double arrow

Основные параметры проекта федерального бюджета на 2018-2020 гг.,

млрд руб.

  2016 г. отчет 2017 г. оценка      
Проект
Доходы всего млрд руб.          
В % к предыдущему году   109,4 103,7 101,9 104,7
В % к ВВП 15,6 16,0 15,7 15,1 14,8
В том числе нефтегазовые   5795,2 5479,6 5247,5 5440,4
В % к ВВП   6,3 5,6 5,1 4,9
Расходы всего млрд руб.          
В % к предыдущему году   101,9 98,8 99,1 104,8
В % к ВВП 19,1 18,1 17,0 15,9 15,6
В том числе на научные исследования млн руб.     362,2 351,1 346,6
Дефицит (-) / Профицит (+)          
млрд руб. -2956,4 -2008,1 -1271,4 -819,1 -869,9
в % к ВВП -3,4 -2,2 -1,3 -0,8 -0,8

 

Доходы бюджета за 2018–2020 гг. растут на 10,6% в номинальном выражении. При этом планируется некоторое снижение доли доходов относительно ВВП.

Положительным моментом можно было бы считать уменьшение доли нефтегазовых доходов. Однако это требует значительных сдвигов в структуре промышленного производства, его существенной диверсификации, увеличения производства, и что очень важно, импорта продукции машиностроения, повышения его конкурентоспособности. Эти процессы, как мы увидим при анализе прогноза социально-экономического развития, в нем действительно предусмотрены, но не настолько существенные, чтобы столь существенно изменить долю нефтегазовых доходов. В этом заложена некоторая зыбкость намеченных ориентиров, опасность снижения надежности в процессе исполнения бюджета.

Расходы бюджета снижаются в первые два года трехлетки. В целом за три года они все же вырастут в номинальном выражении, но совершенно незначительно – на 2,6%, что не компенсирует инфляцию. Данная существенная разница между ростом доходов и расходов бюджета в пользу первых и является главной концепцией государственной бюджетной политики – использовать как прирост доходов, так и экономию не на развитие, а на снижение дефицита.

Сама логика разработки бюджета нацелена на минимизацию бюджетных расходов. Так доходы бюджета рассчитаны из весьма консервативной оценки цены нефти на уровне чуть выше 40 долл/барр (41–42). Но тут вступает в силу бюджетное правило, по которому все доходы, полученные от более высокой цены на нефть, направляются, конечно, не на экономическое развитие, а в резервные фонды и там аккумулируются. Правда пока декларируется выравнивание бюджетной обеспеченности регионов.

Наиболее явно видна разница в динамике доходов и расходов на примере их соотношения с ВВП. Это соотношение по доходам снижается весьма незначительно – с 15,6% в 2016 г. до 14,8% в 2020 г., т.е. всего на 0,8 п.п., а по расходам весьма значительно – с 19,1% в 2016 г. до 15,6% в 2020 г., т.е. на 3,5 п.п. Что со всей очевидностью показывает осуществление политики минимизации бюджетных расходов. Проектом бюджета предусмотрено снижение дефицита уже к 2019 г. до 0,8% к ВВП, т.е. до практического сбалансирования бюджета.

Переход к сбалансированному бюджету и возврат к накоплению фондов действительно будут способствовать повышению бюджетной стабильности, так как означают возможность не повышать налоговую нагрузку на бизнес даже в случае резкого ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры. Хотя здесь следует отметить, что намерение снизить налоговую нагрузку за счет сокращения расходов и, как следствие, дефицита бюджета не просматривается в Пояснительной записке. Более того, предположительно нагрузка на бизнес и население будет возрастать за счет неналоговых платежей и ужесточения налогового администрирования.

Предположительно политика финансовой консолидации будет способствовать удержанию инфляции в заданных рамках, что создаст условия для некоторого снижения процентных ставок. Однако важно понимать, что стабилизация экономики на сложившемся уровне – это консервация низких темпов экономического роста, а переход к сбалансированному бюджету происходит в значительной степени за счет отказа от стимулирования экономики.

 

II. Доходы федерального бюджета на 2018 год и на плановый период


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: