Контрольные задания для самопроверки студентов

К курсу

«Методика тележурналистики»

Разработка Т. Д. Николаевой

Вариант I

 

Открытые вопросы

1. Назовите элементы профессиональной культуры журналиста.

2. Метод интервью. Что входит в общую подготовку журналиста?

3. Какие требования предъявляются к речевой деятельности тележурналиста, работающего в эфире?

4. Существует ли «изобразительность» в разговорных телепередачах?

5. Что собой представляет телевизионный жанр? Дайте определение.

6. Что является структурообразующей основой творческого коллектива как создателя телепередачи?

7. Перечислите законы телевизионного монтажа.

8. Что представляет собой режиссерский сценарий?

9. Какие виды световых потоков используются на съемочной площадке?

10. Что является методической основой подготовки ток-шоу?

 

Закрытые вопросы

1. Какая из перечисленных передач не является телеобозрением:

а) «Вести недели»,

б) «Неделя»,

в) «Жди меня»,

г) «Губерния».

 

2. Из перечисления жанроформирующих факторов исключите лишнее звено:

а) предмет отображения,

б) тема передачи,

в) целевая авторская установка,

г) методы отображения.

 

3. Понятие «репортаж» произошло от слова:

а) переделывать,

б) передавать,

в) придумывать,

г) обозначать.

 

4. «Драматическое единство» — это:

а) композиция постановочных телепередач,

б) структура видеосюжета,

в) единство места, времени и действия в телерепортаже,

г) интервью в конфликтной ситуации.

 

5. Кто из перечисленных телеведущих был родоначальником жанра телевизионного эссе?

а) И. Андроников,

б) Н. Крымова,

в) Э. Радзинский,

г) С. Бэлза.

 

Ответы на вариант I

 

Открытые вопросы

1. Профессиональное самосознание, профессиональное мировоззрение, профессиональное мышление.

 

2. Общая подготовка — это:

– высокий уровень интеллекта и эрудиции;

– специальные профессиональные знания и умения;

– журналистская специализация;

– этические нормы журналистики.

 

3. Общие правила речевой деятельности:

– не содержать отступлений от языковых норм;

– адекватно передавать авторскую мысль;

– экономно использовать выразительно-изобразительные языковые средства;

– текст должен быть понятным и интересным аудитории телезрителей.

Правила, продиктованные функциональным стилем:

– сообщение представляет актуальное событие;

– привлекает и удерживает внимание целевой аудитории;

– воздействует на мировоззрение телезрителей.

 

4. Существует в виде «картинки» на экране.

 

5. Телевизионный жанр есть конкретное единство особенных свойств формы и содержания в их основных чертах — своеобразной композиции, образной речи, ритме передачи.

 

6. Групповое сознание, отражающее структуру сознания каждого отдельного члена съемочной группы, способы его участия в подготовке передачи, в выработке особенного профессионального «почерка», присущего коллективу единомышленников.

7. Законы телемонтажа — закон материальной последовательности, закон психологического напряжения, закон развития драматического действия.

 

8. Режиссерский сценарий разрабатывается на основе журналистского сценария или сценарного плана:

– готовящаяся передача расписывается по схеме: кадр — монтажная фраза — эпизод — передача;

– записывается содержание каждого кадра, его длина;

– звуковой ряд разбивается на дикторский текст, синхроны, музыку, шумы;

– указывается необходимая операторская техника, способы записи звука, реквизит.

 

9. Основной, контровой, заполняющий.

 

10. Соединение журналистских и сценических приемов.

 

Закрытые вопросы

 

1 — В, 2 — Б, 3 — Б, 4 — Б, 5 — А.

 

Вариант II

 

Открытые вопросы

 

1. Перечислите составляющие профессиональной культуры.

2. Метод интервью: в чем суть конкретной подготовки журналиста?

3. В каких жанровых формах используется на телевидении методика подготовки и исполнения выступления?

4. Перечислите оперативно-новостные жанры.

5. Какие журналистские приемы используются для подготовки ток-шоу?

6. По каким направлениям рассматриваются типологические разновидности жанра телерепортажа?

7. Как работают «внутренние часы» ведущего прямого эфира?

8. Назовите имена известных репортеров центральных каналов.

9. В каком жанре выходит в эфир передача «ЮУрГУ-ТВ» «Вагон СВ»?

10. Каким документом регламентируются нормы профессиональной этики тележурналиста?

Закрытые вопросы

1. Экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов») используется в жанре:

а) ток-шоу,

б) беседы,

в) журналистского расследования,

г) обозрения.

 

2. Какой из перечисленных жанров не входит в группу исследовательских?

а) обозрение,

б) эссе,

в) комментарий,

г) журналистское расследование.

 

3. Основоположником жанра обозрения считается:

а) Плутарх,

б) Луис Себастьян Мерсье,

в) Ван-Ан-Хи,

г) Монтень.

 

4. Принцип панорамы — это:

а) последовательность в изложении отдельного события;

б) многостороннее исследование какого-либо явления;

в) основной жанрово-стилистический признак обозрения;

г) один из эмпирических методов исследования.

 

5. «Жесткое» информирование — это:

а) сообщение об экстремальных событиях,

б) точный сжатый вариант сообщения о событии,

в) сообщение без авторской подписи,

г) сообщение, публикуемое в составе информационной подборки.

 

Ответы на вариант II

 

Открытые вопросы

 

1. Социологическая культура, правовая культура, нравственно-этическая культура, психологическая культура, логическая культура, информационная культура, методологическая культура.

 

2. Конкретная подготовка — самый важный этап. Она включает:

– выбор темы и жанровых рамок;

– вхождение в тему (предварительное изучение материала и знакомство с собеседником);

– определение вербальных средств общения в зависимости от темы и характера разговора (виды вопросов: по форме — открытые и закрытые, прямые и косвенные, личные и безличные; по функциям — основные, зондирующие, контрольные; по воздействию на собеседника — нейтральные, наводящие, подсказывающие; по этапам разговора — контактные, адресные, программные, эфирные).

– требования к вопросам: ясность и краткость, конкретность, корректность, формулировки, не допускающие односложных ответов, умение «беречь паузу».

– использование невербальных элементов интервью (проксемика — время и место разговора; паралингвистика—– громкость, тембр и тональность речи, интонация, смех; кинесика — мимика, жесты, позы, походка; контакт глаз).

 

3. Методика подготовки и исполнения выступления в кадре используется на телевидении в таких жанровых формах, как устная вербальная информация, комментарий, эссе.

 

4. Устное информационное сообщение, видеосюжет.

 

5. Проблема раскрывается на судьбе конкретного человека, разговор в студии иллюстрируется видеосюжетами, передача строго структурирована, отдельные смысловые части относительно самостоятельны, обязателен сценарий, в завершение — вывод.

 

6. По способу трансляции, по способу изложения материала, по типу звукового сопровождения, по специфике предмета отображения.

 

7. Интуитивно.

 

8. По выбору отвечающего.

 

9. Тематическое телеобозрение.

 

10.Кодексом профессиональной этики журналиста, одобренным Конгрессом журналистов России 23 июня 1994 года.

 

Закрытые вопросы

 

1 — В, 2 — Б, 3 — Б, 4 — В, 5 — Б.

 

Вариант III

 

Открытые вопросы

 

1. Назовите составляющие методологической культуры.

2. Метод интервью: суть психологической подготовки журналиста.

3. Дайте характеристику жанроформирующих элементов телевизионного комментария.

4. Перечислите оперативно-исследовательские жанры.

5. Перечислите сценические приемы, используемые при подготовке ток-шоу.

6. Эпатажность Чеховой и Малахова — творческая задача или проявление «личности»?

7. Каковы наиболее характерные нарушения этических норм репортерства?

8. Охарактеризуйте метод наблюдения.

9. Кого из ведущих программы «Вести — Южный Урал» Вы можете назвать самым профессиональным?

10. В каком жанре на Первом канале выходит передача «Человек и закон»? Кто ведущий?

 

Закрытые вопросы

 

1. Отчет, как один из жанров, сообщает о событиях:

а) актуальных,

б) интересных,

в) общественно-значимых,

г) спортивных.

 

2. Субъективизация повествования как важнейший жанровый признак интервью — это:

а) ведущая роль интервьюера в разработке темы,

б) живая речь собеседников, отражающая особенности их мышления,

в) способ воздействия на зрителя,

г) элемент структуры текста.

 

3. В переводе с греческого слово «памфлет» обозначает:

а) все уничтожаю,

б) все воспламеняю,

в) все истребляю,

г) все взрываю.

 

4. «Эффект присутствия» в репортаже — это:

а) имитационный прием,

б) результат активной позиции репортера — свидетеля или участника события,

в) стилистическая конструкция,

г) работа над «маской».

 

5. Гипотеза — это:

а) предположение,

б) предсказание,

в) представление,

г) предвидение.

 

Ответы на вариант III

 

Открытые вопросы

Общая методология познания социальных явлений, общая журналистская методология, конкретные методы получения информации, ее интерпретации и распространения.

 

1. Психологическая подготовка интервьюера:

– умение выстроить четыре фазы общения:

· период адаптации,

· сам разговор,

· разрядка, снятие напряжения,

· обеспечение комфортного состояния после общения;

– создание атмосферы доверия:

· умение слушать,

· учитывать психологию собеседника;

– создание образа «положительного» интервьюера (развенчать негативные стереотипы);

– знание приемов установления психологических контактов, способов общения, техник активного слушания и приемов, способствующих взаимопониманию, умение их применять;

– умение вести разговор в конфликтной ситуации;

– при необходимости использование игровых вариантов интервьюирования, различных ролей и масок.

 

3. Предмет авторского исследования — новость или уже известный факт.

Целевая установка — информирование телеаудитории, ориентирование в происходящем, включение в осмысление фактов, побуждение к коррекции собственной позиции, расширение поля социальной активности.

Методы — эмпирические (наблюдение, проработка документов), теоретические (анализ, аналогии, сравнения, доказательные рассуждения).

 

4. Репортаж, отчет, интервью, пресс-конференция.

 

5. Сценические приемы ток-шоу:

– роли всех участников передачи расписаны заранее (в сценарии);

– главный герой — авторитет в какой-либо сфере нашей жизни, личность, уникальная по своим способностям, а также «носители» проблем: человек исповедующийся либо «заяц», которого травят.

 

6. Ответы могут быть самые разные. Главное — чтобы они были доказательно аргументированы.

 

7. Уровень достоверности при изложении фактов, «искусство умолчания», косвенное комментирование, «дирижирование» беседой, вторжение в частную жизнь, присвоение права говорить от имени других.

 

8. Наблюдение может быть открытое и закрытое, включенное и невключенное, прямое и косвенное, длительное и кратковременное.

 

9. По выбору отвечающего.

 

10.Тематическое телевизионное обозрение. Ведущий — Алексей Пиманов.

 

Закрытые вопросы

 

1 — В, 2 — Б, 3 — Б, 4 — Б, 5 — А.

 

Вариант IV

 

Открытые вопросы

 

1. Дайте определение терминов «метод», «методика», «методология».

2. Перечислите теоретические методы освоения и осмысления действительности, применяемые в журналистике.

3. В каких случаях в телекомментарии появляются ошибки?

4. Перечислите исследовательско-образные жанры.

5. Определите жанр передачи В. Вульфа «Серебряный шар»?

6. Какова роль автора в телерепортаже?

7. Перечислите источники вербальной телеинформации.

8. Какие жанры используются для разъяснения сути и уточнения деталей актуальных событий?

9. Кто ведет на канале «Восточный экспресс» передачу «Медуница»? В каком жанре?

10. Для чего нужен при создании передачи монтажный лист?

Закрытые вопросы

 

1. Кому принадлежат слова: «Прежде чем станешь писать, научись же порядочно мыслить»?

а) Г. Р. Державину,

б) М. В. Ломоносову,

в) Горацию,

г) Дидро.

 

2. Определяя роль и место фактов в разных жанрах журналистики, уберите из предложенного ряда лишнюю позицию:

а) основа публикации,

б) повествовательный элемент текста,

в) аргумент в подтверждение авторской концепции,

г) иллюстрация к главному факту.

 

 

3. Жанр «Кассандры» — это:

а) версия,

б) прогноз,

в) гипотеза,

г) совет.

 

4. Ведущим какой из перечисленных передач никогда не был Савик Шустер?

а) «Момент истины»,

б) «Третий тайм»,

в) «Свобода слова»,

г) «Герой дня».

 

5. Комментарий — это жанр:

а) поучающий,

б) информирующий,

в) разъясняющий,

г) популяризирующий.

 

Ответы на вариант IV

Открытые вопросы

 

1. Метод — подход к изучаемым явлениям, планомерный путь научного познания и установления истины, прием, способ или образ действия;

Методика — совокупность методов целесообразного выполнения какой-либо работы;

Методология — учение о методах научного исследования.

 

2. Формально-логические или методы выводного знания, содержательно-логические, нетрадиционные, социологические.

 

3. Ошибки в комментировании возникают в случаях, когда:

– отсутствует в тексте исходный (комментируемый) факт; если он не известен аудитории, то постановка проблем провисает в воздухе;

– за основу взят факт, не подлежащий комментарию;

– нечетко проявлена обсуждаемая проблема;

– актуальность, проблемность, точность поставленных вопросов вызывает сомнение;

– нет ясных и убедительных выводов.

 

4. Зарисовка, очерк, эссе, фельетон, памфлет.

 

5. Телевизионный портретный очерк.

 

6. Участник события или его свидетель.

 

7. События, документы, личные наблюдения и беседы тележурналистов, сообщения информационных агентств и интернет-сайтов.

 

8. Комментарий, интервью с участниками событий.

 

9. Екатерина Хохлова. Тематическое обозрение.

 

10. Для точного и быстрого монтажа (если передача записана на видео), для безошибочной выдачи в эфир (если передача идет «вживую»)

 

Закрытые вопросы

 

1 — В, 2 — Б, 3 — А, 4 — А, 5 — В.

 

Вариант V

Открытые вопросы

 

1. Перечислите эмпирические методы освоения действительности на рационально-познавательном уровне.

2. На основе каких принципов с помощью творческого воображения создается телевизионная документальная образность?

3. Что собой представляет доказательное рассуждение?

4. Что такое диффузия жанров?

5. Назовите исследовательско-новостные жанры.

6. Из чего складывается имидж телеведущего?

7. В каких случаях репортера называют стрингером?

8. Перечислите жанровые признаки интервью.

9. Назовите фамилию тележурналистки, много лет освещающей вопросы культуры на ЧГТРК.

10. Раскройте суть метода проработки документов.

 

Закрытые вопросы

 

1. Какое из перечисленных названий обозначает жанр журналистики?

а) легенда,

б) эссе,

в) сказ,

г) новелла.

 

2. В число сатирических жанров не входит:

а) памфлет,

б) пародия,

в) заметка,

г) фельетон.

 

3. Что такое телевизионный образ?

а) гармоничное соединение изображения, слова и звука,

б) персонаж телевизионного спектакля,

в) часть пространственного изображения, ограниченная рамками телеэкрана,

г) имидж ведущего телепередачи.

 

4. Какая функция звучащего в эфире слова является лишней?

а) экспрессивная,

б) информационная,

в) описательная,

г) рекламная.

 

5. Основой классификатора программ (по Г. Кузнецову) является:

а) жанровое деление,

б) виды и формы вещания,

в) функциональная направленность,

г) периодичность выхода в эфир.

 

Ответы на вариант V

Открытые вопросы

1. Эмпирические методы: наблюдение, проработка документов, эксперимент, интервью как универсальный способ получения информации.

 

2. На основе:

– типизации (отбор наиболее существенного, что имеется в действительности, для выявления типических характеристик и свойств изучаемого объекта; при этом фактические данные имеют точный адрес, а герои журналистских произведений — конкретные фамилии;

– авторской интерпретации (ничего не домысливая, автор отбирает из жизненного материала нужные ему ситуации, подвергает факты собственному осмыслению, делится личными впечатлениями, выражает свое отношение к событиям);

– образной трактовки фактов (создание нового образа за счет преобразования отдельных характеристик объекта; мастерство журналиста в данном случае проявляется в умелом оперировании фактами, грамотной их оценке, нахождении между ними существенных причинно-следственных связей).

 

3. Доказательное рассуждение включает в себя тезис (формулировка авторской позиции), аргументы (доказательства, подтверждающие тезис), вывод.

 

4. Взаимопроникновение жанров, взаимообогащение их, размывание жанровых границ.

5. Комментарий, журналистское расследование.

 

6. Из внешнего облика, речевого поведения, глубокого знания излагаемого материала.

 

7. Когда репортер совмещает обязанности журналиста и телеоператора и, как правило, делает репортажи из горячих точек.

 

8. Субъективизация повествования, наглядность и зрелищность речевого общения, совместное творчество тележурналиста, собеседника и телезрителя.

 

9. Ирина Коломейская.

 

10. Метод проработки документов связан с классификацией документов по разным основаниям: по типу фиксации, по типу авторства, по степени близости к объекту изображения, по степени предназначенности для обнародования.

Закрытые вопросы

 

1 — Б, 2 — В, 3 — А, 4 — В, 5 — В.

 

Вариант VI

Открытые вопросы

 

1. Охарактеризуйте метод наблюдения.

2. Использование каких способов предусматривает конкретная методика создания документального образа?

3. Перечислите жанрово-стилистические признаки эссе.

4. Какие особенности жанров тележурналистики обусловлены возможностями телевизионной техники?

5. Для чего нужен стенд-ап?

6. Какова роль телеоператора в создании телерепортажа?

7. Назовите разновидности портретного телеочерка.

8. Выступление в эфире: жанр или метод?

9. В чем состоит специфика слова на телеэкране?

10. На каком из местных каналов выходит в эфир передача «Конфетка»?

 

Закрытые вопросы

 

1. Что значит ток-шоу?

а) развлекательное обсуждение,

б) разговорное представление,

в) поучительное разоблачение,

г) популярное зрелище.

 

2. Что такое коммуникабельность?

а) высокая самодисциплина,

б) владение темой разговора,

в) способность к общению,

г) обширные связи.

 

3. Композиция кадра — это:

а) соотношение отдельных частей кадра, которое становится художественным образом;

б) продуманный отбор деталей и предметов;

в) то, что в данный момент способен увидеть телеоператор,

г) оформление съемочной площадки.

 

4. Что такое синопсис?

а) особые условия съемки,

б) краткое изложение видеосюжета,

в) подводка ведущего к видеосюжету,

г) реклама сюжета.

 

5. Импровизация в кадре — это:

а) вид творчества, при котором оно происходит в процессе его исполнения;

б) вид творчества как результат предварительной подготовительной работы;

в) внезапный поворот мысли и хода событий,

г) умение работать без черновиков.

 

Ответы на вариант VI

Открытые вопросы

 

1. Наблюдение может быть открытым и закрытым, включенным и не включенным, прямым и косвенным, долговременным и кратким. Метод носит целенаправленный характер, отражающий особенности наблюдаемого объекта и личные качества наблюдателя.

 

2. Конкретная методика создания документального образа предусматривает использование таких способов, как:

– психологизм (самоанализ, самораскрытие человека, анализ мотивационной сферы);

– художественное моделирование (создание такой специальной ситуации, где наилучшим образом проявляется характер объекта);

– условность (выбор ключевых элементов повествования, определение ракурса в показе события, проявление авторской точки зрения, возможность авторской версии по поводу тех или иных ситуаций);

– использование художественных средств изображения (портретные характеристики, пейзаж, внимание к деталям, образно-экспрессивный язык).

 

3. Жанровые признаки эссе:

– изложение подчеркнуто личного мнения выступающего;

– раскованное свободное развертывание мысли, спонтанное рассуждение вслух;

– источник аргументов — личный опыт;

– неожиданные аналогии и контрасты;

– резкие переходы в композиции;

– преобладание общих суждений над фактами.

 

4. Новое качество документализма — звучащая реальность; широкая доступность информации; наличие разного уровня зрительского внимания; разная степень участия аудитории в процессе коммуникативного воздействия; возможность участия телезрителей в процессе создания передач.

 

5. Журналист появляется в кадре в следующих случаях:

– когда у вас нет картинки, чтобы проиллюстрировать точку зрения редакции;

– если необходимо связать между собой эпизоды, места событий;

– когда вам нужно зафиксировать свое присутствие в каком-либо необычном месте; если вас послали на задание за тысячу километров, не снимайтесь на фоне глухой кирпичной стены, которая напоминает вид автостоянки вашей телекомпании;

– когда требуется изложить контекст события; даже при наличии соответствующего видеоматериала, иногда большего эффекта можно добиться, если обращаться непосредственно к зрителю;

– когда нужно проанализировать ситуацию или высказать свои предположения о возможном развитии событий в будущем;

– когда необходимо описать чьи-то сильные эмоции, ощущения и т. д. (пример: «Спасшиеся говорили, что дым был густой и едкий как кислота…»;

– когда нужно что-либо наглядно продемонстрировать (например: «Трудность заключалась в том, чтобы передвинуть двухтонную статую отсюда (показываете) сюда, т. е. на 300 метров без помощи автомобиля».

6. Полноправный соавтор тележурналиста.

 

7. Биографический и юбилейный.

 

8. Метод.

 

9. В сочетании слова и изображения по принципу: рассказывать только о том, чего нельзя показать.

 

10. На канале «Восточный экспресс».

Закрытые вопросы

 

1 — Б, 2 — В, 3 — А, 4 — Б, 5 — А.

Вариант VII

Открытые вопросы

1. Что собой представляет метод проработки документов?

2. Какие виды человеческой деятельности в процессе познания социальной действительности интегрирует журналист?

3. Перечислите жанровые разновидности телевизионного интервью.

4. Что такое репортажность телевидения? Как она проявляется?

5. Назовите жанр передач «Пусть говорят», «К барьеру!», «Большие».

6. Какова роль синхронов в построении репортажа?

7. Что является методической основой подготовки ток-шоу?

8. Что такое исходный материал?

9. Как Вы оцениваете работу ведущих информационных программ на 31-ом канале?

10. Кто ведет программу «Территория культуры» на канале «Восточный экспресс»?

 

Закрытые вопросы

 

1. Создателем и ведущим первой на челябинском экране информационно-публицистической программы «Уральская неделя» был:

а) В. Павлов,

б) П. Погодин,

в) М. Абрамов,

г) В. Болотников.

 

2. Монтажный лист — это:

а) план соединения отдельно взятых кадров,

б) общий метраж передачи,

в) звуковое содержание передачи,

г) краткое изложение содержания передачи.

 

3. Кто из перечисленных телеведущих был родоначальником жанра телевизионного эссе?

а) И. Андроников,

б) Н. Крымова,

в) Э. Радзинский,

г) С. Бэлза.

 

4. Экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов») используется в жанре:

а) ток-шоу,

б) беседы,

в) журналистского расследования,

г) обозрения.

 

5. Какая из названных передач не является телеобозрением?

а) «Вести недели»,

б) «Телефакт»,

в) «Жди меня»,

г) «Точка зрения».

 

Ответы на вариант VII

Открытые вопросы

 

1. Метод проработки документов имеет две разновидности:

– традиционный или качественный преломляется в понимании исследуемого документа, в его интерпретации, в фиксировании полученных с его помощью сведений;

– формализованный, основу которого составляет контент-анализ, требующий изучения большого количества однотипных документов по определенным параметрам.

 

2. В процессе познания социальной действительности журналист интегрирует такие виды человеческой деятельности, как:

– познавательная (отражение объективной действительности, определение взаимосвязей между личностью и обществом);

– преобразовательная (изученный материал трансформируется в разных сюжетно-композиционных отношениях, выражающих авторскую концепцию);

– воспитательная (стремление воздействовать на общественное сознание);

– оценочная (отражение явлений действительности в соответствии с идеалами автора);

– коммуникативная (осуществление обратной связи с аудиторией).

3. В зависимости от содержания интервью делятся на:

– протокольные (получение официальных разъяснений по вопросам внутренней и внешней политики государства);

– информационные (получение определенных сведений);

– проблемные (исследование разных точек зрения на определенную проблему и поиск путей ее решения);

– интервью-портреты (выявление системы духовно-нравственных ценностей собеседника);

– интервью-анкеты (выяснение разных мнений по одному определенному вопросу).

В зависимости от формы изложения интервью имеет такие жанровые разновидности, как:

– монолог (на один заданный за кадром вопрос собеседник дает в эфире пространный ответ — выступление на заданную тему);

– диалог (журналист задает вопросы, собеседник на них отвечает);

– блиц-опрос (латинский вариант vox-pop, постановка одинаковых фиксированных вопросов большому числу представителей одной или нескольких социальных групп).

 

4. Репортажность — это внутренне присущее свойство телевещания, обусловленное природой телевидения и выражающееся в распространении жанровых признаков репортажа на все другие жанры тележурналистики. Проявляется в репортажности показа и в репортажности восприятия любой передачи.

 

5. Ток-шоу.

 

6. Задают ритм репортажу. Являются важными элементами не только содержания, но и формы.

 

7. Соединение журналистских и сценических приемов.

 

8. Весь отснятый материал, предназначенный для монтирования передачи.

 

9. Ответ зависит от позиции отвечающего.

 

10. Екатерина Андриянова.

 

Закрытые вопросы

 

1 — Б, 2 — А, 3 — А, 4 — В, 5 — В.

Вариант VIII

Открытые вопросы

 

1. В чем суть метода эксперимента?

2. Охарактеризуйте теоретические методы получения и осмысления информации.

3. Назовите способы воздействия на телезрителей в ходе телеинтервью.

4. Перечислите особенности телевещания, обусловленные природой телевидения.

5. Перечислите исследовательские жанры телевидения.

6. По каким признакам можно определить отношение интервьюера к своим собеседникам?

7. Что такое расшифровка материала?

8. Дайте определение термина «Телевизионный жанр».

9. Назовите 2 — 3 передачи, которые Вы смотрите регулярно. Почему?

10. Какие задачи решает в своих передачах телеобозреватель?

Закрытые вопросы

 

1. Кто из перечисленных тележурналистов не работает в жанре ток-шоу?

а) А. Малахов,

б) Т. Толстая,

в) О. Пушкина,

г) В. Соловьев.

 

2. Запланированная провокация нужна, чтобы:

а) узнать нужные факты,

б) поставить на место носителя ложной информации,

в) получить важную «картинку» для передачи,

г) проверить выдвинутые версии.

 

3. Персонификация телевизионной информации — это:

а) принцип вещания, сущностное отличие телевидения от других СМИ,

б) возможность публичного самовыражения,

в) использование кукол в качестве героев передач,

г) один из видов телеинтервью.

 

4. Кто был первым журналистом, вышедшим в телевизионный кадр?

а) Ю. Фокин,

б) Е. Рябчиков,

в) А. Тихомиров,

г) Э. Сагалаев.

 

 

5. Кто является ведущим дискуссии?

а) интервьюер,

б) модератор,

в) шоумен,

г) стрингер.

Ответы на вариант VIII

 

Открытые вопросы

 

1. Эксперимент — это метод, позволяющий журналисту получить необходимые знания путем введения в ситуацию искусственного импульса. В соответствии с конкретными задачами журналист может усилить искусственный импульс, целенаправленно сконструировать нужную ситуацию, втянув в нее определенный круг интересующих его людей.

 

2. Формально-логические, или методы выводного знания:

– индуктивное умозаключение (переход от знания о единичном к знанию об общем; два вида индукции: полная — умозаключение о всем классе предметов делается на основании изучения каждого из них, неполная — изучения только отдельных);

– дедуктивное умозаключение — развитие мысли от общего к частному;

– традуктивное умозаключение применяется при сравнениях и аналогиях (аналогия проводится по существенным, главным, качественно единым признакам исследуемых явлений).

Содержательно-логические методы. Содержательная логика предлагает разные методы выявления связей предмета — внутренних и внешних:

– анализ и синтез (разделение предмета изучения на его составляющие, их исследование, а затем — соединение);

– гипотетический метод (попытка предсказать развитие изучаемого явления в будущем, проявляется в формах догадки, предположения);

– метод историзма (требует смотреть на каждый предмет с точки зрения того, как он возник, какие главные этапы в его развитии существовали, что он представляет в настоящий момент).

 

3. Способы воздействия на телезрителей в ходе телеинтервью:

– сообщать такие сведения о действительности, в результате которых зрители меняют отношение к ней;

– давать новую информацию об известных фактах, существенную для их понимания;

– новую информацию не давать, менять способ ее введения в оборот.

 

4. Природой телевидения обусловлены:

– возможность наглядного предъявления информации, отсутствие описательности в текстах передач;

– репортажность и эклектичность как внутренне присущие свойства телевидения;

– персонификация информации;

– программность телевещания;

– многопрофильное взаимодействие в системах телевидение — театр, телевидение — кино, телевидение — изобразительное искусство и осознание при этом своих специфических возможностей.

 

5. Ток-шоу, обозрение, беседа, дискуссия, дебаты.

 

6. По умению создать комфортные условия для общения, по умению внимательно слушать собеседника и адекватно реагировать на его слова, по уровню подготовки к интервью.

 

7. Распечатка текста синхронов, закадрового комментария и стенд-апов.

 

8. Телевизионный жанр есть конкретное единство особенных свойств формы и содержания в их основных чертах — своеобразной композиции, образности речи, ритме передачи; опредмечивание авторского художественного замысла.

 

9. Ответы разные.

 

10.Телеобозреватель возбуждает интерес зрителей к событиям общественной жизни, обнаруживает их сущность, взаимосвязи и противоречия, осмысливает и прогнозирует ход общественного развития, отстаивает передовые точки зрения, способствует практическому решению проблем общества.

 

Закрытые вопросы

 

1 — В, 2 — А, 3 — А, 4 — Б, 5 — Б.

 

Вариант IX

Открытые вопросы

 

1. Сформулируйте особенности метода интервью на телевидении.

2. В чем заключается специфика вербальной телевизионной информации?

3. Что представляют собой нетрадиционные методы, используемые в журналистике?

4. Что такое «охлотелесуггестия»?

5. В каком жанре выходит в эфир передача «Территория культуры» на телеканале «Восточный экспресс»?

6. При подготовке какого жанра используется экстенсивное интервьюирование (метод «сужающихся кругов»)?

7. Назовите жанрово-стилистические особенности информационного видеосюжета.

8. Кто ежедневно ведет полуночные новости на канале «Культура»?

9. Перечислите приемы создания документального образа в художественной телепублицистике.

10.Вспомните характерные ошибки в поведении интервьюера.

 

Закрытые вопросы

 

1. «Факты вторичного использования» — это:

а) устаревшие сведения,

б) плагиат,

в) ссылки автора публикации на уже обнародованные факты,

г) «газетные утки».

 

2. На каком из Челябинских телевизионных каналов выходят в эфир передачи «Большая стройка» и «Сделано на Урале»?

а) «Восточный экспресс»,

б) 31-ый канал,

в) СТС — Челябинск,

г) ОТВ.

 

3. Одним из компонентов телевизионной образности является звуковое оформление телепередач. В него входят (уберите лишний элемент):

а) музыка,

б) слово,

в) шумы,

г) пауза.

 

4. «Драматическое единство» — это:

а) композиция постановочных телепередач,

б) структура видеосюжета,

в) единство места, времени и действия в телерепортаже,

г) интервью в конфликтной ситуации.

 

 

5. Реверберация звука — звуковой эффект, создающий эффект пребывания:

а) в огромном помещении,

б) в маленьком помещении,

в) на улице,

г) в лесу.

Ответы на вариант IX

Открытые вопросы

 

1. Метод интервью — универсальный способ получения информации, средство профессионального поиска, один из самых сложных и важных элементов журналистской работы.

Специфика телеинтервью — совпадение жанра и метода: в отличие от печатной журналистики демонстрация не результата общения журналиста с собеседником, а самого процесса общения (эффект репортажности), в ходе которого наглядно проявляется уровень общей, конкретной и психологической подготовки тележурналиста.

 

2. Специфика телевизионной информации:

– оперативность (новости должны быть информацией последней минуты);

– достоверность;

– информация, а не объяснения (для тележурналистов это тест на профессионализм: необходимы практика и талант, чтобы свести суть сложного материала к нескольким простым предложениям);

– материалы для эфира требуют разговорного языка (предназначенные для чтения вслух, они пишутся для ушей, а не для глаз);

– ясность — абсолютное требование (зритель не может «перечитать» материал — новость в эфире должна быть понята с первого прослушивания);

– умение готовить материал в сжатые сроки.

 

3. Нетрадиционные методы, используемые в журналистике:

– публицистическое прогнозирование, рассчитанное на вероятностное описание возможного и желаемого;

– биографический метод — обращение к биографиям известных людей как к отражению определенных исторических изменений в социальной жизни (основные направления в потоке биографических исследований — исследование социальной обусловленности жизненных путей, исследования, нацеленные на реконструкцию социального опыта и его смысловых структур, исследования, изучающие генезис опыта и смысловых структур того, как проходит социализации личности и усвоения культурных образцов).

 

4. Орудие внушения с помощью телевидения. Используется в случаях, когда желаемое надо выдать за действительное. Применяются приемы манипулирования, целенаправленного психологического воздействия на аудиторию.

 

5. В жанре тематического обозрения.

 

6. При подготовке журналистского расследования.

 

 

7. Жанрово-стилистические особенности видеосюжета:

– оперативность, новость последней минуты;

– наглядность, документальность;

– достоверность;

– краткость, точность, ясность;

– информация, а не объяснение;

– эмоциональность воздействия.

 

8. Владислав Флярковский.

 

9. Типизация, авторская интерпретация, образная трактовка фактов.

 

10.Ошибки интервьюера:

– не слушает ответы собеседника;

– формально слушает, но не вникает в смысл;

– смотрит на часы, подгоняя собеседника;

– стремится к самовыражению, болтлив;

– бестактен, без надобности задает вопросы интимного характера.

 

Закрытые вопросы

 

1 — В, 2 — Г, 3 — Б, 4 — Б, 5 — А.

 

Вариант X

Открытые вопросы

 

1. Перечислите составляющие метода интервью.

2. Охарактеризуйте виды телевизионных выступлений.

3. Как из ответов на отдельные вопросы создать единый текст телеинтервью?

4. Что такое групповое профессиональное сознание и каковы составляющие его элементы?

5. Назовите разновидности жанра телевизионного эссе.

6. Перечислите основные типы композиционных структур телеочерка.

7. Являются ли «зрелищными» «разговорные» жанры телевидения?

8. Что собой представляет творческая бригада как автор передачи?

9. Перечислите приемы сатирической типизации на телеэкране.

10. Назовите некоторые структурообразующие компоненты телепрограммы.

 

Закрытые вопросы

 

1. Какая из перечисленных программ выходит в эфир в жанре выступления героя с комментарием автора — журналистки В. Пимановой?

а) «Кумиры»,

б) «Искры камина»,

в) «Ночной полет»,

г) «Женский взгляд».

 

2. Что такое телевизионный образ?

а) гармоничное соединение изображения, слова и звука,

б) персонаж телевизионного спектакля,

в) часть пространственного изображения, ограниченная рамками телеэкрана,

г) имидж ведущего телепередачи.

 

3. Главный принцип работы ведущего дискуссии (модератора) — это:

а) следит за справедливым распределением времени,

б) не является участником дискуссии,

в) «ведет» тему дебатов,

г) обладает быстротой реакции.

 

4. Генеральным директором ООО «Телесемь — Челябинск» является:

а) Игорь Суханов,

б) Юрий Лифанов,

в) Александр Монахов,

г) Василий Платонов.

 

5. Что означает термин «экшн»?

а) активная роль журналиста в событийном репортаже,

б) неожиданное действие, снятое от начала до конца в режиме реального времени,

в) информационный повод для новостного сюжета,

г) эпизод судебного очерка.

Ответы на вариант Х

Открытые вопросы

 

1. Общая подготовка, конкретная подготовка, психологическая подготовка.

 

2. Виды телевизионных выступлений:

– текстовое, написанное самим выступающим и отредактированное телевизионным редактором (выдается в эфир с помощью телесуфлера);

– тезисное, где обозначена тема, намечен основной ход мысли, сформулированы центральные вопросы, которые затрагиваются в ходе выступления; текст рождается импровизационно;

– импровизированное, где обозначены только тема и хронометраж выступления; требует тщательного подбора выступающих (уровень компетентности, речевая культура, телегеничность и т. д.).

3. Теоретики советуют:

– если необходимо «задокументировать» воспоминания человека, то факты следует упорядочить по временному признаку;

– чтобы отразить ход дискуссии, материал следует выстроить по принципу «тезис – антитезис»;

– для раскрытия внутреннего мира человека лучше всего использовать его монолог в виде цельного рассказа с ремарками и комментариями тележурналиста.

 

4. Групповое профессиональное сознание отражает структуру сознания каждого отдельного члена съемочной группы, способы его участия в достижении постановленной цели, в выработке особенного «профессионального» почерка, присущего коллективу единомышленников. Элементы группового профессионального сознания — знания, мир ценностей, традиции.

 

5. Разновидности жанра эссе: публицистическое, литературно-критическое, искусствоведческое, научно-популярное, философское.

 

6. Композиционные структуры очерковой телепублицистики:

– хроникальная,

– логическая,

– эссеистская.

 

7. «Зрелищный» характер телеинтервью проявляется в речевом поведении собеседников: зрители получают дополнительную информацию, воспринимая не только то, о чем говорят люди на телеэкране, но и то, как они это делают.

 

8. Творческая группа, состоящая из журналиста, режиссера и его ассистентов, оператора и его ассистентов, звукорежиссера, звукооператора, художника, монтажера, обеспечивает использование в передаче всех необходимых изобразительно-выразительных возможностей электронной журналистики.

 

9. Приемы сатирической типизации:

– деталь гротескная, гиперболизированная;

– речь персонажей, вскрывающая противоречия между их претензией на внушительность и собственной незначительностью;

– использование художественных образов из произведений литературы, кино, театра;

– использование ассоциативности как способа беллетризации отрицательного факта;

– приемы юмора и сатиры как нарочитое, целенаправленное разрушение норм языка;

– речевая образность, использование речевых конструкций и средств сатирического заострения.

 

10.Компоненты телепрограммы:

– блок или контейнер (набор рубрик по принципу повторения для разной аудитории в разное время);

– рубрика (ряд передач определенного тематического направления или определенного жанра);

– цикл (передачи, посвященные одной проблеме);

– серия (передачи с постоянными героями).

 

Закрытые вопросы

1 — А, 2 — А, 3 — Б, 4 — Б, 5 — Б.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: