II. Определения манаса, или ума

1. Манас, как нам уже известно, это – пятый принцип.

Рассмотрим некоторые факторы и аналогии, которые стоит упомянуть в связи с ним.

Пятый принцип воплощает базовую вибрацию Пятого плана, как космического, так и системного. Определенный звук Логоического 310] Слова, достигая Ментального плана, вызывает вибрацию материи этого плана, пресекает ее склонность к рассеиванию, заставляет ее принимать сфероидальную форму и буквально выстраивает ее в тело, связная форма которого поддерживается могуществом Дэва-Сущности, Раджа–Владыки ментального плана. Точно такая же процедура происходила и на Космических уровнях, когда ТОТ, О КОМ НИЧЕГО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ СКАЗАНО, издал еще более мощный звук, и это вызвало вибрацию на Пятом Космическом плане. Активизировались некоторые Великие Сущности, в том числе и такие не самые значительные Существа, как наш Солнечный Логос и его группа.

Этот пятый принцип представляет собой отличительную окраску конкретной группы Солнечных Логосов на каузальном уровне Космического ментала, а также является оживотворяющим фактором Их Существования, причиной Их проявления посредством различных Солнечных систем и той великой Волей-Быть, которая приводит Их в объективность.

Манас был определен как Ум, или такая способность к логическому заключению и рассуждению, к рациональной активности, которая отличает человека от животного. Однако он является чем-то значительно большим, поскольку лежит в основе всякого проявления, и даже создание каждой оболочки амебы и различающая способность наинизшего атома, или клетки, пробуждаются умом того или иного рода. И только поняв, какое место эта различающая клетка или атом занимает в ее большей сфере, можно получить более или менее ясное представление о том, чем является в действительности эта связная, рациональная, вмещающая в себя ментальность.

2. Манас – это электричество [115].

Огонь Ума фундаментально является электричеством в его высших проявлениях, и не рассматривается как сила в материи. 311] Электричество в Солнечной системе проявляется в семи главных формах, которые можно определить следующим образом:

Электричество на Первом, Логоическом, или Божественном, плане демонстрируется как Воля-быть, базовый аспект той силы, которая в конечном итоге приводит в объективность. Если рассматривать его с космической точки зрения, то это тот начальный импульс, или вибрация, который эманирует из логоического каузального тела на Космическом ментальном плане и соприкасается с Первым космическим эфиром, или солнечным планом Ади.

На Монадическом плане электричество выражает себя как первое проявление формы, как то, что создает связность формы. Материя (электризованная «огнем трения») и электрический огонь Духа встречаются и соединяются, и возникает форма. Форма образуется как результат желания существовать, с появлением которого динамический огонь Воли трансмутируется в пылающий огонь Желания. Обращаю ваше внимание на два последние словосочетания, смысл которых можно также выразить в несколько иных терминах, а именно:

Динамическое электрическое проявление.

Пылающее электрическое проявление.

На Втором плане, Море электрического огня, которое характеризовало Первый план, трансформируется в Акашу, или горящую эфирную материю. Это план пылающего Солнца, подобно тому как Первый план – это план огненного тумана, или туманностей. 312] Эту идею легче понять, если иметь в виду, что мы говорим о Космическом физическом плане.

На Втором плане происходят определенные события, которые необходимо осознать более четко, хотя теоретически они уже известны.

Впервые появляется тепло, или пылающее излучение.

Появляется форма, и проступает сфероидальное очертание всего существования.

Впервые ощущается взаимодействие между полярными противоположностями.

Впервые наблюдается дифференциация – не только распознаваемая двойственность всех вещей, но дифференциация в существующем движении; распознаются две вибрации.

Начинают работать некоторые вибрационные факторы, такие как притяжение, отталкивание, различающее отторжение, связывающее присоединение и совокупное проявление форм, орбитальных движений и начало той таинственной тяги вниз, в материю, которая приводит к самой эволюции.

Начинают выражать себя первые семь проявлений логоического существования, и Три начинают свою работу с Четырьмя.

В эфирном теле Великой Космической Сущности, отражением которой является наш Солнечный Логос, начинают вибрировать семь колес, или эфирных центров, и становится видимой Ее жизненная активность.

Здесь мы рассматриваем проявления электричества на различных планах Космического физического плана, или наших семи планах Солнечной системы. Поэтому все, что существует в проявленном мире, фундаментально является физическим электричеством. Мы видели, что первичное проявление – это то, что оживотворило, окрасило и пропитало собой материю пространства, тем самым воплотив (в связи с логоическим проявлением) то, что соответствует жизненному теплу, активности и излучению 313] человеческого существа, проявляющегося на физическом плане Солнечной системы. Человеческое существо отличают определенные электрические феномены, однако из-за того, что их не рассматривают с точки зрения электричества, вышеупомянутая аналогия упускается из виду. К этим проявлениям относятся:

Во-первых, та связующая ЖИЗНЕННОСТЬ, что поддерживает вращение всего тела вокруг центральной единицы силы. Здесь надлежит помнить, что все проявление Солнечной системы состоит из эфирного тела и плотного тела Логоса.

Во-вторых, тот излучающий МАГНЕТИЗМ, что отличает человека и делает его активным в двух направлениях:

По отношению к материи, из которой состоят его проводники.

По отношению к единицам, образующим его группу.

В-третьих, та АКТИВНОСТЬ на физическом плане, которая приводит к надлежащему исполнению Воли и желания внутренней Сущности и которая является в человеке соответствием аспекту Брахмы.

Эти три электрических проявления: жизненность, магнетизм и фохатический импульс – действуют в Солнечном Логосе, Небесном Человеке и человеческом существе. Они являются объективными проявлениями психической природы, о которых (применительно к Солнечному Логосу, например) мы говорим как о качествах и называем их Волей, Мудростью, Активностью. Здесь следует отметить, что первые три плана Космического физического плана – Логоический, Монадический и Атмический – являются планами самыми главными. Это базовые планы, из которых эманируют четыре вторичных плана. Говоря другими словами, первые три Космических эфира в буквальном смысле воплощают те три Сущности, что известны нам как Махадэва, Вишну и Брахма. В подобном смысле эта Троица обретает наиболее полную объективность и в трех физических эфирах. Низшие четверо проявляются в ходе эволюции, однако затем в конечном итоге синтезируются в высшие три. Следует также помнить, что параллельно 314] всем процессам, проходящим на главных планах, на всех семи планах Солнечной системы идет процесс, связанный с электрическими явлениями в эфирной материи. Это можно наблюдать, например, на Ментальном плане применительно к Человеку. Теоретически можно легко представить абсорбцию каузальным телом всех обретенных способностей и прекращение, в результате этого, всякой вынужденной объективности в трех мирах по окончании периода синтеза. На других планах это не так очевидно. На Буддхическом плане Строители находящиеся на эволюционной дуге, или большая часть дэва-эволюции, проходит аналогичный синтез. На физическом плане происходит таинственный синтез, связанный с «духом Земли», или Планетарной сущностью, и первые три эфира связаны с ней определенным, пока мало понятным образом.

Подведем итог сказанному:

Во-первых, уравновешивание электрических проявлений, или достижение синтеза, в случае Человека происходит на трех высших уровнях Ментального плана.

Во-вторых, тот же процесс в отношении Небесного Человека протекает на трех высших подпланах Монадического плана. Если взглянуть на этот процесс в более широком смысле, то он проходит на трех главных планах – Атмическом, Буддхическом и Манасическом, подобно тому как в трех мирах человеческой эволюции – Физическом, Астральном и Ментальном – синтезирующий процесс осуществляется на высшем из этих планов.

В-третьих, в связи с Солнечным Логосом (если рассматривать синтез в Его Системе, а связь Его с космическим синтезом) местом, где происходит Его окончательная абсорбция, или удаление, являются три высших подплана Логоического плана; соответствующим образом задействованы три плана Логоической Троицы.

Надлежит тщательно усвоить, что мы рассматриваем электрическую материю и, следовательно, изучаем космическую эфирную субстанцию, поскольку вся материя в Системе неизбежно является эфирной. Таким образом, мы буквально имеем дело с 315] физическими явлениями на всех планах Системы. Во времени и в пространстве нас интересуют единицы различной полярности, которые в течение эволюционного процесса стремятся к единству, балансу, равновесию, или синтезу, и в итоге обретают его. Такое электрическое взаимодействие между обеими единицами производит то, что мы называем Светом, – то есть объективность. В ходе эволюции оно проявляется как тепло и магнетическое взаимодействие и является источником всего жизненного роста. Вслед за достижением желанной цели, соединением, или единением, достигаются один за другим еще два результата:

Во-первых, сближение обоих полюсов, или их слияние, создает яркое сияние, или излучение света.

Во-вторых, обскурация, или конечный распад материи вследствие интенсивного разогрева.

Это можно наблюдать в связи с человеком, Небесным Человеком и Солнечным Логосом и их телами объективности. Рассмотрим, как это происходит в случае с человеком. Итак, когда достигается соединение двух полярных противоположностей, проявляются три различных типа электрических явлений, и вспыхивает свет, освещающий каузальное тело, освещающий всю сутратму, или нить (буквально Путь), которая соединяет каузальный проводник с физическим мозгом. Затем происходит распад, или разрушение; каузальное тело исчезает в сиянии электрического огня, и истинный «Человек», или «Я», отделяется от тел трех миров. То же самое будет наблюдаться и в теле Небесного Человека, планетарной схеме, а также в теле Логоса, Солнечной системе.

Понять вышесказанное чрезвычайно трудно, поскольку нас неизбежно ограничивает отсутствие адекватных выражений, а я стараюсь разъяснить только главные идеи. В этом разделе мы исследуем главным образом электрическое проявление магнетизма, подобно тому как ранее мы кратко рассмотрели то же самое электрическое явление, проявляющееся как активность материи.

316] Итак, мы имеем:

1. Активность............ Электрическое проявление материи.
2. Магнетизм.............. Электрическое проявление формы.
3. Жизненность.......... Электрическое проявление существования.

Буквально, это (как указывала Е.П.Б.)[116] – огонь трения, солнечный огонь и электрический огонь.

Огонь трения – это электричество, оживляющее атомы материи, или субстанцию Солнечной системы; результатом его воздействия является:

– Сфероидальная форма всякого проявления.

– Присущее всем сферам тепло.

– Отделение всех атомов друг от друга.

Солнечный огонь – это электричество, оживляющее формы, или скопления атомов; результат его воздействия – это:

– Объединенные группы.

– Излучение от всех групп, или их магнетическое взаимодействие.

– Синтез формы.

Электрический огонь – это электричество, проявляющееся как жизненная энергия, или «воля-быть», какой-либо Сущности; он обнаруживается как:

– Абстрактное Бытие.

– Тьма (Непроявленное).

– Единство.

Как мы поняли, электрическое проявление на Первом плане вызывало начальную вибрацию, а на Втором плане его воздействие привело к возникновению архетипической формы всякого проявления, от Бога до человека, и до атома.

На Третьем плане, который является преимущественно планом Брахмы, эта электрическая сила выражает себя как интеллектуальная целеустремленность. Воля-быть и желаемая форма связаны между собой интеллектуальной целеустремленностью, лежащей в основе всего. Эта интеллектуальная целеустремленность, или активная воля, использующая форму как инструмент, подводит нас к самой трудной из метафизических проблем317] осознанию различия между волей и желанием. Здесь нет возможности обсуждать эту трудную тему. Укажем просто, что интеллект, или манас, является фундаментальным фактором как для воли, так и для желания, и это следует осознать. Проникающий принцип манаса, окрашивающий как аспект воли, так и аспект желания, вызывает большую путаницу у изучающих, и достичь ясного понимания можно, только если осознать, что:

Первое. Всякое проявление эманирует или электризуется с Космического ментального плана.

Второе. Универсальный Ум, или Божественный Мыслитель, является тем интеллектуальным Принципом, который проявляет себя как Воля-быть, Желание или Любовь-к-Бытию, и та Активная интеллектуальная целеустремленность, которая оживотворяет Солнечную систему.

Третье. Махадэва, или Божественная Воля, Вишну, аспект Мудрости, или проявленный «Сын Необходимости», и Брахма, или Активная целеустремленность, представляют собой совокупность интеллектуального сознания и (для проявленной Космической Сущности) являются тем, чем ментальное тело, тело желания и физическое тело являются для человека, Мыслителя в трех мирах, функционирующего в каузальном теле. Не следует забывать, что каузальное тело содержит три постоянных атома, или три сферы, воплощающие принципы интеллекта, желания и физической объективности. И всегда необходимо помнить об аналогии между троичным Логосом и троичным человеком – размышление над сходством между ними даст вам четкое представление. Человек – это единица, функционирующая в каузальном теле. Он является троичностью, которая функционирует, будучи обусловленной: аспектом воли, или ментальным телом; аспектом желания, или мудрости, то есть астральным телом; а также – аспектом активности, или физическим телом. Он электризует, или оживотворяет, все три тела, или аспекта, соединяя их в одно и обеспечивая – посредством Интеллекта, которым он и является, – связность действия, синхронность целеустремленности и синтетическое усилие.

318] Таким образом становится очевидно, что независимо от угла изучения троичный Логос (или его отражение, Микрокосм) посредством Манасического принципа интеллектуально собирает материю в форму и использует эту форму для воплощения воли, желания и достижения цели внутреннего Существования; этот принцип может быть обнаружен в основе всех трех аспектов.

Нет необходимости перечислять здесь различные троичности, которые могут быть выстроены на основе базового представления о Духе и Материи, связанных Интеллектом. Это уже много раз делалось. Я только хочу подчеркнуть, что основным качеством Логоса является ИНТЕЛЛЕКТ; что он проявляется как Воля, как Желание, или Мудрость, и как Активность; что основание этому создано той работой, которую эта Космическая Сущность совершила ранее, включая сюда и циклы, канувшие в прошлое даже с точки зрения Солнечного Логоса.

Итак, развитый манасический принцип является интеллектуальной целеустремленностью, которая создает единство на каждом плане Солнечной системы, а также связывает планы и подпланы. В конечном итоге этот принцип приведет к синтезу всех планов, и таким образом Космический физический план, как единое целое, подпадет под полный контроль той Космической Сущности, которая являет себя через троичное проявление, которое мы называем Солнечной системой, или логоическим телом.

На Третьем плане нашей Системы, интеллектуальный принцип проявляется как согласованная активность: системная, планетарная и монадическая, а также как тройная вибрация духа-материи-интеллекта, звучащая как тройственное Священное Слово или электричество, проявляющееся как звук.

Здесь мы сталкиваемся с любопытной последовательностью, или обратным порядком, зависящим от угла рассмотрения известных нам планов:

Электричество как вибрационный импульс. Оно вызывает скопление материи и ее активность в определенных границах, то есть ее пробуждение к активности внутри Солнечного «кольца-не-преступи». Это Первый слог Священного Слова.

319] Электричество как Свет порождает сфероидальную объективность. Это рождение Сына. Оно связано с произнесением Второго слога Священного Слова.[117]

Электричество как Звук. Здесь мы имеем завершенное Троичное Священное Слово.

На Четвертом плане электрическая сила проявляется как цвет. В этих четырех планах представлена фундаментальная концепция всякого проявления; все четыре имеют динамическое электрическое происхождение; все они в основе являются дифференциациями или следствиями импульса, эманирующего с Космического ментального плана и принимающего (для реализации интеллектуального Замысла) форму на Космическом физическом плане. Человек повторяет этот процесс в своем микроскопическом масштабе, имея дело только с тремя планами и проявляясь в объективности на Солнечном физическом плане. Это станет очевидно в будущем, когда наука окончательно придет к заключению, что:

1. Все физические явления (в том смысле, в каком мы понимаем этот термин) имеют электрическое происхождение и получают начальную Вибрацию на первом подплане физического плана.

320] 2. Свет физического плана имеет непосредственную связь со вторым эфиром, пользуясь им как посредником.

3. Звук действует через третий эфир.

4. Цвет имеет особую связь с четвертым эфиром.

Необходимо отметить, что при раскрытии чувств слух проявляется раньше зрения, как звук проявляется раньше цвета.

Нужно отметить также представляющую интерес аналогию между Четвертым космическим эфиром и четвертым эфиром на физическом плане Солнечной системы. Оба они находятся в процессе проявления, чтобы стать экзотерическими – один с точки зрения человека в трех мирах, а другой – с точки зрения Небесного Человека. Четвертый эфир исследуется учеными уже сейчас, и многое из того, что они утверждают, как относящееся к эфиру, атому, радию и первичному «протилу», на самом деле относится именно к четвертому эфиру. В конечном счете он будет описан научными формулами, и людям станут известны некоторые его свойства, сфера его влияния, а также то, как его можно использовать. Параллельно этому те продвинутые существа, которые как индивидуумы становятся способны понять свое место в теле Логоса планетарной схемы, постепенно постигают Буддхический план, план принципа Христа. Начинает ощущаться влияние Буддхического плана, и та электрическая сила, что является его специфической характеристикой; энергия этого плана начинает также оказывать конкретное воздействие на эгоические тела людей; подобным же образом в умах людей занимает свое законное место четвертый эфир Физического системного плана, а электрическая сила этого подплана уже приспосабливается и используется человеком в механических работах, на транспорте, для многих видов освещения и отопления. Приведенные ниже четыре области применения электричества:

321] 1. Для механических целей;

2. Для транспортировки;

3. Для освещения;

4. В лечении

– являются всего лишь широким применением на Физическом плане параллельно используемой буддхической электрической силы.

Здесь могут спросить, почему в первую очередь именно о цвете говорится, как о буддхическом проявлении электричества? Мы употребляем слово «цвет» в его первоначальном основном значении – как «то, что покрывает, вуалирует». Цвет покрывает собой семеричную дифференциацию логоического проявления, а с точки зрения человека в трех мирах он может быть увиден в своем истинном виде только на Буддхическом плане. Любое огненное и электрическое проявление становится видимым, проявляя семь цветов.

Еще одно соответствие между Четвертым космическим эфиром и четвертым физическим эфиром заключается в том, что оба задействованы главным образом в работе великих строителей, если иметь в виду, что эти строители выстраивают истинное тело Логоса в эфирной материи. Плотный физический проводник – не столько результат их работы, сколько результат встречи семи потоков силы, или электричества, вызывающей то видимое сгущение материи, которое мы называем плотными физическими планами (тремя низшими подпланами). Это видимое сгущение есть, в конечном итоге, всего лишь повышенная электронная активность, или энергия массы отрицательных атомов, ожидающих стимуляции со стороны определенного числа положительных атомов. Это следует усвоить. Работа эволюции основана на двух методах и проявляется как:

Инволюция, при которой преобладают отрицательные электроны материи. Процентное содержание этих «женских» электронов есть один из секретов посвящения, и на инволюционной стадии оно настолько велико, что становится очевидным малое 322] количество положительных атомов, которые настолько редки, что служат лишь для поддержания целостности массы.

Эволюция, при которой благодаря действию манаса эти отрицательные атомы стимулируются и либо выпадают обратно в центральный электрический резервуар, либо сливаются со своим противоположным полюсом и, как следствие, также исчезают. Это приводит к:

Синтезу.

Однородности.

Разреженности вместо плотности материи. Четвертый космический эфир, буддхический, является планом воздуха, а для трех миров – также планом абсорбции. Такое разрежение плотной материи (какой мы ее знаем) просто означает, что по завершении эволюционного процесса она будет трансмутирована и, с нашей точки зрения, станет практически несуществующей. Все, что останется, – это положительные атомы, или определенные вихри силы, которые, поглотив отрицательные, проявятся в виде электрических явлений, неизвестных человеку с его нынешним уровнем знаний. Такие вихри будут характеризоваться:

1. Интенсивной вибрационной активностью.

2. Преобладанием одного определенного цвета, в зависимости от качества эфирного проявления и его источника.

3. Отталкиванием всех тел со сходной частотой вибрации и полярностью. В конце эволюции они утратят качество притяжения, поскольку нечему будет притягиваться.

В течение эволюции в каждой планетарной схеме этих вихрей будет семь. Позднее, в период обскурации, три вихря сблизятся со своими мужскими полюсами, и в конечном итоге останется только один. Тот же процесс можно наблюдать в человеке в отношении его семи центров во время процесса посвящения. Сначала 323] центров семь, затем три верхних в результате электрического взаимодействия поглощают четыре нижних. Помните, что рассмотрение сейчас идет только с точки зрения нашего нынешнего рассуждения. Наконец, остается один головной центр, поскольку он является положительным полюсом для всех остальных.

Вопрос электрической полярности центров – один из по-настоящему трудных, однако пока лишь очень немногое разрешено раскрыть в этой теме. Хотя, можно без риска указать на то, что органы воспроизводства представляют собой отрицательный полюс по отношению к горловому центру, как и солнечное сплетение – по отношению к сердцу. Последовательность развития центров, тип и цвет Луча в соединении с тем фактом, что в течение некоторых стадий эволюционного процесса разные центры (такие как основание позвоночника) являются положительными по отношению ко всем остальным, не исключая даже головного центра, делают эту тему чрезвычайно сложной. Точно так же одни планетарные схемы являются положительными, а другие – отрицательными; из схем три являются двойственными – как отрицательными, так и положительными. То же самое можно сказать о Солнечной системе и, что достаточно любопытно, о самих планах. Например, Земная схема временно характеризуется положительной полярностью, основывающейся на типе воплощения, в котором наш конкретный Небесный Человек находится сейчас на нашей планете. То есть имеется в виду, что Небесные Люди, как и обычные люди, проходят мужские и женские воплощения, если рассматривать весь этот предмет под углом электрической полярности, а не пола, как эта полярность воспринимается в отношении физического тела.

Венера поляризована отрицательно, и поэтому стала возможной таинственная абсорбция Землей венерианской силы. Аналогия с полами может помочь пролить свет на эту загадку. Кармическая связь между обоими Небесными Людьми – одного в положительном воплощении, другого в отрицательном – привела к отработке старого долга и планетному союзу. Когда в лемурийские времена два этих противоположных полюса произвели электрическое соединение,во множестве больших групп рода человеческого 324] вспыхнул Свет. Потребовалась совместная работа обоих Небесных Людей на буддхических уровнях (Четвертом космическом эфире), чтобы вызвать вспышку света манаса в каузальных группах на пятом газообразном подплане Космического физического плана, Ментальном плане Солнечной системы. Вспомните, что, как указывалось ранее, большинство людей сознательно функционируют на пятых подпланах трех планов в трех мирах. У них начинает функционировать пятый принцип, хотя пока лишь в той мере, в какой он позволяет поддерживать их в контакте с электрической силой, струящейся с Четвертого космического эфира вниз, в следующий подплан Космического физического плана.

Следует иметь в виду, что каждый план и каждый численно соответствующий ему подплан остальных планов воплощают один и тот же тип силы и, следовательно, они одной полярности.

К тому же, как мы уже знаем, Астральный и Буддхический планы связаны между собой – Астральный отрицателен по отношению к Буддхическому. Когда будет познана полярность различных планов, когда станет понятной полярность подпланов, а также будет усвоено взаимодействие между ними и соответствующими Космическими планами, только тогда человек сможет стать свободным. Именно тогда, но не ранее. Когда полярность эфиров по отношению друг к другу и их связь с целым будут поняты, человеческая эволюция последует своим путем. Учитель разрешил проблему электрических явлений в трех мирах, отсюда и его свобода. Далее, когда соотношение между отрицательной формой и положительным Духом будет усвоено и их совместная связь с Космическими Сущностями, обитающими во всей Системе, будет в какой-то мере постигнута, будет достигнуто и групповое освобождение.

325] Исследованию этого сложного вопроса можетпомочь напоминание о том, что человек в сущности своей положителен, тогда как его проводники отрицательны; он, следовательно, является центральной единицей положительного электричества, которая притягивает и удерживает атомы противоположной полярности. Когда он соединил и слил оба полюса и проявил за время конкретного воплощения свет в определенном количестве (количество это устанавливается Эго перед воплощением), то наступает обскурация. Электрическое проявление сжигает и разрушает посредника, и свет гаснет; наступает то, что мы называем физической смертью, так как электрический ток сжигает то, что вызывало объективность, то, что сияло. Давайте распространим эту идею дальше и осознаем, что единицы, называемые людьми (которые положительны по отношению к собственным проводникам), – это лишь отрицательные клетки в теле Небесного Человека и удерживаются внутри сферы Его влияния силой Его электрической жизни. Вспомните также, что Небесные Люди положительны по отношению к меньшим жизням, но, в свою очередь, отрицательны по отношению к бoльшей вмещающей их Жизни.

Здесь снова демонстрируется истинность учения, данного Е.П.Б..

Электрический Огонь. Положительный. Дух
Огонь Трения............... Отрицательный.. Материя
Солнечный Огонь........ Свет.................... Первый и второй сливаются и тем самым производят объективное сияние

Таким образом, мы рассмотрели вопрос электрического происхождения всех проявлений в связи с четырьмя высшими подпланами Солнечной системы – теми четырьмя планами, что являются четырьмя Космическими эфирами и, следовательно, образуют тело объективности Небесного Человека в точно таком же смысле, в каком четыре физических эфира Солнечной системы образуют эфирное тело человека. Я повторил здесь этот факт, так как его важность до сих пор не понята средними учениками-оккультистами, однако будучи осознан, он удивительным 326] образом поможет уяснить весь предмет планетной эволюции. А теперь мы переходим к трем планам, на которых функционирует человек, то есть к газообразному, жидкому и плотному подпланам Космического физического плана.

Тема акаши станет значительно ясней, когда экзотерическая наука углубит свои познания об эфирах. Когда станет доступным знание о четырех типах эфиров, когда будет осознано их вибрационное действие и станут известны подробности относительно их состава, использования, светоносной способности, а также когда откроются различные аспекты, в которых их можно изучать, тогда придет и параллельное знание о четырех соответствующих Космических эфирах. Что касается последних, то многое может быть выведено из уже известных сведениях о четырех солнечных физических эфирах.

Например, четвертый эфир (который даже в наши дни ученые только начинают, так сказать, «открывать») на нынешней стадии характеризуется несколькими признаками. Кратко перечислю некоторые из них:

а) Это тот эфир, которым фиолетовый Луч пользуется как посредником.

б) Четвертый эфир – это то, из чего создано большинство эфирных тел людей.

в) Четвертый эфир является в большинстве случаев главной сферой влияния «дэв теней», или тех фиолетовых дэв, которые тесно связаны с физической эволюцией человека.

г) Это та эфирная сфера, в которой несколько позднее соприкоснутся человеческая и дэва эволюции.

д) Из этой четвертой эфирной сферы производится сотворение плотных физических тел.

е) Это сфера физической индивидуализации. Только тогда, когда животное, проходящее процесс индивидуализации, стало полностью ощущающим на этом подплане Физического плана, появилась возможность скоординировать соответствующие сферы на Астральном и Ментальном планах и посредством этой тройственной координации сделать необходимые шаги, которые позволили бы кватернеру преуспеть в попытках приблизиться к Триаде.

327] ж) Четвертый эфир в нынешнем Четвертом круге и нынешней Четвертой цепи должен быть полностью освоен и взят под контроль Человеческой Иерархией, Четвертой творческой иерархией. Каждая единица рода человеческого должна добиться этого контроля до конца нынешнего круга.

з) Это та сфера, в которой проходят посвящения порога и вступают в пять посвящений Физического плана.

К этому списку можно было бы добавить еще многое, однако я хотел указать только на то, что имеет соответствие на Буддхическом плане – Четвертом космическом эфире. Следует помнить, что наш Физический план с его подпланами имеет аналогию с Космическим физическим планом.

Космический физический план

1. Ади........................... Первый................. космический эфир 1. Атомный............. подплан Первый эфир
2. Монадический...... Второй................. космический эфир 2. Субатомный...... Второй эфир
3.Атмический............. Третий.................. космический эфир 3. Сверхэфирный.. Третий эфир
4. Буддхический........ Четвертый......... космический эфир 4. Эфирный............. Четвертый эфир
5. Ментальный.......... Космический...... газообразный 5. Газообразный  
6. Астральный........... Космический...... жидкий 6. Жидкий  
7. Физический............ Космический...... плотный 7. Плотный физический  

Солнечный физический план сохраняет аналогию с основными планами и может быть отражен, как показано ниже:


Солнечный физический план

Первый подплан....... Атомный............ первый эфир........... физический ади
Второй подплан....... Субатомный..... второй эфир............ физический анупадака
Третий подплан........ Сверхэфирный.. третий эфир............ физический атмический
Четвертый подплан.. Эфирный............ четвертый эфир.... физический буддхический
Пятый подплан......... Газообразный …   физический ментальный
Шестой подплан....... Жидкий..............   физический астральный
Седьмой подплан..... Плотный............   физический плотный

 

328] Как на Космическом, так и на Солнечном физических планах план Буддхи – это всегда план единения, или места встречи, различий и их слияния не в фундаментальное, но в групповое единство. Обусловлено это тем, что Буддхический план больше всего связан с эволюцией Небесных Людей. Поэтому то, что сказано о Четвертом физическом эфире, можно отнести и к Четвертому космическому эфиру и найти аналогию этому на Буддхическом плане. Например, место фиолетового в спектре имеет первостепенное значение для больших циклов и знаменует конец цикла и начало нового. Буддхический план, по преимуществу, это план фиолетового, хотя в нем находят место все цвета; Владыка Луча Церемониальной Магии, который воплощает Фиолетовый Луч, или иерархию, обладает особой связью с Буддхическим планом. Следует иметь в виду, что каждый Планетарный Логос работает преимущественно на одном из семи планов. Из этого можно заключить, что влияние каждого из Них находит свою линию наименьшего сопротивления на каком-то одном плане, хотя и распространяется на все планы.

Если отнести наше второе утверждение относительно эфирного состава тел людей, к телам Небесных Людей, можно обнаружить, что, подобно тому как большинство человеческих эфирных тел построено из материи четвертого эфира, так и эфирные проводники четырех Небесных Людей составлены из этого Четвертого космического эфира (буддхической материи).

Далее, две великие эволюции (человеческая и дэва) обретают свое групповое единство на Буддхическом плане, и части обеих иерархий соединяются, образуя тело божественного Гермафродита.[118] [119] До этого слияния, в некоторых конкретных точках они 329] могут временно приближаться друг к другу. Но на Буддхическом плане происходит явное и устойчивое соединение. На этом плане «дэвы теней», задействованные в строительстве планетарной схемы, исполняют свою работу, – последняя движется параллельно работе над эфирным телом человека, совершаемой в трех мирах меньшими строителями. Так выявляются аналогии, ибо Закон Подобия соблюдается всегда; но всегда надлежит помнить, что эта аналогия имеет психическую природу и проявляется в работе, активности и качестве, а не в буквальном тождестве формы.

Со временем работа Небесных Людей в космических эфирных сферах будет лучше понята, и ей будут оказывать разумную помощь те меньшие умы, которые, благодаря изучению физических эфиров, в конечном счете овладеют ключом к большему проявлению. Наука – служанка Мудрости, открывающая дверь к тем беспредельным космическим просторам, где находятся более обширные Умы, которые манипулируют материей высших планов, придавая ей желаемую форму и являясь причиной образуемых при этом вибраций, ощущающихся в самых дальних пределах солнечного «кольца-не-преступи». Тогда все меньшие жизни и все более плотные материалы автоматически привлекаются и направляются в нужные каналы и формы. Вибрация, или начальная активность; свет, или активность, принимающая форму и оживотворяющая форму; звук, основа дифференциации и источник эволюционного процесса; и цвет, семеричная дифференциация, – вот совершающаяся работа. Мы обсуждали эту четверку в связи с Солнечным Логосом, а также в связи с работой Небесного Человека и Человека, человеческой Монады.

Изучающие должны бы помнить еще одно положение, которое часто забывается, а именно, что каждый план можно рассматривать и разделять двумя способами:

Во-первых, семь подпланов могут быть разделены на три высших, 330] или абстрактных, плана и четыре низших, или конкретных, плана. Такое разделение – наиболее удачное и метафизическое, так как воплощает всю идею «Я», «не-Я» и Ума вместе с их синтезом, который производит объективную вселенную, будь то Солнечная система, планетарная схема или человеческое воплощение. Применительно к Логосу оно было исчерпывающе обсуждено в первом томе «Тайной Доктрины», где Е.П.Б. замечательно рассмотрела работу Отца и Матери по созданию Сына благодаря сознательному разумному сотрудничеству.

Применительно к человеку этот пункт можно легче усвоить, если каузальное тело на трех абстрактных уровнях Ментального плана рассматривать в связи с четырьмя низшими, или конкретными, уровнями, откуда эманирует проявление.

Во-вторых, выделяя в семи подпланах те же самые три высшие и считая четвертый как подплан встречи, или единения, а три низших рассматривая как подпланы приложения усилий. Такое разделение касается главным образом человека.

Позднее станет очевидно, что оба эти разделения существуют на каждом плане Системы и имеют своим источником электрическую силу, которая проявляется по-разному на каждом плане, но действует на всех планах по трем законам: Притяжения и Отталкивания, Экономии и Синтеза. Три низших плана или подплана подчиняются, главным образом, Закону Экономии; план встречи, или единения, подчиняется фазе Закона Притяжения. Конечно, параллельно им в течение эволюции действуют и их противоположности, являющие себя как Рассеяние, Отталкивание и Дифференциация.

Таким образом, вопрос об электрическом проявлении акаши на семи планах следует рассматривать в трех его главных разделах, затем, план за планом, в семеричной последовательности, и 331] наконец, как сорок девять огней. При этом надо помнить, что предмет еще более усложняется фактором времени, которое на разных стадиях помещает эти сорок девять огней в разные сферы влияния и под действие трех Законов космоса. Так один и тот же огонь в разные периоды выражает себя как конструктивный свет или же, в результате выгорания, обусловливает окончательную обскурацию.

О проявлении электричества на Ментальном, Астральном и Физическом планах мы здесь распространяться более не будем, так как позднее нам предстоит обсудить эту тему со всей возможной полнотой. Достаточно лишь упомянуть, что здесь действует тот же самый Закон, и то, что говорилось о Небесном Человеке на его собственных планах, верно и для человека на четырех низших планах. Итак:

Солнечный Логос

1. Электрическая вибрация............... логоический план, или ади.

2. Электрический свет......................... монадический план, или анупадака.

3. Электрический звук........................ план атмы.

4. Электрический цвет......................... план буддхи.

Небесный Человек

1. Электрическая вибрация............... монадический план.

2. Электрический свет......................... план атмы.

3. Электрический звук........................ план буддхи.

4. Электрический цвет......................... ментальный план.

Человек

1. Электрическая вибрация............... буддхический план.

2. Электрический свет......................... ментальный план.

3. Электрический звук........................ астральный план.

4. Электрический цвет......................... физический план.

 

Следует помнить, что ранее мы имели дело с Логосом и с Небесными Людьми как составными частями Его тела проявления. 332] В вышеприведенной таблице мы разбираем их в отдельности, и надо отметить, что проявление групп каузальных тел на Ментальном плане является цветовым проявлением Небесного Человека и его низшей точкой объективности. Низшая точка объективности человека находится на пятом подплане Физического плана, поскольку жидкий и плотный подпланы не считаются принципами, так же как Космические жидкий и плотный (системные астральный и физический) планы не считаются принципами у Небесного Человека.

Как мы знаем, манас, или ум, является пятым принципом, или базовой вибрацией Космического ментального плана, пятого плана. Таким образом, именно импульс, исходящий с каузальных уровней Космического ментального плана, вовлек нашего Солнечного Логоса в проявление подобно тому, как сила, приводящая в воплощение человека, эманирует из каузального тела человека на Ментальном плане Солнечной системы. Мы видели также, что манас – это тот дар различения, который оживотворяет всю субстанцию, а также – электрический огонь Системы, проявляющийся как притяжение и отталкивание, включая сюда все, что связано с этими двумя понятиями. В самом широком смысле Законы Экономии и Синтеза – это лишь подразделы того же самого Космического Закона, проявлениями которого являются и Притяжение, и Отталкивание. Этот Космический Закон, проявляющийся в такой тройственной форме, может (за отсутствием лучшего термина) быть назван Законом Бытия. Суть этого Закона настолько непостижима для конечного ума человека, который может лишь отчасти ощутить ее через три вышеупомянутых подраздела.

3. Манас является тем, что создает связность.

Мы подошли к третьему определению: Манасический принцип – это, прежде всего прочего, то связующее нечто, что позволяет Сущности (Логосу, Небесному Человеку или человеку) действовать:

а) Через форму и, тем самым, существовать.

333] б) Посредством постепенного развития, или циклической эволюции.

в) На тех планах, которые для данной сущности являются полем жизненной битвы и полем обретения опыта.

г) Методом проявления, представляющим собой постепенный рост от неясного далекого рассвета через все возрастающее великолепие света до лучезарного сияния, затем, через постепенно сгущающиеся сумерки, – до конечной обскурации. Рассвет, день, полдень, сумерки, ночь – таков распорядок для Логоса, для планетарного Логоса и для человека.

Если внимательно проанализировать эти четыре пункта, то обнаружится, что они вполне понятны и представляют собой четыре средства, доступные человеку нынешнего Четвертого круга.

Человек рассматривает себя как синтетическую совокупность физического тела, эмоциональной природы и ментальности, однако осознает, что является чем-то большим, чем эти три, и считает себя использующим форму, эмоции и ментальность, поддерживающим их в связном состоянии так, что сам является неким целым. Планетарный Логос подобным образом делает то же самое, с одним лишь отличием: манас для него не служит посредником, при помощи которого Логос становится связным целым. Поскольку он находится на более продвинутой стадии развития, то доминирующим фактором для него является мудрость. Солнечный Логос посредством Воли добивается того, чего Планетарный Логос добивается посредством мудрости, или буддхи, а человек (в своем малом масштабе)посредством манаса. Тем не менее, поскольку и планетарный Логос, и человек являются лишь частями большего целого, электрический огонь воли пронизывает также и их, сливаясь с солнечным огнем буддхи и разжигая огни материи. Следует помнить, что всех этих дифференциаций с логоической точки зрения не существует – они применимы 334] только к меньшим телам, включенным в солнечное «кольцо-не-преступи».

Человек является связной единицей в объективном проявлении в течении очень коротких периодов на Физическом плане только потому, что он пока еще действует посредством манаса, а не мудрости. Потому его циклы быстро пробегают, проходя, как вспышка в ночи. Планетарный Логос, который является совершенным манасом и действует посредством мудрости, имеет более долгие циклы и, если смотреть с человеческой точки зрения, его циклы длятся эонами; его жизнь является основой сравнительной долговечности эгоических циклов человека. Цикл объективного проявления Солнечного Логоса длится в течение большей Махаманвантары, или солнечного цикла, поскольку основан на воле так же, как на мудрости и манасе. Поэтому становится очевидно, что:

а) Манас, или интеллект, является основой индивидуального проявления человека.

б) Мудрость, или буддхи, является основой группового проявления Небесного Человека.

в) Воля является основой Единой Жизни, синтезирующей все группы.

Таким образом, изучая Огонь Ума, следует помнить: он является тем, что человек развивает и с чем учится работать, но также и тем, что Небесный Человек развил в предыдущей Системе; Действие Огня Ума для Небесного Человека столь же автоматическое, как и подсознательная деятельность физических органов человека.

4. Манас является ключом к пятому царству природы

Манас можно также определить как ключ к той двери, через которую входят в пятое царство природы – духовное царство. В каждое из пяти царств входят при помощи своего ключа; что касается первых двух царств, минерального и растительного, – ключ, или метод, благодаря которому жизнь переходит из них в более высокое царство, настолько непостижим для человека на 335] его нынешней стадии интеллектуального понимания, что мы не будем задерживаться на его рассмотрении. В отношении животного царства можно сообщить, что ключ, открывающий проход из него в человеческое царство, – это инстинкт. Этот инстинкт на конечных стадиях животной эволюции, по мере отделения животного от групповой души,[120] трансмутируется в ментальность, или в тот зачаточный ум, который дремлет в животном-человеке и которому просто нужна была стимулирующая вибрация, исходящая от Первичного Земли*, чтобы развиться в нечто определенно человеческое. Мы должны постоянно помнить о том, что метод индивидуализации на нашем глобусе был не таким, как на других, и что многие из нынешних продвинутых единиц человечества индивидуализировались нормально благодаря движущей силе самой эволюции. Они обрели (если подыскивать выражения, настолько близкие к теме огня, насколько это возможно) свой противоположный электрический полюс при помощи животного инстинкта, и в результате соединения обоих полюсов образовалось человеческое существо – соединение трех огней в каузальном проводнике.

Человек переходит в пятое царство после трансмутации различающей способности ума, которая – как и при индивидуализации животного – на определенной стадии вызывает духовную индивидуализацию, соответствующую на высших уровнях той, что происходила в лемурийские времена. Итак, имеются:

Инстинкт.................. Ключ перехода из животного в человеческое царство, или из третьего в четвертое.
Манас....................... Ключ перехода из человеческого в духовное царство, или из четвертого царства в пятое.

336] Выше мы проследить не можем – преобразование манаса еще продолжается, и предстоит еще многое сделать.

5. Манас является синтезом пяти Лучей

Можно дать еще одно определение, хотя его сложность, возможно, вызовет у изучающего лишь замешательство.

Манасэто объединенная способность четырех из Небесных Людей, синтезируемая через пятого Небесного Человека на третьем плане Системы. Эти пять Небесных Людей были логоическим воплощением в предыдущей Системе и достигли полноты манасической жизни. Именно их синтетическая жизнь имеется в виду в первую очередь, когда мы говорим о Брахме – той Космической Сущности, которая является совокупностью логоического активного интеллекта. Из-за отсутствия лучших определений мы называем их Владыками четырех малых Лучей, которые достигают синтеза при помощи Третьего Луча Активности. В попытке выразить принципы, которые они воплощают, им присвоены следующие имена:

1. Владыка Церемониальной Магии.

2. Владыка Абстрактного Идеализма, или Преданности.

3. Владыка Конкретной Науки.

4. Владыка Гармонии и Искусства.

Эти четверо функционируют через Четвертый космический эфир, и их проводники состоят из буддхической материи. Они вливаются в б о льшую жизнь Владыки Третьего Луча Аспекта на атмических уровнях, и все четверо (вместе с единым синтезирующим Лучом) являются совокупностью манасической энергии. Они – жизнь пяти низших планов. Они – пять Кумар, и вместе с еще двумя составляют семь Кумар, или Строителей Вселенной; эти пять были названы пятью Умом-рожденными Сынами Брахмы[121]. Манас, следовательно, является психическим следствием их единой групповой работы, проявляющийся по-разному, в зависимости от задействованных единиц, оживотворяемых форм 337] и задействованных планов. Они проявляют себя преимущественно на пяти низших подпланах каждого плана, и это нужно помнить в связи с главными посвящениями манаса. Тем не менее, поскольку они являются совокупностью Третьего аспекта, или аспекта Брахмы, главная сфера их влияния находится в низшем, или третьем, отделе проявленной Вселенной, или на Ментальном, Астральном и Физическом планах.

Предлагаю вам изучить тройное разделение главных планов Системы, которое будет весьма полезно для серьезно изучающих оккультизм.

Первый Логос......... Махадэва.. Аспект Воли................ Первый план
Второй Логос......... Вишну........ Аспект Мудрости....... Второй, третий, четвертый планы
Третий Логос.......... Брахма....... Аспект Интеллекта.... Пятый, шестой, седьмой планы

В этих пяти определениях манаса мы дали пищу для размышлений и на многое намекнули тем, кто имеет уши, чтобы слышать. Можно было бы многое еще сказать и объяснить, но наша цель – побудить изучающих думать самостоятельно, и мы стремимся к тому, чтобы они формулировали идеи собственными словами.

6. Манас – это интеллектуальная воля, или цель существования

В конечном итоге манас можно определить как интеллектуальную волю и упорядоченную целеустремленность каждого самосознательного существа. Я убедительно прошу изучающих помнить некоторые основные факты, которые помогут вам ясно мыслить и осознать место, которое огонь ума занимает в Космосе и Солнечной системе, а также (излишне говорить) и в вашей жизни – отражении этих двух.

Следует постоянно помнить, что манас – это принцип Логоса, 338] и поэтому он непременно ощущается во всех эволюциях, являющихся частью Его природы, однако он особенно связан с горловым и головным центрами; это тот активный интеллектуальный фактор, что дает возможность Солнечному Логосу, Планетарному Логосу, или Небесному Человеку, и человеческому существу:

а) Интеллектуально использовать форму, или проводник;

б) Встроить способность в каузальное тело;

в) Пожинать плоды опыта;

г) Расширять сознание;

д) Продвигаться к определенной цели;

е) Различать между двумя полюсами;

ж) Выбирать направление своей деятельности;

з) Совершенствовать форму, а также использовать ее;

и) Добиваться контроля над активной субстанцией и направлять ее силы в желаемые каналы;

к) Координировать различные уровни материи и синтезировать используемые формы до тех пор, пока каждая из них и они все вместе не проявят единодушие в действии и в выражении воли Обитателя.

Все эти задачи – результат манасического развития, и, возможно, изучающий лучше усвоит находящуюся за этим идею, если осознает, что

а) Дух использует манас во всем, что имеет отношение к материи, электрической субстанции или активной акаше;

б) Дух использует буддхи во всем, что связано с психэ, мировой душой, душой индивидуума, душой каждой формы;

в) Дух использует волю, или атму, во всем, что относится к сущности всего, к нему самому, если рассматривать сущность и «Я» как чистый Дух, в отличие от духа-материи.

В первом случае отличительным качеством Манаса является Различение, позволяющее Духу различать между:

339] 1. «Я» и «не-Я».

2. Духом и материей.

3. Планами и подпланами.

4. Разными видами атомной материи в Системе.

5. Вибрациями, порожденными Волей, которая действует посредством Любви-Мудрости, и энергетизирующими субстанцию.

6. Всем, что связно с любого рода формами и с любым типом существования.

Во втором случае отличительным качеством Буддхического принципа служит Любовь, и он проявляется как Мудрость, действующая посредством Любви и обеспечивающая:

1. Единство между всеми «Я».

2. Групповую целостность.

3. Качества, определенно соответствующие тому, что мы называем любовью.

4. Эффективную работу, связанную с эволюцией или основами иерархической работы.

В третьем случае Дух использует волевой аспект, или атму (в человеке), отличительной чертой которой является та связующая сила, что всегда имеет в виду стремление к цели сущности, осуществляя ее через любовь в реальной форме.

Я указал на эти отличительные черты, чтобы яснее обрисовать изучающему диапазон действия, а также и ограничения активного ментального принципа. В Зале Неведения развивается накопительная сторона манаса, его способность хранить и приобретать знания и информацию. Человек, например, узнает, как учитывать факты, и устанавливает вибрации, которые интеллектуально разумно применяться. Здесь проявляет себя собирательная сторона этого принципа. В Зале Учения развивается различающая сторона, и человек учится не только выбирать, но и отвергать, и начинает 340] интеллектуально соединять оба полюса. В Зале Мудрости он тоже отвергает, и уже в совершенстве сочетает оба полюса, создавая то объективное нечто, что мы называем светом. В этом проявляется просветляющая сторона манаса. Человек становится интеллектуальным творцом, и к тому времени, когда он принимает четыре главных посвящения, он:

1. В совершенстве развивает аспект Брахмы, который, как указывалось, функционирует главным образом в трех мирах. Это активный интеллектуальный аспект.

2. Достигает точки развития, с которой Небесный Человек, Божественный Манасапутра, начал нынешний цикл проявления, называемый нами Солнечной системой.

3. Преобразует манас в мудрость, или любовь.

4. Синтезирует Лучи Активности, или Интеллекта, и переводит этот синтез в более высокий – синтез любви-мудрости.

Подведем итог в терминах огня: Огонь материи воссиял в совершенстве, и вибрационная активность человека синхронизировалась с вибрационной активностью Небесного Человека, тем самым позволяя человеку сознательно функционировать, или быть жизненно активным, на Буддхическом плане.

Огонь ума слился с огнем материи и стимулировал его до такой степени, что привел к освобождению сущности – человека – от трех миров и оккультно «удалил» его проявление с трех планов точно так же, как «затухает» (в оккультном смысле) проявление Логоса, когда огни достаточно сильны. Что касается огня Духа, или чистого электрического огня, то он в конечном счете синтезируется с двумя другими и обуславливает удаление жизни на другой космический план.

341] Человек

а) Соединение огня материи с огнем ума освобождает от трех миров.

б) Соединение электрического огня с двумя другими огнями приводит к освобождению из пяти низших планов и позволяет человеку сознательно функционировать на Космическом физическом плане.

Небесный Человек

а) Соединение огня материи с огнем ума освобождает из трех планов Его проявления.

б) Соединение электрического огня с двумя другими приводит к выходу из планетарного «кольца-не-преступи», позволяя ему сознательно функционировать на Космическом астральном плане.

Солнечный Логос

а) Соединение огня материи с огнем ума освобождает Его из солнечного «кольца-не-преступи» и дает ему свободу от Космических физического, астрального и низших подпланов Космического ментального плана.

б) Соединение электрического огня с двумя другими позволяет ему сознательно функционировать в своем каузальном теле – также как это делает Человек в трех мирах.


343]

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

Раздел Б

МАНАС КАК КОСМИЧЕСКИЙ,

СИСТЕМНЫЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ФАКТОР


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: