Если замедление и искажение речи при ДЦП приводит к задержке умственного развития - применяется артикуляционная гимнастика и логопедический массаж.
ЛГ включает:
* Артикуляционную гимнастику;
Задачи:
· правильное распределение мышечного тонуса (необходимо задействовать нужные мышцы);
· коррекция неправильной постановки шеи.
Пассивные упражнения:
· растягивание губ, собирание их в трубочку;
· опускание нижней губы и т.д.
* Упражнения для нормальной работы вестибулярного аппарата (для детей с 2-х лет).
* Упражнения для снятия гипертонуса мышц
вначале – массаж (или – криомассаж), затем – более простые упражнения в медленном темпе с малым числом повторений, затем упражнения постепенно усложняются, темп – возрастает:
- для расслабления мышц (потряхивание конечностями);
- на растягивание;
- упражнения на мяче (покачивание).
* Лечение положением (укладки и растягивания):
укладывают ребенка в позу, противоположную той, которая вызывает гипертонус. Укладка выполняется мешочками с теплым песком. Предварительно следует провести легкий расслабляющий массаж напряженных мышц конечностей.
* Обучение бытовым навыкам: занятия рисованием, письмом, навык держать вилку, ложку, карандаш, умение пользоваться расческой, зубной щеткой.
* Тренировка опоры, ходьбы по ровной поверхности, ступенькам, умение стоять между брусьями (на уровне тазобедренных суставов). При обучении ходьбе, сначала провести массаж спазмированных мышц.
* Необходимы упражнения на координацию движений, сохранения равновесия, нормализацию подвижности в суставах: упражнения для рук и ног, с открытыми и закрытыми глазами, с изменением темпа и ритма движения.
* ИП: различные – стоя, лежа, сидя. Для снижения тонических рефлексов полезны упражнения с передвижением на четвереньках и стоя на коленях.
* Для развития подвижности позвоночника включают упражнения с гимнастической палкой, мячами, у гимнастической стенки.
* Различные эстафеты с мячами, цветными кубиками, танцевальные упражнения.
* Обязательна – дыхательная гимнастика: обучать детей удлиненному выдоху - надувать игрушки, звуковая гимнастика.
* Для школьников – трудовые навыки: лепка, шитье, пиление, строгание (для тренировки мышц и движений в суставах верхней конечности).
Подбор упражнений зависит от вида ДЦП, характера нарушений (учитывают, есть ли речевые нарушения, или нарушения координации), возраста и т.д.
* при атонически-астатической форме необходимо выполнять упражнения на координацию движений, на сопротивление, для мимической мускулатуры;
* при двойной гемиплегии – упражнения на разгибание кисти, захват мелких предметов;
* у детей с ДЦП быстро наступает утомление, поэтому занятия следует проводить с большими перерывами, с включением упражнений на расслабление, с включением релаксационного массажа;
* при гипертонической форме ДЦП занятия на тренажерах ограничены, а также – упражнения с гантелями, прыжки, бег (все это способствует повышению мышечного тонуса);
* продолжительность процедуры от 8-15 мин до 30-45 в зависимости от возраста ребенка и степени поражения его нервно-мышечного аппарата;
* ЛФК проводят в сочетании с физио- и гидропроцедурами, массажем и медикаментозными средствами.
Массаж:
· рекомендуется – с подогретым ароматическим маслом;
· с преобладанием приемов разминания, поглаживания и потряхивания;
· особенно тщательно - паравертебральные области, нижние конечности (с проксимальных отделов);
· детям с атонически-астатическими формами – гидромассаж (температура - 36-37 гр.), души – циркулярный, игольчатый.
Гидрокинезотерапия:
· плавание;
· игры в воде (температура 36-37 гр.);
· гимнастика в воде.
Санаторно-курортное лечение:
· солнечно-воздушные ванны;
· грязевые ванны;