double arrow

Ф. Клакхона и Ф. Стродбека

Американские культурантропологи Ф. Клакхон и Ф. Стродбек предложили теорию ценностных ориентаций. Они определили ценностные ориентации как «сложные, определенным образом сгруппированные принципы, придающие стройность и направленность разнообразным мотивам человеческого мышления и деятельности в ходе решения общих человеческих проблем» [цит. по: Лебедева, 1999: 129].

Ф. Клакхон и Ф. Стродбек сформулировали три исходных тезиса своей концепции:

1. Существует лишь ограниченное количество общечеловеческих проблем, решением которых вынуждены заниматься люди всех времен и народов.

2. Решение каждой проблемы возможно только на основе небольшого набора вариантов.

3. Каждое общество отдаёт предпочтение своему варианту решения, определяя этим культурно-специфичную иерархию ценностей, несмотря на то что сумма всех потенциально возможных решений доступна каждой культуре.

На основе этих предположений американские исследователи выделили пять фундаментальных проблем-вопросов, на которые ищет ответы любая культура, выбирая тем самым собственные ценностные ориентиры:

1. В чём сущность природы человека?

2. Каковы отношения между человеком и окружающей средой?

3. Какую роль играет время в жизни человека?

4. Какова направленность человеческой деятельности?

5. Каковы взаимоотношения между людьми?

Говоря о человеческой сущности, Ф. Клакхон и Ф. Стродбек полагают, что существуют хорошие и злые по своей натуре люди, которым нельзя доверять. Посередине – люди, и хорошие и плохие одновременно. Ученые также говорят о том, что это деление носит условный характер, так как люди способны изменяться в ту или иную сторону.




Американские ученые рассматривают отношения «человек - природа». По их мнению, существуют разные предположения: 1) жизнь управляется сверхъестественными силами (Богом, судьбой, природой); 2) человек контролирует природу; 3) человек должен стараться жить в гармонии с природой.

Согласно Ф. Клакхону и Ф. Стродбеку, отношение ко времени может выражаться ориентацией либо на прошлое, либо на настоящее, либо на будущее.

Ученые отмечают разную направленность человеческой деятельности. Одни люди полагают, что «быть», «жить» уже достаточно, другие тратят все силы на внутреннее развитие. А есть и такие субъекты, которые занимают активную позицию и работают за вознаграждение.



Ф. Клакхон и Ф. Стродбек рассматривают ценностный ориентир, связанный с межличностными отношениями.Они разделяют людей на лидеров и на тех, кто следует за ними. Одни люди предпочитают коллективные решения, другие – выступают за индивидулизм и равные права.

Следует отметить, что разработанная теория ценностных ориентаций американскими культурантропологами Ф. Клакхоном и Ф. Стродбеком не является исчерпывающей и носит относительный и несколько абстрактный характер.

Любая попытка категоризовать и систематизировать ценностные установки является сложной задачей. Но данная теория позволяет говорить о её значимости и актуальности для межкультурных сравнений и анализа процессов межкультурного общения.

 

3.3. Теория Г. Хофстеде:
четыре параметра сравнения культур

 

Голландский ученый Герт Хофстеде разработал свою теорию сопоставления культур. Он выделил следующие параметры:






Сейчас читают про: