Факторный анализ изменения доходов федерального бюджета в 2018–2020 годах

млн. рублей

Фактор 2018 год 2019 год 2020 год
       
Прогноз 15 257 805,1 15 554 600,1 16 285 418,5
Отклонение от предыдущего года 537 527,9 296 795,0 730 818,4
из него:      
Нефтегазовые доходы –315 573,0 –232 150,9 192 893,3
Влияние законодательства и разовых факторов –38 203,3 47 014,4 4 082,3
Увеличение ставки НДПИ при добыче нефти на 357 рублей за тонну в 2018 году и на 428 рублей за тонну в 2019–2020 годах 22 485,0 33 689,4 2 930,7
Изменение расчетной ставки на газ горючий природный с учетом применения коэффициента (Кгп) –60 688,3 13 325,0 1 151,6
Влияние макроэкономической ситуации: –277 369,7 –279 165,3 188 811,0
Изменение мировой цены на нефть марки «Юралс» (в том числе с учетом переходящих периодов) –777 874,8 –417 463,4 112 566,3
Изменение курса доллара США по отношению к рублю 481 606,1 172 479,2 83 559,7
Изменение экспортных цен на газ природный в страны дальнего зарубежья –46 153,7 –74 380,9 –1 958,0
Изменение объемов экспорта нефти, газа природного, товаров, выработанных из нефти 71 704,8 22 229,7 4 377,1
Изменение объемов добычи нефти, газового конденсата и газа горючего природного –6 652,1 17 970,1 –9 734,1
Ненефтегазовые доходы 853 100,9 528 945,9 537 925,1
Влияние законодательства и разовых факторов 292 631,4 112 547,8 33 591,1
Изменение поступлений дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации (направление на выплату дивидендов не менее 50% чистой прибыли в 2018 году) 129 877,1    
Увеличение поступлений прочих неналоговых доходов федерального бюджета 61 812,0    
Дополнительное зачисление федеральный бюджет 50% налога на прибыль при выполнении соглашения о разделе прибыльной продукции по проекту «Сахалин–2» 33 724,5    
Индексация специфических ставок акцизов на этиловый спирт из пищевого или непищевого сырья; на автомобили легковые и мотоциклы; на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, на автомобильный бензин и дизельное топливо. Изменение нормативов распределения акцизов на нефтепродукты между бюджетами 31 876,9 –3 220,8 18 564,2
Понижение порога беспошлинного ввоза товаров физическими лицами с 1 июля 2018 года 30 000,0 30 000,0  
Введение утилизационного сбора на средства производства (адвалорная ставка 7%) 28 547,5    
Изменение специфических ставок акцизов на автомобильный бензин 5 кл. и дизельное топливо: с 1 января по 30 июня 2018 года по бензину автомобильному 11 213 рублей за тонну, по дизельному топливу 7 665 рублей за тонну, с 1 июля по 31 декабря 2018 года по бензину автомобильному 11 892 рублей за тонну и 8 258 рублей за тонну по дизельному топливу. Установление на 2019–2020 годы ставки по бензину автомобильному 5 кл. 12 314 рублей за тонну и 12 752 рублей за тонну соответственно; по дизельному топливу 8 541 рубль за тонну и 8 835 рублей за тонну соответственно. Зачисление в федеральный бюджет акцизов на автомобильный бензин, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации с 1 января 2018 года в размере 42,94%, на 2019–2020 годы 41,86% и 41,80% соответственно. 25 267,1 19 114,2 1 086,5
Повышение на 15% ставок утилизационного сбора на колесные транспортные средства и самоходные машины и прицепы к ним ввозимые в Российскую Федерацию и производимые на территории Российской Федерации 23 857,2 5 638,2  
Изменение специфических ставок акцизов на сигареты и папиросы с 1 января по 30 июня 2018 года установление специфической ставки в размере 1 562 рублей за 1000 штук (уменьшение против ранее учтенных в законе о бюджете ставок за 2018 год на 156 рублей), с 1 июля 2018 года в размере 1 718 рублей за 1000 штук, а также минимальной специфической ставки на сигареты и папиросы в размере 2 123 рублей. за 1000 штук (уменьшение против ранее учтенных в законе о бюджете ставок за 2018 год на 212 рублей).; с 1 июля 2018 в размере 2 335 рублей за 1000 штук; с 1 января 2020 установление специфической ставки в размере 1 966 рублей за 1000 штук и минимальной специфической ставки в размере 2 671 рублей. за 1000 штук 20 816,9 60 496,8 17 706,2
Уточнение определения средних дистиллятов для целей налогообложения с одновременным зачислением акцизов на средние дистилляты по нормативу 50% в федеральный бюджет 16 500,0    
Введение дифференцированной шкалы акцизов на легковые автомобили мощностью свыше 200 л.с. 13 931,9    
Введение ставок ввозных таможенных пошлин на промышленную продукцию отраслей инвестиционного машиностроения 10 000,0    
Индексация ставок платы за использование лесов в 2,17 раза в 2018 году, в 2,38 раза в 2019 году, 2,62 раза в 2020 году (за единицу объема древесины) и в 1,57 раза в 2018 году, 1,89 раз в 2019 году, 2,26 раза в 2020 году (за единицу объема лесных ресурсов и площади лесного участка) 6 229,3 2 987,5 4 514,4
Поступление дотации федеральному бюджету для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование расходов субъектов Российской Федерации, возникающих при оказании высокотехнологичной медицинской помощи, не включенной в базовую программу обязательного медицинского страхования (в 2017 году не учитывалась в прогнозе доходов в связи с учетом соответствующих расходов по бюджетной росписи) 6 000,0    
Увеличение размера разовой и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра на 25% 4 946,8    
Индексация ставок платы за пользование водными объектами (ежегодно в 1,15 раза начиная с 2015 года по всем видам водопользования и дополнительно начиная с 2018 года индексация ставок платы (2014 года) за использование водных объектов или их частей без забора (изъятия) водных ресурсов для целей производства электрической энергии в 1,25 раза и ставок платы за использование акватории поверхностных водных объектов или их частей в 10 раз) 1 437,0 2 921,0 3 023,0
Зачисление с 2018 года в доход федерального бюджета доходов от добычи полезных ископаемых, уплаченных участниками Особой экономической зоны в Магаданской области по нормативу 40%, ранее зачисляемых в бюджет субъекта Российской Федерации по нормативу 100% (прочие полезные ископаемые за исключением полезных ископаемых в виде природных алмазов) 1 156,0    
Введение инвестиционного сбора в морских портах в размере 25% и направление чистой прибыли ФГУП «Росморпорт» в объеме указанного сбора в доход федерального бюджета   6 000,0  
Индексация ставки водного налога (в 1,75 раза в 2018 году, в 2,01 раза в 2019 году и в 2,31 раза в 2020 году) 347,7 371,3 412,6
Изменение норматива распределения ввозных таможенных пошлин 49,2    
Изменение поступлений прочих доходов от компенсации затрат федерального бюджета (в основном в результате роста доходов в 2017 году за счет уменьшения имущественного взноса в имущество ГК «Агентство по страхованию вкладов») –60 919,3 –92,1 –12,7
Изменение поступлений доходов от выпуска материальных ценностей из государственного резерва –44 115,6 12 588,9 –561,2
Изменение поступлений доходов, полученных от продажи на аукционе права на заключение договора о закреплении долей квот добычи (вылова) водных биологических ресурсов и (или) договора пользования водными биологическими ресурсами, находящимися в федеральной собственности (проведение дополнительных аукционов в 2017 году) –8 786,8 –4 606,6  
Изменение доходов федерального бюджета от возврата остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет из бюджетов субъектов Российской Федерации –14 408,6    
Изменение поступлений разовых платежей за пользование недрами при наступлении определенных событий, оговоренных в лицензии, при пользовании недрами на территории Российской Федерации и на континентальном шельфе –0,6 –10 016,7  
Изменение доходов федерального бюджета в виде безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (прочие межбюджетные трансферты) –10 009,2 325,0 330,0
Перенос для крупнейших производителей уплаты части платежей по утилизационному сбору за колесные транспортные средства (шасси), производимые в Российской Федерации, с 2016 года на 2017 год –6 980,8    
Изменение поступлений доходов от штрафов, санкций, возмещений ущерба –6 920,5 2 963,0 1 190,0
Изменение средневзвешенной ставки импортного тарифа –3 150,6 –15 830,6 –13 647,0
Изменение поступлений доходов в связи с льготной ставкой по железнодорожному транспорту в дальнем сообщении, от введения НДС на интернет услуги и от прекращения действия льготы по внутренним воздушным перевозкам в Крым с 1 января 2019 года –2 288,0 2 685,0 101,0
Прочие факторы 3 834,30 223,70 884,10
Влияние макроэкономической ситуации: 560 469,5 416 398,1 504 334,0
Налоговые и таможенные платежи 579 439,3 369 923,2 457 551,5
Изменение поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (ВВП, изменение структуры налоговой базы, объемов экспорта и импорта, курса доллара США) 282 384,4 225 106,7 321 326,8
Изменение поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (в основном, за счет изменений курса доллара США по отношению к рублю, среднеэффективной ставки налога, объемов импорта) 255 301,8 108 323,3 71 530,5
Изменение поступлений налога на прибыль в результате изменения прибыли прибыльных организаций и поступления налога на прибыль организаций с доходов в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам 47 407,0 19 143,5 59 453,6
Изменение размеров авансовых платежей и денежного залога в счет будущих таможенных и иных платежей 14 621,0    
Изменение поступлений ввозных таможенных пошлин за счет роста объемов импорта 10 126,4 14 595,6 10 218,5
Изменение поступлений таможенных сборов и прочих таможенных пошлин (рост рублевого объема экспорта и импорта) 5 654,7 2 985,7 17,0
Изменение поступлений акцизов в результате изменения объемов подакцизной продукции -33 803,7 –3 300,7 –9 024,1
Изменение поступлений регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции (изменение цен на углеводородное сырье и объемов добычи) –4 684,6 341,5 2 547,6
Прочие факторы 2 432,3 2 727,6 1 481,6
Прочие доходы -18 969,8 46 474,9 46 782,5
Изменение поступлений дивидендов по акциям, принадлежащим Российской Федерации в связи с планируемым изменением чистой прибыли компаний 15 605,5 45 736,0 31 313,3
Изменение поступлений утилизационного сбора, уплачиваемого за колесные транспортные средства (шасси), самоходные машины и прицепы к ним, производимые в Российской Федерации и ввозимые в Российскую Федерацию, в том числе с территории Республики Беларусь (рост объемов производства и ввоза транспортных средств) 7 668,8 7 851,3 7 603,9
Изменение поступлений прочих неналоговых доходов 5 717,20 7 779,30 14 428,00
Изменение поступлений доходов от управления средствами Резервного Фонда и Фонда национального благосостояния 4 304,1 –12 515,4 –3 579,8
Изменение доходов от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации (по результатам деятельности в 2017–2019 годах Банк России не планирует получение прибыли) –39 233,0    
Изменение поступлений доходов в виде доли прибыльной продукции государства при выполнении соглашения о разделе продукции (изменение цен на углеводородное сырье, объемов добычи, перераспределение расходов) –12 112,2 199,0 670,1
Изменение поступлений доходов от перечисления части прибыли, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей федеральных государственных унитарных предприятий –1 856,1 6 042,9 217,5
Изменение поступлений доходов в виде процентов по государственным кредитам (уменьшение поступления средств от правительств иностранных государств, их юридических лиц в уплату процентов по кредитам, предоставленным Российской Федерацией) –1 191,8 –2 875,2 –3 917,8
Прочие факторы 2 127,7 -5 743,0 47,3

 

Из данных, приведенных в таблице 4 видно, что наибольшее влияние как на формирование объемов нефтегазовых доходов, так и ненефтегазовых доходов оказывает влияние макроэкономической ситуации, в частности, изменение мировой цены на нефть марки «Юрлас».

В объемах же ненефтегазовых доходах существенную роль играют: изменение поступлений налога на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации (ВВП, изменение налоговой базы, объемов экспорта и импорта, курса доллара США); изменение поступлений налога на добавленную стоимость на товары, ввозимые на территорию Российской Федерации (в основном за счет изменений курса доллара США по отношению к рублю, среднеэффективной ставки налога, объемов импорта). Оба эти фактора влияния макроэкономической ситуации на формирование объемов доходов бюджета следует считать трудно прогнозируемыми.

Вместе с тем, следует отметить достаточно детальные расчеты по каждому из видов налоговых поступлений, связанных с внутренним производством, в частности, налогу на прибыль организаций, НДС, НДПИ, акцизов, что можно оценивать положительно.

При этом возникают сомнения по обоснованности ряда значимых позиций:

1. Остаются вопросы, относящиеся, например, к существенно заниженному фонду оплаты труда в прогнозируемом периоде.

Так, в пояснительной записке к таблице «Основные макроэкономические показатели на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов) (таблица 2.1, с.22) существенно занижен фонд заработной платы. Действительно в 2020 году он принят в размере 24942 млрд руб., в то время как сумма начисленного дохода в целях обложения НДФЛ, исчисляемого налоговыми агентами, по данным ФНС за 2016 г. составила 24550 млрд. руб[1]. С учетом заложенного в прогноз роста фонда оплаты труда к 2020 году эта сумму должна составлять не менее 28150 млрд. руб.

Учитывая потенциальный объем налоговой базы по НДФЛ бюджет расширенного правительства недополучит порядка 5 трлн руб. в виде взносов в государственные внебюджетные фонды и почти 2 трлн руб. в виде НДФЛ. Согласно данным Росстата оплата труда, включая скрытую, в 2016 году составила 34981 млрд руб.[2], а численность занятых в теневом секторе оценивалась в 16,2 млн человек, или почти 23% всех занятых в экономике[3]. В этой связи использование имеющегося налогового потенциала за счет повышения эффективности налогового администрирования, о чем неоднократно упоминается в Пояснительной записке, следует рассматривать одной из первоочередных мер в части политики бюджетных доходов.

2. Вряд ли следует считать обоснованной принятую цену нефти, которая с почти 50 долл/барр в 2017 году сокращена до 43,8 долл/барр в 2020 году, в то время как цена 1 барреля, обеспечивающая безубыточность членам ОПЕК колеблется от 49,1 долл/барр в Кувейте до 64,3 долл/барр в Алжире и 139 долл/барр в Норвегии[4]. В итоге вызывает сомнение существенное сокращение доли нефтегазовых доходов с 39,4% в 2017 году до 33,4% в 2020 году, учитывая строительство дополнительных газопроводов в Западную Европу, Турцию и Китай, а также добычу нефти и газа в Восточной Арктике.

3. Изменения, предлагаемые к внесению в главу 25 Налогового кодекса, в частности, существенно расширяют права субъектов РФ по стимулированию хозяйственной (в первую очередь инвестиционной активности) на территории регионов. Формулировка положений статьи 286.1 «Инвестиционный налоговый вычет» допускает при определенных условиях сокращение налогового платежа, исчисляемого по федеральной составляющей ставки, вплоть до нуля. Однако оценки возможных потерь федерального бюджета от принятия субъектами РФ соответствующих нормативных актов не представлены. Положения данной статьи еще больше усиливают перекрестное воздействие федеральных и региональных норм, когда федеральные решения влияют на доходы субъектов РФ, а субфедеральные – на доходы федерального бюджета.

Вводимый инвестиционный налоговый вычет фактически представляет собой альтернативу амортизационной премии (обоих видов), а его введение требует тщательного анализа ситуации у конкретных налогоплательщиков.

4. В части акцизного обложения наиболее существенные изменения касаются:

• порядка зачисления акцизов на алкоголь в доходы бюджетов различных субъектов РФ;

• более дифференцированного налогообложения легковых автомобилей с мощностью двигателей свыше 200 л.с.;

• повышения ставок акцизов на автомобильный бензин для класса 5 и дизельное топливо;

• повышение ставок акцизов на иные категории подакцизных товаров (сигареты, средние дистиляты).

Для доходов федерального бюджета наиболее существенными являются повышение акцизов на табачные изделия на 9,5% с 1 января 2018 г. и еще на 14,4% со второго полугодия. На долю акцизов на табачные изделия по итогам 2016 г. приходилось 74% всех акцизов, поступивших в федеральный бюджет.

Изменение порядка зачисления акцизов на крепкий алкоголь продолжает целую серию попыток сформировать систему распределения этих платежей между регионами, где расположены производители, и регионами – «потребителями» этой категории подакцизных товаров. Так, в 2018 г. регионы-производители будут получать 50% общей суммы акцизов на алкогольную продукцию крепостью свыше 9% (в пределах установленных лимитов) и регионы-потребители – также до 50% норматива и пропорционально объемам продаж. В 2017 г. это соотношение составляло 80:20. Таким образом, в относительном выигрыше от данной меры окажутся те субъекты РФ, доля которых в общем объеме продаж алкоголя выше, чем доля в объеме производства. Акцизы на алкоголь для некоторых субъектов РФ формируют довольно значительную долю в общей сумме доходов, соответственно их потери могут быть достаточно существенными (отчасти эти потери корректируются установленными предельными параметрами зачисления поступлений акцизов). Изменение самого порядка зачисления в региональные бюджеты региональной части данной категории акцизов не влияет на доходы федерального бюджета.

Повышение акцизов на бензин класса 5 имеет место в первом полугодии 2018 г., когда ставки увеличиваются на 10%, со второго полугодия 2018 г. ставки растут еще на 6%. Для 2019 г. в рассматриваемом законопроекте предполагается рост ставок еще на 3,5% (при прогнозных значениях темпов инфляции 4%). Поскольку не предполагается повышение ставок акцизов на бензин, не соответствующий классу 5 (ставки сохраняются на уровне 13100, как и в текущем году), имеет место сближение уровня налогообложения бензинов различного качества. Изначально данная дифференциация предполагала более щадящий режим налогообложения бензина более высокого качества. Так, если в 2017 г. это соотношение составляло 1:1,29, то в первом полугодии 2018 г. оно будет 1:1,16, а во втором 1:1,10. Удорожание более высококлассного бензина несет в себе меньший инфляционный потенциал, и выполняет в большей степени фискальные функции и функции налогообложения «предметов роскоши», увеличивая стоимость обслуживания автомобилей более высокого класса.

Больший инфляционный потенциал несет повышение ставок акцизов на дизельное топливо. Так, в 2018 г. ставки повышаются на 21,4% (или на 1458 руб. за тонну), при том, что еще год назад повышение планировалось всего на 4% (то есть на «запланированные» темпы инфляции). Доля акцизов на дизельное топливо в консолидированном бюджете РФ в общей сумме акцизов по итогам 2016 г. составляла 11,0%, а акцизов на бензин 22,6%.

Усиление степени дифференцированности акцизного обложения легковых автомобилей с мощностью двигателей свыше 200 л.с. не имеет существенного фискального значения и в большей степени нацелено на усиление налоговой нагрузки на «предметы роскоши». По итогам 2016 г. количество произведенных в РФ легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 150 л.с. (для целей акцизного обложения) было относительно невелико и составляло 100,7 тыс. штук (по данным формы 5-ам статистической налоговой отчетности). Данная мера может в большей степени сказаться на поступлении акцизов при импорте с учетом соотношения на отечественном рынке легковых автомобилей данной категории, произведенных в РФ и импортированных.

5. В проекте федерального бюджета на 2018 г. и последующие годы имеет место расширение объема использование неналоговых фискальных платежей. Так, вводятся новые фискальные платежи (утилизационный сбор на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения по адвалорной ставке, с 1 января 2019 г. вводится инвестиционный сбор в морских портах) и повышаются ставки уже действующих платежей. В частности, в бюджете учтено повышение размера разовой и ежегодной платы за использование в РФ радиочастотного спектра на 25%, что весьма существенно и может отразиться на тарифах мобильной связи.

В настоящее время использование неналоговых фискальных платежей носит неоднозначных характер – в действующих нормативных актах общего характера положение этой категории платежей не определено. В сопроводительных документах к проекту бюджета есть указание на разработку соответствующего закона, который будет регулировать данную категорию платежей, однако текст данного документа не представлен.

Следует отметить, что планирование доходов бюджета осуществлено чрезвычайно осторожно. Это принципиальный подход Министерства финансов, неоднократно провозглашаемый и закрепляющий политику финансовой консолидации в ущерб политике экономического развития. Саму по себе осторожность в планировании доходных поступлений нельзя оценивать однозначно негативно, также как и однозначно позитивно. Настороженность вызывает тот факт, что подразумеваемое (с высокой степенью вероятности) превышение фактических поступлений над запланированными будет изъято из экономики с целью финансирования дефицита бюджета в кризисные периоды, но не станет источником финансирования будущего развития (например, в виде вложений в человеческий капитал).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: