Средства ЛФК, применяемые при ДЦП

Если замедление и искажение речи при ДЦП приводит к задержке умственного развития - применяется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.

 

ЛГ включает:

* Артикуляционную гимнастику;

Задачи:

· правильное распределение мышечного тонуса (необходимо задействовать нужные мышцы);

· коррекция неправильной постановки шеи.

Пассивные упражнения:

· растягивание губ, собирание их в трубочку;

· опускание нижней губы и т.д.

 

* Упражнения для нормальной работы вестибулярного аппарата (для детей с 2-х лет).

 

* Упражнения для снятия гипертонуса мышц

вначале – массаж (или – криомассаж), затем – более простые упражнения в медленном темпе с малым числом повторений, затем упражнения постепенно усложняются, темп – возрастает:

- для расслабления мышц (потряхивание конечностями);

- на растягивание;

- упражнения на мяче (покачивание).

 

* Лечение положением (укладки и растягивания):

укладывают ребенка в позу, противоположную той, которая вызывает гипертонус. Укладка выполняется мешочками с теплым песком. Предварительно следует провести легкий расслабляющий массаж напряженных мышц конечностей.

 

* Обучение бытовым навыкам: занятия рисованием, письмом, навык держать вилку, ложку, карандаш, умение пользоваться расческой, зубной щеткой.

 

* Тренировка опоры, ходьбы по ровной поверхности, ступенькам, умение стоять между брусьями (на уровне тазобедренных суставов). При обучении ходьбе, сначала провести массаж спазмированных мышц.

 

* Необходимы упражнения на координацию движений, сохранения равновесия, нормализацию подвижности в суставах: упражнения для рук и ног, с открытыми и закрытыми глазами, с изменением темпа и ритма движения.

 

* ИП: различные – стоя, лежа, сидя. Для снижения тонических рефлексов полезны упражнения с передвижением на четвереньках и стоя на коленях.

 

* Для развития подвижности позвоночника включают упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки.

 

* Различные эстафеты с мячами, цветными кубиками, танцевальные упражнения.

 

* Обязательна – дыхательная гимнастика: обучать детей удлиненному выдоху - надувать игрушки, звуковая гимнастика.

 

* Для школьников – трудовые навыки: лепка, шитье, пиление, строгание (для тренировки мышц и движений в суставах верхней конечности).

 

Подбор упражнений зависит от вида ДЦП, характера нарушений (учитывают, есть ли речевые нарушения, или нарушения координации), возраста и т.д.

 

* при атонически-астатической форме необходимо выполнять упражнения на координацию движений, на сопротивление, для мимической мускулатуры;

* при двойной гемиплегии – упражнения на разгибание кисти, захват мелких предметов;

* у детей с ДЦП быстро наступает утомление, поэтому занятия следует проводить с большими перерывами, с включением упражнений на расслабление, с включением релаксационного массажа;

* при гипертонической форме ДЦП занятия на тренажерах ограничены, а также – упражнения с гантелями, прыжки, бег (все это способствует повышению мышечного тонуса);

* продолжительность процедуры от 8-15 мин до 30-45 в зависимости от возраста ребенка и степени поражения его нервно-мышечного аппарата;

* ЛФК проводят в сочетании с физио- и гидропроцедурами, массажем и медикаментозными средствами.

 

Массаж:

· рекомендуется – с подогретым ароматическим маслом;

· с преобладанием приемов разминания, поглаживания и потряхивания;

· особенно тщательно - паравертебральные области, нижние конечности (с проксимальных отделов);

· детям с атонически-астатическими формами – гидромассаж (температура - 36-37 гр.), души – циркулярный, игольчатый.

 

Гидрокинезотерапия:

· плавание;

· игры в воде (температура 36-37 гр.);

· гимнастика в воде.

 

Санаторно-курортное лечение:

· солнечно-воздушные ванны;

· грязевые ванны;

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: