Рамках первобытного общества

Глава IV. Культурогенез: формирование культурных традиций в

Культурогенез (от лат. culture – культура и от греч. genesis – возникновение, происхождение) – процесс зарождения культуры.

Человеческая культура уходит своими корнями в первобытную древность и охватывает огромный период времени – от появления на земле человека до становления первых классовых обществ и государств. С точки зрения науки первобытная эпоха весьма многозначительный период, когда закладывались почти все основные достижения культуры: орудия и средства труда; охота и рыболовство; жилище и одежда; земледелие и животноводство; транспорт; металлургия и металлообработка; язык и мышление; словотворчество; ранние формы религиозных верований, зачатки научных знаний, изобразительного искусства, музыки, театра.

Первобытное общество – это первая (или архаическая) структура самой ранней общности людей, характеризующаяся взаимодействием общинных и родственных связей и отношений. Оно начинается с первобытного стада и завершается на этапе классовой дифференциации.

Культура первобытного общества – это не нечто отвлеченное, абстрактное и не имеющее значения для современного человека. Она реально существовала (и даже существует сегодня) и отражала развитие материального и духовного производства. Она означала первый по времени и исключительно важный шаг человечества в познании мира, становлении и познании самого себя. В этом смысле культура первобытного общества занимает в истории мировой культуры не просто исходное, но и во многом ключевое место. На много веков и даже тысячелетий она определила не только темпы, но и содержание, тематику и многие региональные особенности культурно-исторического процесса.

Первобытная культура

 

Самый древний тип культуры, который определил бытие людей на их последующую историю   Первобытная, архаичная культура, существующая в ряде зон современного мира   Первобытная культура остается органической частью мировой культуры (археологическое наследие)

 

Начальный этап истории человечества отстоит от нас на миллионы лет, и создание упорядоченной концепции возникновения культуры, последовательного культурного перехода от первобытности к цивилизации, перехода постепенного по времени и прогрессивного по результату, возможно только на основе синтеза многих наук. Среди них археология, культурная и социальная антропологии, история, этнография, лингвистика и др. В числе проблем культурогенеза, исследуемых учеными, содержится множество таких, решение которых в силу отсутствия или ограниченного количества культурных артефактов носит гипотетический характер. Есть проблемы, отношение к которым характеризуется несовместимыми мировоззренческими установками. В первую очередь это относится к вопросу о происхождении самого человека – субъекта культуры. С научной точки зрения человек появился в результате закономерной эволюции органической природы, с богословской – он есть творение Божие. Находятся и такие исследователи, которые предполагают «транспортировку» разумного существа на землю с одной из ближайших планет.

Человек как творец и творение культуры

По данным современной антропологии возникновение человека произошло более 3-4 млн. лет назад, в то время как зарождение всего живого отстоит от нас на 3,2-3,5 млрд. лет. Человек – высшая ступень живых организмов на земле. Он появляется на определенном этапе развития природы и культуры, вырастая вместе с ними и одновременно из них. Культура считается исходным отличительным признаком людей и человеческого сообщества в целом. В то же время сама культура является продуктом человеческой деятельности и вне человека существовать не может. Создавая в процессе социальной жизни многообразный мир культуры, человек одновременно развивает свои творческие силы, формирует свой духовный облик. Раскрытие и реализация «сущностных» сил человека – его способностей, потребностей, мировоззрения, знаний, умений, социальных чувств и т.д. находятся в прямой зависимости от уровня социального и культурного развития общества. Таким образом, с одной стороны, человек является творцом культуры, а, с другой – творением культуры, поскольку только через культуру происходит саморазвитие человека и его становление как существа общественного, творческого, деятельностного.

Первобытная культура сформировалась в итоге длительного процесса – превращения биологической формы существования животных в социокультурную форму бытия «Человека разумного». На стадии формирования людей – антропогенеза возможности человека во многом определялись его физическим типом. Он выступал мощным фактором культурно-исторического процесса.

А) Антропогенез (эволюция человека) протекал с изменением морфологического своеобразия человека, которое включало в себя формирование функциональной ассиметрии мозга [1] и постепенное увеличение его объема, становление прямохождения и освобождение передних конечностей, развитие преимущественного значения правой руки и совершенствование кистей рук и стоп ног т.д. Все перечисленное, по сути, является культурными феноменами: так, прямая походка значительно расширяет диапазон действия органов чувств, в первую очередь зрения и слуха, которые позволяют сохранять информационную связь с природой и бытием других людей, устанавливать духовную связь человека с человеком, осуществляемую звуковой речью, и пр.;имея руки свободными, человек изготавливал из камня орудия и оружие, одомашнивал животных, превращал дикорастущие злаки в культурные растения, строил жилища, разжигал огонь, словом, обеспечивал себе возможность выживания и дальнейшего развития.

Б) Становление человеческого начала непосредственно связано с социогенезом, т.е. превращением человека в существо социальное. Человек появляется там, где возникает общество, зарождается социальное. Возникновение общества с регулируемыми отношениями между его членами является одной из важнейших граней, которые отделяют животное от человека. Глубинные корни общественного сознания зарождались в материальной почве общественно-производственной практики. Совместная трудовая деятельность и потребление сплачивали коллектив, вели к усложнению общественной жизни, закреплению производственных навыков, к необходимости обмена позитивным опытом, передаче его последующим поколениям. Постепенно окружающий предметный мир становится объектом человеческого мышления и речи, изобретаются коммуникативные каналы для передачи информации. Начиная с определенного момента эволюции, человек оказался способным проектировать и создавать социальные системы – семью, род, общину, государство.

Первым представителем человеческого рода антропологи считают «человека умелого» – Homo habilis из семейства австралопитековых. Его остатки были обнаружены английским ученым Л. Лики в 1960 г. в Восточной Африке. Найденная в тех же слоях галька, заостренная с помощью сколов («эолит»), говорит о том, что «человек умелый» вел орудийную деятельность, т.е. использовал одни естественные предметы (например, камни) для обработки других. Рост Homo habilis составлял 120 см, а объем мозга – 550-800 куб. см, что существенно меньше, чем у «человека разумного» – Homo sapiens (в среднем 1400 куб. см). Однако для существа невысокого роста мозг «человека умелого» был развит очень хорошо. Его

прогрессивные свойства, подкрепляющиеся орудийной деятельностью, могут быть увязаны с наличием человеческих черт и достаточно ловкими руками, позволявшими целенаправленно изготовлять искусственные предметы. На первых этапах трудовой деятельности прямохождение и свободная рука, с помощью которой можно было производить несложные трудовые операции, имели гораздо большее значение, чем развитый мозг.

Умение создавать орудия говорит о выделении человека умелого из животного мира, о начале становления мышления, воли, языка, возникновении человеческого общества. Но собственно человеческое начало еще только пробивало себе дорогу, преодолевая звериные, биологические черты, а общность формирующихся людей представляла собой первобытное стадо, в котором большую роль играли животные инстинкты.

С изготовления орудий, т.е. с производства специфически человеческих материальных продуктов, берет начало материальная культура. С этого времени начинается освоение человеком природы и одновременно продолжается прогрессивное развитие в нем специфически человеческого. Только через 2-1,5 млн. лет на смену «человеку умелому» приходят питекантропы, синантропы и др., объединенные общим названием «человек прямоходящий» – Homo erectus. «Человек прямоходящий» создавал уже более сложные орудия труда по сравнению с «человеком умелым». Несмотря на то, что в строении черепа синантропа наблюдалось много примитивных признаков, сближавших его с человекообразными обезьянами, есть основания считать, что он уже владел членораздельной речью. Он подрос и его рост стал достигать 150 см, а объем мозга увеличился и колебался от 900 до 1200 куб. см. У синантропа, в отличие от животных, и даже у питекантропа, имеющих строго симметрично развитые конечности, выделялось преимущественное значение правой руки.

По устоявшемуся мнению, огромная по продолжительности эпоха Homo erectus, охватывающая период от 1,5 млн. лет до 200 тыс. лет до н.э., была эпохой невероятного застоя, в которой лишь морфологически современный человек разорвал путы животного начала и выбрался из тупика эволюции. Однако есть и другое мнение. Как считает известный австралийский исследователь Роберт Г. Беднарик, «теория, гласящая, что творческое начало зародилось лишь у Homo sapiens, заслуживает того, чтобы ее признали исторической фальшивкой высшего пошиба. Основополагающие открытия в области техники совершил вовсе не тот вид человека, к которому мы принадлежим, т.е. Homo sapiens, как неизменно утверждали большинство исследователей, а предшествовавший им вид – Homo erectus. Именно ему мы и обязаны освоением Земли»[2].

В пределах от 100 до 40 тыс. лет назад в Евразии обитали неандертальцыдревние высокоразвитые люди. Развитие мозга приближало неандертальцев к современным людям, его объем колебался у разных форм от 1200 до 1600 куб. см., т.е. у некоторых неандертальских форм объем мозга превосходил объем мозга современного человека. По своему строению он явно обнаруживает признаки эволюции: у него уже развиты отдельные доли, связанные с размещением центров высшей психической деятельности. Однако его структура продолжала оставаться относительно примитивной, что обусловило ограниченную способность к логическому мышлению по сравнению с современным человеком и резкую возбудимость поведения, по-видимому, часто приводившую к столкновениям в коллективах.

Неандертальский тип не оставался постоянным и претерпевал значительную эволюцию. «Классический неандерталец», живший 80 тыс. лет назад, вынужден был приспосабливаться к суровым и холодным условиям климата и вести нелегкую борьбу за свое существование, котораятребовала чрезвычайного мужества и изобретательности. Борьба за выживание привела к усложнению трудовой деятельности и возникновению коллективных приемов охоты, объединявших всех членов конкретной группы.

Биологическая эволюция человека завершилась примерно 40 тыс. лет тому назад. Некоторые ученые отодвигают эту границу до 80 тыс. лет. Возникший биологический вид современного человека отличался от других существ наличием разума, но это еще не означает, что всегда и во всем он поступал разумно. Разумность была только предпосылкой культуры, но не являлась культурностью в ее полноценном проявлении.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: