История развития государственного бюджета Республики Беларусь

Бюджетные отношения сопровождают движение множества денежных потоков, связанных с образованием и использованием бюджетного фонда. Управляя этими потоками, государство выстраивает бюджетные отношения в соответствии с проводимой бюджетной политикой, т. е. придает им определенные формы: налоги, сборы, трансферты и др. Бюджет становится важным элементом в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов.

Современное государство использует бюджет для воздействия на производство, накопление, потребление и другие стороны воспроизводства.

В Республике Беларусь на начало 90-х годов пришелся переходный период от командной экономики к смешанной, характеризующейся развитием рыночной инфраструктуры, конкуренцией, разгосударствлением, созданием различных форм хозяйствования, и сопровождавшиеся спадом производства, разрывом хозяйственных связей предприятий, снижением инвестиционной активности.

Первый самостоятельный бюджет Республики Беларусь был составлен на 1991 г. исходя из принятой Верховным Советом БССР в июле 1990 г. Декларации о государственном суверенитете Белорусской Советской Социалистической Республики. В нем отражались следующие показатели:

• объем республиканского бюджета по доходам и расходам и предельный размер бюджетного дефицита;

• нормативы отчислений в союзный бюджет и бюджеты областей республики и г. Минска и др.

Местные бюджеты утверждались местными Советами и включались в консолидированный (сводный) бюджет республики. В бюджете на 1991 г. еще отражались взаимоотношения с союзным бюджетом по поводу передачи в него части налога на прибыль предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения (22%), налога с продажи (30%), других неналоговых поступлений от деятельности предприятий, объединений и организаций союзного управления, а также средств по взаиморасчетам.

Особенностью бюджета 1991 г. явилось полное зачисление в бюджет республики налога с оборота и подоходного налога с населения, поступающих на ее территории. Это было результатом сокращения передаваемых центру функций и принятия правительством мер по укреплению доходной базы государственного бюджета Белорусской ССР.

В доходной части бюджета планировались и целевые поступления. В частности, в связи с ограниченностью средств в бюджете и необходимостью проведения в 1991 г. неотложных мероприятий, предусматривались поступления в фонд финансирования республиканских и региональных социальных программ за счет привлечения в этот фонд до 40% амортизационных отчислений на полное восстановление основных фондов государственных предприятий и организаций союзного, республиканского и местного подчинения. Плановая сумма поступлений определялась на уровне 2,2% от всех доходов государственного бюджета. Средства указанного фонда предусматривалось направить на строительство жилья, объектов социальной сферы, строительство новых и расширение действующих предприятий по выпуску товаров народного потребления, других предприятий приоритетных отраслей хозяйства, повышение заработной платы работникам народного образования, здравоохранения и культуры.

В бюджете отражались поступления средств государственного социального страхования в связи с уменьшением тарифов с 37 до 26% –1,3 млрд. руб., или 22% доходов республиканского бюджета.

Законом «О Государственном бюджете Белорусской ССР на 1991 год» предусматривались отчисления в местные бюджеты областей и г. Минска от общегосударственных налогов и доходов: от налога с оборота – по дифференцированным нормативам; от прибыли предприятий и организаций союзного и республиканского подчинения – 12%; от поступлений по реализации государственного внутреннего выигрышного займа – 50%. Для укрепления доходной базы местных бюджетов отдельным областям передавался почти весь контингент налога с оборота, поступающего на их территории. Например, Минской области норматив отчислений от налога с оборота устанавливался в размере 94,5%, Гродненской – 99,9%.

В расходной части бюджета произошла переориентация в направлениях бюджетных средств. Особенностью бюджета стало снижение расходов на народное хозяйство: если в 1989 г. они составляли 62,7% расходов консолидированного бюджета, то в 1991 г. планировались на уровне 58,4%. Значительную их часть – 49,5% государство направляло на возмещение разницы в ценах; государственные дотации на покрытие убытков, образование хозрасчетных фондов, надбавки к закупочным ценам на сельхозпродукцию.

Впервые определен статус местных бюджетов как самостоятельных единиц в бюджетной системе республики. В частности, вышеназванным Законом установлено, что местные бюджеты нижестоящих административно-терри-ториальных единиц не включаются в бюджеты вышестоящих административно-территориальных единиц. Вмешательство вышестоящих органов и организаций в процесс разработки, утверждения и исполнения местных бюджетов не допускается.

В 1991 г. Министерство финансов республики утвердило классификацию доходов и расходов республиканского и местных бюджетов Республики Беларусь, что позволило упорядочить составление и исполнение бюджета, унифицировать бюджетную документацию, формы отчетности.

Однако более глубокие изменения в бюджете происходят с 1992 г. Они связаны с принятием ряда законодательных актов, регламентирующих бюджетный процесс. Среди них: Закон Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», законы практически по всем налогам.

Изменения в экономических и социальных процессах, вызванные политической и экономической самостоятельностью республики, реформами трансформационного периода, выразились в специфике доходной и расходной частей бюджета 1992 г.

Начиная с этого времени формирование доходной части бюджета стало осуществляться на основе собственного налогового законодательства, введенного в действие с 1 января 1992 г., которое предусматривало гарантии независимости республики как суверенного государства в формировании собственных доходов и защиту ее экономических интересов. Переход к рыночным отношениям диктовал необходимость замены прямого налогообложения косвенным. Новая налоговая система предусматривала отмену налога с оборота, ориентированного на применение фиксированных розничных и оптовых цен и их государственное регулирование. Вводился механизм налогообложения, применяемый в европейских странах, в котором функционирует система косвенных налогов, включающая налог на добавленную стоимость и акцизы.

Налоговая система Республики Беларусь начала свое формирование после провозглашения независимости республики и, в сущности, является ровесником нашего суверенного государства. Новая, ориентированная на рынок система налогообложения была введена в Республике Беларусь с начала 1992 года. С обретением независимости Республика Беларусь в соответствии с избранной моделью социально-экономического развития встала на путь крупномасштабного реформирования экономики. Создание национальной налоговой системы, способной обеспечить сбор налогов для финансирования первоочередных нужд экономики и социальной сферы, стало жизненно необходимой задачей. Это связано с тем, что налоговая система Республики Беларусь была сформирована в условиях разрыва экономических связей между республиками, входившими ранее в единый народнохозяйственный комплекс, что изначально предопределило особенности ее построения. Нарастающий экономический кризис обострил проблему мобилизации доходов в государственный бюджет, поэтому налоги того периода выполняли исключительно фискальную функцию, которая выразилась в чрезмерном изъятии доходов у плательщиков и в недостаточно эффективных способах его осуществления. С момента создания отечественной налоговой системы проводились многочисленные корректировки налогового законодательства, которые несколько уменьшали уровень налогового изъятия, но принципиально не улучшали саму налоговую систему. Она всё более утяжелялась множеством инструктивных указаний, требований, разъяснений. Все это привело к необходимости совершенствования налогового механизма. Надо сказать, что резкая и кардинальная замена порядка взимания налогов и сборов может нанести непоправимый ущерб экономике страны. Поэтому при принятии решения о применении того или иного механизма во взимании налогов и сборов в стране необходим взвешенный подход, основанный на глубоком изучении ис­тории развития и проблем налогообложения, существующих в налоговых сис­темах стран мира с различным экономическим уровнем и адаптации полученных знаний к условиям Беларуси.

Учитывая тот факт, что налоговая система создана и функционирует совсем недавно, она не может быть гарантирована от ошибок, характерных для переходного периода, когда экономика подвергается постоянным колебаниям. В условиях коренной ломки производственных отношений неизбежны изменения и дополнения к ранее изданным нормативным актам, допускается поспешность в их разработке, в результате возникают некоторые недостатки в налоговой системе.

В то же время от введения новых видов налогов и доходов предполагалось мобилизовать 55,8 млрд. руб. С учетом этих замещений общий объем доходов консолидированного бюджета определился в размере 91,5 млрд. руб. с ростом против уточненного плана 1991 г. на 63,4 млрд. руб., или в 3,3 раза.

Отечественная налоговая система с момента ее введения и до настоящего времени прошла несколько этапов реформирования. Так, в 1992 году налоговая система включала 39 налогов, в том числе 32 республиканских и 7 местных налогов и сборов. После реформ, проведенных в 2002–2006 гг. количество налогов существенно сократилось и составило 23 (соответственно 19 республиканских и 4 местных). Перспективная модель налоговой системы Республики Беларусь для условий рыночной экономики, по мнению практиков, должна включать 17 обязательных платежей в бюджет (соответственно 11 республиканских и 6 местных).

В настоящее время в составе бюджета аккумулируются средства всех государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов, которые формируют значительную часть его доходов. Данные свидетельствуют об усилении процессов централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете в связи с включением в него доходов государственных внебюджетных и бюджетных целевых фондов: если в 1997 г. объем бюджета по этой причине увеличился на 2%, то в 1998 г. – на 18,7%. По прогнозу на 2001 г. доля целевых фондов в бюджете была определена в размере 22,7% к уровню текущих и капитальных доходов и 18,5% к общему объему доходов бюджета.

Процесс усиления централизации финансовых ресурсов способствовал возникновению еще одной особенности бюджета – резкому увеличению размеров бюджетного фонда государства. Объем бюджета вырос почти в 60 раз, а за период с 1992 по 2000 г. в условиях высокой инфляции он значительно увеличился (без учета целевых бюджетных фондов); его показатели дважды деноминировались в связи с изменением нарицательной стоимости денежной единицы Республики Беларусь и масштаба цен (в 1994 и 2000 г.).

Проведенный анализ состояния доходной и расходной частей бюджета Беларуси в период с 1992 по 2000 гг. позволил сформулировать и обобщить особенности его развития в условиях трансформационной экономики, к которым можно отнести следующие:

· расширение сферы бюджетных отношений и круга участников бюджетного процесса;

· усиление централизации финансовых ресурсов в государственном бюджете; увеличение бюджетных ресурсов в ВВП;

· быстрый рост объема бюджета;

· формирование в составе бюджета целевых бюджетных фондов;

· сокращение доли местных бюджетов в консолидированном бюджете;

· недостаточно рациональная структура доходов и расходов бюджета;

· усиление социальной направленности расходов бюджета;

· появление специфических расходов, связанных с развитием рыночной инфраструктуры и финансированием рыночных преобразований;

· «формирование в составе бюджета резервных фондов;

· устойчивый бюджетный дефицит.

Необходимо отметить, что по данным министерства по налогам и сборам Республики Беларусь за последние три года в нашей стране отменено 12 платежей в бюджет, в том числе пятьв 2008 году. Кроме того, за этот период значительно упрощены расчеты по экологическому налогу, внесены изменения в методику исчисления НДС и других налогов, а количество нормативно-правовых актов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь сокращено на 87 документов, что также является положительным моментом в сфере налоговых отношений. Специалисты Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь считают, что 2007 год в части реформирования отечественной налоговой системы в рамках Программы социально-экономического развития страны на 2006–2010 годы был наиболее плодотворным. С 1 января 2008 года в Беларуси отменен ряд платежей в бюджет – налог с пользователей автомобильных дорог, отчисления в фонд развития строительной науки, местные сборы за осуществление торговли на территории соответствующих административно-территориальных единиц, за осуществление строительства объектов на таких территориях, за размещение наружной рекламы на иностранных языках. Это позволило сохранить средства в виде ранее уплачиваемых налогов в распоряжении плательщиков. Эти средства могут быть использованы на развитие производства, техническое перевооружение, что, соответственно, увеличит объемы производства продукции и обеспечит рост поступления других налогов в бюджет. С 1 января 2009 года в налоговой системе также произошли некоторые изменения в части взимания таможенных платежей. Кроме того, наиболее существенным изменением отечественной налоговой системы является переход на плоскую шкалу взимания подоходного налога с физических лиц.

Современный бюджет Республики Беларусь характеризуется следующими основными особенностями:

- социальная направленность;

- высокий уровень централизации финансовых ресурсов страны в государственном бюджете;

- высокая концентрация бюджетных ресурсов в республиканском бюджете;

- хорошая организация бюджетного процесса в целом и дисциплина исполнения бюджета при некоторых определенных проблемах планирования расходов и доходов и корректировках показателей в течение года;

- большой объем перераспределения ресурсов между отраслями экономики;

- существенная величина бюджетной поддержки, прежде всего АПК, отдельных отраслей и предприятий;

- определенный уровень налоговой нагрузки на субъекты хозяйствования;

- преобладание косвенных налогов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: