Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина

«Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется» (ст. 45).

Основные юридические гарантии защиты прав человека закреплены в главе 2 Конституции (ст. 46—54) и отвечают общепризнанным мировым стандартам. Последова-тельно знакомясь с содержанием этих статей, вы поймете главное: у вас есть гарантии защиты своих прав через суд (вплоть до обращения в Европейский Суд по правам чело-века); вы можете получить квалифицированную юридическую помощь; у вас есть право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными деяниями органов государственной власти, должностными лицами.

Но любые гарантии были бы бесполезны, если бы не существовала определенная система органов защиты прав человека — механизмов защиты, как говорят юристы. Во-первых, главным гарантом наших прав и свобод является Президент РФ (ст. 80, ч. 2). При Президенте создан Совет по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. Важнейшая задача Совета — изучать реальное состояние нашего законодательства, а также правоприменительной практики в области прав человека. На этой основе Совет готовит свои рекомендации Президенту.

Естественно, что одной из главных задач Правительства РФ также является осуществление мер по обеспечению прав и свобод граждан (ст. 114, пункт «е»). Во-вторых, впервые в нашей истории введена должность Уполномоченного по правам человека (ст. 103, пункт «д», а также Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в РФ» (1997). Его главная задача — способствовать защите нарушенных прав человека, совершенствованию нашего законодательства в области прав человека.

И в-третьих, наиболее массовый вид защиты прав человека — судебная система (подробный разговор о ней состоится на отдельном уроке). Предваряя эту тему, отметим: поскольку суд является органом государственной власти, судебная защита является одним из видов государственной защиты прав человека.

6.12. Международно-правовая защита жертв вооруженных конфликтов.

Международное гуманитарное право — совокупность норм, определяющих единые для международного сообщества права и свободы человека, устанавливающих обязательства государств по закреплению, обеспечению и охране этих прав и свобод и предоставляющих индивидам юридические возможности для их реализации и защиты.

Важным шагом в урегулировании правил ведения военных действий стало принятие Женевской конвенции (1867 г.), Петербургской декларации (1868 г.), Гаагских конвенций (1899 и 1907 гг.), которые закрепляли следующие положения:

· устанавливалась система мирных средств для разрешения споров между государствами;

· военные действия должны направляться только против сражающихся армий;

· мирное население не должно являться объектом военных нападений, военных действий;

· вводилась обязанность заботиться о попавших в плен больных и раненых, проявляя гуманное отношение к военнопленным;

· запрещалось применение отравляющего оружия и средств, причиняющих страдания;

· оккупация считалась временным занятием территории неприятеля, во время которой нельзя отменять местные порядки и обычаи.

24 октября 1945 г. была создана Организация Объединенных наций (ООН). Принципы и нормы, выработанные ООН, которые составляют фундамент современного международного права, были следующие:

· Принцип равноправия и самоопределения народов.

· Принцип уважения прав человека.

· Принцип ответственности государств за агрессию и другие международные преступления (геноцид, расовую дискриминацию, апартеид и др.).

· Принцип международной уголовной ответственности индивидов.

Источники современного международного гуманитарного права относятся:

· Всеобщая Декларация прав человека 1948 г.,

· Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.,

· Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г.,

· Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1965 г.,

· Конвенция Содружества Независимых государств о правах и основных свободах человека 1995 г.,

· четыре Женевские конвенции о защите жертв войны 1949 г.,

· другие многосторонние и двусторонние международные акты, многие из которых ратифицированы РФ.

Механизмы по контролю за соблюдением прав человека:

· рассмотрение жалоб, которые представляются комитету или комиссии; затем контрольный орган выносит решение, ожидая, что соответствующее государство его исполнит, хотя никакой правоприменительной процедуры для этого не существует;

· судебные дела.

В мире только три постоянных суда являются органами, осуществляющими контроль за соблюдением прав человека:

· Европейский Суд по правам человека;

· Межамериканский суд по правам человека;

· Международный уголовный суд (рассматривает преступления против человечества)

В военное время роль в международной системе защиты прав человека возрастает у Международного Суда ООН. Помимо этого, возможно создание спецтрибуналов по отдельным «проблемным» странам (например, Руанда, бывшая Югославия), которые совмещают карательную и правозащитную функции.

Основные нормы международного гуманитарного права, применяемого в период вооруженных конфликтов:

· Лица, вышедшие из строя, а также лица, которые непосредственно не принимают участия в военных действиях (гражданское население), имеют право на уважение к их жизни, а также на физическую и психическую неприкосновенность.

· Взятые в плен участники боевых действий (так называемые комбатанты) и гражданские лица должны быть защищены от любых актов насилия. Стороны в конфликте обязаны всегда проводить различия между гражданским населением и комбатантами, с тем, чтобы щадить гражданское население и гражданские объекты. Нападение должно быть направлено только против военных объектов.

· Запрещается убивать или наносить увечья противнику, который сдался в плен или прекратил принимать участие в военных действиях.

· Раненых и больных следует подбирать, и им должна быть оказана медицинская помощь.

· Каждый имеет право на основные судебные гарантии. Никто не может подвергаться физическим или психологическим пыткам, телесным наказаниям, жестокому или унизительному обращению.

· Ограничивается право сторон в конфликте и их вооруженных сил выбирать средства и методы ведения войны. Запрещается применять оружие и методы ведения военных действий, способные причинить излишние разрушения или чрезмерные страдания.

Однако международное право, даже регулируя вооруженные конфликты, провозглашает основной принцип: государства обязаны при всех обстоятельствах разрешать любые разногласия мирными средствами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: