double arrow

Виды религиозных верований древних людей

Тотемизм(на языке северо-американских индейцев оджибве «ототем», букв. – его род) вера в сверхъестественные кровнородственные связи между родом и определенным видом растения или животного. Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в наличие души у людей, животных, обожествление предков и пр. Аниматизм(от лат. animatus – одушевленный), олицетворение, обожествление всей природы. Необходимо отличать от анимизма. С представлением о безличной силе, действующей в природе, с ее сверхъестественным характером связывалась удача на охоте, в другой добыче и даже успех на войне. Магия, колдовство –совокупность обрядов и действий, связанных с верой в возможность сверхъестественного влияния на окружающий мир (природу, животных, человека). Фетишизм(от франнц. fetiche – талисман, амулет, идол) – вера в сверхъестественную силу природных или искусственных предметов. Культовая практика(лат. cultus – почитание, поклонение).Включает в себя религиозные ритуалы и обряды.  

Профессор истории и философии религии Лондонского университета Э.О. Джеймс, исследуя религиозные представления первобытной эпохи, делает заключение более обобщенное: «... В доисторическом прошлом древних цивилизаций религиозная озабоченность в значительной степени оказалась связанной с плодородием и решением насущной задачи жизнеобеспечения, а также с таинственными явлениями – рождения и продолжения рода, от которых зависело выживание. Воля к жизни, символически выраженная в танцах и подражательных обрядах, масках и нарядах, в женских фигурках и фаллических изображениях, в реалистичных и стилизованных зооморфных и антропоморфных рисунках и скульптурах – вот настойчиво повторяющееся явление в доисторической религии. Основой всего выступала идея плодородия во всем его многообразии. Оно понималось как динамичная духовная сила мужского и женского начал, объединившихся для продолжения жизни»[9].

В) Мифология явилась не только основой религиозного сознания. В мифе имелась и художественно-эстетическая сторона. Мифы возникали в нерасчлененном единстве с обрядовыми действиями, в которых первобытные люди реализовывали свои чаяния и желания. Обряды органически включали в себя компоненты изобразительного искусства (рисунки, маски зверей, татуировки и пр.), пластическое и словесное творчество, танцевально-музыкальное действо. Таким образом, мифология создавала атмосферу для появления разнообразных видов первобытного искусства. В отличие от невидимой магии его самые ранние формы представляют собой начало видимой духовной культуры. Это означает, что в магии находятся истоки первобытного искусства.

На более поздних этапах развития культуры миф отделился от обряда. Поэзия мифов стала первой формой литературного творчества. На базе мифологии формируется героический эпос, легенды, исторические предания, сказки.

Истоки древнего искусства лежат в верхнем палеолите, а его авторство, по всей вероятности, принадлежит неандертальцам. Оно начинается с «натурального макета». Это был труп или чучело животного, укрепленного на палке, над которым совершались магические обряды. Такой макет послужил прообразом изобразительного творчества. В изобразительном искусстве верхнего палеолита преобладают в основном «портреты» животных. В эпоху неолита искусство, связанное с чувственным восприятием, уступает место произведениям, имеющим «условный», абстрактный характер. Умение схематизировать и обобщать видимые предметы, абстрагировать и осознавать общие принципы формообразования явилось в первобытной культуре огромным шагом вперед. Отсюда берет свое начало пиктография – рисуночное письмо, послужившее основой письменности.

С древних времен у первобытных народов существовала традиция почитания Богини-Матери («богородицы») – прародительницы всего живого. Женские фигурки матери рода человеческого, вырезанные из камня, кости, вылепленные из глины, хранились почти во всех жилищах земледельцев эпохи палеолита. Эти фигурки получили условное название «венеры». Как правило, тучные и приземистые, с ярко выраженными детородными органами, но весьма условными «смазанными» лицами, они являли собой в разных вариантах таинство рождения и продолжения рода. Вплоть до сегодняшнего дня археологи находят их на огромном пространстве от Пиренеев до Сибири.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: