Общение – это акт воздействия человека на человека в процессе их взаимодействия. (С.А.Смирнов)
Функции:
- Нормативная;
- Коммуникативная;
- Познавательная;
- Актуализирующая.
Виды общения:
1. По составу участников:
а) межличностное (человек-человек);
б) личностно-групповое (человек – группа);
в) межгрупповое (группа – группа).
2. По степени опосредованности:
а) непосредственное – общение «лицом к лицу», когда каждый участник вступает в контакт с другим, используя все средства общения и когда существует возможность получения немедленной обратной связи;
б) опосредованное – общение, осуществляемое с участием либо третьих лиц, либо с помощью почтовой связи, технических средств, вещей, воспоминаний и т.д.
Структура:
- коммуникативная сторона – обмен информацией;
- интерактивная – построение общей стратегии взаимодействия, обмен не только фактами, отношениями, но и действиями.
- перцептивная – восприятие, изучение, понимание, оценка партнерами по общению друг друга.
|
|
Вербальное общение – словесное общение, в процессе которого в качестве знаковой системы используется речь (вторая сигнальная система).
Внутреннее общение – общение с самим собой, речь. Обращенная к себе.
Монологическое – устная речь, используемая в форме лекции, доклада, ораторского выступления и т.д.
Диалогическое – речевое общение двух или нескольких лиц.
Невербальное – общение, в котором используются неречевые знаковые системы.
Кинетическое – общение с помощью невербальных средств: мимики, жестов, пантомимики (выразительное движение тела).
Визуальное – информационный контакт с помощью глаз.
Педагогическое общение – это общение между педагогом и учеником, в процессе которого учитель решает воспитательные личностно-ориентированные задачи.
Выделяют 2 вида педагогического общения:
1. Социально-ориентированное общение- лекция, доклад, телепередача, и т.д., в ходе которой решаются социально-значимые задачи, реализуются общественные отношения, организуется социальное взаимодействие.
2. Личностно-ориентированное общение – общение, которое может быть деловым, направленную на какую-либо совместную деятельность или связанным с личными взаимодействиями, не имеющими отношения к деятельности.
В педагогическом общении имеют место оба вида. Характер общения учителя и ученика обусловлен, прежде сего, его профессионально-предметной подготовленностью (ЗУН в области предмета), а также в области педагогики, психологии, методики, научным потенциалом и профессиональными стремлениями, идеалами.
Большое значение имеет направленность учителя «на себя» или «на ученика».