Исходя из вышесказанного, мы постоянно обновляем и расширяем свой инструментарий для создания так называемых лексических диалоговых окон. Такие окна помогают нам сочетать авторские подходы и классическую логопедию для успешной антистрессовой подготовки детей к школе. При этом на основе Монтессори- подхода ребенок иннициирует выбор той или иной деятельности, которая и является базой для коррекции различныхречевых нарушений.
В рамках "ЛогоDialogue" мы используем виды деятельности в соответствии с государственными образовательными стандартами (ФГОС ДО), при этом для их реализации используем как классические, так и авторские подходы:
1. Игровая деятельность по классификации С.Л.Новоселовой учитывает:
· направление игры
· форму организации и регламентацию взрослых
· характер требуемых умений
· предметы вокруг игры
Игры:
· самостоятельные
(сюжетно-отобразительные, сюжетно - ролевые, режиссерские)
· по инициативе взрослых
(обучающие-подвижные, дидактические,сюжетно-дидактические)
|
|
· досуговые-развлекательные, карнавальные, театрализованные
· интеллектуальные (как правило, у более взрослых детей)
· народные (традиционные)
2. Изобразительная деятельность ( аппликация, рисование, лепка, творческие проекты)
3. Двигательная деятельность ( подвижные игры,народные подвижные игры,двигательные паузы, игровые упражнения, поэтапные двигательные алгоритмы по Бернштейну)
4. Познавательно-исследовательская ( экспериментирование с материалами и веществами -вода, песок, тесто-коллекционирование, моделирование, наблюдения с использованием методики М. Монтессори )
5. Восприятие художественной литературы и фольклора ( рассказывание, чтение, обсуждение, разучивание, инсценирование произведений, игры-драматизации, театрализованные игры, различные виды театра-теневой, пальчиковый, бибабо и др.)
6. Конструирование (изготовление макетов, конструктивные игры, моделирование)
7. Музыкальная деятельность ( слушание, исполнение, игра на детских музыкальных инструментах, ритмика, музыкальные импровизации, музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением,инсценировки, драматизации)
8. Коммуникативная деятельность (беседы, речевые ситуации, составление рассказов и сказок,творческие пересказы, составление и отгадывание загадок, словесные игры, настольно-печатные игры с правилами, сюжетные игры, ситуативные разговоры, речевые тренинги, вопросы)
9. Элементарный бытовой труд в помещении. Самообслуживание (поручения, совместные действия, задания, реализация проекта)
Конечно, в нашей системе коррекционных занятий мы обязательно учитываем возраст ребенка применительно к тому или иному виду деятельности:
|
|
(1-3г.)
· предметная деятельность и игры с составными динамическими игрушками
· экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто)
· общение со взрослым и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого
· самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями
· восприятие смысла музыки, сказок, стихов.
· рассматривание картинок
· двигательная активность
(3г-8л.)
· сюжетно-ролевая игра
· игра с правилами
· общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками
· исследования объектов окружающего мира, восприятие художественной литературы и фольклора
· самообслуживание и элементарный бытовой
· конструирование из разного материала, включая конструкторы, модули
· природный и иной материал
· рисование, лепка, аппликация
· восприятие и понимание смысла музыкальных произведений,
· музыкально- ритмические движения и игры
«Априори»
«Априори» - данное направление мы разработали для детей с ДЦП, РАС, ММД, СДВГ- такие дети в принципе не выходят на классические методы коррекции речевых нарушений, т.к. не чувствуют пространственных границ, заторможены, чрезмерно активны или пассивны,не могут или не хотят выполнять никаких инструкций даже в игровой форме, не отвечают на поставленные вопросы,отвечаютневпопад(или не сразу). Оничасто меняют видыдеятельности или,наоборот, сосредоточены на чем-то одном чрезмерно долго и не переключаются на что-то иное, в игру не вступают или ведут себя слишком пассивно, не в соответствии с возрастом.
Все наши занятия начинаются с посещения "Полянки" или сказки, где ребенок - главное действующее лицо и сам выбирает тот или иной вид деятельности (Монтессори-подход) - все пространство специально организовано под запрос и мотивацию ребенка.
В программе "Априори" учитывается, что ребенок изначально уже владеет определенными навыками, которые мы совершенствуем и на основании которых осуществляем речевуюкоррекцию -отсюда и название данной программы.
Этапы коррекции;
1. В начале мы знакомим ребенка с пространством и пособиями -мы на"Полянке" или в "Песочной сказке", где ребенок-главное действующее лицо. Главную цель-создание мотивации для посещения нашей "Полянки"
На данном этапе мы активно используем Монтессори-материалы, элементы арт-терапии, игровую логокоррекцию и сенсорные стимулы для создания мотивации к занятиям.
2. Формирование или развитие диалогической формы речи (параллельно с п.1 или поэтапно, в зависимости от тяжести нарушения речевой функции ребенка).На базе изучения лексических тем мыактивизируем предметного, глагольного словаря и словарь-признаков нередко используем импрессивный вариант и режим молчания.
3. Развитие понимания речи через выполнение 1-3 ступенчатых игровых инструкций в процессе выбранной ребенком деятельности (параллельно с предыдущими этапами)
4. Уточнение произнесения гласных звуко в: а о у и ы э - (параллельно)
5. Уточнение произнесения простых согласных звуков(м п б т дн в ф к г х)-(параллельно)
6. Постановка основных звуков - с з ц ш ж ч щ л р- поэтапно или параллельно
7. Совместная деятельность родителя, ребенка, специалиста - в конце каждого занятия родителям показываются освоенные ребенком новые приемы для той или иной коррекции и даются особые рекомендации для их закрепления в домашних условиях.