1. На формирование христианской средневековой философии, решающее влияние имели:
а) логика Аристотеля;
б) учение Платона о Боге-Демиурге и идеальном государстве;
в) идеализм Платона;
г) Библия;
д) этика стоицизма
е) философия Филона Александрийского
ж) учение Плотина.
2. Проблема истины в средневековой философии формулировалась как:
а) экспериментальное исследование закономерностей природы, общества, Бога;
б) мистическое озарение;
в) логическое обоснование веры в Бога;
г) рациональное познание качеств и сущности Бога
д) познание с помощью веры в божественное откровение;
е) двойственное познание, которое отличается в богословии и в науке.
3. Высшими ценностями человеческой жизни, согласно учению Аврелия Августина, являются:
а) смирение и покорность перед Богом и церковью;
б) альтруизм и истинная вера;
в) активная деятельность по пропаганде христианства;
г) любовь, вера, разум.
4. Философия в Средние века занимала подчиненное положение по отношению:
|
|
а) к богословию; | г) к этике; | |
б) к науке; | д) к эстетике; | |
в) к психологии; | е) библии. |
5. Установите соответствие между идеями средневековой философии и их авторами:
Идеи (достижения) | Авторы | ||||||
Августин (Авр) | Аверроэс (Авс) | Эриугена (Эр) | Скот Дуне (Ск) | Аквннекнй (Акв) | Бэкон Роджер (БР) | Оккам (Ок) | |
1. Прогресс общества по моральным критериям | |||||||
2. Индивидуальное в бытии есть последняя и совершенная реальность | |||||||
3. Пять доказательств бытия Бога | |||||||
4. Материя вечна во времени | |||||||
5. Зло — это отсутствие добра | |||||||
6. Теория «двойственной истины» |
6. Принцип средневековой философии «Верую, чтобы понимать, понимаю, чтобы верить» обозначал сущность связи веры в Бога и рациональных познавательных способностей человека в рамках нового периода развития христианской философии и был впервые определен:
а) И. Дамаскином;
б) Оригеном;
в) Пьером Абеляром;
г) Аврелием Августином;
д) Фомой Аквинским.
7. Первый вариант онтологического доказательства бытия Бога, основанный на идее, что Бог существует в физической реальности потому, что люди в своем сознании и мышлении (идеальной реальности) верят, мыслят, переживают его как реально существующую личность (персону), был создан:
а) Пьером Абеляром;
б) Аврелием Августином;
в) Ансельмом Кентерберийским;
г) Фомой Аквинским;
д) Оригеном.
8. Номинализм как направление средневековой схоластики доказывал идею:
|
|
а) общие понятия существуют после реальных вещей как мысль, имя (название);
б) общие понятия существуют до реальных вещей, как идеальное самостоятельное бытие;
в) понятия и вещи существуют сами по себе и не содержат в себе ни общего, ни единичного;
г) общее и единичное имеются только в понятии.
9. Причиной морального зла в человеческом обществе, согласно ортодоксальной христианской точке зрения, является:
а) активность сатаны;
б) действие природы на поведение человека;
в) несоблюдение человеком правовых и моральных норм;
г) свобода воли человека, стремящегося к «земному».
9а. Реализм — это направление философии средневековья, которое считает, что:
а) вещи существуют реально;
б) вещи реальны только как отражение идей;
в) понятия существуют только как имена единичных вещей;
г) существует только то, что дано нам в восприятии;
д) общие понятия существуют до вещей.
11. Основная задача средневековой философии состояла:
а) в выработке методологической базы частных наук;
б) в построении учения о душе;
в) в защите веры, ответе на вопрос о существовании Бога;
г) в разработке морально-этического кодекса;
д) в обосновании идеи прекрасного.
12. Вера противопоставлялась в средневековье:
а)эмоциям; | г) чувству; | |
б)разуму; | д) желанию; | |
в)умению; | е) научному знанию. |
13. Проблема веры и знания в средние века означала:
а) отношения науки и религии;
б) соотношение истин библии и истин научных;
в) отношение богословия к объективной реальности;
г) отношение религии и искусства;
д) отношение светской и церковной власти.
14. Теоцентризм — мировоззренческая позиция, в основе которой лежит представление о главенстве:
а) человека; | г) науки; | |
б) природы; | д) Бога; | |
в) космоса; | е) Библии. |
15. Какие идеи Фомы Аквинского были приняты католической церковью в качестве основополагающих:
а) теория гармонии веры и разума; | ж) любовь к Богу важнее, чем познание Бога; | |
б) метафизика – служанка богословия; | з) Бог как истинное бытие. | |
в) теодицея; | и) человек промежуточное существо между животным и ангелом | |
г) доказательства бытия Бога; | д) «Чистая потенциальность» — материя, «слабейший вид бытия»; | |
е) Бог как источник форм; |
16. «Универсалии существуют независимо от человеческого сознания», — утверждал в средневековой философии:
а) номинализм | г) универсализм | |
б) догматизм | д) концептуализм. | |
в) реализм | е) умеренный реализм |
17. Философ средневековья — создатель концепции «двойственной истины»:
а)Авиценна; | г)Аврелий Августин; | |
б)Пьер Абеляр; | д)Альберт Великий. | |
в)Аверроэс; | е)Вильям Оккам |