Студопедия


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Эволюция и место науки в системе культуры




Взаимоотношения науки с другими отраслями культуры не были безоблачными. Имела место довольно жесткая, порой жестокая борьба за духовное лидерство.

В средние века политическая и с нею духовная власть принадлежала религии, и это накладывало отпеча­ток на развитие науки. Вот что писал русский историк и философ Н. И. Кареев[6] о взаимоотношении науки и религии в то время: «На че­ловеческую мысль была наложена церковью самая строгая опека: занятие наукой и ее преподавание поручалось только церковникам, за которыми, однако, власти бдительно следили... Церковь считала себя вправе силою приводить человека к истине и предавать его светской власти для казни «без пролития крови», если он упорство­вал... Крайний аскетический взгляд на знание приводил даже к от­рицанию какой бы то ни было науки как суетного знания, ведущего к гибели» (Кареев Н. И. Философия культуры и социальной истории нового времени.- СПб., 1893.- С. 65).

Наука в основном должна была служить иллюстрацией и до­казательством теологических истин. Как писал Дж. Бернал[7], «вплоть до XVIII в. наука продолжала интересоваться главным образом не­бом» (Бернал Дж. Роль науки в жизни общества. - М., 1957).

Но именно изучение неба и привело к последующему могуще­ству науки. Начиная с Коперника стало ясно, что наука не то, что те­ология и обыденное знание. Борьба между наукой и религией всту­пила в решающую стадию. За торжество научного мировоззрения отдал жизнь Джордано Бруно[8], так когда-то за торжество филосо­фии и религии пожертвовали собой Сократ и Христос[9].

И вот парадокс: приговорили к смерти и заставили выпить ча­шу с ядом Сократа[10] в начале IV в. до н. э., — и в том же веке философия победила, появились школы учеников Сократа и платоновская ака­демия. Распяли Христа в I в., — и в том же веке его ученики создали цер­ковь, которая через два века победила философию. Сожгли Дж. Бру­но в 1600 году, — ив том же веке наука победила религию. Торжест­во смерти оборачивалось торжеством духа, который оказывался сильнее смерти. Физическая власть утверждается насилием, духов­ная — жертвой.

Итак, культура развивается не только эволюционным пу­тем накопления отдельных достижений, но и революционным пу­тем смены значения ее отраслей. Программа Сократа достичь всеобщего блага посредством философского знания оказалась нереализованной и пала под давлением античного скептицизма. Люди поверили Христу и 1,5 тысячелетия ждали второго прише­ствия, но дождались индульгенций для богатых и костров инкви­зиции.

В эпоху Возрождения господство религиозного мышления и церкви было подорвано как изнутри, так и снаружи. Философские и религиозные усилия по созданию общезначимых знания и веры, приносящих людям счастье, не оправдались, но потребность в систе­матизации и единстве знаний и счастье осталась, и теперь наука да­ла надежды на ее реализацию.




Произошел великий поворот в развитии культуры — наука поднялась на ее высшую ступень. В ее современном виде наука сфор­мировалась в XVI — XVII в. и тогда же ей удалось одержать победу над другими отраслями культуры и прежде всего над господствовав­шей в то время религией. Наука победила в XVII в. все другие отрасли культуры и сохраняла доминирующую роль до XX в. Своей побе­дой она обязана прежде всего естествознанию, которое лежит в фун­даменте научного знания.

С тех пор значение науки неуклонно возрастало вплоть до XX века, и вера в науку поддерживалась ее огромными достижениями. В середине XX века в результате растущей связи науки с техникой произошло событие, равное по масштабу научной революции XVII века, получившее название научно-технической революции и озна­меновавшее новый, третий этап в развитии научного знания.

 





Дата добавления: 2017-12-14; просмотров: 523; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9109 - | 7227 - или читать все...

 

3.83.192.109 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.002 сек.