Информационно-аналитической
Телевизионной программы
Из дипломной работы выпускницы 2007 г. Е. Дмитренко
Научный руководитель:
кандидат исторических наук, профессор
Л. П. Шестеркина
Для своей дипломной работы Е. Дмитренко выбрала тему «Специфика создания региональной информационно-аналитической телепрограммы (на примере программы «Вести недели — Южный Урал»).
Данный проект был создан в 2004 году. В сетке вещания телерадиокомпании «Южный Урал» программа существует четыре года и за это время стала системообразующей в структуре информационной службы.
Предметом исследования стала технология создания региональной телевизионной информационной программы с учетом особенностей телевизионного информационного рынка региона и конкурентной среды, специфики вкусов аудитории региона, конъюнктуры в этом тематическом сегменте и в построении сетки вещания компании, а также ресурсных возможностей для производства программы.
В дипломном проекте доказана гипотеза: региональная информационно-аналитическая программа — это специфический информационный продукт, который невозможно производить, руководствуясь исключительно федеральными стандартами. В силу географических, технических и идеологических особенностей программа требует специфических методов и приемов.
|
|
Эти специфические особенности проявляются на разных этапах создания программы.
На этапе изучения информационного рынка региона необходимо произвести анализ следующих параметров:
1. Сетки вещания каналов-конкурентов и сеток вещания федеральных каналов. Результатом анализа должно стать решение о наиболее выгодном с точки зрения потенциальной доли зрительской аудитории отрезке времени для выхода программы. При этом надо исходить и из того, какова потенциальная потребительская стоимость предполагаемого информационного продукта, и конкурентного потенциала самого формата для «соревнования» с уже существующими. Вряд ли удастся успешно конкурировать с соседями, выпуская программу во время, когда по сетке федерального канала идет слот «кино» или суперпопулярная телеигра. Но с новостями регионального канала-конкурента соревноваться можно.
2. Сильные и слабые стороны информационно-аналитических программ на рынке региона. Сильные и слабые стороны программ, стоящих в сетке во время выхода создаваемой программы.
3. Структуру аудитории, которой адресована программа. Необходимо установить баланс между интересами расширения потенциальной аудитории и интересами сохранения целевой аудитории.
4. Определив аудиторию, необходимо определить, какие программы сейчас отвечают интересам этой аудитории, а также сильные и слабые стороны этих программ, их тематическую и формативную достаточность для той целевой аудитории, которую создатели программ считают своей.
|
|
5. На основе предыдущих выводов необходимо определить те пустоты в информационном поле и в поле телевизионных формальных решений, заполняя которые, новая программа смогла бы завоевать зрительскую аудиторию.
Итогом изучения конъюнктуры на информационном рынке должно стать понимание, какой категории зрителей в первую очередь адресована программа, какими содержательными и формальными особенностями она должна обладать, чтобы стать для них единственно привлекательной, то есть уникальной программой, эксклюзивным информационным продуктом.
На этапе формулировки концепции программы мы предлагаем:
1. Исходить из того, что концепция программы переживает эволюцию в процессе ее подготовки и производства.
2. Несмотря на это, первоначально концепция как творческой, так и технологической стороны программы должна быть предельно конкретной.
3. Концепция должна позволять создать узнаваемый и уникальный стиль программы, что необходимо для проведения промо-кампании (в частности, создать образ ведущего, необычный для данной конкурентной среды, а также графическое оформление программы).
4. Концепция должна позволять представить тематическое поле программы на перспективу, должно быть ясно, какие темы и в каком жанровом решении будут наполнять программу.
В нашем случае это темы политической, экономической и социальной проблематики, решенные в жанрах журналистского расследования, интервью в необычных обстоятельствах, прямые включения и другие телевизионные формы, предполагающие эксклюзивность информации и картинки.
5. Концепция предполагает решение по «тематико-форматной» драматургии программы, которое мы относим к решениям формального стилистического характера. Надо определить, на какие смысловые части будет разбита программа, по каким правилам будет происходить сочетание этих смысловых частей, какие категории тем будут входить в каждую из этих частей. В нашем случае принято решение о разбивке всей программы на три логические части и определении тематического спектра каждой. При этом событие, в зависимости от контекста, значимости (по мнению авторов программы) может оказаться в любой из этих частей. Необходимо сформулировать критерии для оценки события. В нашем случае мы пользуемся парадигмой «наиболее громкое, заметное событие, скандал в любой сфере жизни», «наиболее важное политическое или экономическое событие», «сенсационное политическое и экономическое событие (не скандал)», «новое явление», «новость последних часов», «народная тема (явление или событие, касающееся подавляющей части аудитории)», «громкое происшествие недели», «удивительное локальное явление — «бантик». На основании этих критериев происходящие события трактуются с точки зрения значимости для программы).
6. В технологической части, готовясь к запуску программы, необходимо определить человеческие, технические и материальные ресурсы, которые потребуются для производства программы. То есть определить штатную структуру и расписание, объем фонда заработной платы, технологию использования существующих ресурсов телекомпании — монтажных, компьютерной графики, студии, гаража, ПТС, обсудить возможность перегонов по интернету, радиорелейной линии, через спутник, осуществление съемок в ночное время, возможность командировок, взаимодействие с юридической и коммерческой службой телекомпании. Отдельная позиция — обсуждение вмешательства в информационную политику программы руководства компании, а также порядок взаимодействия по согласованию этих вопросов. Также надо обсудить, в каком помещении будет находиться редакция программы, возможности использования коммуникаций, мобильной связи (обычно ресурсы региональных телекомпаний сильно лимитированы).
|
|
На этапе создания программы необходимо обратить внимание на следующее:
1. Важная отличительная черта всякой оригинальной программы, в том числе и региональной — технология работы с информацией и подготовки выпуска. В регионах эта технология характеризуется многофункциональностью каждого сотрудника программы, что связано с невозможностью нанять для исполнения только одной функции отдельного сотрудника, как это происходит на федеральных каналах.
2. Важная особенность этой технологии — наличие высокопрофессионального журналиста на позиции шеф-редактора (возможно совмещение с функцией ведущего и руководителя программы).
3. Шеф-редактор принимает решения о производстве той или иной темы и контролирует результат. При этом он сам определяет и качество материала, и его соответствие первоначальному замыслу. Тактика его работы с материалом должна исключать появление некачественных, недоделанных сюжетов, и быть понятной подчиненным ему коллегам.
Мы рекомендуем метод «схем», когда каждый материал проектируется и этот проект фиксируется в виде граф-плана, на котором отображены смысловые отношения между частями сюжета и обозначены возможные сюжетные ходы и решения, позволяющие наиболее ярко передать средствами телевидения эти отношения.
Требования к сюжету в программе «Вести недели — Южный Урал»:
1. На месте съемок репортер работает «по максимуму». Ему необходимо снять все, что относится к теме сюжета — интересные для зрителя детали, подробности.
2. Персонифицировать тему — найти героев репортажа. Спроецировать проблему на конкретного человека.
3. Стенд-ап обязателен. Это может быть вступление, смысловая связка или итог + представление. Можно обойтись без стенд-апa в портретных материалах, однако наличие или отсутствие стенд-апа всегда согласовывается с редактором. Длительность — от 10 до 20 секунд. Репортер должен быть без головного убора и перчаток, с аккуратной прической. Для съемок стенд-апа выбирается «говорящий» план, характеризующий тему сюжета. Очень хороши стенд-апы в движении или во время какого-то действия, но они должны быть оправданными. Для этого записывается несколько дублей.
|
|
4. При прямом включении репортеру следует говорить коротко, отвечать на конкретный вопрос без лишних подробностей. Ответ должен занимать не более 20 секунд. Обозначать окончание ответа обращением к ведущему по имени. При включении не здороваются и не прощаются. Вопросы оговариваются с ведущим заранее во время контрольного звонка на режиссерский пульт за 10 — 15 минут до эфира. Журналист составляет тезисный план ответов, но не пишет текст полностью. Двух-трех вопросов для включения вполне достаточно.
5. Лайфы и синхроны являются сильнейшим оживляющим фактором сюжета, и именно они, а не текст — каркас материала. Необходимо распределить синхроны равномерно по сценарию репортажа, а не скучивать их в одном месте. Лайфы могут быть в начале, в конце материала, на стыке смысловых кусков и перед синхронами (2 — 3 достаточно).
6. Оптимальная длительность синхрона — 10 — 15 секунд. Отдельно смонтированный синхрон, который идет в верстке программы как самостоятельный комментарий — до 30 секунд.
7. Cюжет строится по принципу «перевернутой пирамиды» — основная мысль (она одна) должна прозвучать в первых строчках подводки ведущего. Остальная часть сюжета должна быть фактическим доказательством основной мысли. Все лишнее, второстепенное, мешающее логике сюжета — отбрасывается. Все самое интересное выносится в начало — лайф, синхрон, самое «яркое» видео. Если интересного плана не получается — начинать с установочного (общего, адресного).
8. При подготовке горячего, событийного сюжета, работает принцип — чем больше документального видео и звука, чем больше лайфов и синхронов, передающих ситуацию, чем меньше текста — тем лучше. Пусть говорят герои сюжета.
9. В проблемных материалах главная цель — раскрыть конфликт, придать остроту, привнести драматизм в ситуацию. Запрещены свои оценки происходящего. Обязательна позиция всех участников конфликта, чтобы картина была объективной и беспристрастной.
10. Визуальный ряд продумывается во время написания текста, а не картинка подбирается под слова. Телевидение не газета. Начинать сюжет с самого интересного кадра, заканчивать самым символичным, содержательным, образным.
11. Стиль речи разговорный, но не жаргонный. Лексические конструкции — простые предложения. Обилие фактической информации и глаголы в активном залоге. Нежелательно использовать специальные термины, необходимо объяснять их значение простым языком. Темп «начитки» средний, но активный, динамичный, правильная артикуляция, интонации умеренные. Пунктуация обозначается микропаузами. Правильность ударений в словах обязательно проверять по словарю.
12. При монтаже желательно использовать больше крупных планов. Их должно быть не меньше, чем общих и средних, вместе взятых. Длительность монтажной фразы — от 3 до 5 секунд. Начальный и финальный планы более длинные, чем все остальные. Нельзя начинать и заканчивать материал панорамой. Использовать панорамы можно, но редко, только короткие с начальной и конечной статикой (не менее 2 секунд каждая). Монтажными условно считаются все смежные кадры разной крупности и ракурса. Стараться выстраивать видеоряд монтажными фразами в логике текста, избегать скачков по месту действия, времени суток, кадров, выпадающих из контекста. Избегать буквальной иллюстрации текста картинкой. Ударные кадры должны ложиться под смысловые акценты. Нельзя монтировать подряд кадры, снятые с движения (исключение — оперативная съемка, дается с титром). Не стоит монтировать более 2-х планов одной крупности подряд.
13. При монтаже 2-х синхронов встык — люди должны смотреть в разных направлениях. Если снято неправильно, следует перекрывать склейку 1 — 2 перебивочными планами, если и их нет.
14. ОБЯЗАТЕЛЬНО!!! Использовать интершум (примерно 30% от общего уровня звука). Если его нет — подмонтировать с подобного материала. Единственное ограничение — интершум не должен мешать «начитке».
15. Не использовать синхроны с браком по звуку и картинке (выпадения, пересвет, расфокус, небаланс, рывки). При острой необходимости использовать такие кадры советоваться с редактором и режиссером.
16. Кадры монтировать встык («cut») и отказаться от любых спецэффектов, кроме («mix»). Использование дополнительных эффектов допустимо и даже приветствуется, но с разрешения режиссера.