Практическое занятие № 5

Тема: « Методология и методы педагогического исследования».

Цель: сформировать представление о методологии как «знании о знании», о специфике и уровнях методологического знания, умение оперировать методами научного исследования в педагогике; заложить фундамент методологической культуры учителя

Форма проведения: учебная дискуссия по теме.

Вопросы для обсуждения:

Вопросы дискуссии

1. В чем отличие науки от других видов человеческой деятельности? Чем отличается педагогика от других отраслей научного знания? Каковы ее функции и задачи?

2. В чем отличие научной и практической педагогической деятельности? Как взаимодействуют наука и практика? В чем выражается это взаимодействие?

3. В чем сущность методологии науки и практической деятельности? Как влияет методология на педагогическое исследование?

1. Деловая игра «Методологический симпозиум».

Все студенты объединяются в микрогруппы (5 микрогрупп). Каждая микрогруппа представляет одно из философских направлений: «экзистенциализм», «неотомизм», «позитивизм и неопозитивизм», «прагматизм», «диалектический материализм». Задача микрогруппы рассказать о задачах педагогической науки и практической деятельности педагогов с позиций своего философского направления, ответить на вопросы других участников симпозиума.

Вопросы дискуссии.

1. Всякое ли изучение педагогического процесса можно назвать научным исследованием? Какие бывают исследования по своей направленности? С какой целью проводится научное педагогическое исследование? Какие характеристики присущи научному исследованию? Что необходимо знать исследователю при проведении педагогического исследования?

  1. Что мы называем исследовательским методом? Какие существуют методы педагогического исследования? По какому признаку классифицируются исследовательские методы? Нужна ли классификация методов? Как исследователь выбирает методы исследования?

1. Деловая игра «Планирование научного исследования»

1 этап игры «Создание проблемного поля».

Формируются 3 микрогруппы: «Ученики», «Учителя», «Общественность». Все участники должны закончить предложение «В школе мне не нравится…» с позиций своей роли. Проводится мозговой штурм «Оголтелая критика». Каждая микрогруппа высказывает критические замечания в адрес современной школы. Ведущий из всех высказываний выбирает те, которые можно решать педагогическими средствами, формулирует педагогические проблемы и записывает их на доске. Студенты ведут записи в тетрадях.

2 этап игр «Изучаем проблему». Все группы меняют свои роли и становятся исследователями. Студенты выбирают одну из названных ранее проблем и разрабатывают план исследования. В плане должны найти отражение: актуальность исследования, объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, исследовательские методы.

3 этап игры «Защита плана исследования».

 

Задание: Составить список литературы научного исследования педагогической проблемы

Конспекты

Прочитайте §4 «Конкретно-методологические принципы педагогических исследований» главы «Методология и методы педагогических исследований» в учебнике «Педагогика» (В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – М., 1998. – С. 99-102).

Выпишите краткие определения системного, личностного, деятельностного и др. подходов, используемых в педагогическом исследовании.

 

Литература:

1. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. – М., 1982.

2. Загвязинский В.И., Р. Атаханов. Методология и методы психолого-педагогического исследования. – М., 2001.

3. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований. – М., 1986.

4. Скалкова Я. И др. Методология и методы педагогического исследования. – М., 1982.

5. Краевский В.В. Методология педагогического исследования. – Самара, 1994.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: