Стили педагогического общения

Общепринятая классификация (А.В.Петровский, Я.Л. Коломинский, М.Ю.Кондратьев и др.) – авторитарный, демократический, попустительский.

Авторитарный стиль общения – педагог единолично решает все вопросы, касающиеся жизнедеятельности как классного коллектива, так и каждого ученика.

Характеристика:

1. Единоличное планирование взаимодействия и подведения итогов.

2. Монологизм

3. Директивность

4. Внешнее мотивирование

5. Репрессивность

6. Единоличное разрешение конфликтов

7. Прямое управление и регулирование взаимодействия.

Внешние показатели:

- Успеваемость, дисциплина на уроке позитивны.

- Социально-психологическая атмосфера, как правило, неблагополучная.

Попустительский (анархический, игнорирующий) стиль общения – стремление педагога минимально включаться в деятельность, что объясняется снятием с себя ответственности за ее результаты. Такие педагоги формально выполняют свои обязанности, ограничиваясь лишь преподаванием.

Попустительский стиль общения предполагает тактику невмешательства, основу которой составляет равнодушие и незаинтересованность проблемами как школы, так и учащихся.

Внешние показатели:

1. Отсутствие контроля: за деятельностью школьников и динамикой развития их личности.

2. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительны.

Демократический стиль общения (стиль сотрудничества) – педагог ориентирован на повышение роли учащегося во взаимодействии, на привлечение каждого к решению общих дел.

Основная особенность – взаимопонимание и взаимоориентация.

Характеристика:

1. Совместное целеполагание и подведение итогов.

2. Диалогизм

3. Сотрудничество

4. Внутреннее мотивирование

5. Ненасилие

6. Совместное преодоление противоречий

7. Косвенное управление, самоуправление, саморегуляция (соотнести все пункты с характеристикой авторитарного стиля).

Стратегии педагогического взаимодействия

Кооперация – посильное участие каждого в решение общей задачи.

Деструктивный конфликт – (несовместимость личностей) негативные установки в адрес друг друга, разрешение такого типа конфликта явля-ется достаточно сложным, компромисс затруднителен.

Продуктивный конфликт – различные точки зрения на какую-либо проблему, на способы ее разрешения, не затрагивает сторон личности. Разрешение конфликта с позитивным результатом.

 

Литература:

1. Мудрик А.В. Общение в процессе воспитания. – М., 2001.

2. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. – М., 19887.

3. Ильин Е.Н. Искусство общения. – М., 1988.

4. Щуркова ЕН.Е. Педагогическая технология; педагогическое воздействие в процессе воспитания школьников. – М., 1992.

5. Рыбаков М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

6. Основы педагогического мастерства./Под ред. А.И.Зязюна. – М., 1989.

7. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. – М., 1998.

Журавлев В.И. основы педагогической конфликтологии. – М.,

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: