели условия;

v конфликтующие методы обеспечения условий;

v исходные предположения;

v прорыв.

 

Использование рассматриваемого инструмента для разрешения межфунк­циональных конфликтов и согласования целей сторон взаимодействия предпола­гает следующие шаги (рис.1):

 

1. Построение структурной схемы кон­фликта;

2. Проверка необходимости выполне­ния условий 1 и 2 (удовлетворения пози­ций сторон конфликта) для достижения основной цели;

3. Выявление и критический анализ исходных предположений, лежащих в основе позиций сторон (и логических свя­зей на схеме);

4. Формулирование способов устране­ния предмета конфликта (на основе кри­тики исходных предположений) - опреде­ление способов «прорыва».

 

 
 

 


Рис. 1. Диаграмма разрешения конфликтов

После выработки ряда альтернатив­ных способов разрешения конфликта, необходимо провести их сравнительную оценку и выбрать оптимальный вариант. На этом этапе следует вспомнить, что у каждого участника конфликтного взаи­модействия есть свои цели, которые можно считать частными критериями оптимизации. В ситуации наличия нес­кольких критериев оценка альтернатив и выбор среди них наилучшей становятся задачей многокритериальной (вектор­ной) оптимизации. Традиционно, при поиске «экономических компромиссов», применяется метод взвешенной суммы оценок критериев.

На основе вышеизложенно­го, можно выделить следующие основные этапы применения модифицированного метода экономических компромиссов для разрешения межфункциональных кон­фликтов:

1. Определение целей участников кон­фликта (частных критериев оптимизации) и основной общей цели (векторного кри­терия).

2. Оценка относительной значимости частных критериев (с помощью метода аналитической иерархии).

3. Определение первоначального набора альтернативных вариантов завершения конфликта.

4. Определение расширенного набора альтернатив завершения конфликта (с помощью диаграммы разрешения конфликтов).

5. Оценка общего перечня альтернатив и выбор оптимального решения (с использованием метода взвешенной суммы оценок критериев).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: