1. Что значит, что мир познаваем?
2. Может ли познание дойти до каких-либо неделимых частей и не будет ли это концом познания?
3. Может ли существовать первоматерия?
4. «Мир существовал бесконечно и будет существовать бесконечно» — Является ли это научное утверждение философским понятием?
5. Каково соотношение между материей и гармонией мира?
6. Чем отличается наука от других отраслей культуры?
7. В каком смысле можно говорить о совместимости и несовместимости науки и религии? Что такое верующий ученый?
8. Доказала ли программа полетов в космос, что Бога нет, и каким образом?
9. Как вы относитесь к предложению П. Фейерабенда об отделении науки от государства?
10. Наука — благо или зло?
11.Наука— получение атомной энергии и опасность Чернобыля. Рисковать или нет? Как определить степень риска и можно ли в принципе сделать это?
12. Гуманный и гуманитарный: в чем сходство и различие? Правильно ли говорят: «гуманитарная помощь»?
13. Вопрос о роли внешних факторов в развитии науки: почему в Китае было развито иглоукалывание и определение диагноза по пульсу, а не хирургия, как на Западе?
|
|
14. Вопрос о взаимоотношении науки и искусства: почему А. Эйнштейн играл на скрипке и говорил, что Достоевский дал ему больше, чем Гаусс?
15. В чем отличие химии от алхимии, астрономии от астрологии?
16. Что такое наука и естествознание?
17. В чем отличие естествознания от гуманитарного и технического знания, а также математики?
18. Каковы этапы развития естествознания?
19. Чем отличается материя в философском смысле от материи в физическом смысле?
20. Чем классификация отличается от перечисления?
21. В какой последовательности вы стали бы преподавать естественные науки и почему?
22. От какого слова происходит слово «естествознание»?
23. Что изучает естествознание в природе, в человеке?
24. Как соотносится наука с обыденным знанием (на примере коперниканской революции)?
25. Можно ли создать теорию всего и ответить на все вопросы?
26. В название какого школьного предмета входит слово «культура»?
27.Каково значение мысленного эксперимента в истории естествознания?
28. Почему первой наукой была астрономия, а второй — физика?
29. Как влияют на развитие науки внешние и внутренние факторы?
30. Как повлиял позитивизм на развитие науки?
31. Абсолютна или относительна научная истина?
32. Почему научную истину называют интерсубъективной?
II. Прокомментируйте высказывания.
«Я докажу вам существование божественного провидения, анатомируя вошь» (Сваммердам)- в сравнении с ответом Лапласа на вопрос Наполеона о том, почему в его системе мира нет Бога: «Я не нуждаюсь в этой гипотезе».
|
|
«Наука не открывается каждому без усилий. Подавляющее число людей не имеет о науке никакого понятия. Это — прорыв в сознании нашего времени. Наука доступна лишь немногим. Будучи основной характерной чертой нашего времени, она в своей подлинной сущности тем не менее духовно бессильна, так как люди в своей массе, усваивая технические возможности или догматически воспринимая ходульные истины, остаются вне ее» (К. Ясперс).
«Правильным методом философии был бы следующий: не говорить ничего, кроме того, что может быть сказано, — следовательно, кроме предложений естествознания, т.е. того, что не имеет ничего общего с философией» (Л. Витгенштейн).
«Каждая наука определена методом и предметом. Каждая являет собой перспективу видения мира, ни одна не постигает мир как таковой, каждая охватывает сегмент действительности, но не действительность, — быть может, одну сторону действительности, но не действительность в целом» (К. Ясперс).
«Было бы неверно называть современную науку экспериментальной потому, что при вопрошании природы она использует экспериментальные устройства. Правильное противоположное утверждение, и вот почему: физика, уже как чистая теория, требует, чтобы природа проявила себя в предсказуемых силах; она ставит свои эксперименты с единственной целью задать природе вопрос: следует ли та, и если следует, то каким именно образом, схеме, предначертанной наукой» (М. Хайдеггер).
«Именно в этом и кроется разгадка тайны, которая лишает науку загадочного ореола и показывает, в чем состоит ее реальная сила. Если говорить о конкретных результатах, то наука не дает нам ничего нового, к чему бы мы не могли прийти, затратив достаточно много времени, без всяких методов... Подобно тому, как один человек, опирающийся только на плоды своего труда, никогда не сможет сколотить состояние, в то время как скопление результатов труда многих людей в руках одного человека есть основа богатства и власти, точно так же любое знание, заслуживающего того, чтобы так называться, не может быть наполнено разумом одного человека, ограниченного продолжительностью человеческой жизни и наделенного лишь конечными силами, если он не прибегнет к самой жесткой экономии мысли и тщательному собиранию экономно упорядоченного опыта тысяч сотрудников» (Э. Мах).
«Искусство — это я, наука — это мы» (К. Бернар).
«Природа предшествует человеку, человек предшествует естествознанию» (В. Гейзенберг).