double arrow

Гиперкинетическая форма

Характеризуется наличием гиперкинезов – непроизвольных движений, могут быть параличи и парезы. Гиперкинезы в артикуляционной и скелетной мускулатуре начинают выявляться с 4-6 месяцев жизни. Интеллект обычно сохранен.

 

Атонически-астатическая форма

Характеризуется низким тонусом мышц, наличием патологических тонических рефлексов, недоразвитием установочных рефлексов, высокими сухожильными рефлексами. Выражена туловищная атаксия. Задержка развития интеллекта, речевые нарушения.

Гемиплегическая или гемипаретическая

Чаще встречается у детей раннего возраста. По мере развития мозга и под влиянием реабилитации двигательные расстройства становятся значительно менее выраженными и могут расцениваться как гемипарез.

 

Двойная гемиплегия

Спастический тетрапарез. Регидность мышц усиливается под влиянием сохраняющихся на протяжении многих лет, тонических рефлексов. Установочные рефлексы, как и произвольная моторика, почти не развиваются.

 

Спастическая диплегия – синдром Литтла

Преимущественно поражаются ноги. Установочные рефлексы развиваются поздно, после 1,5-2 лет. Тонические рефлексы исчезают к 2-4 годам. Патологические синергии способствуют формированию порочных установок туловища и конечностей.

 

Реабилитация включает:

·медикаментозное лечение;

* обязательно – ЛФК (включая – лечение положением);

·массаж;

·занятия с логопедом;

·физиотерапию – гидротерапию;




·санаторно-курортное лечение;

·протезно-ортопедическое лечение – на поздних стадиях.

Рис. 2 Лечебная гимнастика и массаж при ДЦП

1 - «поза эмбриона», в которой ребенок медленно покачивается в положении на спине, что ослабляет повышенный тонус мышц-разгибателей;

2-4 - упражнения на мяче (2 — расслабление мышц живота и плечевого пояса для устранения ригидности);

3 - рефлекторная установка головы под влиянием точечного массажа в паравертебральной области;

4 - рефлекторная установка мышц нижних конечностей для формирования реакции опоры;

5 - закрепление лабиринтного установочного рефлекса с помощью точечного массажа паравертебральной области (ребенок опирается грудью и подбородком на валик, который помогает фиксировать го­ловку в правильном положении);

6-7- упражнения для преодоления тонического шейного рефлекса с помощью изменения положения головы (6 — при опущенной вниз голове — руки согнуты в локтевых суставах);



8 - 9 - упражнения для укрепления мышц живота и спины;

10-11 - упражнения для стимуляции развития вертикальной установки тела (ребенок с поддержкой методиста осуществляет перекат стоп с пятки на носок и обратно);

12 - обучение ходьбе (переступание через обруч способствует подъему стопы);

13-14 - устранение «перекреста» ног (13) путем устранения рефлекторных влияний с мышц плечево­го пояса при отведении плеч назад (14);

15- точечный массаж мышц бедра и голени для устранения сгибания и перекреста ног при функцио­нальных и органических контрактурах;

16- упражнения на специальной каталке — передвижение на коленях для развития выпрямительных рефлексов и реакции опоры в руках;

ЛФК - одно из главных средств реабилитации детей, страдающих ДЦП.

Задачи:

1. нормализация позотонических реакций (ослабление спастического напряжения отдельных мышечных групп и выработка синергий);

2. развитие способности к произвольному торможению движений;

3. укрепление всей мышечной системы больного;

4. улучшение координации движений;

5. увеличение амплитуды движения в суставах;

6. обучение вертикальному положению и самостоятельной ходьбе;

7. стимуляция произвольных движений конечностей.

Для правильного построения индивидуальной программы необходимо учитывать степень отставания развития двигательных функций у больного.

 

В ранней стадии

При отсутствии нарастающего гипертензионного или судорожного синдрома со 2-3 недели жизни следует назначать:

* средства ЛФК, направленные на расслабление отдельных мышечных групп, улучшающие подвижность в суставах;

* расслабляющие виды массажа: поглаживание, потряхивание, вибрация;

* пассивные движения чередовать с активным расслаблением;

* произвольные движения начинать с проксимальных отделов;

* в занятия вводятся упражнения на мячах (стимуляция реакции опоры);

* обязателен ортопедический режим.