double arrow

С окончанием телесной эволюции началась эволюция социальной жизни. Возникают общественные объединения – род, затем племя. Наступает новый этап эволюции, уже в хозяйственной сфере.


Культура первобытных людей в эпоху «человека разумного» развивалась по своим собственным законам, но в тесной связи с социально-экономической деятельностью. В ней выделяют три этапа:

I. Дикость: охотничье-собирательное хозяйство.Охота и собирательство явились важнейшим источником существования древнейших людей. В период от 40 до15 тыс. лет назад охота на крупных зверей становится экономической основой жизни человеческого общества. Подобный стиль жизни по отношению к природе носил агрессивно-потребительский характер. В результате ресурсы для охоты на крупных зверей были исчерпаны. Возникший, возможно, вследствие агрессивно-потребительского поведения, кризис был преодолен культурным прогрессом, который выразился в переходе от присваивающего хозяйства к производительному – земледелию и скотоводству.

II. Варварство: земледельческо-скотоводческое хозяйство.В эпоху неолита (новокаменного века) совершается «неолитическая (или аграрная) революция»: появляется производящее хозяйство – скотоводство и земледелие, приведшее к оседлому образу жизни. Новые формы и способы хозяйствования носили более гуманный характер в отношении человека к природе: к убийству животных добавилась забота о них.

На этапе «варварства» происходит выделение ремесла из сельского хозяйства, что способствовало индивидуализации труда. Человек начинает освобождаться от власти над ним природы, и в начале становления цивилизации у него начинает складываться реалистическое – стихийно-материалистическое сознание.

III. Цивилизация: города и письменность.В период перехода от первобытного общества к классовому (рабовладельческому) стали возникать крупные социоисторические организмы, в том числе города. С этого времени берут свое начало грабительские и завоевательные войны. Возникновение городов привело к появлению центров, вокруг которых увязывалась вся структура общины, а жители попадали в искусственные условия, создававшие иллюзию полной независимости от природы. В городах сосредотачивалось ремесленное и промышленное производство, имелся рынок. Деление населения происходит уже не по родовому, а по территориальному принципу. Города становятся очагами развития культуры. Древнейший город Иерихон в Палестине возник в конце 7 тыс. до н.э., древнейшие государства образовались на рубеже 4-3 тыс. до н.э., а первая письменность в виде пиктографии появилась 6 тыс. лет назад.

Таким образом, на этапе формирующихся людей прогресс выступал как наследственные изменения морфологической структуры человекообразных обезьян, определявшиеся естественным отбором; с окончанием биологической эволюции и возникновением человека современного типа прогресс общества реализуется уже как прогресс человеческой культуры. Он проявлялся в виде дальнейшего усложнения социальных объединений и отношений между людьми, в качественных изменениях хозяйственной жизни, в формировании духовной культуры.

Материальная культура первобытного общества  

Человеческая культура начинается там и тогда, когда высшая человекообразная обезьяна начинает делать простейшие (примитивные) орудия труда и пользоваться ими.Умение изготавливать и пользоваться орудиями труда говорит уже о возникновении мышления.

Зарождение материальной культуры значительно опередило возникновение ее духовной сферы. У исторических истоков человечества материальная культура во многом была обусловлена уровнем физического развития, а его сознание и определяемое им материальное творчество вообще не отрывалось от практического существования. Чем дальше развивался человек, его сознание и культура, тем вариативнее становилась эта связь. Основными видами культурной практики, которая вырывала человека из рамок исключительно биологического существования, были охота и рыболовство, собирательство, изготовление орудий. Единство этих трех форм деятельности обеспечивало первобытной культуре стабильность. Первые два ее вида связаны с унаследованными от животных способами добывания пищи, третий – созидательная деятельность – была «изобретена» самим человеком.

На каждой ступени исторического развития человеком велись поиски более эффективного и оптимального способа деятельности, а также создания все новых, более совершенных орудий труда. В силу традиционного характера первобытной культуры изменение техники и технологии материального производства происходило очень медленно и протекало неравномерно. Потребляющие формы человеческой жизнедеятельности ­–собирательство, охота изменялись незначительно и сохраняли свою примитивную структуру. Использование новых приспособлений, орудий в охоте, рыболовстве, собирательстве не меняет в принципе их технологию. От присваивающих форм деятельности разительно отличается сфера производства. Она имела опережающее развитие, оказывала непосредственное влияние на потребляющие отрасли и играла особую роль в динамике культуры.

Уже с самого начала создание первых орудий труда – пра-ремесло способствовало развитию воображения и абстрактного мышления наших далеких предков, что привело к появлению в сознании «идеального» (К. Маркс). «...Самый плохой архитектор, – пишет К. Маркс, – от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении работника, то есть идеально»[3].

В начале, на уровне галечных орудий, человек стал понимать, что в камне есть острый край, и для того чтобы его получить, требовалось гальку подвергнуть обработке. К этому уровню относятся и проторубилазаостренные грубые рубящие рубила. Никаких специальных правил для получения сколов не существовало. Для изготовления «настоящих» ручных рубил требовалось уже представление о форме внутри камня, которую можно получить путем целенаправленных волевых действий. Обдуманные формы придаются и орудиям из отщепов. Переход к новой технике изготовления орудий – леваллуа свидетельствует об усложнении творческого процесса. Здесь человек придает особую форму не непосредственному орудию, а ядрищу, с которого затем снимается отщеп. Именно этот отщеп и служит в качестве орудия. Подобная деятельность предполагает существенный сдвиг в способности мышления абстрагироваться и заглядывать в будущее. Дальнейшая эволюция человека привела к усложнению орудийной деятельности – появлению большого разнообразия орудий и технологических способов их изготовления (обработка огнем, сверление, пиление, шлифование и полирование, точечная техника (пикетаж), давление и др.).



Сейчас читают про: