Рекомендации по созданию региональной

Информационно-аналитической

Телевизионной программы

Из дипломной работы выпускницы 2007 г. Е. Дмитренко

Научный руководитель:

кандидат исторических наук, профессор

Л. П. Шестеркина

 

Для своей дипломной работы Е. Дмитренко выбрала тему «Специфика создания региональной информационно-аналитической телепрограммы (на примере программы «Вести недели — Южный Урал»).

Данный проект был создан в 2004 году. В сетке вещания телерадиокомпании «Южный Урал» программа существует четыре года и за это время стала системообразующей в структуре информационной службы.

Предметом исследования стала технология создания региональной телевизионной информационной программы с учетом особенностей телевизионного информационного рынка региона и конкурентной среды, специфики вкусов аудитории региона, конъюнктуры в этом тематическом сегменте и в построении сетки вещания компании, а также ресурсных возможностей для производства программы.

В дипломном проекте доказана гипотеза: региональная информационно-аналитическая программа — это специфический информационный продукт, который невозможно производить, руководствуясь исключительно федеральными стандартами. В силу географических, технических и идеологических особенностей программа требует специфических методов и приемов.

Эти специфические особенности проявляются на разных этапах создания программы.

На этапе изучения информационного рынка региона необходимо произвести анализ следующих параметров:

1. Сетки вещания каналов-конкурентов и сеток вещания федеральных каналов. Результатом анализа должно стать решение о наиболее выгодном с точки зрения потенциальной доли зрительской аудитории отрезке времени для выхода программы. При этом надо исходить и из того, какова потенциальная потребительская стоимость предполагаемого информационного продукта, и конкурентного потенциала самого формата для «соревнования» с уже существующими. Вряд ли удастся успешно конкурировать с соседями, выпуская программу во время, когда по сетке федерального канала идет слот «кино» или суперпопулярная телеигра. Но с новостями регионального канала-конкурента соревноваться можно.

2. Сильные и слабые стороны информационно-аналитических программ на рынке региона. Сильные и слабые стороны программ, стоящих в сетке во время выхода создаваемой программы.

3. Структуру аудитории, которой адресована программа. Необходимо установить баланс между интересами расширения потенциальной аудитории и интересами сохранения целевой аудитории.

4. Определив аудиторию, необходимо определить, какие программы сейчас отвечают интересам этой аудитории, а также сильные и слабые стороны этих программ, их тематическую и формативную достаточность для той целевой аудитории, которую создатели программ считают своей.

5. На основе предыдущих выводов необходимо определить те пустоты в информационном поле и в поле телевизионных формальных решений, заполняя которые, новая программа смогла бы завоевать зрительскую аудиторию.

Итогом изучения конъюнктуры на информационном рынке должно стать понимание, какой категории зрителей в первую очередь адресована программа, какими содержательными и формальными особенностями она должна обладать, чтобы стать для них единственно привлекательной, то есть уникальной программой, эксклюзивным информационным продуктом.

 

На этапе формулировки концепции программы мы предлагаем:

 

1. Исходить из того, что концепция программы переживает эволюцию в процессе ее подготовки и производства.

2. Несмотря на это, первоначально концепция как творческой, так и технологической стороны программы должна быть предельно конкретной.

3. Концепция должна позволять создать узнаваемый и уникальный стиль программы, что необходимо для проведения промо-кампании (в частности, создать образ ведущего, необычный для данной конкурентной среды, а также графическое оформление программы).

4. Концепция должна позволять представить тематическое поле программы на перспективу, должно быть ясно, какие темы и в каком жанровом решении будут наполнять программу.

В нашем случае это темы политической, экономической и социальной проблематики, решенные в жанрах журналистского расследования, интервью в необычных обстоятельствах, прямые включения и другие телевизионные формы, предполагающие эксклюзивность информации и картинки.

5. Концепция предполагает решение по «тематико-форматной» драматургии программы, которое мы относим к решениям формального стилистического характера. Надо определить, на какие смысловые части будет разбита программа, по каким правилам будет происходить сочетание этих смысловых частей, какие категории тем будут входить в каждую из этих частей. В нашем случае принято решение о разбивке всей программы на три логические части и определении тематического спектра каждой. При этом событие, в зависимости от контекста, значимости (по мнению авторов программы) может оказаться в любой из этих частей. Необходимо сформулировать критерии для оценки события. В нашем случае мы пользуемся парадигмой «наиболее громкое, заметное событие, скандал в любой сфере жизни», «наиболее важное политическое или экономическое событие», «сенсационное политическое и экономическое событие (не скандал)», «новое явление», «новость последних часов», «народная тема (явление или событие, касающееся подавляющей части аудитории)», «громкое происшествие недели», «удивительное локальное явление — «бантик». На основании этих критериев происходящие события трактуются с точки зрения значимости для программы).

6. В технологической части, готовясь к запуску программы, необходимо определить человеческие, технические и материальные ресурсы, которые потребуются для производства программы. То есть определить штатную структуру и расписание, объем фонда заработной платы, технологию использования существующих ресурсов телекомпании — монтажных, компьютерной графики, студии, гаража, ПТС, обсудить возможность перегонов по интернету, радиорелейной линии, через спутник, осуществление съемок в ночное время, возможность командировок, взаимодействие с юридической и коммерческой службой телекомпании. Отдельная позиция — обсуждение вмешательства в информационную политику программы руководства компании, а также порядок взаимодействия по согласованию этих вопросов. Также надо обсудить, в каком помещении будет находиться редакция программы, возможности использования коммуникаций, мобильной связи (обычно ресурсы региональных телекомпаний сильно лимитированы).

 

На этапе создания программы необходимо обратить внимание на следующее:

1. Важная отличительная черта всякой оригинальной программы, в том числе и региональной — технология работы с информацией и подготовки выпуска. В регионах эта технология характеризуется многофункциональностью каждого сотрудника программы, что связано с невозможностью нанять для исполнения только одной функции отдельного сотрудника, как это происходит на федеральных каналах.

2. Важная особенность этой технологии — наличие высокопрофессионального журналиста на позиции шеф-редактора (возможно совмещение с функцией ведущего и руководителя программы).

3. Шеф-редактор принимает решения о производстве той или иной темы и контролирует результат. При этом он сам определяет и качество материала, и его соответствие первоначальному замыслу. Тактика его работы с материалом должна исключать появление некачественных, недоделанных сюжетов, и быть понятной подчиненным ему коллегам.

Мы рекомендуем метод «схем», когда каждый материал проектируется и этот проект фиксируется в виде граф-плана, на котором отображены смысловые отношения между частями сюжета и обозначены возможные сюжетные ходы и решения, позволяющие наиболее ярко передать средствами телевидения эти отношения.

 

Требования к сюжету в программе «Вести недели — Южный Урал»:

1. На месте съемок репортер работает «по максимуму». Ему необходимо снять все, что относится к теме сюжета — интересные для зрителя детали, подробности.

2. Персонифицировать тему — найти героев репортажа. Спроецировать проблему на конкретного человека.

3. Стенд-ап обязателен. Это может быть вступление, смысловая связка или итог + представление. Можно обойтись без стенд-апa в портретных материалах, однако наличие или отсутствие стенд-апа всегда согласовывается с редактором. Длительность — от 10 до 20 секунд. Репортер должен быть без головного убора и перчаток, с аккуратной прической. Для съемок стенд-апа выбирается «говорящий» план, характеризующий тему сюжета. Очень хороши стенд-апы в движении или во время какого-то действия, но они должны быть оправданными. Для этого записывается несколько дублей.

4. При прямом включении репортеру следует говорить коротко, отвечать на конкретный вопрос без лишних подробностей. Ответ должен занимать не более 20 секунд. Обозначать окончание ответа обращением к ведущему по имени. При включении не здороваются и не прощаются. Вопросы оговариваются с ведущим заранее во время контрольного звонка на режиссерский пульт за 10 — 15 минут до эфира. Журналист составляет тезисный план ответов, но не пишет текст полностью. Двух-трех вопросов для включения вполне достаточно.

5. Лайфы и синхроны являются сильнейшим оживляющим фактором сюжета, и именно они, а не текст — каркас материала. Необходимо распределить синхроны равномерно по сценарию репортажа, а не скучивать их в одном месте. Лайфы могут быть в начале, в конце материала, на стыке смысловых кусков и перед синхронами (2 — 3 достаточно).

6. Оптимальная длительность синхрона — 10 — 15 секунд. Отдельно смонтированный синхрон, который идет в верстке программы как самостоятельный комментарий — до 30 секунд.

7. Cюжет строится по принципу «перевернутой пирамиды» — основная мысль (она одна) должна прозвучать в первых строчках подводки ведущего. Остальная часть сюжета должна быть фактическим доказательством основной мысли. Все лишнее, второстепенное, мешающее логике сюжета — отбрасывается. Все самое интересное выносится в начало — лайф, синхрон, самое «яркое» видео. Если интересного плана не получается — начинать с установочного (общего, адресного).

8. При подготовке горячего, событийного сюжета, работает принцип — чем больше документального видео и звука, чем больше лайфов и синхронов, передающих ситуацию, чем меньше текста — тем лучше. Пусть говорят герои сюжета.

9. В проблемных материалах главная цель — раскрыть конфликт, придать остроту, привнести драматизм в ситуацию. Запрещены свои оценки происходящего. Обязательна позиция всех участников конфликта, чтобы картина была объективной и беспристрастной.

10. Визуальный ряд продумывается во время написания текста, а не картинка подбирается под слова. Телевидение не газета. Начинать сюжет с самого интересного кадра, заканчивать самым символичным, содержательным, образным.

11. Стиль речи разговорный, но не жаргонный. Лексические конструкции — простые предложения. Обилие фактической информации и глаголы в активном залоге. Нежелательно использовать специальные термины, необходимо объяснять их значение простым языком. Темп «начитки» средний, но активный, динамичный, правильная артикуляция, интонации умеренные. Пунктуация обозначается микропаузами. Правильность ударений в словах обязательно проверять по словарю.

12. При монтаже желательно использовать больше крупных планов. Их должно быть не меньше, чем общих и средних, вместе взятых. Длительность монтажной фразы — от 3 до 5 секунд. Начальный и финальный планы более длинные, чем все остальные. Нельзя начинать и заканчивать материал панорамой. Использовать панорамы можно, но редко, только короткие с начальной и конечной статикой (не менее 2 секунд каждая). Монтажными условно считаются все смежные кадры разной крупности и ракурса. Стараться выстраивать видеоряд монтажными фразами в логике текста, избегать скачков по месту действия, времени суток, кадров, выпадающих из контекста. Избегать буквальной иллюстрации текста картинкой. Ударные кадры должны ложиться под смысловые акценты. Нельзя монтировать подряд кадры, снятые с движения (исключение — оперативная съемка, дается с титром). Не стоит монтировать более 2-х планов одной крупности подряд.

13. При монтаже 2-х синхронов встык — люди должны смотреть в разных направлениях. Если снято неправильно, следует перекрывать склейку 1 — 2 перебивочными планами, если и их нет.

14. ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Использовать интершум (примерно 30% от общего уровня звука). Если его нет — подмонтировать с подобного материала. Единственное ограничение — интершум не должен мешать «начитке».

15. Не использовать синхроны с браком по звуку и картинке (выпадения, пересвет, расфокус, небаланс, рывки). При острой необходимости использовать такие кадры советоваться с редактором и режиссером.

16. Кадры монтировать встык («cut») и отказаться от любых спецэффектов, кроме («mix»). Использование дополнительных эффектов допустимо и даже приветствуется, но с разрешения режиссера.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: