млрд руб.
2016 г. отчет | 2017 г. оценка | ||||
Проект | |||||
Доходы всего млрд руб. | |||||
В % к предыдущему году | 109,4 | 103,7 | 101,9 | 104,7 | |
В % к ВВП | 15,6 | 16,0 | 15,7 | 15,1 | 14,8 |
В том числе нефтегазовые | 5795,2 | 5479,6 | 5247,5 | 5440,4 | |
В % к ВВП | 6,3 | 5,6 | 5,1 | 4,9 | |
Расходы всего млрд руб. | |||||
В % к предыдущему году | 101,9 | 98,8 | 99,1 | 104,8 | |
В % к ВВП | 19,1 | 18,1 | 17,0 | 15,9 | 15,6 |
В том числе на научные исследования млн руб. | 362,2 | 351,1 | 346,6 | ||
Дефицит (-) / Профицит (+) | |||||
млрд руб. | -2956,4 | -2008,1 | -1271,4 | -819,1 | -869,9 |
в % к ВВП | -3,4 | -2,2 | -1,3 | -0,8 | -0,8 |
Доходы бюджета за 2018–2020 гг. растут на 10,6% в номинальном выражении. При этом планируется некоторое снижение доли доходов относительно ВВП.
Положительным моментом можно было бы считать уменьшение доли нефтегазовых доходов. Однако это требует значительных сдвигов в структуре промышленного производства, его существенной диверсификации, увеличения производства, и что очень важно, импорта продукции машиностроения, повышения его конкурентоспособности. Эти процессы, как мы увидим при анализе прогноза социально-экономического развития, в нем действительно предусмотрены, но не настолько существенные, чтобы столь существенно изменить долю нефтегазовых доходов. В этом заложена некоторая зыбкость намеченных ориентиров, опасность снижения надежности в процессе исполнения бюджета.
|
|
Расходы бюджета снижаются в первые два года трехлетки. В целом за три года они все же вырастут в номинальном выражении, но совершенно незначительно – на 2,6%, что не компенсирует инфляцию. Данная существенная разница между ростом доходов и расходов бюджета в пользу первых и является главной концепцией государственной бюджетной политики – использовать как прирост доходов, так и экономию не на развитие, а на снижение дефицита.
Сама логика разработки бюджета нацелена на минимизацию бюджетных расходов. Так доходы бюджета рассчитаны из весьма консервативной оценки цены нефти на уровне чуть выше 40 долл/барр (41–42). Но тут вступает в силу бюджетное правило, по которому все доходы, полученные от более высокой цены на нефть, направляются, конечно, не на экономическое развитие, а в резервные фонды и там аккумулируются. Правда пока декларируется выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.
Наиболее явно видна разница в динамике доходов и расходов на примере их соотношения с ВВП. Это соотношение по доходам снижается весьма незначительно – с 15,6% в 2016 г. до 14,8% в 2020 г., т.е. всего на 0,8 п.п., а по расходам весьма значительно – с 19,1% в 2016 г. до 15,6% в 2020 г., т.е. на 3,5 п.п. Что со всей очевидностью показывает осуществление политики минимизации бюджетных расходов. Проектом бюджета предусмотрено снижение дефицита уже к 2019 г. до 0,8% к ВВП, т.е. до практического сбалансирования бюджета.
|
|
Переход к сбалансированному бюджету и возврат к накоплению фондов действительно будут способствовать повышению бюджетной стабильности, так как означают возможность не повышать налоговую нагрузку на бизнес даже в случае резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Хотя здесь следует отметить, что намерение снизить налоговую нагрузку за счет сокращения расходов и, как следствие, дефицита бюджета не просматривается в Пояснительной записке. Более того, предположительно нагрузка на бизнес и население будет возрастать за счет неналоговых платежей и ужесточения налогового администрирования.
Предположительно политика финансовой консолидации будет способствовать удержанию инфляции в заданных рамках, что создаст условия для некоторого снижения процентных ставок. Однако важно понимать, что стабилизация экономики на сложившемся уровне – это консервация низких темпов экономического роста, а переход к сбалансированному бюджету происходит в значительной степени за счет отказа от стимулирования экономики.
II. Доходы федерального бюджета на 2018 год и на плановый период