I. Происхождение Манаса, или Ума

Космический манас

А. Процесс индивидуализации

Б. Метод посвящения

Планетарный манас

А. Сознание и существование

Б. Воля и упорядоченная целеустремленность

Человеческий манас

А. Человек и Планетарный Логос

Б. Логос нашей схемы

В. Венера и Земная цепь

Манас и Земная цепь

А. Земная цепь и воплощающиеся Монады

Б. Четвертое царство и Иерархия

В. Пророчество

Г. Итог

II. Положение Манаса

Манас и Карма

Манас и кармическая цель

III. Нынешний уровень манасического развития

1. На планетах

В Системе

На Земле


IV. Будущее Манаса

Характеристики Манаса

А. Различение

Б. Упорядоченная активность

В. Приспособляемость

Развитие человеческого ума

А. Воздействие Лучей

Б. Животные, люди и Лучи

В. Типы Кармы

Манас в заключительных кругах

А. Процесс трансмутации

Б. Синтез

I. Происхождение манаса, или ума

343] То, о чем здесь идет речь (если рассматривать эти три фактора по порядку), – это огонь ума в связи с Солнечным Логосом. Ранее уже говорилось, что ум Небесного Человека был уже развит, и, следовательно, то же самое можно утверждать и о Солнечном Логосе, а именно, что его основной характеристикой является космический ум, или пятый принцип, который Он довел до совершенства в прежней Системе. А теперь перейдем к первому подразделу:

1. Космический Манас

Откуда приходит этот огонь? Где возникает его жизненное тепло, или вибрационная активность, которая является главной характеристикой всех постижимых Существ? Насколько далеко назад возможно это проследить? Можно ли найти его источник? Что это за нисходящий огонь, который оживотворяет тьму материи?

а) Процесс индивидуализации. Возможно, нам будет проще ответить на эти вопросы, если мы рассмотрим проблему ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ, или процесса интеллектуального самоосознания, которое столь поразительно отличает людей от животных. При индивидуализации два полюса сближаются, и при их соединении изливается свет, озаряя пещеру материи и освещая путь, который должен проложить Странник при возвращении к своему источнику.


345]
Эта излучение создает у человека:

- Самоосознание.

- Стремление к цели.

- Отдельность от всех других индивидуализированных «Я», или сфер.

- Доминирование сознания.

- Способность к развитию.

- Способность «сиять все ярче и ярче, пока день не станет совершенным»[122].

Это в равной мере верно как для Солнечного Логоса, так и для Небесного Человека.

Индивидуализация – это буквально сведение вместе (из темноты абстракции) двух факторов – Духа и материи – посредством третьего фактора, интеллектуальной воли, стремления к цели и активности Сущности. В результате сближения этих двух полюсов производится свет, вспыхивает пламя, возникает сфера сияющей славы, которая постепенно усиливает интенсивность света, тепла и излучения, пока не достигнет того, что мы называем совершенством. Следует выделить и различать понятия свет, тепло и сияние, которые являются отличительными чертами всех индивидуальных сущностей, от Богов до людей.

Благодаря научному знанию люди научились производить то, что называется электрическим светом и используется для освещения, отопления и лечения, и тем самым человечество начинает отчасти приближаться к раскрытию тайны этого явления. И чем больше открытий в этой области делают исследователи Физического плана, тем яснее вырисовывается сама проблема в целом – проблема существования и созидательной активности.

Что касается происхождения огня ума, то о нем можно узнать 346] несколько больше, если изучить разные методы индивидуализации. Применительно к человеку мы можем назвать три таких метода, хотя вполне возможна вероятность существования и иных методов, недоступных ограниченному пониманию человека.

Первый – это метод, применявшийся в Лунной цепи (планетарном проявлении, предшествующем нашему), когда с помощью внутренне присущей силы и энергии вызывалось соединение трех огней, а огонь материи соприкасался с огнем Духа благодаря скрытому присутствию огненной искры ума. Эта искра ума, действуя через инстинкт, вовлекла материальную форму, или субстанцию, в такую активность, которая позволяла ей достичь высот, на которых она смогла соприкоснуться со своим противоположным полюсом. Животный человек устремлялся; Дух отзывался; подобно закваске, вибрация зародыша ментальности пропитывала субстанцию. Так пробуждалось сознание. В предшествующей солнечной системе это был метод, используемый Небесными Людьми, и эти продвинутые космические Существа обрели сознание и овладели тремя низшими подпланами Космического физического плана – подпланами, которыми человек пытается овладеть сейчас. Они индивидуализировались в результате работы, исполненной за неисчислимые эоны устремления.[123] Предыдущая Солнечная система существовала гораздо дольше, чем будет существовать наша, и сила материи генерировалась с течением веков. То был период оживотворения спирилл в физическом постоянном атоме Логоса.

В данном методе индивидуализации упор был сделан на то, что принцип манаса является частью логоической сущности, частью самой Его природы. Следовательно, манас происходит из 347] Его Существа, или «Я», и является частью содержимого логоического Каузального Тела, а потому пропитывает все исходящее из него проявление. Поэтому верно утверждение, что космический манас происходит с Космического ментального плана и является частью огня, который оживотворяет этот план.

Второй. Во второй Солнечной системе в связи с использующимся в ней методом заслуживает внимания еще один момент. Источником Огня ума является созвездие, по поводу которого экзотерическая наука до настоящего времени утверждает, что оно, ввиду его чрезвычайной удаленности, не имеет ни малейшей внутренней связи с нашей Солнечной системой. Солнце Сириус является источником логоического манаса в том же смысле, в каком Плеяды связаны с эволюцией манаса в семи Небесных Людях, а Венера была ответственна за появление ума в Земной цепи. Каждый был первичен по отношению к другому, то есть был тем агентом, который вызвал первый проблеск сознания в конкретных группах, на которые оказывалось влияние. В каждом случае метод заключался в медленном эволюционном росте до тех пор, пока – после привнесения силы из очевидно внешнего источника – внезапно не вспыхивало сознание.

1. Логос................................ Солнечная система...... Сириус
2. Семь Небесных Людей.... Планетарная схема...... Плеяды
3. Небесный Человек........... Земная цепь.................. Венера

Итак, при втором методе ускорение эволюционного процесса вызывается благодаря воздействиям извне; они стремятся пробудить сознание и вызвать соединение полюсов. Первый из упомянутых методов применялся в предыдущей Солнечной системе. Метод, рассматриваемый сейчас, характерен для нынешней Солнечной системы и будет применяться до конца Махаманвантары.

То, что первый метод применялся в Лунной цепи, лишь доказывает незыблемость Закона Повторения, согласно которому каждый большой цикл заключает в себя на ранних стадиях все меньшие 348] циклы, кратко повторяя предшествующие процессы. Так, например, является признанным тот факт, что при строительстве физического тела человека утробный плод воспроизводит все предыдущие стадии и формы, вплоть до человеческой; Четвертый круг также кратко воспроизводит предыдущие три, однако обладает своим собственным отличительным качеством.

б) Метод посвящения. При этом втором методе, чтобы добиться определенных результатов, применяются «Жезлы Посвящения». Жезлы бывают четырех видов:

1. Космический, используемый Космическим Логосом при посвящениях Солнечного Логоса и трех главных Планетарных Логосов.

2. Системный, используемый Солнечным Логосом при посвящениях Планетарного Логоса.

3. Планетарный, используемый Планетарным Логосом в посвятительных целях и для третьего, четвертого и пятого главных посвящений вместе с двумя высшими.

4. Иерархический, используемый оккультной Иерархией для малых посвящений и для первых двух посвящений манаса Бодхисаттвой.[124]

Когда человек индивидуализировался в лемурийские времена (около восемнадцати миллионов лет тому назад), именно приложение Жезла Посвящения к Логосу нашей Земной схемы вызвало это событие и побудило к активности определенные центры его тела с соответствующими им группами. Такое приложение, раскрывающее сознание на каком-либо плане, может рассматриваться буквально как пробуждение жизней, на которые оказывается влияние, к участию в интеллектуальной работе на Ментальном плане. Животный человек был сознателен на Физическом и на Астральном планах. Благодаря же стимуляции электрическим жезлом он пробудился к осознаванию на Ментальном плане. Так эти три тела были скоординированы, и Мыслитель получил возможность функционировать в них.

349] Все Жезлы Посвящения вызывают определенные эффекты:

а) Стимуляцию скрытых огней, пока те не засияют.

б) Синтез огней благодаря некой оккультной активности, вовлекающей их в радиус действия друг друга.

в) Повышение вибрационной активности того или иного центра в человеке, Небесном Человеке или в Солнечном Логосе.

г) Расширение всех тел, но в первую очередь каузального, – речь также идет обо всех трех видах Сущностей.

Все эти результаты наблюдались, когда восемнадцать миллионов лет назад Небесный Человек нашей схемы принял посвящение. Как ранее отмечалось, это посвящение произошло благодаря специфическому расположению по отношению друг к другу цепей, глобусов и схем и вызвало такую стимуляцию всех латентных манасических единиц в Его теле, что стало возможным истечение вниз чистого манаса из планетарного манасического постоянного атома по планетарной антахкаране – каналу, который существует у Планетарного Логоса и который Ему не требуется выстраивать, как приходится это делать человеку. Наряду с этим редким расположением объектов произошло аналогичное выравнивание с одной из Плеяд, что обусловило манасическое воздействие из этого источника.[125]

Третий метод индивидуализации будет использоваться в следующей Солнечной системе, хотя первые проявления его появятся и в нашей. Он основан не на латентной активности, как в первом случае, не на электрической полярности, как во втором, но на особом процессе «оккультного абстрагирования» (употребляя слово «абстрагирование» в его основном смысле, как «извлечение» сущности). Оккультное абстрагирование осуществляется усилием воли, в настоящее время непостижимым. Первый способ 350] индивидуализации – это метод Третьего аспекта, или латентной активности, и он по Закону Экономии следует линии наименьшего сопротивления; второй метод является чисто электрическим и действует по Закону Притяжения; третий метод скрыт в динамической воле и пока для нас недостижим и непостижим.

2. Планетарный Манас

Ранее мы пытались понять происхождение манаса – как космического, так и любого другого, – рассматривая человеческую индивидуализацию и ее метод. Мы убедились, что индивидуализация является сознательным восприятием «Я» своего отношения ко всему, что образует «не-Я», и что она происходит тремя способами, из которых нам в какой-то мере понятны пока только два. В каждом случае такому пробуждению сознания предшествует период постепенного развития; в первый раз Самоосознание появляется мгновенно, и затем наступает период постепенной эволюции. Этот период постепенной эволюции приводит к новому кризису, который мы называем посвящением. В первом случае это посвящение в сознательное существование, во втором – посвящение в духовное существование, в групповое тождество.

У Солнечного Логоса индивидуализация происходила на стадиях, значительно предшествующих началу образования тройственных солнечных систем, которые составляют для него Вечное Сейчас, однако с человеческой точки зрения воплощают прошлое, настоящее и будущее. Планетарный Логос индивидуализировался в предыдущей Системе; человек индивидуализируется в настоящей; планетарные сущности, которые в настоящее время находятся на инволюционной стадии, индивидуализуются в следующей Системе.

а) Сознание и существование. С более широкой точки зрения термины «посвящение» и «индивидуализация» являются синонимами; оба выражают идею расширения сознания, или вхождения в новое царство природы. Следует осознавать, что способность 351] приобретать знание раскрывается, как ранее отмечалось, параллельно развитию зрения, или видения. Огонь ума вспыхнул и озарил животного человека в лемурийские времена в том же гигантском цикле, когда зрение открыло для него Физический план. Связь между зрением и умом очень тесная, и ее нельзя упускать из виду. Чувством, которое развивалось в Первом круге и первой коренной расе нашего круга, был слух. Во Втором круге и во второй коренной расе развивалось осязание. В Третьем круге и в соответствующей ему расе к первым двум чувствам добавилось зрение, и «Я», которое слышит, и «не-Я», которое ощущается и которое воспринимается как осязаемое, связываются и устанавливают контакт друг с другом при помощи зрения – соответствия соединяющего интеллекта. Таким образом осуществляется слияние трех огней, и происходит просветление. Однако на протяжении всего этого эволюционного развития есть ЕДИНЫЙ, который слышит, осязает и видит и интерпретирует в соответствии с той стадией развития, на которой находится в Нем манасический принцип. Этот главный Интерпретатор есть та Сущность, которая независима от существования, вечно нуждающегося в форме. Это Его жизнь побуждает материю вибрировать, и Он поэтому – «огонь трения»; это Его жизнь чистого Духа, которая изъявляет «волю быть» и использует форму, и является, следовательно, электрическим импульсом на Космическом физическом плане, или «электрическим огнем»; это Его жизнь, которая не только оживотворяет атомы и электризует их своей собственной природой, но также знает, что она едина со всем и в то же время отдельна от всего, – то мыслящее, различающее, самоосознающее нечто, которое зовем УМОМ, или Солнечным Огнем. Универсальный ум, или манас, пронизывает все и является той осознающей себя, индивидуализированной Сущностью, чье тело включает в себя нашего Солнечного Логоса, а также некоторых других Солнечных Логосов. Огонь, тепло и излучение этой Сущности охватывают некоторые другие Солнечные системы, объединяя их с нашей собственной Системой, так что единое, целостное жизненное тело образует проявление этого могучего Космического Существа. Вихри силы на Космическом эфирном плане 352] образуют эфирную основу семи Солнечных систем точно так же, как тела семи Небесных Людей образуют эфирные центры Солнечного Логоса и как семь центров человека (существуя в эфирной материи) являются оживотворяющим электрическим импульсом его жизни.

Мы не способны объяснить происхождение манаса отдельно от проявления множества Систем, Солнечной системы или человека. Только когда будет усвоено, что каждая планетарная схема служит телом Небесному Человеку, являющемуся в данной схеме направляющим Умом и оживотворяющим принципом манаса, то есть активной различающей способностью, которую демонстрирует каждый атом этой схемы; только когда будет осознано, что Солнечный Логос подобным же образом является манасическим принципом тех бо/льших атомов, которые мы называем в их совокупности схемами; только когда будет понято, что Космический Логос является побуждающим Умом еще бо/льших атомов, которые мы называем Системами; только когда будет признано, что человек является оживотворяющим различающую способность тех микроскопических сфер, которые образуют его тело проявления; и наконец, только когда все это станет предметом медитации и когда будет признана истинность всех этих утверждений, вопрос о происхождении манаса станет более понятным и изучающего не будет смущать его трудность.

Человек, Мыслитель, Познающий, манасический принцип в центре множества сфер, образующих его тела, манипулирует электрической силой в трех отделах (физическом, астральном и ментальном телах) через семь центров, являющихся фокусами силы и ее разумного распределения во всей его малой системе по мириадам меньших атомов, которые являются клетками в этих сферах.

Небесный Человек также и в более широком смысле является Мыслителем и Познающим, манасическим принципом, или принципом ума, к которому добавлен буддхический принцип, или принцип Христа. Он манипулирует электрической силой через три главных проводника, или глобуса, в атмической, буддхической и манасической материи, распределяя ее оттуда по мириадам 353] клеток, которые являются дэва- и человеческими единицами.

Солнечный Логос является в еще более широком смысле всепроникающим универсальным Умом, манасическим принципом, к которому добавляются буддхический принцип и принцип воли, работающие в трех основных схемах, посредством семи центров силы и через мириады групп, которые являются клетками Его тела подобно тому, как человеческие существа являются клетками тела Небесного Человека.

Космический Логос нашей Системы работает аналогично через три главных Системы (в число которых наша не входит), используя семь Солнечных систем (из которых одна – это наша) для распределения своей силы, а мириады семеричных групп – это клетки его тела.

б) Воля и упорядоченная целеустремленность. Все, что мы действительно в состоянии утверждать о происхождении манаса, – это лишь то, что он представляет собой соединившуюся волю-активность, или целенаправленное выражение осознанной Подлинности некого великого «Я», которое окрашивает жизнь и вовлекает в интеллектуальное сотрудничество все меньшие единицы, входящие в сферу его влияния. Например, каждый из нас является мыслящей целенаправленной Сущностью, действующей как манасический принцип и побудительная причина для всех единиц, составляющих наши три тела. Каждый из нас подчиняет их своей воле; мы действуем и при помощи действия добиваемся того сотрудничества, какое считаем целесообразным. Логос выполняет то же самое в большем масштабе. Эта мысль позволяет прояснить проблему кармы, свободной воли и ответственности. В действительности Манас является ВОЛЕЙ, проявляющейся на Физическом плане, и вы увидите бесспорность этой истины, когда осознаете, что все наши планы составляют Космический физический план, на котором Сущность, намного более великая, чем наш Логос, воплощает определенный Замысел через Логоса, через нас, через всю Духо-материю, включенную в сферу излучающей активности этой Сущности.

Здесь возникает несколько по-настоящему важных вопросов, 354] однако они всего лишь способствуют развитию абстрактного мышления и расширению сознания, поскольку пока они неразрешимы и будут оставаться таковыми. Перечислим некоторые из них:

1. Кто та Космическая Сущность, в чьей схеме наш Логос играет свою малую роль?

2. Какова природа того великого Замысла, который Она воплощает?

3. Какой центр Ее тела представлен нашей Солнечной системой?

4. Какова природа воплощения, которое Она в настоящее время проходит?

5. Что такое десять Систем – три и семь – из которых одна является нашей Солнечной системой? Нужно ли считать, что три главных Системы входят в число семи или нет?

6. Как она окрашена, или каково основное качество, этой Космической Сущности?

7. Является ли цвет Четвертого космического эфира (буддхического плана) синим или же фиолетовым, то есть соответствующим нашему четвертому физическому эфиру? Почему с экзотерической точки зрения принято считать, что буддхи – желтого цвета?

8. Каковы три главных центра в теле нашего Солнечного Логоса и каковы четыре меньших?

9. Какова карма различных схем?

10. Какова регулирующая все карма самого Логоса, воздействующая на десять схем в его системе?

Эти и множество других вопросов возникают у заинтересованного изучающего; пока он способен лишь только сформулировать их, и не более того, однако в Пятом круге люди осознают природу кармы Логоса нашей цепи.

Подводя итог, скажем, что это качество манаса можно отчасти 355] понять, если рассматривать его как интеллектуальную волю, активное стремление к цели и фиксированную идею некой Сущности, которая является причиной существования, использует форму и создает следствия из причин путем распознавания различий в материи, обособления с помощью формы, а также тем, что вынуждает все единицы в сфере своего влияния реализовывать этот Замысел. По отношению к материи своих проводников человек является первоначальным источником ума, а также их латентным манасическим импульсом. Так же обстоит дело и с Небесным Человеком и Его большей сферой влияния, и с Солнечным Логосом. Каждый различал и тем самым формировал свое «кольцо-не-преступи»; каждый имеет цель для каждого воплощения; каждый активно исполняет определенные задачи, интеллектуально работая над их осуществлением, следовательно, каждый является создателем манаса для своей схемы; каждый является оживотворяющим огнем ума для своей системы; каждый индивидуализируется при помощи этого самого манасического принципа, постепенно расширяя свое самоосознание, пока оно не включит в себя «кольцо-не-преступи» Сущности, через которую к нему приходит пятый принцип; и каждый достигает посвящения и в конечном итоге избавляется от формы.

3. Человеческий манас

Теперь нам предстоит рассмотреть человека и манасический принцип, его развитие в Четвертой Творческой Иерархии, иерархии человеческих Монад, особенно в отношении к нашей Земной цепи.

Итак, мы уже узнали, что фактически манас является активной волей Сущности, действующей через все меньшие жизни, которые входят в объем «кольца-не-преступи», или сферы влияния, обитающего в нем Существования. Если рассматривать роль человека в этой цепи, то он лишь выражает цель и волю в действии Планетарного Логоса, в теле которого он является клеткой, или меньшей жизнью.

Поэтому нам представляется загадкой все, что связано с жизненными циклами Небесного Человека нашей схемы, а именно с тем Его особым воплощением, которое мы называем циклом проявления на плотном физическом глобусе – Земле. Он облачен 356] в тело планеты, как человек – в свое физическое тело, и посредством этой объективной формы Он работает над своими задачами на Физическом плане, достигая определенных целей благодаря фактору ума. При этом клетки Его тела подстраиваются под воздействующий на них Ум, подобно тому как человек, интеллектуальный принцип, воплощенный на Физическом плане, приспосабливает к своей цели атомы своего тела и все больше и больше стимулирует спириллы этих атомов силой своего ума, воздействуя на них.

Здесь имеется возможность прояснить то, что очень часто упускается из виду в том тумане, который окружает данный предмет. Человеческие и дэва-единицы на восходящей дуге, которые являются клетками тела Небесного Человека, входят в состав центров, а не остальной клеточной жизненной субстанции Его проводников. У человека тело состоит из материи, которая применяется для различных целей, однако образует некое целое. В этом целом некоторые области являются с точки зрения энергетизирующей силы более жизненно важными, чем другие. Так к примеру, по силовой ценности можно сопоставить область сердца с областью икр. Сущность – человек – пользуется обеими, но сердечный центр имеет первостепенную важность. Так же обстоит дело и с Небесным Человеком. Две великие Иерархии – дэва и человеческая – суть силовые центры в теле Планетарного Логоса; прочие эволюции инволюционной природы, имеющиеся в схеме, и остальная активная субстанция глобусов со всем, что в них содержится, образуют остальные части Его тела.

а) Человек и Планетарный Логос. Мы не будем разбирать здесь дэва-эволюцию. Главное для меня – сосредоточить ваше внимание на человеке, на том, как он функционирует на Земле. Чтобы понять идею манаса и его отношение к человеческому существу, необходимо помнить некоторые моменты, связанные 357] с Небесным Человеком:

Во-первых, каждый Небесный Человек является в теле солнечного Логоса одним из центров, и следовательно, каждый Логос схемы воплощает некоторые наиболее характерные черты. Десять схем – это семь плюс синтезирующие три, но не семь и низшие три. Низшие центры были жизненно важными в предыдущей Солнечной системе (с эзотерической точки зрения) и не учитываются в этой; они были синтезированы и абсорбированы в течение процесса обскурации Системы I.

Во-вторых, каждый Небесный Человек является, следовательно, воплощением особого рода электрической силы, протекающей через Его схему подобно тому, как определенный вид силы человека протекает через определенный эфирный центр его тела. Каждая схема, как и каждый человеческий центр

а) Вибрирует на какой-либо определенной ноте;

б) Имеет свою собственную цветовую окраску;

в) При взгляде с высших планов напоминает огромный лотос;

г) В зависимости от своей вибрационной мощи обладает определенным числом лепестков;

д) Геометрически связана с другими определенными центрами Небесных Людей, образуя системные треугольники[126];

е) Характеризуется разными стадиями активности в соответствии с Посвящением, к которому готовится Логос. Таким образом, предметом логоического внимания и особой стимуляции в один период может быть один центр, или Небесный человек, а в другой период объектом оживотворения может оказаться совершенно иная схема. На определенное время Логос обращает свое внимание на Земную Схему и Сатурн, пока Уран получает стимуляцию. Таким образом многое акцентируется, и ускоренное эволюционное развитие есть следствие этого божественного внимания.

358] Когда эти три факта учитываются, становится очевидно, что взаимодействие и сложность огромны, и человек не способен сделать ничего больше, кроме как признать этот факт и отложить объяснение до тех пор, пока не расширятся пределы его сознания.

В-третьих, одна из тайн, открываемых при посвящении, заключается в том, какой логоический центр представлен нашей схемой, и какой тип электрической силы протекает через нее. «Семь Братьев», или семь типов фохатической силы, выражают себя через семь центров; Единый, который оживотворяет нашу схему, раскрывается при Третьем Посвящении. Именно благодаря знанию природы и качества электрической силы нашего центра и осознанию места, которое наш центр занимает в логоическом теле, Иерархия достигает целей эволюции. Очевидно, что тот Небесный Человек, который представляет, например, Центр кундалини, работает по-иному, а Его цель и метод отличаются от цели и метода его Брата, представляющего Сердечный центр логоического тела, или того Небесного Человека, который воплощает логоическое Солнечное сплетение. Из этого становится ясно, что:

а) Тип электрической силы,

б) Вибрационная активность,

в) Цель,

г) Эволюционное развитие,

д) Парное и треугольное взаимодействие

– всех Небесных Людей различаются, и точно так же различаются эволюции, образующие клетки в Их Телах. Немногое открыто пока о типах эволюций, которые находятся в других схемах нашей Системы. Достаточно сказать, что во всех схемах, на 359] определенном глобусе в схеме, имеются человеческие существа, или самосознательные единицы. Условия жизни, среда и форма могут различаться, но человеческая Иерархия работает во всех схемах.

Нужно также запомнить, что подобно тому, как все семь Небесных Людей входят в логоическое тело и сами находятся под влиянием семи Солнечных Логосов (если употреблять слово «влияние» в его астрологическом смысле), так и в планетарной схеме с ее семью глобусами каждый находится под астрологическим влиянием всех семи Небесных Людей. Схема – это лишь копия Системы. Каждый Небесный Человек изливает свое излучение, или влияние, и неким образом стимулирует другой центр или глобус. Другими словами, его магнетизм ощущается его Братьями в большей или меньшей степени в зависимости от работы, проводимой в данное время. Поскольку в настоящее время Небесные Люди, представляют центры на разных стадиях стимуляции, не все одинаково развитые и еще не объединенные психически, данное магнетическое взаимодействие мало осознается, и психические токи из одной схемы в другую мало используются, или воспринимаются мало понятыми. Со временем это взаимодействие сил станет более очевидным, и сила будет использоваться сознательно. Например, когда людям станут известны:

Качество силы, протекающей через их конкретную схему;

Назначение и название центра, в котором они пребывают;

Центр, или Небесный Человек, с которым близко связан Логос их схемы;

Какие две схемы совместно с их собственной образуют треугольник логоической силы на определенной стадии эволюционного развития;

Тайна циклов, или периодов стимуляции и обскурации;

– тогда логоическое тело начнет достигать своей цели; тогда Логос 360] нашей Системы начнет объединять, соединять и координировать все свои проводники; тогда сила будет беспрепятственно протекать через все центры; тогда воссияет слава, и каждая клетка в каждом теле – логоическом, планетарном, дэва и человеческом – засияет совершенной славой, вибрация ее будет точно выверена, и будет достигнуто Главное космическое посвящение.

б. Логос нашей схемы. Небесного Человека, или Планетарного Логоса земной схемы, можно рассматривать различными способами, но мы, по сложившемуся обыкновению, просто перечислим определенные утверждения относительно Него, и если вы подробно их исследуете, для вас станут более реальными ФАКТ существования Личности, выражающей сущность этой Великой Жизни, работа, которую она старается исполнить, а также связь с ней человеческой Иерархии. При изучении этого предмета нужно помнить о том, что невозможно опубликовать подробности о Его особой Подлинности, Его порядковом номере и уровне Его сознательного развития. Подобные тайны, как ранее указывалось, раскрываются только тем, кто дал обет хранить о них молчание. Однако, прежде чем мы перейдем конкретно к нашей цепи и кругу, можно изложить общую идею.

Вы, возможно, спросите, есть ли необходимость во всех этих сведениях и какой цели они могут послужить, имея в виду удовлетворение сегодняшних потребностей нашего мира. Не говоря уже о том, что циклическая передача истины происходит согласно закону, а это невозможно отрицать, следует признать, что польза станет ощутимой тогда, когда цели особых проявлений поймет большое количество людей, когда они осознают, что все формы – лишь способы выражения некоторых Сущностей, или Существований, занимающих эти формы на определенные циклы времени, с тем чтобы достичь цели, и что каждая жизнь – большая или малая – выполняет свои собственные задачи, в то же время содействуя выполнению более глобальных целей того Существа, в чье тело она входит составной частью. Нельзя пока сообщить подробности этого плана. Можно лишь дать общий обзор 361] – солнечный, планетарный и иерархический – и эта подсказка наведет порядок в мыслях людей, размышляющих о кажущемся хаосе нашего времени. Не будем забывать о том, что, когда достигается порядок и на ментальном плане возникает согласованное мышление, то в результате порядок устанавливается и на Физическом плане.

Планетарный Логос нашей схемы является одним из четырех малых Логосов, или Владык Лучей, и особо связан с развитием одного атрибута манаса. Каждый из четырех малых Лучей, как нам известно, в конце концов синтезируется, или абсорбируется, Лучом, который представлен на нашей Земле Махачоханом. Он – Владыка Третьего Главного Луча, или Аспекта, и синтезирует четыре Луча Атрибута. Эти четыре Луча со своим синтезирующим Лучом составляют пять лучей Манаса, или Ума. Мы можем рассматривать их как:

а) Пятеричный Аспект Брахмы.

б) Пять Лучей, имевших первостепенную значимость в Первой Солнечной системе и ставшими пятью индивидуализированными Небесными Людьми, названными Умом-рожденными Сынами Брахмы. Индивидуализацией четырех в той Системе была вызвана и индивидуализация той великой космической Сущности, которую мы называем Брахмой. Он индивидуализировался, и эти четверо вошли в объем его тела.

в) Можно также считать, что они представлены на нашей Земле пятью Кумарами, которые, согласно Закону, приняли человеческую форму, как намекает Е.П.Б. в «Тайной Доктрине».[127]

Наша схема считается четвертой и самой важной в Системе в данном конкретном цикле по следующим причинам:

362] Поскольку наша Солнечная система является Системой четвертого порядка, а наша схема – четвертая по порядку, то, следовательно, у нашего Планетарного Логоса имеется определенная благоприятная возможность, которая предоставляется Ему благодаря осуществлению выравнивания. Это приводит к тому, что внимание огня логоической кундалини направляется к нашему центру, к нашей схеме, а вытекающие из этого результаты находятся сейчас в процессе осуществления.

Нас в этой схеме более всего интересует цепь, которая временно обретает для Планетарного Логоса жизненное значение, – это Земная цепь, опять-таки четвертая по порядку, что обеспечивает еще одно, чрезвычайно важное выравнивание. Это влечет за собой особую благоприятную возможность, открывая вход силе из самого Космоса, или внесистемного источника электрической жизненности. Эта сверхстимуляция приводит к тому, что мы наблюдаем как катаклизмы и колоссальное разрушение форм, но является просто необходимым следствием стимуляции жизни в форме и разломом ограничивающих форм, неспособных перенести подобное космическое воздействие.

Кроме всего этого, тем глобусом в цепи, который в настоящее время получает планетарную поляризацию или, в особом смысле, воплощает в настоящее время жизнь Планетарного Логоса, является Земля, четвертый глобус в цепи. Это влечет за собой еще одно выравнивание.

Добавьте к приведенным выше сведениям тот признанный факт, что сейчас четвертый круг и мы увидим пятеричное выравнивание, имеющее для всех нас первостепенное значение, хоть оно и имело еще большее значение и силу в четвертой коренной расе и привело к важнейшему психическому событию – открытию перед человеческой Иерархией двери Посвящения.

Эти весьма важные факты заслуживают пристального внимания и осмысления всеми изучающими оккультизм. В них – ключ, благодаря которому можно в некоторой степени понять, что такое манас и планетарная эволюция. Итак, что мы видим в этом особом циклическом выравнивании? Это:

1.

363]
Солнечная система четвертого порядка.

2. Четвертая схема в Системе.

3. Четвертая цепь в схеме.

4. Четвертый глобус в цепи.

5. Четвертый круг.[128]

Все они проявляют активность в одном и том же цикле, поэтому все они обеспечивают одновременное выравнивание, которое выражается в очищении канала напрямую от сердца нашей схемы через каждое «кольцо-не-преступи» к его космическому соответствию вне солнечной сферы.

Следует добавить, что мы рассматриваем эволюцию именно Четвертой Творческой Иерархии, и даже самому поверхностному изучающему очевидно, что в этих идеях скрыт ключ – не только к человеку, но и ко всей циклической эволюции, в которой он принимает участие.

Четвертая Творческая Иерархия является по сути Иерархией манаса. Это не игра слов, а утверждение глубокой оккультной значимости. Уже констатировалось со всей точностью, что пять Иерархий из двенадцати прошли, а еще семь – остаются. Из этих семи наша человеческая Иерархия – четвертая, то есть девятая из двенадцати. К этому неплохо было бы добавить также, что пять Кумар, или Небесных Людей, которые определенно воплощают манасический принцип (или Пять Лучей, которыми управляет тот, кто в системе соответствует Махачохану), развили манас 364] в предыдущей Системе; они вышли из волны манасического влияния, если рассматривать Их собственную Природу.

Мы должны также помнить, что девять – число Посвящения, или Главных Посвящений Манаса, в результате которых человек становится совершенной Девяткой, то есть девять в буквальном смысле является числом его Иерархии. Это – с точки зрения трех Систем, хотя его теперешнее системное число может быть четверкой.

Рассматривая все эти утверждения о нашей схеме и ее Правителе, мы видим, что наш конкретный цикл, или Его воплощение, имеет огромную важность не только для Него самого, но и для всей Системы. Планетарный Логос нашей схемы работает, главным образом, с определенной группой единиц, то есть с теми Монадами, которые вибрируют на Его тоне, имеют одинаковую с ним окраску, характеризуются тем же числом и эзотерически известны под тем же Именем. Один пункт следует здесь подчеркнуть: все Монады попадают в разное время под влияние разных Планетарных Логосов, и все они какое-то время присутствуют в каждой схеме. Это не означает, что каждая человеческая единица проходит период воплощения в каждой схеме. Это значит, что человеческие единицы пребывают в каждой схеме на каком-либо глобусе в период либо перед физическим воплощением, либо между различными эгоическими циклами (что коренным образом отличается от периодов между физическими жизнями), либо между разными кругами, или манвантарами, либо между различными коренными расами и подрасами. Как утверждается в разных оккультных книгах, многие представители нынешнего продвинутого человечества индивидуализировались на Лунной цепи и стали принимать физические тела на Земной цепи только в четвертой коренной расе, тем самым избежав воплощений в первых трех кругах и в первых двух расах четвертого круга. В промежутке они испытывали планетарное влияние Логоса другой схемы и весь этот гигантский период времени занимались тем, что разжигали манасическое пламя и развивали атрибуты манаса, так что 365] в атлантическую коренную расу они вошли уже адекватно оснащенные всем необходимым, чтобы справиться с условиями жизни.

Такое участие в жизни разных схем и влияние этих схем происходит четырьмя различными путями:

Первый – в результате пребывания в промежутке между эгоическими циклами физического воплощения на глобусе своей схемы, численно соответствующем другой схеме, влияние которой желательно испытать в силу либо намеренного выбора, либо кармической необходимости. Каждый глобус в цепи оккультно связан с цепью и схемой под тем же номером. Например: Глобус 2, Цепь 2 и Схема 2 в течение Круга 2 специфически связываются, оживотворяются и становятся фокусами особого внимания со стороны Логоса этой схемы. Подобным образом (тоже в качестве иллюстрации) – глобус 2, цепь 2 в течение круга 2 в любой схеме, например пятой, выровнены, или эзотерически связаны, со второй схемой. Это предоставляет единицам в теле любого Логоса благоприятную возможность подпасть под влияние другого Логоса, под его вибрационное излучение.

Второй – благодаря прямому перемещению единиц, воплощенных в любой схеме (в промежутке между воплощениями), на какой-то глобус другой схемы, где они подвергаются стимуляции и вибрации, свойственной этой схеме. Эти два метода самые распространенные. Такой переход может показаться загадочным и невозможным, пока изучающий не осознает, что речь идет о переходе индивидуальных жизней, а не о переходе форм, которые они населяют. Это явление всецело психическое и основывается на единстве анима мунди. Оно возможно только в те периоды, когда два Небесных Человека по Закону Притяжения взаимно сориентированы по отношению друг к другу и вступают в радиус притяжения друг друга.

Третий – при сознательном переходе посвященного в результате 366] посвящения из одной схемы в другую. Это делается часто, и намеки на такой переход делали различные писатели и мыслители, хотя некоторые путали глобусы своей собственной цепи со схемой под тем же номером или же принимали другую цепь схемы за другую схему.

Четвертый метод перевода сознания и перенесения единиц жизни в фокус могущества Владыки Луча может осуществляться благодаря знанию определенных мантрамов и формул. На эту тему мы не будем распространяться, поскольку эти мантрамы эзотерические, и их употребление чревато большой опасностью для непосвященного.

Планетарный Логос нашей схемы называется «Первым Кумарой», Единым Посвятителем. Утверждается, что он прибыл на нашу планету с Венеры, так как Венера «первична по отношению к Земле». Это нуждается в некотором пояснении, хотя пока разрешено дать только несколько намеков на истину. Этот факт – один из самых таинственных в развитии нашей схемы, в нем – тайна нашего мирового цикла. Выразить эту истину нелегко, ибо слова лишь затемняют и скрывают суть.

Пожалуй, можно только намекнуть на то, что имеется некоторая аналогия между приходом Эго к полной власти и тем, как оно обретает власть в определенные периоды жизни человеческого существа. В семь лет, как нам говорят, Эго «вступает во владение», и еще раз в юности; в двадцать один год этот контроль может усилиться. Опять-таки, с течением жизней Эго (человеческого существа) подчиняет свои проводники и заставляет их исполнять свое предназначение с большей результативностью и полнотой. Тот же процесс может наблюдаться и у Небесного Человека с его телом проявления, схемой. Надо помнить, что у каждой схемы семь цепей; а у каждой цепи – семь глобусов, что составляет всего сорок девять глобусов; что, жизнь Логоса занимает 367] каждый глобус по очереди в продолжение так называемых семи кругов, и это составляет триста сорок три воплощения, или свежих импульсов к проявлению. К этим основным проявлениям следуют добавить такие меньшие проявления, как те, что мы называем конкретными расами, подрасами и их ответвлениями, и перед нами, таким образом, открывается глубина, которая поражает среднего изучающего. Планетарное колесо жизни вращает, на меньшем уровне, колесо жизни малого странника, называемого человеком; по мере своего вращения оно воплощает жизнь развивающегося Планетарного Логоса все более новые формы и обогащает опытом до тех пор, пока Огонь Духа не воспламенит все меньшие огни.

Как отмечалось ранее, каждый Небесный Человек связан с одним из Своих Братьев в соответствии с Законом Взаимного Притяжения, который пока еще так примитивно проявляется на физическом плане через жизнь человеческой единицы, заключенную в физическую форму. Психически же это связь совсем другой природы, и именно такая связь существует между Планетарным Логосом схемы, которую мы называем Венерой, и Логосом нашей схемы. Это психическое взаимодействие характеризуется своим циклическим приливом и отливом, подобно тому как существует прилив и отлив всякой жизненной силы. В лемурийские времена наступил период тесного взаимодействия, во время которого Логос нашей схемы, Глава Иерархии и Единый Посвятитель, воплотился на физической планете. Этого не могло бы произойти, если бы Планетарный Логос венерианской схемы не находился в том положении, в котором возможно было тесно соединяться с нашим.

в) Венера и Земная цепь. Вопрос о пришествии Владык Пламени на планету Земля глубоко связан (как указывалось выше) с отношениями, существующими между Небесным Человеком Земной схемы и Владыкой Венерианской схемы. Пока не будет разрешена публикация более подробных данных об этих Великих Сущностях, остается лишь указать на некоторые возможности и на несколько факторов, которые изучающим надо твердо усвоить. Было сказано: поскольку Венерианская схема находится в 368] своем Пятом круге, то ее человечество, более продвинутое, чем наше, могло нам помочь, и такая помощь была оказана в лемурийские времена. Это пример неполной правды и ее неверной интерпретации. Венерианская схема находится, как говорится в «Тайной Доктрине»[129], в своем Пятом и последнем круге; ее человечество в развитии намного обогнало наше, однако важнейшее событие, имевшее место в третьей коренной расе, было обусловлено не фактором большей продвинутости какой-то группы человеческих существ, а следующими причинами:

Во-первых, Венерианская схема, рассматриваемая как логоический центр, более активна, чем наша, поэтому ее излучающийся магнетизм распространяется гораздо шире. Ее излучение таково, что на Буддхическом плане она охватила своим магнетическим радиусом влияния ту цепь нашей схемы, которая составлена преимущественно из буддхической материи. Затем через эту цепь она намагнетизировала соответствующий глобус нашей цепи, что привело к особой стимуляции самой плотной планеты этой цепи, Земли.

Во-вторых, подобно тому, как у человека некоторые треугольники силы находятся на разных стадиях эволюции, или (говоря другими словами) различные центры, такие как:

а) Основание позвоночника,

б) Солнечное сплетение,

в) Сердце

или

а) Солнечное сплетение,

б) Сердце,

в) Горло,

– становятся геометрически соединенными между собой, так и у Небесного Человека и у Солнечного Логоса происходят аналогичные события. Одно из них произошло в нынешнем круге с 369] центром, который воплощает наш Планетарный Логос. Он геометрически соединился с двумя другими центрами, одним из которых была Венера, и логоическая Кундалини, циркулируя с ужасающей силой через этот настроенный Треугольник, вызвала то усиление вибрации в роде человеческом, которое привело к индивидуализации. Здесь мы можем перечислить схемы как основу для нашей дальнейшей работы.

Семь планет, центров или схем:

1. Вулкан (Солнце в экзотерическом понимании).

2. Венера.

3. Марс.

4. Земля.

5. Меркурий.

6. Юпитер.

7. Сатурн.

Три синтезирующие планеты:

1. Уран.

2. Нептун.

3. Сатурн.

Единый Преобразователь

СОЛНЦЕ.

Хочу предостеречь вас: не стоит придавать какое бы то ни было значение приведенной последовательности перечисления этих семи схем, будь то степень их развития, или их важность, или же их положение относительно центральной планеты, Солнца, или же относительно друг друга. На данной стадии и в нашем круге лишь две схемы можно считать точно выраженными с помощью чисел – нашу Землю, четвертую схему, и Венеру, вторую схему. Венера является либо второй, либо шестой схемой, в зависимости от того, ведется счет с мистической или оккультной точек зрения. Юпитер, напротив, будет либо шестой, либо второй, и следует помнить, что:

370] а) Планеты Венера и Юпитер исключительно тесно связаны с Землей, образуя в результате эзотерический треугольник.

б) Сатурн является синтезирующей схемой для четырех планет, которые воплощают атрибуты манаса, или же является главным растворителем меньших четырех, а в конце концов – и всех семи.

в) Меркурий, звезда интуиции, или преображенного манаса, рассматривается на этой стадии как пятая схема.

1. Вулкан

 
 


2. Венера 6. Юпитер

7. Сатурн

 

3. Марс 5. Меркурий

 

4. Земля


1. Уран

 
 

 


2. Нептун 3. Сатурн

1. СОЛНЦЕ

Таким образом, Небесные Люди Венеры и Юпитера магнетически связаны с Небесным Человеком нашей схемы. Но связь с Логосом Юпитера и его влияние не будет ни осознаваться, ни 371] ощущаться до того, как Шестой круг войдет в полную силу, хотя во время шестой коренной расы его вибрация будет признана и почувствована; в середине же Пятого круга Логос Меркурия вместе с Логосами схемы Венеры и нашей Земли образуют временный треугольник силы. Здесь изложены сведения, о которых до сих пор говорилось только намеками, но к восприятию которых в нашей пятой подрасе пятой расы и нынешнем Четвертом круге мир уже готов; в них – разгадка тайны нашего круга.

В-третьих, утверждение, что Великий Кумара, или Единый Посвятитель, прибыл на нашу планету с Венеры, верно настолько, насколько выражает тот факт, что Он прибыл на нашу плотную планету (четвертую) в четвертой цепи из той цепи нашей схемы, которая называется «венерианской» цепью и которая является второй цепью. Он пришел через второй глобус нашей цепи; Его едва ощутимая вибрация чувствовалась (оккультно) во Втором круге, но лишь в третьей коренной расе Четвертого круга условия позволили ему физически воплотиться и прийти в качестве Аватара. Можно заметить со всем благоговением, что первые три круга и две последующие коренные расы в нашей цепи соответствуют внутриутробному периоду до рождения и что Его приход в Четвертом круге с произошедшим в результате этого пробуждением манаса в человеческих единицах аналогичен пробуждению жизненного принципа на четвертом месяце существования человеческого плода.

Аналогия эта уместна, так как в конце Седьмого круга Небесный Человек достигает полной зрелости, однако требуется еще завершающий процесс совершенствования, который он проходит в течение двух последних периодов:

а) Синтеза в три главные схемы;

б) Растворения в заключительное единство;

– что опять же составляет, почтительно добавим, девять циклов, охватывающих период созревания Небесного Человека и предшествующих его рождению в еще более высокие миры. Для вдумчивого изучающего здесь найдется немало пищи для размышлений. Напомним также, что речь здесь идет только о Логосе 372] нашей собственной схемы и что необходимо четко отличать другие циклы других Логосов, что для нас пока невозможно. По мере изучения данной темы и медитации над ней выявится вся удивительная красота этого плана.

Здесь содержится также и ключ к идее о последнем Аватаре. Множество временных воплощений предшествуют этому завершающему воплощению, при котором Небесный Человек, в предельной красоте своих завершенных семи циклов, перед слиянием со своей синтезирующей конечной целью явит себя как выражение того совершенного качества, или логоического аспекта, который он преимущественно выражает. Как центр логоического тела, он будет полностью насыщен жизненной энергией, и логоическая Кундалини будет стимулирована и доведет до совершенства Его системный Лотос. В течение краткого периода он воссияет в своей славе подобно Солнцу, после чего огонь Кундалини перейдет на высшие прогрессивные спирали и Он постепенно сосредоточится в соответствующем логоическом Головном центре, высшем треугольнике, или трех главных схемах. Возьмем в качестве примера человеческое существо, Микрокосм. Человек достигает периода высокого развития, когда его Сердечный и Горловой центры достигли совершенства и насыщены жизненной энергией; они становятся сияющими вихрями огня, активными в четырех измерениях и связанными друг с другом и еще с одним центром; они также становятся объектом внимания человеческой кундалини. Это период огромной активности и магнетической пригодности. За ним следует другой период, когда три головных центра синтезируют семь своих малых соответствий, и через них проходит сила Кундалини. Как наверху, так и внизу.

Я специально упомянул об этих двух центрах Микрокосма, так как они имеют непосредственное отношение (на большем 374] масштабе) к конкретным циклам, через которые проходит наш Планетарный Логос, а также потому, что они представляют Его Третий и Второй аспекты.


373] СХЕМА VI.

Необходимо помнить, что стимуляция центров бывает трех видов, между которыми надо проводить четкое различие.

Первый – это насыщение логоических центров жизненной энергией, или прохождение логоической Кундалини через семь схем в течение гигантских циклов.

Затем, насыщение жизненной энергией планетарных центров, или прохождение планетарной Кундалини через семь цепей схемы.

Наконец, насыщение жизненной энергией центров Планетарного Логоса во время какого-либо конкретного главного воплощения, или протекание Кундалини через семь глобусов цепи.

Здесь необходимо сделать следующее пояснение:

Главное воплощение – это то, в котором Планетарный Логос принимает какое-либо посвящение. Он может проходить и проходит через множество воплощений, не принимая посвящений. Когда же Он принимает посвящение, то интересно отметить, что Он проходит посвящение в таком воплощении, в котором использует проводник из эфирной материи, как делает это в настоящее время.

Логос нашей схемы готовится к посвящению, и этим легко объясняются страшные испытания, свойственные жизни на нашей планете в нынешнем цикле.

Логос нашей схемы, Санат Кумара, примет главное посвящение в середине Пятого круга, в настоящее же время Он готовится к малому посвящению.

Логос нашей схемы пребывает в физическом воплощении (имея тело из эфирной материи) с середины лемурийской коренной расы и останется с нами до так называемого «Судного Дня» в следующем круге. В этой точке своего продвижения Он добьется необходимого оживотворения того центра, который сейчас занимает его внимание, и сможет «увидеть подвиг Души своей» по 375] отношению к единицам человеческой Иерархии, входящим в состав этого центра; оставит свою нынешнюю форму, сосредоточит свое внимание на другом, более высоком центре и даст свою силу единицам другого уровня, из другой ветви человеческой Иерархии, которые отзываются на вибрацию этого центра.

Здесь полезно больше сказать о связи между Венерой и Землей, на которую намекают некоторые оккультные книги и которой мы отчасти касались в этой. Я уже говорил, что взаимодействие между двумя этими схемами в значительной мере происходит по причине их положительной и отрицательной полярности, по отношению друг к другу и указывал, что подобная связь существует между Плеядами и семью схемами нашей Солнечной системы, а также между Сириусом и самой нашей Системой. Таким образом, это вовлекает в тесное взаимодействие три великие Системы:

1. Систему Сириуса,

2. Систему Плеяд,

3. Систему, фокусной точкой которой является наше Солнце,

– составляющие, как мы отмечали, космический треугольник. В нашей Системе имеется несколько подобных треугольников на разных стадиях взаимодействия; в зависимости от их отношения друг к другу дифференцированная сила различных схем может переходить из схемы в схему, благодаря чему единицы жизни, находящиеся на разных Лучах, или потоках силы, могут временно смешиваться. Во всех этих треугольниках (космических, системных, планетных и человеческих) одна вершина треугольника бывает положительной полярности, другая отрицательной полярности, а третья представляет точку равновесия, синтеза, или слияния. Это следует иметь в виду при изучении и макрокосмических, и микрокосмических центров, так как именно этим объясняются различия в проявлении, в формах и в качестве.

376] Укажем также на соответствие, которое поможет тем, кто имеет глаза, чтобы видеть.

В Венерианской схеме, поскольку она находится в Пятом круге, скоординирован и развит пятый принцип манаса, синтезированы четыре малых манасических аспекта, а буддхический аспект обладает средствами выражения в виде раскрытого до совершенства пятого принципа. Наш Небесный Человек достигнет подобной точки эволюции в Пятом круге, и пятый принцип, как сказано, больше не будет объектом его внимания в отношении человеческих единиц.

Пять стадий активности отмечают развитие и использование принципа ума: есть три стадии обретения и две, на которых используется то, что было приобретено. Это слишком сложная тема, чтобы углубляться в нее; в ней может разобраться только посвященный, так как она подразумевает знание циклов предыдущей Солнечной системы. Можно, однако, заметить, что (рассматривая Микрокосм на планете Земля) это именно то, чего следовало ожидать. Человек развил манас в нашем Четвертом круге в третьей, четвертой и пятой расах и использует его для развития интуиции и высшего сознания в шестой и седьмой расах. Логос, во время воплощения в какой-либо цепи, в течение одного круга проявляет через свои семь центров, или глобусов, манас на трех глобусах и использует его для специфических целей на последних двух. Это меньший цикл по отношению к тому, где семь цепей рассматриваются в качестве семи его центров. Данные слова тщательно подобраны; я не говорю, что Логос «приобретает манас», – Он лишь раскрывает то, чем обладает. Надлежит помнить, что подобно тому, как планы Солнечной системы имеют различное назначение, вибрируют на различные тона и служат своим особым целям, так и глобусы выполняют аналогичную функцию.

а) Глобус 1 – это глобус максимального разрежения и зарождения. Это начальный глобус проявления.

377] б) Глобус 2 – это первая оболочка, в которую облекается Небесный Человек.

в) Глобусы 3, 4, 5 – те, через которые Он демонстрирует владение манасическим принципом.

г) Глобусы 6, 7 – те, через которые он проявляет буддхи через формы, созданные манасическим принципом.

То же, проецируя на больший масштаб, можно утверждать и относительно цепи.

В связи с семью схемами продвинутый изучающий может также обнаружить интересное соответствие глубоко оккультной природы. Есть две схемы, которые можно считать преимущественно архетипическими, каузальными, или находящимися в разрежении; три, на которых проявлен манас, и две, на которых через посредство манаса демонстрируется буддхи. Одной из этих двух является Венера, а следовательно, мы имеем три и две, что составляет пять схем пяти Кумар, которые суть Брахма.[130]

Подобно тому как Венера отрицательно поляризована по отношению к нашей Земной схеме, так и семь звезд Плеяд отрицательно поляризованы по отношению к нашим семи схемам.

Здесь можно задать весьма уместный вопрос. В связи с тем, что Венера поляризована отрицательно, также как и Плеяды, можно спросить: если они доноры, а не получатели, то почему их следует именовать отрицательными, ибо быть отрицательным – это и значит получать? Это действительно так, однако вопрос возникает из-за недостатка информации и вызванного им непонимания. Венера могла принимать большое участие в стимуляции, вызвавшей грандиозные события на Земле, через венерианскую цепь нашей схемы, однако наша схема таинственным образом отдала больше, чем получила, хотя дар этот был другой 378] природы. Появление венерианского влияния на нашу цепь и нашу планету с последовавшей стимуляцией некоторых групп из Четвертой Творческой Иерархии, человеческой, вызвало параллельное событие еще большей значимости в схеме Венеры. Оно оказало воздействие на Шестую Иерархию, одну из дэва-Иерархий, обитающих в Венерианской схеме. Эта стимуляция излучалась через нашу шестую цепь (или вторую, в зависимости от угла зрения) и повлияла на соответствующую цепь Венерианской схемы. Разницу между стимуляциями можно видеть в том факте, что в нашем случае воздействию подвергся только один глобус, тогда как влияние нашей схемы на венерианскую было таковым, что была простимулирована вся цепь. Это было сделано благодаря положительной полярности Небесного Человека Земной схемы.

Таким образом, расширяя эту концепцию, мы можем сказать, что наши Небесные Люди являются передатчиками – через свои семь схем – к семи звездам Плеяд. Наша Солнечная система отрицательно поляризована по отношению к солнцу Сириусу, воздействующему психически на всю нашу Систему через три синтезирующих схемы – Уран, Нептун, Сатурн, – причем последняя, Сатурн, является фокусной точкой передачи Космического манаса всем семи схемам.

4. Манас и Земная Цепь

Мы довели анализ нашего первого пункта, происхождения космического и системного манаса, до фактов, касающихся нашей цепи, затронув (чрезвычайно кратко) этот вопрос в более широком аспекте. Мы затронули прежде всего тему космического манаса применительно к нашему Логосу и Небесным Людям. Затем мы рассмотрели ее более подробно в связи с индивидуальными Небесными Людьми и, наконец, дошли до темы, гораздо ближе 379] касающейся нас самих, –темы манаса и Небесного Человека нашей схемы. Продвинувшись столь далеко, мы рассмотрели стимуляцию манаса в нашей собственной цепи и увидели, что в связи с нашей Землей она осуществлялась:

Через венерианскую цепь нашей схемы;

Как результат стимуляции, возникшей в Венерианской схеме;

Из-за того, что логоическая Кундалини витализировала один из системных треугольников силы, две вершины которого образовали (временно) Венера и Земля.

Это привело к индивидуализации тех, кто – особенно в человеческой Иерархии – образует конкретный центр в теле Планетарного Логоса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: