Конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина

Гражданство Российской федерации. Понятие основ правового статуса человека и гражданина и его принципы.

Правовой статус личности — понятие, включающее, во-первых, общие для всех физических лиц права, свободы и обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации. Во-вторых, элементом правового статуса личности является правоспособность и дееспособность физических лиц. В-третьих, существенным элементом правового статуса личности является гражданство.

В соответствии с этим критерием различают правовой статус:

а) граждан государства;

б) иностранных граждан;

в) лиц без гражданства;

г) правовое положение лиц, которым предоставлено убежище.

Правовое положение (статус) человека и гражданина характеризуется совокупностью прав, свобод и обязанностями, которыми он наделяется как субъект правоотношений, возникающих в процессе реализации норм всех отраслей права.

Человек и гражданин выступает как субъект соответствующих прав, свобод и обязанностей, которые определены нормами конкретной отрасли права. Всеми отраслями права предусмотрены и условия его участия в качестве субъекта тех или иных видов правоотношений при реализации им своей правоспособности.

В ст. 64 гл. 2 Конституции РФ определены основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Оно включает в себя следующие элементы:

1) правовые установления, связанные с принадлежностью к гражданству урегулированием отношений по поводу гражданства.

2) юридически закрепленные общие принципы статуса личности. Речь идет о таких принципах правового статуса, как равноправие, гарантированность, неотъемлемость прав и свобод, и др.;

3) основные права, свободы и обязанности, то есть те, которые неотделимы от человека, гражданина, принадлежат всякому лицу как субъекту права, независимо от реализации им своей правоспособности.

Определяющая роль в характеристике общего статуса личности принадлежит конституционным принципам прав и свобод человека и гражданина.

К ним относятся:

- всеобщность и неотчуждаемость;

- равенство;

- непосредственное действие;

- гарантированность, защищенность государством.

Все эти конституционные принципы прав и свобод определяют основные направления политики российского государства в области прав и свобод человека и гражданина и являются базисом его правового статуса.

Гражданство — устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

Источниками института гражданства являются:

- Конституция РФ;

- Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «0 гражданстве Российской Федерации»;

- международные договоры Российской Федерации.

Гражданство — особый институт конституционного права, который имеет свои отличительные черты. Перечислим некоторые из них.

1. Право каждого человека на гражданство сводится к тому, что любой человек, будь то иностранец или лицо без гражданства всегда может, при соблюдении требований законодательства, приобрести гражданство Российской Федерации.

2. Принцип равного гражданства означает равное отношение государства и равное наделение правами и свободами всех граждан России независимо от того, по каким основаниям они приобрели гражданство: в результате приема в гражданство, по рождению или по иным причинам.

3. Принцип единого гражданства связан с тем, что наше государство является федерацией, а в ее состав входят республики, в которых наряду с общефедеральным существует гражданство республики. Так, лица, проживающие в республике в составе Российской федерации, являются одновременно гражданами и этой республики, и всей федерации. Выход из гражданства Российской Федерации влечет за собой одновременно прекращение гражданства той или иной республики.

4. Недопустимость лишения государством гражданина своего гражданства или, права егоизменить. Нельзя лишить человека гражданства, например, в виде наказания за преступление или из-за его идеологических убеждений. Не допускается также препятствовать человеку выйти из гражданства Российской федерации.

5. Принцип двойного гражданства. Гражданин РФ может иметь одновременно гражданство иностранного государства, если это предусмотрено федеральным законом или международным договором, ратифицированном Российской Федерацией.

6. Сохранение гражданства РФ за лицами, проживающими за пределами РоссийскойФедерации. Как бы долго ни проживал гражданин РФ за границей, за ним всегда будет сохранено гражданство РФ.

7. Защита государством граждан РФ, находящихся за ее пределами. Защита прав и свобод и содействие в обеспечении пользования ими гражданам РФ осуществляются российскими дипломатическими представительствами и консульствами.

8. Сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака. Если гражданин РФ вступает в брак с гражданином иного государства, то за ним сохраняется гражданство РФ. Данное правило также распространяется и на супруга, пожелавшего остаться гражданином РФ при изменении гражданства другим супругом.

К числу исключительных способов приобретения гражданства РФ может быть отнесен институт почетного гражданства. В этом случае гражданство предоставляется Президентом РФ лицу, не являющемуся гражданином Российской Федерации, но имеющему выдающиеся заслуги перед Россией или мировым сообществом.

Приобретение гражданства Российской Федерации. Гражданство Российской Федерации приобретается:

1) по рождению;

2) в результате приема в гражданство Российской Федерации;

3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

4) по иным основаниям, предусмотренным Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» или международным договором Российской Федерации.

1. Приобретение гражданства порождению — филиация. Существует два основных способа приобретения гражданства по рождению: на основе принципов «права крови » и «права почвы». В первом случае ребенок приобретает гражданство родителей независимо от места рождения, этот способ подходит в том случае, если оба родителя являются гражданами одного государства. Во втором случае ребенок становится гражданином того государства, на территории которого он родился, независимо от гражданства родителей, этот способ предпочтительнее избрать родителям, которые являются гражданами разных государств. В любом случае родители могут выбрать любой способ по письменному соглашению

2. Прием в гражданство — натурализация. Лицо, достигшее 18-летнего возраста и не состоящее в гражданстве РФ, может ходатайствовать о приеме в гражданство РФ. Решение о приеме в гражданство принимает Президент РФ. В качестве условия приема в гражданство требуется постоянное проживание на территории РФ для иностранных граждан и лиц без гражданства в течение пяти лет; в отдельных, предусмотренных законом случаях этот срок может быть сокращен.

3. Восстановление в гражданстве. Иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство Российской Федерации, могут быть восстановлены в гражданстве Российской Федерации. При этом срок их проживания на территории Российской Федерации сокращается до трех лет.

Прекращение гражданства Российской Федерации.

Гражданство РФ прекращается:

1) вследствие выхода из гражданства;

2) путем выбора гражданства при изменении государственной принадлежности территории;

3) по иным основаниям, предусмотренным законом или международным договором.

1. Выход из гражданства подразумевает утрату гражданства РФ лицом по его собственному волеизъявлению.

Однако существуют основания, препятствующие выходу из гражданства, это:

1) наличие выполненных обязательств перед Российской Федерацией, установленное федеральным законов;

2) привлечение лица компетентными органами Российский Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо наличие в отношении его вступившего в законную силу и подлежащего исполнению обвинительного приговора суда;

3) отсутствие у лица иного гражданства и гарантий его приобретения.

2. Выбор гражданства — оптация. При территориальных преобразования в результате изменения в соответствии с международном договором государственной границы Российской Федерации граждане Российской Федерации, проживающие на территории, которая подверглась таким преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям соответствующего международного договора.

Отмена решений по вопросам гражданства. Решение о приобретении или прекращении гражданства Российский Федерации подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений устанавливается в судебном порядке. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом Российской Федерации или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации и принявшим такое решение. Решение по вопросам гражданства Российской Федерации в случае отмены считается недействительным со дня принятия такого решения.

Конституционным правам, свободам и обязанностям отводится центральное место в институте основ правового статуса человека и гражданина.

Право человека — это юридически закрепленные вид и мера возможногоповедения лица. Причем праву одного лица всегда соответствует обязанность какого-либо иного лица. Например, праву на медицинскую помощь одного лица соответствует обязанность другого лица такую помощь оказать.

Свобода — также закрепляет возможность определенного поведения лица. Однако свободе, в отличие от права, не соответствует обязанность какого-либо конкретного лица, связанная с какими-либо действиями, однако соответствует обязанность неопределенного круга лиц не препятствовать осуществлению свободы. Например, свобода вероисповедания предполагает возможность действовать в соответствии со своими религиозными или атеистическими убеждениями, вступать в религиозные объединения, менять свои религиозные убеждения и т. д. При этом никто не должен препятствовать осуществлению таких действий. В тексте Конституции Российской Федерации некоторые свободы, по традиции, названы правами. Например, свобода союзов называется правом на объединение, однако такое несоответствие названий не меняет их сути.

Обязанность – это юридически закрепленный вид и мера должного поведения. Конституционные права и свободы можно классифицировать на права, свободы человека и права, свободы гражданина. Отличие первых от вторых заключается в том, что права человека являются естественными, неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения независимо от того, является ли он гражданином какого-либо государства или нет, а права гражданина связаны с принадлежностью человека к государству (с гражданством).

Конституция РФ выделяет четыре группы прав и свобод человека и гражданина, а также гарантии их осуществления:

1. Личные права и свободы.

2. Политические.

3. Экономические, социальные и культурные.

4. Гарантии прав и свобод человека и гражданина.

Гарантии это обязательства, которые берет на себя государство и которые оно обязуется соблюдать или реализовать для обеспечения беспрепятственного осуществления гражданами и иными лицами своих прав и свобод.

Каждая группа включает а себя множество различных прав и свобод.

Кроме прав и свобод лица также наделены и обязанностями.

Конституционными обязанностями человека и гражданина являются:

1. Обязанность соблюдать конституцию РФ и другие законы;

2. Защита Отечества — долг и обязанность гражданина РФ;

3. Обязанность охранять окружающую природную среду;

4. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы;

5. Обязанность родителей или лиц, их заменяющих, обеспечить получение детьми основного общего образования;

6. Обязанность заботиться о детях и нетрудоспособных родителях.

В целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан учреждена должность Уполномоченного по правам человека. Институт уполномоченного по правам человека впервые появился в 1809 г. в Швеции и в настоящее время действует более чем в 40 странах.

В нашей стране правовое положение Уполномоченного по правам человека определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 26 февраля 199 7 г. № 1 -ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Основные функции Уполномоченного сводятся к содействию восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства РФ о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

Федеративное устройство России.

Основные вопросы:

1. Принципы российского федерализма.

2. Основы конституционного статуса Российской Федерации и субъектов РФ.

3. Основы конституционного статуса субъектов Российской Федерации.

1. Принципы российского федерализма.

В России несколько видов субъектов Федерации. Статья 1 Конституции РФ определяет, что в состав РФ входят республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. Все субъекты равноправны.

Наша Конституция допускает принятие в состав РФ нового субъекта. Это делается в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Статья 5 Конституции РФ определяет основополагающие принципы российского федерализма:

1. Государственная целостность несмотря на то, что республики в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ называются «государствами», они, как и другие субъекты, не имеют полной самостоятельности. Территория федерации состоит из территории ее субъектов, которые не имеют права свободного выхода из Российской Федерации.

2. Единство системы государственной власти. Субъекты федерации самостоятельно устанавливают свою систему органов государственной власти. Их власть, так же как и федеральная, делится на законодательную, исполнительную и судебную. Но решения органов государственной власти субъектов не должно противоречить федеральным решениям. Поэтому по вопросам ведения Российской Федерации и совместного ведения федерации и субъектов органы исполнительной власти образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. В случае противоречия актов субъектов федерации федеральным актам, Президент РФ может приостановить действие акта субъекта до решения этого вопроса соответствующим судом.

3. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Разграничение полномочий происходит следующим образом. Конституция РФ содержит два списка. Первый устанавливает предметы исключительного ведения России (ст. 71). Это те полномочия, по которым решения следует принимать только на федеральном уровне. Второй список включает предметы совместного ведения органов власти РФ и органов власти субъектов РФ (ст. 72). Это круг полномочий, по которым решения принимаются совместно Федерацией и ее субъектами. Конституция не содержит третьего списка, так как в нем нет необходимости: все вопросы, которые не вошли в первые два упомянутых перечня, самостоятельно решаются органами власти субъектов РФ (ст. 73).

4. Провозглашение равноправия субъектов Российской Федерации. Все субъекты РФ между собой равноправны, не важно, является ли субъект республикой или городом федерального значения. Все субъекты имеют равные права при проведении выборов в Государственную Думу, представители от каждого субъекта входят в состав Совета Федерации. Им предоставлены равные основания для заключения договоров о разграничении предметов ведения и т. д. Естественно, различные субъекты РФ обладают различными экономическими, социальными и политическими особенностями, В то же время республики поставлены в более привилегированное положение, по сравнению с другими субъектами РФ, но об этом ниже.

5. Равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации. Данный принцип гарантирует всем проживающим в России народам, независимо от численности, одинаковые права, в том числе на избрание своей национальной государственности в составе РФ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: