1. Основные понятия и категории педагогики.
2. Педагогика в общей системе научного знания о человеке.
3. Источники педагогической науки.
4. Педагогика. Наука или искусство?
5. Связь педагогики с другими науками. Взаимосвязь педагогической науки и практики.
Задания для самостоятельного осмысления и обсуждения на занятиях.
Задание 1. Прочитать и проанализировать введение к работе К.Д.Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
Цель: развитие умения анализировать научную литературу, работать с первоисточниками.
Примерная схема анализа:
- К.Д.Ушинский о роли педагогической теории;
- Почему педагогика – искусство?
- Какие знания необходимы, чтобы воспитать человека во всех отношениях?
- Можно ли утверждать, что К.Д.Ушинский отрицал педагогику как науку? Докажите это.
Задание 2. Из различных учебных пособий выпишите определение педагогики и основных категорий педагогики, сравните их, найдите общее в определениях педагогики и ее категорий, подумайте, в чем причина различий.
Литература:
1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Предисловие/Пед. соч. В 6 т.Т.5.-М.,1990,с.7-39.
2. Селиванов В.С. Основы общей педагогики: теория и методика воспитания. – М., 2002.
3. Подласый И.П. Педагогика./В 2-х т. Ч.1.– М., 1999.
4. Общая педагогика./Под ред. А.А.Сластенина. – М., 2002.
5. Кравевский В.В. педагогика между философией и психологией.//Педагогика, № 6 -, 1994.