Под конфликтом обычно понимают серьезное разногласие, спор, столкновение сторон, отстаивающих свои точки зрения и интересы. Нередко подобные столкновения возникают между подразделениями организации, обеспечивающими товародвижение. Как часто службы коммерческого блока (продаж, маркетинга, закупок) не находят общий язык с транспортным и складским отделами. Во множестве случаев служба логистики оказывается «крайней» при срыве отгрузок, несвоевременной доставке товара клиентам, образовании неликвидных запасов на складе, задержках в открытии новых объектов торговых сетей организаций. Негативный эффект таких конфликтов очевиден - взаимные обвинения могут привести к фрустрации персонала, увольнению квалифицированных сотрудников, искажению целей деятельности подразделений, ограничениям в передаче важной информации «соседям», что снизит качество принимаемых управленческих решений и нанесет системный вред компании.
Сторонники идеологии «разделяй и властвуй» могут возразить: «А как же позитивные эффекты организационных конфликтов? Неужели их вовсе нет? А если они есть, не имеет ли смысл поддерживать в компании некоторый оптимальный уровень конфликтности?» Да, конечно, у межфункциональных конфликтов, при желании, можно найти и положительные стороны. К ним, в частности, относят повышение эффективности работы отдельных подразделений в условиях внутренней конкуренции, улучшение управляемости в рамках организационных единиц за счет сплочения против общего «врага», генерацию новых идей и т.п. Однако первые два перечисленных эффекта, как правило, носят локальный, достаточно краткосрочный характер и не могут компенсировать негативные последствия конфликтов для организации в целом. Кроме того, достаточно странной кажется мысль о том, что звенья одной цепи могут конфликтовать друг с другом, не нарушая при этом стабильного функционирования корпоративной логистической системы. Наконец, если действительно есть некий «оптимальный» уровень конфликтности, то как его определить? Что касается генерации новых идей в процессе конфликтного противостояния, то их рождается ничуть не меньше при конструктивном совместном обсуждении возникших (могущих возникнуть) проблем представителями различных функциональных подразделений компании.
Для стимулирования творческого мышления и выхода за пределы первоначального позиционного торга, специалистами предложено немалое количество способов. В качестве примера разберём диаграмму разрешения конфликта, которая представляет собой способ структурирования конфликтной ситуации и состоит из следующих элементов:
v основная цель системы;
v необходимые для достижения цели условия;
v конфликтующие методы обеспечения условий;
v исходные предположения;
v прорыв.
Использование рассматриваемого инструмента для разрешения межфункциональных конфликтов и согласования целей сторон взаимодействия предполагает следующие шаги (рис.1):
1. Построение структурной схемы конфликта;
2. Проверка необходимости выполнения условий 1 и 2 (удовлетворения позиций сторон конфликта) для достижения основной цели;
3. Выявление и критический анализ исходных предположений, лежащих в основе позиций сторон (и логических связей на схеме);
4. Формулирование способов устранения предмета конфликта (на основе критики исходных предположений) - определение способов «прорыва».
|
Рис. 1. Диаграмма разрешения конфликтов
После выработки ряда альтернативных способов разрешения конфликта, необходимо провести их сравнительную оценку и выбрать оптимальный вариант. На этом этапе следует вспомнить, что у каждого участника конфликтного взаимодействия есть свои цели, которые можно считать частными критериями оптимизации. В ситуации наличия нескольких критериев оценка альтернатив и выбор среди них наилучшей становятся задачей многокритериальной (векторной) оптимизации. Традиционно, при поиске «экономических компромиссов», применяется метод взвешенной суммы оценок критериев.
На основе вышеизложенного, можно выделить следующие основные этапы применения модифицированного метода экономических компромиссов для разрешения межфункциональных конфликтов:
1. Определение целей участников конфликта (частных критериев оптимизации) и основной общей цели (векторного критерия).
2. Оценка относительной значимости частных критериев (с помощью метода аналитической иерархии).
3. Определение первоначального набора альтернативных вариантов завершения конфликта.
4. Определение расширенного набора альтернатив завершения конфликта (с помощью диаграммы разрешения конфликтов).
5. Оценка общего перечня альтернатив и выбор оптимального решения (с использованием метода взвешенной суммы оценок критериев).