Установка на переговоры
Одна из опасностей в процессе общения — увлечение лишь «техникой», приемами в ущерб установке, с которой мы выходим на контакт с партнером.
Установка — разумное и эмоциональное отношение к партнеру и ситуации. Положительная установка способствует открытости, доверительности, восприимчивости; отрицательная — критичности и закрытости.
Итак, эффективность общения зависит как от приемов, техники, так и от установки на взаимодействие. Установка — постоянная готовность «выжать» максимум из ситуации, выслушать точку зрения других и учитывать ее в своей деятельности.
Основные методы ведения переговоров приведены в табл. 2.3.
Способы подачи позиций:
• открытый — информирование партнера о своей точке зрения без сравнения с его позицией. Это может быть прямое информирование; дальнейшее объяснение и аргументация; детализация в ходе ответов на вопросы партнера;
• закрытый — ведение дискуссии, в ходе которой важные позиции остаются по ряду соображений нераскрытыми. Нередко основная линия переговоров остается в стороне, и дело, по сути, ведет к их срыву;
|
|
• подчеркивание общности взглядов сторон на проблему — партнеры указывают на то, что их объединяет. Это облегчает ведение переговоров и применяется в том случае, когда стороны желают добиться конкретных положительных результатов;
• подчеркивание различий — стороны акцентируют внимание на том, что их разъединяет. Этот способ применяется в том случае,
Таблица 2.3
Основные методы ведения переговоров
Гибкий подход | Жесткий подход | Открытый подход |
Участники — друзья (подстройка снизу) | Участники — противники (подстройка сверху) | Участники — союзники (равноуровневая подстройка) |
Цель — соглашение | Цель — победа | Цель — эффективность экономическая, организационная или политическая |
Делать уступки для создания или сохранения отношений | Требовать уступок в качестве условий для продолжения отношений | Предлагать торг уступками |
Гибкость в отношениях с людьми и при решении проблем | Жесткость в отношениях с людьми и однозначность при решении проблем | Открытость в отношениях с людьми и твердость при решении проблем |
Доверять участникам | Контролировать участников | Проводить переговоры независимо от степени доверия |
Легко менять свою позицию | Твердо придерживаться своей позиции | Концентрироваться на интересах, а не на позициях |
Открывать свои скрытые цели | Сбивать с толку в отношении своей скрытой цели (блеф) | Расширять область переговоров по вторичным целям |
Допускать односторонние потери ради достижения соглашения | Требовать высоких компенсаций в качестве платы за отступления | Обдумывать взаимовыгодные варианты обмена уступками |
Искать варианты, на которые пойдут они | Давать единственный вариант, который удобен вам | Разработать и рассмотреть взаимовыгодные варианты |
Соглашаться | Настаивать на своей позиции | Применять объективные критерии |
Избегать соревновательных моментов | Выиграть в состязании разума или опыта, или авторитета, или силы и т.п. | Достичь результата, передавая или перенимая знания, опыт, умения и т.п. |
Уступать давлению | Применять давление | Размышлять и быть открытым для других; принимать доводы, смягчать давление |
Проиграл — Выиграл | Выиграл — Проиграл | Выиграл — Выиграл |
|
|
когда стороны настроены на срыв переговоров и ищут для этого подходящий повод. Реализуется указанием на слабости и противоречивость позиции партнера, подкрепляемым фактическим материалом.
Удачное время для переговоров
При проведении переговоров целесообразно обращать внимание на следующее:
• необходимо знать динамику работоспособности для корректировки своей деятельности при проведении переговоров;
• степень бдительности (осторожности) участника переговоров обусловлена изменением работоспособности. Это важно при принятии ответственных решений;
• длительные перерывы в переговорах приводят к спаду не только работоспособности, но и внимания. Отсюда большой риск допустить ошибку при решении задач;
• снижение работоспособности в конце дня или недели требует снижения ритма и нагрузки в это время и особого внимания к профилактике принятия неудачных решений и срывов.
Учет этих особенностей является существенным и может быть применен оппонентом. Мало кто удержится от соблазна использовать «безобидные» приемы, позволяющие снизить работоспособность оппонента на 25—30% без каких-либо явных усилий.
Работоспособность бизнесмена характеризуется пятью периодами:
1) адаптация к деятельности. Длится 20—30 мин. По мере приложения волевого усилия работоспособность возрастает до полного включения механизмов автоматического стереотипного действия;
2) оптимальная работоспособность, при которой производительность удерживается на высоком уровне и волевые усилия незначительны. Продолжительность периода — 3—4 ч;
3) компенсация. Уровень работоспособности продолжает оставаться устойчивым, но требует выраженных волевых усилий, направленных на преодоление утомления. Продолжительность периода 1—2 ч;
4) неустойчивая компенсация: колебания работоспособности, но без тенденции к снижению, появление явных признаков утомления. Продолжительность периода — 1—2 ч;
5) снижение работоспособности, производительность падает на 20—25%, появляются признаки усталости. Продолжительность периода 1—2 ч.
Наиболее часто снижение работоспособности связано с перерывом в работе и с психологическим угнетением.
Перерыв в работе для приема пищи снижает работоспособность, которая не сразу восстанавливается после обеда.
Угнетающее воздействие на людей, участвующих в переговорах, отрицательных эмоций, вызванных неприятными известиями, обидными замечаниями, оскорблениями, нельзя недооценивать.
Угнетенное состояние может существенно снизить работоспособность и привести к ошибкам, за которые потом придется дорого платить.
Для поддержания позитивного отношения и формирования приятной обстановки важно научиться делать комплименты — слова или выражения, описывающие положительные качества человека или его окружения.
Правила применения комплиментов
• «Один смысл». Комплимент должен отражать только положительные качества. В нем следует избегать двойственности, при которой качество можно считать и положительным, и отрицательным. Например: «Слушая ваши беседы с людьми, я каждый раз удивляюсь вашей способности тонко и остроумно уходить от ответа!» Или: «То, что, возможно, считается доблестью у чиновников и плохих политиков, вряд ли является таковым у серьезных деловых людей».
|
|
• «Без гипербол». В комплименте должно быть лишь небольшое преувеличение некоего качества. Если вы заявите своему не слишком дисциплинированному и рассеянному партнеру, что всегда поражаетесь его аккуратности и пунктуальности, то это, скорее всего, вызовет обратную реакцию. Лучше сказать: «Сегодня вы приятно поразили меня своей пунктуальностью и аккуратностью».
«Высокое мнение». Комплимент не должен быть ниже мнения человека о самом себе, ниже уровня его самооценки. Если вы восхититесь умом собеседника, а он окажется лауреатом Нобелевской премии или шахматным гроссмейстером; если Вы будете поражены красотой женщины и скажете ей об этом, в то время как она является победительницей одного из международных конкурсов красоты; если вы удивитесь тому, как легко партнер запомнил номер телефона или другие цифры, хотя он знает, что обладает феноменальной памятью,— это не комплимент, а банальность. Последствия будут, скорее всего, отрицательными, ибо в лучшем случае собеседник пожмет плечами, поскольку давно перерос такие «комплименты», а в худшем — заметит для себя, что вы не слишком находчивы или умны. «Без претензий». Комплимент не должен подчеркивать то качество, которое партнер вовсе не стремится совершенствовать или афишировать. Комплименты типа «Как заметно вы поправились (похудели) на отдыхе!» или «Вы блестяще умеете делать комплименты!» могут вызвать реакцию, обратную желаемой.
«Без дидактики». Комплимент должен утверждать данное качество, а не содержать рекомендации по его улучшению. Выражения «Тебе следует быть активнее!», «Твердость убеждений украшает мужчину! Умей отстаивать свои позиции!» и т.п. — не комплименты, а педагогические рекомендации. Возможно, ваш партнер в них нуждается, но не следует считать их комплиментами.
|
|
«Без приправ». Комплимент не должен содержать добавок, которые фактически его нейтрализуют. Едва ли ваших партнеров вдохновят такие «комплименты»: «Голова у вас светлая и руки золотые. А вот язык ваш — враг ваш!» «Вашей сильной стороной является умение располагать к себе людей. Эту бы способность да в интересах дела...» Подобные добавки — ложка дегтя в бочку меда, которую следует избегать.
«Без иронии». Самые хорошие слова — «умный», «деловой», «сильный» — могут быть дезавуированы или даже поняты прямо противоположно, если произнести их с иронией и сарказмом: «Какой же вы «умный»! «Одно «удовольствие» общаться со столь «сильным» партнером». Последствия — отрицательные, поскольку люди многое могут простить, но только не насмешку.
«Искренность». Это ключевой момент в практике использования комплимента. Искренность убеждает лучше всего. Искусственность, преследование очевидной цели превращают комплимент в банальность, лесть или примитивную фальшь. Подобные вещи распознаются достаточно легко. Так, во фразе «Как вы милы и очаровательны!» проницательный человек услышит лесть, т.е. прямолинейное подчеркивание достоинств человека. В высказывании же типа «Понятно, почему ваш муж так всегда спешит домой!» содержится намек на достоинства женщины, и не только связанные с внешностью.
Лесть всегда груба, прямолинейна, однозначна, рассчитана на недалеких людей. Комплимент же предполагает более тонкую мысль, недосказанность, интуицию, опосредованность.
Тот, кто хочет сделать комплимент, должен интересоваться другими людьми, обращать внимание на их сильные стороны.
Деловые комплименты
• Знаете, ваша энергия просто заряжает других!
• Я поражаюсь вашему трудолюбию!
• Смотреть, как вы работаете — одно удовольствие!
• Верно говорят, у вас золотые руки.
• Не скромничайте, ваши способности известны.
• У вас энциклопедическая память! Ваша эрудиция просто поразительна!
• Как вам удается так располагать к себе людей?
• Я не знал, что вы так тонко и хорошо разбираетесь в людях!
• Ваша улыбка просто обезоруживает!
• Всегда бы иметь такого приятного партнера (собеседника)!
• До чего же приятно с вами разговаривать!
• Общаясь с вами, можно многому научиться.
• У вас поразительная наблюдательность!
• Меня всегда поражает широта вашего кругозора!
• У вас удивительная способность видеть прекрасное там, где другие ничего не замечают!
• Как вы смогли воспитать в себе такую сдержанность?
• Ваша стойкость и выдержка меня всегда восхищали!
• Вашей воле и собранности можно позавидовать!
• Это прекрасно, что у вас такой настойчивый характер!
• Меня подкупают ваши доброта и отзывчивость!
• Как вам удается выдерживать моду и вкус одновременно?
• Пожалуй, я пошел бы с вами в разведку.
• В организации подобных работ вас никто не превзойдет.
Антикомплименты
1.Я с вами чувствую себя такой умной.
2.Глядя на вас, еще раз хочется пожелать вам здоровья.
3.Вы напоминаете мне океан — меня от вас укачивает.
4.Вот вы человек порядочный и скромный, а показать этого не умеете.
5.А пиджак у вас с укороченными рукавами, или вы так подросли?
6. При вашем появлении даже компьютеры в офисе ломаются.
7. Вы так быстро двигаетесь, что после вас все цветы падают.
8. Вы это сделали просто так или по глупости?
9. Вы так громко говорите, что у меня буквы на экране вздрагивают.
10.У вас такой резкий запах дезодоранта для придания большей важности?
11.Вы так близко ко мне подходите, что ваша фигура у меня расплывается перед глазами... большое лучше смотрится на расстоянии.
12.Не стойте так близко, я перестаю видеть вашу значительность.
13.Вы так меняете около меня атмосферу, что мне хочется ощутить порыв ветра и свежесть дождя.
14.Куда нам до вас — у вас так много извилин, что они уже не помещаются в голове и занимают место на лбу.
15.Ваши духи напоминают мне запах опавшей листвы.
16.Резвость ваших движений соответствует скорости вашего ума?
17.У вас новая прическа или вчерашние остатки?
18.Ваша вежливость вызывает чувство неуверенности в завтрашнем дне.
19.Ваши комплименты ложатся тяжелым грузом на мои плечи.
20.У вас ценная точка зрения — она мне не по карману.
21.Вы за словом в карман не лезете — ясно, что они у вас в другом месте хранятся.
22.Как хорошо, что у вас такой простой запас слов, я уже все выучила с первого раза.
23.Приятно, что вы оправдываете ожидания своей предсказуемостью в одежде.
24.Из некоторых песок сыпется, а из ваших карманов мелочь...
25.Вы всегда найдете способ, чтобы освежить впечатление своей традиционной шуткой.
26.Вы так задумчивы, что уже третий раз задаете один и тот же вопрос и не успеваете услышать ответ.
27.С вами трудно не считаться, ваша профессия обязывает.
28.Вы всегда даете слово, которое не уловишь.
29.С вами все люди чувствуют себя кредиторами.
30.О чем вы думаете, как всегда о главном?
Умение спокойно реагировать на антикомплименты и отвечать вежливостью («Мы все только на пути к идеалу...») свидетельствует о силе духа, стрессоустойчивое™ и хорошей самооценке. Антикомплиментами обычно пользуются манипуляторы для оказания психологического давления на оппонента.