Выбор модели беседы. Создание атмосферы доверия

Поведение репортера определяет выбранный им вариант «жесткого», либо «мягкого», дружелюбного или конфликтного общения, варианта «делового обсуждения», варианта «азартного спора» или «свободного плавания». Последний является самым привлекательным среди всех возможных моделей интервью.

В сущности, большую часть времени в интервью журналист проводит в слушании. Очень важно оживить этот процесс. Уметь хорошо слушать — это не значит принимать все что рассказывают, не перебивая и не задавая вопросов. Искусство интервьюера — создать такую атмосферу, которая способствует разговорчивости.

«На первый взгляд, слушание может показаться пассивным процессом. Но это глубоко ошибочное суждение, так как под этим актом подразумевают не просто умение человека слышать, а прежде всего правильное и четкое восприятие информации, быстрое мыслительное свертывание полученных сведений в резюмирующие словесные блоки и многое другое. Кроме того, в процессе слушания журналист должен постоянно следить за ходом мыслей своего собеседника, направлять его суждения в нужное русло, всячески стимулировать говорящего как на вербальном, так и на невербальном уровне. Возможно, именно поэтому процесс слушания относят к одному из самых трудных аспектов актов общения.

Как мы видим, в процессе слушания журналисту приходится решать одновременно несколько задач: уметь поддерживать обратную связь с собеседником, создавать благоприятную атмосферу разговора, не только запоминать поступающую информацию, но и подвергать ее быстрому анализу. Только в этом случае удается получить максимум полезной и нужной для публикации информации». (Г. С. Мельник, М. Н. Ким. Методы журналистики).

Психологами разработаны специальные приемы слушания, способствующие взаимопониманию собеседников:

– эхотехника или проговаривание (используется для того, чтобы дать собеседнику представление о том, что журналист понял его; чтобы выиграть время, чтобы помочь структурировать точку зрения; чтобы наладить более тесный контакт);

– развитие идеи (более точное формулирование мыслей, высказанных собеседником);

– резюме (обобщение сказанного);

– сообщение о восприятии партнера;

– сообщение о восприятии самого себя.

Не способствует взаимопониманию такое поведение журналиста, как:

– негативная оценка личности собеседника;

– игнорирование партнера;

– эгоцентризм.

Для плавного течения беседы лучше всего не перебивать собеседника, однако на практике редко кому из журналистов это удается. Если попадается опытный собеседник, который дал уже не один десяток интервью, его скорее всего не удивит, что журналист может оборвать его на полуслове для уточнения мысли или с целью направления разговора в нужное русло.

Перебивание героя может быть оправдано в том случае, если во время интервью собеседник забирается в какие-то не относящиеся к делу области. Поэтому журналисту важно все время быть начеку и соответствующими вопросами возвращать разговор в нужное русло.

Для того, чтобы поддержать рассказчика, не подсказывая в то же время желаемого ответа, интервьюер может прибегнуть к нейтральным фразам, не содержащим определенной оценки, но требующим высказывания мнений интервьюируемого: «Как Вы считаете?», «Откуда у Вас такие сведения?» Подобные выражения демонстрируют интерес интервьюера и «делают заявку» на нужную информацию.

Рекомендуется демонстрировать внимание и сосредоточенность, вести беседу «глаза в глаза», мимикой поощряя собеседника, помня, что непринужденность обстановки — залог успеха. Когда журналист и собеседник ведут такое общение, создается впечатление уюта, комфорта.

Профессиональное общение — это одновременно информативный процесс и процесс взаимовлияния, взаимодействия, демонстрация отношений... и игра. Журналист может придерживаться одного и того же типа поведения, менять его редко, однако, распространен и другой вариант работы: чередовать манеру поведения постоянно, подбирая для каждой конкретной ситуации подходящую «маску».

Особенно очевидна «помогающая игра» в звездных интервью, работающих на имидж. Собеседник нередко, импровизируя, выдумывает, намекает на что-то, чего в действительности не было, либо было не в таком масштабе... А журналист, не впадая в пафос разоблачения, лишь намекнув, что собеседник «привирает», (например, показав свою реакцию), продолжает задавать свободные вопросы, ловко поддерживая игровое состояние собеседника, создает ему комфортную ситуацию общения.

Импровизация — составная часть большинства интервью, и без «роли» тут редко обходится. Исследователи журналистики пробуют составить «реестр» масок, выделить, подыскав им образный эквивалент, наиболее типичные имиджи журналиста при профессиональном общении.

· «Слушатель» — самая естественная маска. Как вариант — «Премного благодарный слушатель», когда демонстрируется не просто внимание, а «Телячий восторг» — неумеренное (а потому подозрительное чуткому собеседнику) восхищение его личностью, его словами, охотное поддакивание.

· «Юный друг» — маска полной неопытности, наивности, готовности восхищаться умом и блеском собеседника, и, опять-таки, безудержная лесть.

· «Ревизор» — временами демонстрируется «следовательский» подход к делу, подчеркнутая дотошность, бесконечные уточнения сути ответов и придирки.

· «Третейский судья» — маска демонстрирует подчеркнутую независимость суждений, готовность с равным вниманием выслушать все «за» и «против».

· «Надменный журналист» — снисходительно-великодушный, развязный или капризный тон репортеров, порой бестактность по отношению к собеседнику.

· «Функционер» — постоянное подчеркивание журналистом своего безразличия к обсуждаемому предмету («Меня послали на задание, и его надо выполнить»).

· «Художник» — репортер упоминает об успехах своей творческой биографии, показывает и комментирует «свои особые приемы» или интригует необычностью формы общения.

· «Молодой казак» — это имидж очень энергичного, делового и напористого журналиста. Импульсивность, энергичная мимика, громкий голос иногда вызывают положительный эффект. Вполне вероятно, что у собеседника может возникнуть подсознательное желание отвечать с такой же энергией, таким же напором, как задает вопросы журналист.

· «Интурист» — маска достаточно непривлекательная, представляющая хотя любопытствующий, но достаточно холодный взгляд со стороны. Вообще подчеркнутая холодность, вежливое равнодушие мало когда пригодны. Некоторые маски смежны по психологическим чертам, поэтому журналисту легко их менять, корректировать по ходу дела. Вообще, маска, которую надевает журналист, служит для соответствующей коррекции поведения собеседника. Собственно, маски, — это тон, который избирается, это интонационное решение беседы: поучающее, почтительное, напористое или какое иное. Важно помнить, что журналист может менять роли, маски, но не принципы.

Образ интервьюера

В любом интервью происходит процесс восприятия и оценки собеседниками друг друга. Он начинается в момент первого контакта интервьюера с интервьюируемым и действует в течение всей беседы. Внешний вид журналиста, его манера держаться, говорить влияют на процесс общения, особенно если результат интервью напрямую зависит от личных взаимоотношений его участников.

Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Психологи провели эксперимент. Одного и того же человека, одетого по-разному, показали в группах испытуемых и попросили написать его характеристику. Оказалось, что, помимо черт, отмеченных у этого человека всеми группами, были также названы черты характера, на которые явно указывала его одежда. Например, когда человек был в тренировочном костюме, ему приписывали такие качества как настойчивость, упорство, трудолюбие; в военной форме — дисциплинированность, аккуратность; женщины в деловом костюме оценивались обладающими такими качествами, как упорство, деловитость, строгость, трудолюбие, и, наоборот, если та же женщина была одета в короткое платье яркой расцветки, то говорили о том, что ей присуща веселость, открытость по отношению к другим людям, беззаботность и свобода в проявлении чувств.

Поэтому, зная «секреты» одежды, можно создать определенный образ у партнера по общению, повысить свой престиж, доказать свою значимость.
С помощью правильно подобранной одежды можно создать благоприятное впечатление и вызвать доверие к себе.

Особенно важно учитывать, что в сознании людей обычно уже существуют определенные стереотипы журналиста.

Психологи установили четыре типа негативных стереотипов по отношению к журналистам:

– люди легкомысленные, ни в чем толком не разбирающиеся, надоедающие тем, кто занят делом;

– люди, ведущие непонятный экзотический образ жизни, недоступный простому смертному;

– официальные представители и держаться с ними нужно строго официально;

– люди, обладающие большой властью, они могут не только помочь, но и причинить вред.

Существуют и другие стереотипы, выражающие позитивные представления. В случаях, когда стереотипизация грозит успеху беседы, журналист уже в начале должен стараться создать образ, разрушающий возникшее представление о нем. Здесь поможет поведение, идущее вразрез с отрицательным стереотипом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: