double arrow

И человеческий фактор

Раздел В. Эгоический Луч и солнечный огонь.

Раздел Г. Элементалы мысли и элементалы огня.

Раздел Д. Движение на плане ума.

Раздел Е. Закон Притяжения.


222]

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

ВВОДНЫЕ ВОПРОСЫ

1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. Какова связь между Сыном и Солнцем? Что такое эволюция и как она происходит? Почему Солнечная система развивается в виде двойственности? Что такое сознание и каково его место в общей схеме? Есть ли прямая аналогия между развитием Системы, планеты, человека и атома? Что такое аспект ума? Кто такие Манасапутры? Почему процесс эволюции цикличен? Почему знание одновременно и экзотерично, и эзотерично? Какова связь между: а. Десятью схемами, б. Семью священными планетами, в. Семью цепями схемы, г. Семью глобусами цепи, д. Семью кругами глобуса, е. Семью коренными расами и семью подрасами?

223] Прежде чем приступить к изучению огня ума, как это было намечено, следовало бы указать на некоторые факты и разъяснить один или два момента. Предмет, к освещению которого мы приступаем, является одной из самых глубоких тайн и основой всего, что сейчас можно видеть и знать как объективно, так и субъективно. Мы уже отчасти изучили полюс проявления, называемый материей. Тема, к которой мы приступаем сейчас, касается нескольких понятий, которые можно объединить и обозначить одним термином – Сознание, а если определить подробнее, то она включает в себя следующие разделы из названия которых видна ее фундаментальная важность:

а) Научное знание объективности.

б) Проявление Сына через Солнце и вращающиеся вокруг него сферы, или Солнечную систему в ее совокупности;

в) Эволюционное развитие сознания во времени и пространстве, а следовательно – эволюция Духа и материи.

При изучении этих фундаментальных разделов приходит понимание, что они являются всеобъемлющими, а потому, ввиду неохватности темы, невозможно предпринять ничего более, кроме как попытаться внести ясность в общую концепцию – то есть набросать схему процесса и показать постепенное развитие сознания. Чтобы исследовать этот вопрос, следует вначале изложить несколько положений, которые – даже если они уже были известны изучающим и получили свою оценку – послужат фундаментом, на котором можно будет возвести тот дом знания, который мы намереваемся построить. Если ученик Мудрости сумеет усвоить суть основной темы, ему будет легче правильно разместить подробные сведения по соответствующим нишам. Лучше всего будет, вероятно, вначале сформулировать некоторые вопросы, а затем перейти к ответам на них – и ответы, таким образом, будут содержать в себе положения, которые я хочу вам изложить. Эти вопросы естественно возникают у изучающего «Тайную Доктрину», когда он достигает стадии, на которой уже становится виден в общих чертах Великий План, но масса строительного материала – подробных сведений, которыми надо заполнить недостроенные участки, – остается, как и прежде, не разобранной.

224]
Вопросы для изучения будут следующими:

1. Какова связь между Сыном и Солнцем?

2. Что такое эволюция и как она происходит?

3. Почему Солнечная система развивается в виде двойственности?

4. Что такое сознание и каково его место в общей схеме?

225] 5. Есть ли прямая аналогия между развитием Солнечной системы, планеты, человека и атома?

6. Что такое аспект ума и почему столь важен манасический, или ментальный, принцип? Кто такие Манасапутры, или Сыны Ума?

7. Почему цикличен процесс эволюции?

8. Почему мы рассматриваем одни аспекты знания как эзотерические, а другие как экзотерические?

9. Какова связь между:

а) Десятью планетарными схемами,

б)Семью священными планетами,

в) Семью цепями схемы,

г) Семью глобусами цепи,

д) Семью кругами глобуса,

е) Семью коренными расами и семью подрасами?

Попытавшись коротко ответить на эти девять вопросов и уяснив из ответов на них в некоторой мере цель эволюции сознания Сына (вместе со всем, что включается в это понятие), мы сможем с большим пониманием углубиться в рассмотрение плана и более точно понять, какой стадии надлежит вскоре достичь, беря за основу нашу нынешнюю точку развития.

Нам следует всегда помнить, что для человека нет смысла проявлять любопытство и пытаться прозреть и уяснить план Логоса, если он не соотнесет настоящее с тем, что, как он полагает, предстоит в будущем, если он не установит, чего ему уже удалось достичь, и не осознает, в чем заключается работа, которую следует неотложно предпринять для постепенного обретения полного сознания.

 


226] Схема IV. ЧЕРТЕЖ Плеромы, согласно Валентину



I. Какова связь между Сыном и Солнцем?

Этот вопрос прежде всего побуждает нас к исследованию того, 227] кто есть Сын и какова его функция. В системах, заслуживающих называться философскими, повсеместно признаются два фактора – Дух и Материя, Пуруша и Пракрити. Иногда имеется тенденция путать такие понятия, как «жизнь и форма», «сознание и проводник сознания» с терминами «Дух и материя». Все эти понятия связаны между собой, однако вы сможете яснее взглянуть на проблему, если осознаете, что для обозначения того, что было до проявления, или рождения, Солнечной системы, правильнее употреблять слова «Дух» и «материя». После того, как оба они вступают во взаимосвязь во время проявления, после окончания интервала пралайи, или промежутка между двумя Системами, более верными будут термины «жизнь и форма», «сознание и его проводник», поскольку в течение периода удаления сознания не существует, нет формы и нет жизни, проявляющей себя как фактически существующий принцип. Есть Дух-субстанция в состоянии неподвижности, абсолютной нейтральности, негативности и пассивности. При проявлении оба сближаются, воздействуя друг на друга. Активность сменяет неподвижность, позитивность сменяет негативность, вместо пассивности наблюдается движение, и два первичных фактора становятся не нейтральными друг к другу, но притягивают и отталкивают, взаимодействуют и используют. Тогда, и только тогда, возникает форма, оживотворенная жизнью, и сознание, проявляющееся через соответствующие проводники.

Как это можно выразить? Если смотреть на процесс с точки зрения огня, то, когда два электрических полюса вступают в определенные отношения, мы видим – если видеть и чувствовать оккультно, – проявление одновременно и тепла, и света. Эта взаимосвязь возникает и совершенствуется в течение эволюционного процесса. Тепло и свет производятся в результате соединения обоих полюсов, или оккультного брака между мужским и женским, Духом (отцом) и материей (матерью). С физической точки зрения это объединение рождает объективную Солнечную систему, Сына Отца и Матери. Если взглянуть на это объединение с субъективной точки зрения, то оно создает Солнце как совокупность качеств света и тепла. С точки зрения огня, в результате слияния или единения электрического огня (Духа) с огнем 228] трения (энергетизированной материей) возникает солнечный огонь. Кроме всего прочего, солнечный огонь характеризуется своим эволюционным развитием, а также постепенной интенсификацией ощущаемого тепла и видимого света.

Для более ясного понимания этой абстрактной темы обратимся к рассмотрению Микрокосма, или человека, развивающегося в трех мирах. Человек есть результат сближения (несовершенного в настоящее время) двух полюсов, Духа (Отца Небесного) с материей (Матерью). Плод этого соединения – индивидуализированный Сын Бога, или единица божественного «Я», точная копия в миниатюре на самом низшем плане Великого Сына Бога, «Всеобщего Я», являющегося совокупностью всех малых Сынов, всех индивидуализированных «Я», всех единиц. Микрокосм, определенный в других терминах или рассмотренный с субъективной точки зрения, – это миниатюрное солнце, характеризующееся качествами тепла и света. В настоящее время этот свет находится «под спудом», или глубоко скрыт завесой материи, но в процессе эволюции он воссияет столь ярко, что завеса исчезнет в лучезарном сиянии славы. Сейчас микрокосмическое тепло незначительно, магнетическое излучение между микрокосмическими единицами ощущается (в оккультном смысле) совсем слабо, но с течением времени эманация тепла (благодаря интенсификации внутреннего пламени в совокупности с поглощенным излучением других единиц), возрастет до такой степени, что взаимодействие между индивидуализированными «Я» приведет к совершенному слиянию. Сольются и их пламена и тепло; слияние будет продолжаться до тех пор, пока не образуется «единое пламя с бесчисленными искрами» внутри него, а тепло не станет всеобщим и гармоничным. Когда это произойдет и каждый Сын Бога будет совершенным солнцем, которое характеризуется выраженными в совершенстве 229] светом и теплом, тогда вся Солнечная система, больший Сын Бога, тоже станет совершенным Солнцем.

Система тогда будет характеризоваться «блеском сияющей славы» и излучением, которое соединит ее с космическим центром и этим вызовет освобождение Сына и его возвращение к тому далекому источнику, откуда пришел первоначальный импульс. Потому следует помнить, что:

Во-первых, Сын есть лучащийся результат соединения Духа и Материи и может рассматриваться как совокупность Солнечной системы, как Солнце и семь священных планет.

Во-вторых, Сын, как и Солнце нашей Системы, проявляется через качества света и тепла.

В третьих, Сын есть порождение электрического соединения «огня трения» и электрического огня, и сам является «солнечным огнем», или проявлением других двух, а следовательно – тем, что видимо, и тем, что ощутимо.

И, следовательно, Сын является средним проявлением и в оккультном смысле создается тем, что наверху, и тем, что внизу. На своем собственном плане (Космическом ментальном плане) Сын – это эгоическое тело Логоса в том же смысле, в каком эгоическое тело Микрокосма есть результат соединения Монады, или Духа, с материей. Поскольку эгоическое тело человека (называемое также каузальным) находится в процессе формирования и пока несовершенно, мы можем предположить то же и о Солнечной системе, выражающей Жизнь Бога. Она находится в процессе совершенствования. Сын, проявляясь через Солнце и в его сфере влияния, пребывает пока в состоянии постепенного развития, и только когда каждая клетка его тела станет полностью живой, гармонично вибрируя, он вступит «в полный возраст» и станет совершенным. Только тогда, когда его излучение и световой поток будут видеться и ощущаться совершенными, он сможет занять свое место среди небесных созвездий (Сын Бога в космическом смысле).

230] Сын на Небесах сможет, выражаясь оккультно, «воссиять» только тогда, когда каждая клетка его тела станет сферой сияющей славы, великолепием огня и света, и источником магнетического излучения, или тепла. Как мы знаем, наше Солнце с космической точки зрения относится к солнцам всего лишь четвертого порядка и находится на низшем космическом плане. Когда же Сын достигает полного выражения через посредство Солнца (то есть добьется совершенства в проявлении Своего света и тепла), Он воссияет на другом плане – Космическом ментальном. Аналогию этому мы находим в Микрокосме, или человеке. Когда свет человека полностью воссиял, когда его магнетическое излучение достигло стадии живого взаимодействия, или групповой активности, тогда он достиг полного самовыражения и включил ментальный план в сферу своего влияния и контроля. Тогда он считается Учителем. Он также четвертого порядка; он – кватернер. Эфирный план является центром его жизни в физическом смысле, так же как нас учат, что Солнце и планеты эзотерически рассматриваются как существующие в эфирной материи. Как наверху, так и внизу – это оккультный закон. Таким образом, связь Сына с Отцом и Матерью – это в отношении Солнца то же, что связь человека с проводником, через который он функционирует. Это его способ действия, его проводник выражения; это форма, которую его жизнь оживотворяет с особой целью –

а) Обретения опыта;

б) Осуществления контакта;

в) Развития полного самопознания;

г) Достижения полной власти, или контроля;

д) Обретения «состояния человека» в космическом смысле. Космический Христос должен соответствовать статусу «полного возраста», если употребить выражение из христианской Библии[88];

е) Расширения своего сознания.

231] Все эти стадии должны быть достигнуты на космических уровнях в том же смысле, в каком Микрокосм стремится на системных уровнях к подобным идеалам.

II. Что такое эволюция и как она происходит?

1. Жизненные циклы

Я хочу кратко сформулировать, что метод эволюции состоит в приспособлении аспекта материи к аспекту Духа так, чтобы аспект материи, в виде тела выражения, стал полностью адекватен аспекту Духа, и не собираюсь рассматривать здесь эволюционный процесс каким-либо другим образом. Жизненный цикл Сына составляет сто лет Брахмы в том же смысле, в каком жизнь человека насчитывает определенное количество лет в зависимости от его Кармы. В течение жизненного цикла человек выражает то, что есть в нем на данной конкретной стадии, и постепенно жизнь за жизнью развивается от стадии до воплощения, когда «Я» только осеняет аспект материи, до момента, когда это «Высшее Я» вступает в полное владение подготовленной формой. Время наступления этого момента различается у каждого индивидуума. С наступлением его человек стремится к обретению полного самосознания и (при нормальном развитии процесса) все более адекватно выражает себя через форму. В период каждой жизни, или меньшего цикла, в большем цикле Эго, или «Я», это выражение становится все более совершенным, контроль над формой усиливается и развивается сознательная реализация «Я», пока не наступает кульминационный цикл жизней, в которых внутреннее «Я» быстро добивается контроля и обретает полную власть. Форма становится полностью адекватной; происходит полное слияние двух полюсов – Духа и материи; и свет (огонь) и тепло (излучение) видятся и ощущаются во всей малой системе. Тогда форма либо сознательно используется для особых целей, либо оставляется, и человек освобождается. Электрический огонь и огонь трения полностью сплавляются, и получившийся в результате солнечный огонь вспыхивает в сияющей славе.

Распространите эту идею с человека, индивидуализированной 232] единицы сознания, на Великих Небесных Людей, клеткой в теле одного из них он является. Телом выражения каждого из Небесных Людей является одна из священных планет, и их цель – та же, что и у человека, – достижение полного выражения на своих собственных уровнях и развитие своих проводников сознания до такой степени, чтобы Дух мог воссиять как божественный свет и тепло. Это тепло излучается сознательно, с сильным магнетическим притяжением между всеми семью системными группами или планетарными схемами. Их магнетическое поле действия охватывает сферу влияния и каждой планеты, и всех их вместе. Расширяя это представление, распространите его на Сына и на всю Солнечную систему, которую он оживотворяет, Он стремится найти полное выражение в ней, чтобы в конечном счете Его свет мог наблюдаться, а Его тепло, или магнетическое излучение – ощущаться за пределами Его непосредственной сферы влияния, логоического «кольца-не-преступи». И свет Сына, и теплота Сына должны ощутиться противоположным космическим полюсом, тем созвездием, которое является магнетической противоположностью нашей Системы.

2. Цель единиц сознания

Идея соединения и слияния лежит в основе всей схемы эволюции; Человек, Небесные Люди и Космический Человек (Сын Отца и Матери) должны:

а) Излучать оккультную теплоту за пределы своего собственного индивидуализированного «кольца-не-преступи».

б) Оккультно воссиять и демонстрировать свет, или огненную объективность.

в) Расшириться настолько, чтобы включить в себя то, что находится вне их собственных непосредственных сфер.

г) Слить и сплавить оба огня, чтобы создать совершенный центральный огонь, солнечный огонь.

д) Соединить Дух с материей, чтобы создать тело, адекватно выражающее Дух.

е) Слить сущность в форме, оккультно достигшей кондиции в ходе эволюции, с сущностью во всех формах – человеческой, планетарной, а также космической.

ж) Достичь человеческой, системной и космической зрелости.

з) Добиться господства на трех планах Солнечной системы, когда речь идет о человеке.

и) Добиться господства на пяти планах Солнечной системы, когда речь идет о Небесном Человеке.

к) Добиться господства на трех Космических планах, когда речь идет о Космическом Христе, Сыне, или Логосе, в объективном проявлении.


233]
3. Проявляющиеся Единицы Сознания [89]

Если тщательно рассмотреть вышеперечисленные цели, можно увидеть, как каждая из них занимает свое место в плане, а также 234] то, что эволюция – это лишь термин, который применяется для выражения постепенного развития во времени и пространстве врожденной способности человеческого существа, Небесного Человека и Великого Человека Небес. Следует помнить место и положение всех и каждого по отношению друг к другу, ибо никто не может развиваться в одиночку. Таким образом повторим еще раз:

а) Сын, Великий Человек Небес. Он проявляется через Солнце и семь священных планет, каждая из которых воплощает один из семи его принципов, так же как и Он в своей совокупности воплощает один из принципов еще большей Космической Сущности.

б) Небесный Человек. Он проявляется через планету и воплощает один из принципов Сына, Логоса. Сам Он также развивается через семь принципов, являющихся источником его сущностного единства со всеми другими Небесными Людьми. Сын, если рассматривать его с космической точки зрения, развивает принцип большего Космического Существа, принцип, который мы называем Любовью-Мудростью. Это то основное качество, которое он должен развить в течение своего жизненного цикла. Таким образом, каждый Небесный Человек воплощает преимущественно один дополнительный принцип основного принципа. Подобным же образом и у него, как и у Сына, есть шесть дополнительных принципов.

235] в) Человеческое Существо, Человек. Он проявляется на физическом плане через форму и также имеет семь принципов; в каждом жизненном цикле он работает над их развитием. Он тоже характеризуется своим основным цветом, соответствующим тому основному принципу, который воплощает Небесный Человек, являющийся его изначальным источником. Итак, мы имеем следующее:

 

ЛОГОС

Отец-Дух...................................Мать-Материя,

создающие

Cына, или Великого Человека Небес,
сознательное логоическое Эго,
развивающееся через

 

Солнце и семь Священных планет,
каждая из которых воплощает

Космический принцип в шести дифференциациях
методом

а) Расширения, вибрационной стимуляции, магнетического взаимодействия, по Закону притя­жения и отталкивания.

б) Циклического прогресса, вращательного движения в соединении со спиральным восхождением

и развивает

– Качество Любви-Мудрости благодаря использованию формы посредством Активного Интеллекта.

– Полное самосознание.

– Совершенную Солнечную систему, или форму, соответствующую потребностям населяющего ее Духа.

Подобные таблицы можно составить для того, чтобы показать сходство эволюционного процесса, и для Небесного Человека и для человеческого существа. Если мы спросим, почему речь идет о десяти схемах и, по существу, о десяти планетах (семи священных и трех скрытых), то ответ будет следующим: это происходит 236] по той причине, что семь священных планет в конечном счете объединяются в три, а три – в одну. Это можно проследить по аналогии с семью Лучами. Семь Лучей, которые в проявлении различаются, в конце концов синтезируются. Меньшие четыре Луча соединяются, как нам сказано, в Третий Главный Луч, а три Главных Луча в конечном итоге сливаются в Единый Синтетический Луч – Луч Любви-Мудрости (Дракон Мудрости, змея, заглатывающая свой хвост).[90] На это указывала еще Е.П.Б. Следовательно, мы имеем три венчающих Луча, но во время эволюционного процесса их семь. Что же касается Небесных Людей, функционирующих через планеты, то есть три планеты, которые следует рассматривать как синтезирующие, и четыре, которые в конце цикла соединяются, после чего три абсорбируют в себя сущность четырех; в итоге одна абсорбирует сущность трех, и работа завершается. Это произойдет через много тысячелетий, во время неизбежного периода постепенной обскурации нашей Системы. Четыре Небесных Человека находят Свои магнетические противоположности, соединяются и сплавляются. Вначале это происходит между ними Самими, и их отрицательные и положительные Лучи сливаются, образуя два из четырех. Затем эти два соединяются, образуя единое целое, которое соединяется с Третьим Главным Лучом, Аспектом Интеллекта, – Лучом, который в нашей Планетарной Иерархии представляет Махачохан. Таким образом, слияние продолжится до тех пор, пока в Системе не будет достигнуто полное единство, и Сын не станет совершенным. Когда Он станет совершенной Любовью-Мудростью, Его свет будет сиять во всем Космосе, а Его магнетическое влияние дойдет до периферии Его космической противоположности, и бракосочетание Сына свершится. Две Космические единицы сольются.

Если мы зададим естественный вопрос, какая космическая единица является нашей солнечной противоположностью, то получим ответ: это знание остается в наши дни скрытым, хотя намек 237] имеется в «Тайной Доктрине» и других священных книгах. Намек скрывается во взаимоотношениях Плеяд с нашей Землей, однако знание того, в чем именно заключается эта связь, будет более полно раскрыто только после дальнейшей прецессии равноденствий.[91]

III. Почему наша Солнечная система развивается в виде двойственности?

1. Проблема Существования

Третий вопрос связан с одной из наиболее трудных проблем метафизики и заключает в себе ставящую ум в тупик тайну – зачем вообще существует объективность?

Этот вопрос в различных формах задавался представителями всех школ мысли: людьми верующими – «Зачем Бог вообще творил?», «В чем причина существования, к которому принуждается все и вся?», учеными – в их поиске конечной истины, попытке найти причину всему видимому и осмыслить чувственную жизнь; философами – в их столь же упорном поиске той оживотворяющей сути, что выражает себя через все моральные и этические учения в каждой цивилизации и среди всех народов; биологами – в их настойчивых усилиях отыскать источник жизни и в неукротимых попытках объяснить жизненное начало, которое, похоже, постоянно ускользает от них в их исследованиях; математиками – которые, анализируя формальную сторону проявления в разных отделах математики, приходят к выводу, что Бог действует по законам геометрии, что Закон правит во Вселенной, что Единое существует посредством множества, но которые не в состоянии решить, что же может быть этой Подлинностью-Геометром. Таким 238] образом, проблемы остаются, а все попытки найти решение заканчиваются тупиком гипотез и признанием: природа первичного настолько неуловима, что люди просто вынуждены предположить наличие источника энергии, жизни, интеллекта, называя его по-разному, в соответствии с предрасположенностью (религиозной, научной или философской) своих умов. Бог, Универсальный Ум, Энергия, Сила, Абсолют, Неведомое – эти и многие другие термины произносятся теми, кто в мире форм ищет Обитателя внутри формы и до сих пор не может Его найти. Неудача этих поисков обусловлена ограниченностью физического мозга и неразвитостью механизма, благодаря которому может быть познано духовное и, тем самым, осуществлено соприкосновение с Ним.

Проблема двойственности является проблемой самого существования и не может быть решена человеком, который отказывается признать наличие двух оккультных фактов:

1. Что вся Солнечная система воплощает сознание некой Сущности, рождающейся на планах, полностью находящихся за пределами Солнечного «кольца-не-преступи».

2. Что проявление периодично и что Закон Перерождения является методом, который используется для эволюции человека, Планетарного Логоса и Солнечного Логоса. Этим объясняется то особое значение, которое в Прологе к «Тайной Доктрине» придается трем фундаментальным положениям:[92]

а) Безграничному Неизменному Принципу,

б) Периодичности Вселенной,

в) Тождественности всех Душ с Сверхдушой.

Когда ученые признают оба эти факта, их объяснения примут иное направление, и истина как она есть, начнет освещать их ум. Немногие люди готовы пока к просветлению, которое есть всего 239] лишь свет интуиции, пробившийся через барьеры, воздвигаемые мыслительной способностью. В конце концов будет признано, что двойственность Солнечной системы зависит от следующих факторов:

а) Самого существования;

б) Времени и пространства;

в) Качества желания или настоятельной потребности;

г) Свойственной самой Жизни способности к приобретению. Благодаря этой способности она, посредством движения, собирает материал, при помощи которого исполняет свое желание, – создает форму и стремится выразить себя через нее, заточая себя в темницу оболочки, чтобы получить опыт.

Верно предположение о том, что данная теория включает как само собой разумеющееся наличие могучего Интеллекта, который работает по последовательному плану, сознательно принимая форму, воплощаясь, с тем чтобы осуществить свои собственные особые цели. Эта гипотеза является краеугольным камнем восточного учения и принята многими, хотя и по-разному выражается и трактуется мыслителями всех школ во всем мире. Однако даже эта концепция лишь частично отражает истинную Идею; тем не менее, из-за ограниченности человека на нашей стадии эволюции, ее достаточно для рабочей основы, на которой он мог бы возвести свой храм истины.

Сущность, которую мы называем Солнечным Логосом, ни в каком из смыслов не есть то же самое, что личный Бог христиан, являющийся ни чем иным, как самим человеком, возвеличенным до превращения его в существо ужасающего могущества, подверженное добродетелям и порокам обычного человека. Солнечный Логос больше, чем человек, так как он – совокупность всех эволюций во всей Солнечной системе, включая человеческую, которая является средней по отношению к остальным эволюциям. По одну сторону от нее – множество существ, которые больше чем люди. Эти существа в предыдущих кальпах достигли и 240] прошли стадию, на которой сейчас находится человек. По другую сторону располагаются множество дочеловеческих эволюций, которые в будущих кальпах достигнут стадии человечества. Человек стоит посреди между ними, в точке равновесия; в этом его проблема. Он не задействован полностью материальной стороной эволюции, он не является целиком выражением Третьего Логоса, Брахмы, аспекта Бога, проявляющегося как чистая энергия, или интеллект, стимулирующий появление того тончайшего нечто, которое мы называем субстанцией. Он не является полностью Духом, выражением Первого Логоса, Махадэвы, аспекта Бога существующего как выражение чистой воли, или настоятельного желания, побуждающего к проявлению. Это сам фундаментальный побудительный импульс, или великая воля быть. Человек – это продукт соединения обоих аспектов; он – место встречи материи, или активной интеллектуальной субстанции, и Духа, или базовой воли. Он – дитя, рожденное от их брака, или соединения. Он приходит в объективность, чтобы выразить каждую из противоположностей, а также результат их слияния в себе.

2. Природа и двойственность

С чем мы имеем дело, рассматривая предмет с точки зрения качества? Активный интеллект в соединении с волей, или силой, порождает того «Сына необходимости»[93] (как выразилась Е.П.Б.), который воплощает Интеллект, Волю, или желание, и их соединенное, еще находящееся в латентном состоянии, проявление – Любовь-Мудрость.

Как можно выразить эту мысль, с точки зрения Огня? Огонь скрытый в материи, является продуктом предыдущего проявления той же самой Космической Подлинности, или относительно совершенным качеством, которое Она выработала в прежнем космическом воплощении. Этот огонь снова приводится в движение желанием той же Подлинности, чтобы пройти еще один цикл по Колесу перерождений. Этот «огонь трения» производит тепло и излучение, вызывая отклик со стороны противоположного ему 241] «электрического огня», или Духа. Здесь возникает представление о Луче, пробивающемся через материю, ибо, как ранее упоминалось, электрический огонь всегда направлен вперед. Единый Луч, «электрический огонь», падает в материю. Это системный брак между Отцом и Матерью. Результатом является слияние этих двух огней и совместное порождение ими того выражения огня, которое мы называем «солнечным огнем». Так рождается Сын. Активный Интеллект и Воля соединены, а в результате, совершенствуясь в ходе эволюции, появляется Любовь-Мудрость.

Электрический огонь, или Дух, соединенный с огнем трения (тепла), производит солнечный огонь, или свет.

Следовательно, когда Космическая Сущность принимает форму, к Активному Интеллекту, который является продуктом ее предыдущего воплощения, добавляется еще одно ей присущее и до того не раскрытое качество – качество Любви-Мудрости. Это способность любить то, что объективно, или «не-Я», и в конечном счете способность мудро использовать форму. Чистая Воля – пока абстракция и будет доведена до полного развития только в следующем воплощении Логоса. Ум, или Интеллект, – это не абстракция; он нечто, которое ЕСТЬ. Любовь-Мудрость – также не абстракция. Она находится в процессе развития, или проявления, и является аспектом Сына.

Вышеизложенное вовсе не ново, однако эти мысли о сущностной двойственности собраны вместе, чтобы внушить вам необходимость осмыслить все эти понятия с точки зрения их места в Космической схеме, а не с точки зрения нашей собственной планетарной эволюции и самого человека. Человечествоэто та эволюция, через которую аспект Сына в нынешнем космическом воплощении выражается самым совершенным образом. Человек соединяет пары противоположностей, и в нем встречаются три огня. Он – лучшее выражение манасического принципа и, с одной 242] весьма интересной точки зрения, может рассматриваться как шедевр Брахмы. Он – оболочка жизни Бога; он – индивидуализированное сознание Логоса, проявляющегося через семь Божественных Манасапутр, или Небесных Людей, в чьих телах имеет свое место каждая единица человеческого семейства. Он – аспект Вишну, находящийся в процессе развития через интеллект Брахмы, побуждаемый волей Махадэвы. Потому человек в определенном смысле выполняет чрезвычайно важную роль, ибо является местом единения всех трех аспектов; тем не менее он очень незначителен, так как является не вершиной треугольника, а всего лишь средней точкой, если мы представим этот треугольник таким образом:

Дух-Отец

Сын, или человек

Материя-Мать

 

Эволюция Сына, или космическое воплощение Христа, имеет исключительное значение в планах Существа, большего чем Солнечный Логос, – ТОГО, О КОТОРОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО. Оживотворяющие принципы родственных созвездий и систем наблюдают за ходом эволюции Сына с глубочайшим вниманием.

Подобно тому как планета, называющаяся Землей, считается поворотным пунктом, или полем битвы между Духом и материей, и вследствие этого события на ней представляют огромную важность, так и наша Солнечная система занимает аналогичное место в Космической схеме. Космический человек, Солнечный Арджуна, борется за свое индивидуализированное совершенное самосознание и за свободу и освобождение от формы, от «не-Я». Так и человек на нашей планете борется за те же идеи в своем крошечном масштабе; так же сражаются на небесах Михаил и Его Ангелы, или божественные Небесные Люди, их задача является той же самой, но на более высокой ступени.

Двойственность и взаимодействие между обоими полюсами порождает:

а) Объективность, или проявленного Сына, то есть Солнце.

б) Саму эволюцию.

в) Развитие качества.

г) Время и пространство.

Вопросы, ответами на которые мы сейчас заняты, заключают в себе некоторые фундаментальные аспекты проявления, рассматриваемые в основном с субъективной, или психической точки зрения.

IV. Что такое сознание?

Каково его место в общей схеме?

243]
Сознание можно определить как способность постижения. Это постижение касается в первую очередь отношения «Я» к «не-Я», Познающего к Познаваемому и Мыслителя – к предмету размышлений. Все эти определения основаны на принятии идеи двойственности, то есть понимания, что есть то, что является объективным, и то, что находится за этой объективностью.[94]

Сознание выражает то, что можно рассматривать как среднюю точку проявления. Оно не включает полюс Духа полностью. Оно создается в результате соединения обоих полюсов и неизбежно возникающего процесса взаимодействия и адаптации. Попытаюсь пояснить это наглядно, приведя следующую таблицу:

244]

Первый полюс Точка соединения Второй полюс
Первый Логос........ Махадэва................ Воля........................ Дух.......................... Отец........................ Монада................... «Я».......................... Познающий............ Жизнь..................... Второй Логос............. Вишну......................... Мудрость-Любовь..... Сознание.................... Сын............................. Эго............................... Связь между............... Знание......................... Осознание.................. Третий Логос. Брахма. Активный Интеллект. Материя. Мать. Личность. «Не-Я». Познаваемое. Форма.

 

Можно продолжить перечисление подобных терминов, однако и вышеприведенных достаточно, чтобы показать взаимосвязь с троичным Логосе во время проявления. Подчеркнем этот факт – Солнечная система воплощает эту логоическую связь во время эволюционирующей объективности, и вся цель постепенного развития заключается в том, чтобы привести Сына Отца и Матери к точке полного понимания, совершенного самосознания, к знанию полному и активному. Этот Сын является объективно Солнечной системой, по своей сути – Волей, или Могуществом, а субъективно – Любовью-Мудростью. Последнее качество находится в процессе развития через применение Активного Интеллекта.

Три проявленных Лица логоической Троицы стремятся к полному развитию посредством друг друга. Воля быть, или аспект Махадэвы, стремится при помощи Интеллекта Брахмы развить Любовь-Мудрость, или аспект Сына, аспект Вишну. В микрокосмической системе отражение троичного Логоса – человек, стремится посредством своих трех проводников достичь того же развития на своем собственном плане. Такого же прогресса добиваются на высших планах Небесные Люди (через Атму-Буддхи-Манас). Небесные Люди вместе с Дэвами и человеческими Монадами, которые являются клетками, составляющими Их тела, образуют в своей совокупности Великого Небесного Человека. Когда человек достигает какого-либо этапа развития, его достигает также и Небесный Человек; когда же все Небесные Люди 245] достигают своего полного развития и знания, становясь самосознательными на всех планах, тогда достигает его и Сын, и Солнечная система (его тело проявления и опыта) исполняет свое назначение. Сын освобождается. Распространите идею об этом тройственном развитии сознания на еще больший Логос (на Логос трех Солнечных систем, из которых наша – средняя), и мы можем проследить как повторяется процесс развития человека в трех мирах уже в связи с Логосом на космических уровнях.

Макрокосм

Первая Солнечная система........ воплощала........... принцип «Я есть»
Вторая Солнечная система........ воплощает........... принцип «Я есть то»
Третья Солнечная система........ воплотит............. принцип «Я есть то, что Я есть»

Микрокосм

Первое проявление, Личность, воплощает принцип «Я есть».

Второе проявление, Эго, воплощает принцип «Я есть то».

Третье проявление, Монада, воплощает принцип «Я есть то, что Я есть».

Итак, в общей схеме играют свою роль различные факторы, и все они взаимосвязаны, все являются заинтересованными сторонами и партнерами друг друга.

V. Есть ли прямая аналогия между развитием Системы, планеты, человека и атома?

Если этот вопрос продиктован желанием подтвердить точное сходство, то ответить следует: нет, аналогия никогда не бывает точной в деталях, а только лишь в определенных явных основных соответствиях. Неоспоримые черты подобия обнаруживаются во всех четырех объектах рассмотрения, однако, если смотреть на них с точки зрения человека в трех мирах, ограниченного в своем 246] восприятии, то в деталях стадии эволюционного роста могут показаться отнюдь не одинаковыми. Если в качестве отправной точки взять атом на физическом плане и развивать представление о подобии от стадии к стадии, то черты сходства между всеми четырьмя можно описать следующим образом:

Атом [95]

а) Атом состоит из сфероидальной формы, содержащей внутри себя ядро жизни.

б) Атом содержит внутри себя видоизменяющиеся молекулы, которые в совокупности образуют сам атом. Физический атом содержит внутри себя четырнадцать миллиардов архетипических атомов, однако эти мириады проявляются как одно целое.

в) Атом характеризуется активностью и демонстрирует качества:

– Вращательного движения;

– Способность различать;

– Способность к развитию.

г) Атом, как нам говорят, содержит внутри себя три основных больших спириллы и семь меньших[96] – все десять находятся в 247] процессе оживотворения, но еще не достигли полной активности. На данной стадии функционируют только четыре, а пятая находится в процессе развития.

д) Атом управляется Законом Экономии, при этом атом медленно переходит под влияние Закона Притяжения и в конце концов перейдет под управление Закона Синтеза.

е) Атом обнаруживается во всех формах; именно совокупность атомов образует форму.

ж) Его ответная реакция на внешнюю стимуляцию следующая:

– Электрическая стимуляция влияет на его объективную форму.

– Магнетическая стимуляция воздействует на его субъективную жизнь.

Совокупное действие обеих стимуляций вызывает его внутренний рост и развитие.

Поэтому атом отличают следующие признаки:

1. Сфероидальная форма. Его «кольцо-не-преступи» определенно и видимо.

2. Внутреннее устройство, которым определяется сфера влияния каждого конкретного атома.

3. Жизненная активность, или та ее степень, с которой жизнь в центре оживотворяет данный атом; на нынешней стадии это довольно относительное понятие.

4. Семеричная внутренняя структура, находящаяся в процессе эволюции.

5. Окончательный внутренний синтез семи в три.

6. Связь со своей группой.

7. Развитие своего сознания, или ответной реакции.

Перечислив таким образом отличительные признаки атома, мы можем теперь попробовать распространить их и на человека, следуя той же общей схеме:


Человек

а) Человек по форме сфероидален, его можно видеть как сферическое «кольцо-не-преступи», как сферу материи с ядром жизни 248] в центре. Говоря это, мы, разумеется, имеем в виду истинного человека в его фундаментальном состоянии – то есть Эго с его сферой проявления, каузальным телом, – тем телом, что образует среднюю точку между Духом и материей.

б) Человек состоит из различных атомов, которые в своей совокупности образуют объективную форму человека на планах его проявления. Все они оживотворяются его Жизнью, его настойчивой волей быть; все они вибрируют, и скорость вибрации зависит от стадии, которой человек достиг в ходе эволюции. Если рассматривать человека с высших планов, то он видится как сфера (или сферы) разнообразной материи, вибрирующая в определенном такте, окрашенная в определенный цвет, вращающаяся в соответствии с конкретным ключом – ключом его жизненного цикла.

в) Человек характеризуется активностью на одном или более планах в трех мирах и проявляет следующие качества:

1. Вращательное движение, или свое особенное вращение в колесе жизни вокруг своего эгоического полюса.

2. Способность различать, или способность выбирать и приобретать опыт;

3. Способность развиваться, повышать вибрацию и устанавливать контакт.

г) Человек содержит в себе три главных принципа – Волю, Любовь-Мудрость, Активный Интеллект, или способность к адаптации, и их разделение на семь принципов. Образуя в итоге десятку совершенного проявления, они находятся в процессе оживотворения, и еще не достигли полного выражения. В наше время в человеке активны только четыре принципа, и он находится в процессе развития пятого, или манасического, принципа. Обратите внимание на то, насколько точна аналогия между человеком, рассматриваемым как низший кватернер и развивающим принцип интеллекта, и атомом с четырьмя активными спириллами и пятой, находящейся в процессе стимуляции.

д) Человек управляется Законом Притяжения, развивается 249] благодаря Закону Экономии и начинает переходить под управление Закона Синтеза. Экономия управляет материальным процессом, с которым человек не слишком связан сознательно; притяжение определяет его отношения с другими единицами или группами, а синтез является законом его внутреннего «Я», Жизни внутри формы.

е) Человек находит свое место внутри групповой формы. Эгоические группы и Небесные Люди являются совокупностями, составленными из человеческих и дэва-единиц.

ж) Ответная реакция человека на внешнюю стимуляцию следующая:

1) Электрическая стимуляция влияет на внешнюю форму; это праническое реагирование.

2) Магнетическая стимуляция воздействует на его субъективную жизнь. Эта стимуляция эманирует из его эгоической группы, а позже – от Небесного Человека, в теле которого человек является всего лишь клеткой.

3) Совокупное воздействие этих двух стимуляций обуславливает его постоянный рост и развитие.

Таким образом, человек характеризуется:

1. Сфероидальной базовой формой. Его «кольцо-не-преступи» определенно и видимо.

2. Внутренним устройством; вся сфера влияния человека находится в процессе развития. В настоящее время эта сфера ограничена, диапазон его активности мал. По мере развития эгоического тела центральное ядро Жизни увеличивает радиус контроля, пока весь человек не поступит под его управление.

3. Жизненной активностью, или тем в какой степени он в данное время проявляет самосознание, или управляет своей троичной низшей природой.

4. Семеричной внутренней структурой, развитием своих семи принципов.

250] 5. Окончательным и происходящим под действием трех законов внутренним синтезом семи в три, а впоследствии – в единицу.

6. Групповой связью.

7. Развитием своего сознания, ответной реакцией на контакт, включающей, следовательно, рост осведомленности.


Небесный Человек.[97]

а) Каждого Небесного Человека также можно видеть как сфероидальную форму. У него, как у атома и у человека, есть свое «кольцо-не-преступи». Это «кольцо-не-преступи» включает всю планетную схему; плотный физический глобус любой цепи в его случае является аналогом физического тела человека и атома на физическом плане. Каждая схема из семи цепей есть выражение жизни Сущности, которая ее использует, подобно тому, как человек использует свое тело в целях проявления и приобретения опыта.

251] б) Небесный Человек содержит в себе то, что соответствует клеткам в проводниках выражения человеческого существа. Атомы, или клетки тела Небесного Человека – это совокупность дэв и человеческих единиц, которые вибрируют на его основной ноте и отзываются на ритм его жизни. Все они удерживаются вместе и оживляются его волей к существованию, и все вибрируют согласно достигнутой им точке эволюции. Из космоса Небесного Человека можно видеть как сферу чудесной жизни, включающей в радиус своего влияния вибрирующий объем всей планетарной схемы. Он вибрирует с определенной скоростью, на определенной ноте, которая определяется активностью жизни, пульсирующей в центре сферы; вся планетарная схема окрашена определенным цветом и вращается в соответствии с установленным ключом, который является ключом его жизненного цикла в еще большей Махаманвантаре, или логоическом цикле.

в) Всякий Небесный Человек различается своей активностью на том или ином из планов, называемых Триадными, или Атмой-Буддхи-Манасом, так же как люди различаются активностью на одном из планов в трех мирах: ментальном, астральном, физическом. Человек в конце концов становится самосознательным на всех трех. В конечном счете и Небесный Человек становится полностью самосознательным на трех высших планах. Каждое движение вперед, или усиление жизненности в совокупности людей в трех мирах сопровождается аналогичной активностью на трех высших планах. Действие и взаимодействие между жизнью, одушевляющей эти группы, или Небесных Людей, и жизнью, оживляющей атомы, или людей, существующих как единицы в этих группах, является таинственным и удивительным. На своих собственных планах Небесный Человек проявляет также следующие качества:

Вращательное движение, или особую циклическую активность, вокруг своего колеса жизни, планетарной схемы и, следовательно, вокруг своего эгоического полюса.

252] Способность различать, или умение выбирать, и тем самым приобретать опыт. Именно проявление манаса, или ума (отсюда их название «Божественные Манасапутры»), позволяет понимать, выбирать и отбрасывать, тем самым приобретая знание и самосознание. Эту манасическую способность они развили в предшествующих кальпах, или Солнечных системах. Сейчас они стремятся применить то, что было развито, для осуществления определенных эффектов и достижения особых целей.

Способность развиваться, повышать вибрацию, приобретать знание и вступать в контакт. Повышение вибрации достигается постепенно, имеет эволюционный характер и идет от центра к центру, как это происходит у человека и в случае развития спирилл атома. Цель Небесных Людей – добиться гармоничной связи друг с другом и в конечном итоге слить свои отдельные подлинности в Единую Подлинность, одновременно сохраняя полное самосознание, или индивидуализированное самовосприятие.

г) Небесный Человек содержит в себе три главных принципа: Волю, Любовь-Мудрость и Интеллект вместе с их проявлением через семь принципов, так часто обсуждаемых в нашей оккультной литературе. Они составляют десятку его конечного совершенства, ибо семь превращается в три, а три – в одно.

У каждого Небесного Человека есть, разумеется, свой основной цвет, или принцип, как и у человека, и у атома. Человек обладает тем же основным цветом, или принципом, что и Небесный Человек, частицей тела которого он является. У него (как и у Небесного Человека) есть также и два других главных принципа, образующих тройку с первым, и их дифференциация на семь, как говорилось ранее. Основным цветом, или принципом, атома является цвет, или принцип, эгоического Луча того, к примеру, человеческого существа, в чьем теле он находится. Речь идет о физическом атоме человеческого тела. Этот цвет проявляется как 253] вибрация, устанавливающая ритм трех главных и семи меньших спирилл.

До сих пор в Небесных Людях проявлены в определенной степени лишь четыре принципа, хотя Один из Небесных Людей намного превзошел остальных и обладает адекватно вибрирующим пятым принципом, тогда как некоторые другие только совершенствуют свой четвертый принцип. Небесный Человек нашей цепи в какой-то мере отзывается на пятый принцип или, вернее, пробуждает его к жизни. Его четвертая вибрация, или принцип, пробуждена в нынешнем четвертом круге, или цикле, на данном четвертом глобусе, хотя пока и не функционирует так, как будет функционировать в пятом круге. Многие беды, случающиеся на нашей планете в настоящее время, обусловлены активизацией высшей, или пятой, вибрации, которая будет полностью проявлена и трансцендирована в следующем, или пятом, цикле. Здесь также сохраняется аналогия с человеком и атомом, хотя и не во всех деталях.

д) Небесный Человек управляется Законом Притяжения, трансцендировал Закон Экономии и стремительно переходит под власть Закона Синтеза. Поэтому обратите внимание на постепенное повышение контроля, а также на тот факт, что:

1. Закон Экономии – это основной закон атома. Закон Притяжения начинает управлять атомом. Жизнь атома лишь в незначительной мере ощущает Закон Синтеза. Это Закон Жизни.

2. Закон Притяжения – это основной закон человека. Закон Экономии является для него второстепенным и управляет материей его проводников. Устойчиво начинает ощущаться Закон Синтеза.

3. Закон Синтеза – это основной закон Небесного Человека. Закон Притяжения обладает полной властью. Закон Экономии трансцендирован.

Для Небесного Человека плотное физическое тело не является принципом, и, следовательно, Закон Экономии трансцендирован. 254] Материальным процессом создания формы управляет Закон Притяжения. Закон Бытия Небесного Человека – это Закон Синтеза.

е) Небесный Человек находит свое место в логоических группах, стараясь осознать свое положение среди семи и в результате приблизиться к единству.

ж) Его ответная реакция на внешнюю стимуляцию. С человеческой ограниченной точки зрения, она происходит непостижимо для человеческого интеллекта, и связана с:

Электрической стимуляцией, которая имеет дело с ответной реакцией на солнечное излучение и существующее параллельно с ним планетное излучение.

Магнетической стимуляцией, воздействующей на его субъективную жизнь. Это излучение эманирует из источников, находящихся вне Системы. Мы можем отметить следующие факты:

– Магнетическая стимуляция физического атома эманирует от человека на астральных уровнях, а позднее – с буддхических уровней.

– Магнетическая стимуляция человека эманирует от Небесных Людей на буддхических, а позднее на монадических уровнях.

– Магнетическая стимуляция Небесного Человека эманирует из источников находящихся вне Системы, из Космического астрала, а совокупное воздействие этих стимуляций вызывает неуклонное внутреннее развитие.

Таким образом, Небесный Человек отличается:

1. Сфероидальной формой. Его «кольцо-не-преступи» в течение его нахождения в объективности является определенным и видимым.

2. Внутренним устройством и сферой своего влияния, или активности, оживляющей планетарную цепь.

3. Духовным управлением жизнью в любой данный период. Это то могущество, благодаря которому Он оживотворяет свою семеричную природу. Обратите внимание на возрастание его влияния по сравнению с троичным радиусом влияния человека.

4. Конечным синтезом семи в три, а впоследствии – в одно. Здесь имеется в виду обскурация небесных тел и слияние воедино семи принципов, развиваемых каждым глобусом.

5. Эволюцией согласно Закону и вытекающим из нее развитием.

6. Групповой связью.

7. Развитием своего сознания и осведомленности.

И в заключение нам следует распространить сказанное на Солнечный Логос и посмотреть, насколько полно сохраняется аналогия. Абзацы, в которых описывается стимуляция, магнетическая и электрическая, неизбежно вернут нас к размышлениям об Огне, основе и источнике всей Жизни.

Солнечный Логос

а) Солнечный Логос, Великий Человек Небес, – тоже сфероидален по форме. Его «кольцо-не-преступи» включает в себя всю окружность Солнечной системы, все, что входит в сферу влияния Солнца. Солнце занимает положение, аналогичное ядру жизни в центре атома. Эта сфера включает в свою периферию семь планетарных цепей вместе с синтезирующими тремя, что составляет десятку логоического проявления. Солнце – это физическое тело Солнечного Логоса, его тело проявления, и его жизнь циклически циркулирует через семь схем, так же как жизнь Планетарного Логоса семь раз циркулирует вокруг его схемы из семи цепей. Каждая цепь занимает положение, аналогичное глобусу планетарной цепи. Обратите внимание на красоту этого соответствия, а также на отсутствие детального сходства.[98]

б) Солнечный Логос содержит внутри Себя в качестве атомов 256] своего тела проявления все многообразие групп – от инволюционной групповой души до эгоических групп на ментальном плане. У него есть (в качестве оживотворяющих центров его тела) семь главных групп, или семь Небесных Людей, излучающих свое влияние по всем частям логоической сферы и заключающих внутри Себя все меньшие жизни, меньшие группы, человеческие и дэва единицы, клетки, атомы и молекулы.

Если смотреть с космических уровней, сфера Логоса видится как вибрирующий огненный шар божественной славы, вмещающий в свой круг влияния планетарные сферы, такие же вибрирующие огненные шары. Великий Человек Небес вибрирует с постоянным повышением скорости вибрации; вся Система окрашена в определенный цвет – цвет Жизни Логоса, Единого Божественного Луча; Система вращается с определенной скоростью, которая соответствует ключевой ноте Великой кальпы, или солнечного цикла, а также обращается вокруг своего Центрального Солнечного полюса.

в) Солнечный Логос характеризуется своей активностью на всех планах Солнечной системы. Он – совокупность всех проявлений, от наиболее низкого и плотного физического атома до самого сияющего и космически эфирного Дхиан Чохана. Полная Семеричная вибрация является ключом низшего Космического плана, и ее скорость, или ритм, могут ощущаться на Космическом астральном плане со слабым отзвуком на Космическом ментальном. Таким образом, жизнь логоического существования на космических уровнях подобна жизни человека в трех мирах на низшем из системных планов.

На своих собственных планах Логос также демонстрирует:

1. Вращательное движение. Его жизнь, циркулируя в течение дня Брахмы, движется по спирали по Его большому колесу, по десяти схемам Солнечной системы.

2. Способность различать. Его первым действием, как мы знаем, стало различение, или выбор, материи, необходимой для проявления. Этот выбор обусловливался:

257] – Космической Кармой;

– Качеством вибрации;

– Цветом, или качеством, отклика;

– Числовыми факторами, связанными с космической математикой.

Он является воплощением Космического Манаса, и, используя эту способность, Он стремится – посредством оживотворенной формы – обогатить свое космическое каузальное тело параллельно еще и качеством Любви-Мудрости.

3. Способность прогрессировать, повышать вибрацию и обретать полное самосознание на космических уровнях.

г) Солнечный Логос содержит в себе три главных принципа, или аспекта, и их дифференциацию на семь принципов. Они составляют десятку его конечного совершенства и в конце концов синтезируются в единый совершенный принцип Любви-Мудрости. Этот конечный принцип является его основным цветом. Каждый принцип воплощен в одной из схем и проявляется через одного из Небесных Людей. Пока в определенной мере проявлены лишь четыре принципа, так как эволюция Логоса идет параллельно эволюции Небесных Людей.

д) Солнечный Логос управляется Законом Синтеза и удерживает все в синтетическом единстве, или однородности. Его субъективная Жизнь управляется Законом Притяжения, а его материальная форма – Законом Экономии. Он переходит под управление иного Космического закона, который пока непостижим для людей, однако открыт высшим посвященным.

е) Солнечный Логос находится в процессе выяснения своего места в большей Системе, в которой он занимает положение, аналогичное тому, которое Небесный Человек занимает в Солнечной системе. Он стремится, во-первых, раскрыть тайну собственного существования и достигнуть полного Самосознания; во-вторых, определить положение и место своей полярной противоположности; в-третьих, соединиться и слиться с этой полярной 258] противоположностью. Это космический брак Логоса.

ж) Каждый Солнечный Логос отличается своим откликом на внешнюю стимуляцию. Это связано с:

Электрической стимуляцией, или Его откликом на электрическую фохатическую силу, эманирующую из других звездных центров и в значительной мере управляющую деятельностью нашей Системы и ее перемещением в пространстве относительно других созвездий.

Магнетической стимуляцией, воздействующей на Его субъективную жизнь и эманирующей из определенных космических центров, на которые дается намек в «Тайной Доктрине». Источник их происхождения находится на Космических буддхических уровнях.

Объединенное влияние этих стимуляций и есть то, что вызывает постоянное развитие.

Солнечный Логос характеризуется:

1. Сфероидальностью Своего проявленного существования. Его солнечное «кольцо-не-преступи» определенно и видимо. Пока это можно обнаружить, только пытаясь установить переделы субъективного контроля, а также путем измерения солнечной сферы влияния, или магнетического притяжения Солнца к другим, меньшим телам, которые оно удерживает вращающимися вокруг себя.

2. Активность жизни, оживотворяющей десять схем.

3. Степенью управления, которую Логос проявляет в любой данный период.

4. Окончательным соединением семи схем в три, а затем – в одну. Это включает обскурацию этих схем и объединение семи принципов, которые они воплощают.

5. Подчинением Закону своего Бытия.

6. Связью со своей группой.

7. Раскрытием своего Сознания, время которого определяется мерой раскрытия всех сознательных единиц в его теле.

259] Здесь мы весьма кратко проследили некоторые из аналогий между четырьмя ранее упомянутыми факторами и сжато ответили на вопросы. Размышление над этими сведениями могут оказать изучающему реальную помощь в понимании предмета и постижении красоты всей Солнечной схемы.

IV. Что такое аспект ума? Почему манасический принцип так важен? Кто такие Манасапутры?

Здесь мы прикасаемся к глубочайшей тайне всей проявленной Солнечной системы, о которой Е.П.Б. говорила как о тайне электричества[99]. Тайна эта тесно связана с жизнью Бога, какой ее демонстрируют Его семь центров, семь Небесных Людей, Божественные Манасапутры. Эту тайну пока еще нельзя раскрыть экзотерически, и широкой публике можно дать лишь очень немногое. Объясняется это тремя причинами:

Первая: стадия, достигнутая человеком, не позволяет ему верно постичь эти абстракции.

Вторая: б о льшая часть того, что возможно объяснить открывается только посвященным, прошедшим Третье Посвящение, но даже и им – с чрезвычайно большими предосторожностями.

Третья: раскрытие тесной связи между умом и Фохатом, или энергией, то есть между силой мысли и электрическими явлениями – действием фохатического импульса на материю – сопряжено с опасностью, и отсутствующее звено (если можно его так назвать) в цепи мышления, от явления до его изначального импульса, можно будет без риска открыть только тогда, когда будет выстроен надежный мост между высшим и низшим умом. Оставшиеся четыре фундаментальные положения можно доверить человеку только тогда, когда низший ум перейдет под контроль высшего, или когда кватернер сольется с триадой. Три из 260] этих семи основ изложены в Прологе к «Тайной Доктрине»[100] и вместе с развивающейся концепцией психологии составляют три раскрытых и открывающуюся четвертую. Оставшиеся три основы являются эзотерическими и должны остаться таковыми до тех пор, когда человек возьмется за свое духовное развитие, выстроит мост между высшим и низшим умом, подготовит место для Света Бога в храме Соломона и направит свою деятельность на бескорыстную помощь эволюционным планам Логоса.

Когда эти качества займут главное место и когда человек докажет незыблемость своей воли служить, в его руки будет вложен ключ и он откроет метод, при помощи которого можно будет управлять электрическим импульсом, проявляющимся как теплота, свет и движение, и использовать его; он откроет источник начального импульса из внесистемных центров и обнаружит базовый ритм. Тогда, и только тогда, он станет по-настоящему разумным сотрудником и (выйдя из-под власти Закона в трех мирах) будет сам исполнять Закон в низших сферах.


1. Природа проявления

Имеются три важных вопроса, которые можно считать одним, поскольку все они относятся к одному предмету и связаны с фактом существования самой объективности, наделенной интеллектом. Наверно, проблема покажется не такой сложной, если перефразировать этот тройной вопрос и задать его, отнеся к микрокосмической объективности. Выразить его можно так:

Что такое мыслящий аспект человеческого существа? Почему его ум и ментальный процесс столь важны? Кто такой Мыслитель?

Человек по сути своей есть высшая Триада, проявляющаяся через постепенно развивающуюся форму, эгоическое, или каузальное, тело, и использующая низшую троичную личность как 261] средство контакта на трех низших планах. Цель всего этого проявления – развитие совершенного самосознания. Над Триадой находится Монада, или Отец на Небесах, который с физического плана видится человеку как точка абстракции. Монада находится по отношению к нему в положении Абсолюта в том же смысле, в каком недифференцированный Логос относится к троичной Троице, к трем Лицам логоического проявления. Это совершенно точное соответствие.

1. Монада.

2. Троичная Триада, Атма-Буддхи-Манас, или духовная воля, интуиция и высший ум.

3. Эгоическое, или каузальное, тело, место для проявления буддхического принципа. Это тело должно быть выстроено могуществом ума. Оно есть проявление трех.

4. Тройственная низшая природа, точка наиболее плотной объективности.

5. Тройственная низшая природа есть, по сути, кватернер – эфирный проводник, оживотворяющая жизнь, или прана, кама-манас и низший ум. Манас, или пятый принцип, создает связь между низшим и высшим.[101]

Таким образом, мы имеем: низшие четыре, высшие три, а также связь между ними – принцип ума. Семь здесь образуется в результате соединения трех и четырех, а еще один фактор дает восемь. Окончательная семерка будет видна после того, как соединятся Буддхи и Манас. В некоторых из наших оккультных книг давалось множество намеков на восьмую сферу. Я бы сказал, что в этом связующем факторе мыслящего ума скрывается ключ к тайне. Когда ум развивается чрезмерно и перестает соединять высшее и низшее, он формирует свою собственную сферу. Это самое большое несчастье, какое может постигнуть человеческую единицу.

262] Таким образом, имеем:

 

Монаду, микрокосмический абсолют.

Чистый Дух.

Единый и единственный.

 

Монадическую троицу.

 

Первый аспект.......................... Атма, или духовная Воля.

Второй аспект........................... Буддхи, или принцип Христа.

Третий аспект........................... Манас, или высший


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: