Как отметила Т.А. Голикова, в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019–2020 гг. наблюдается сдержанная динамика по показателям, характеризующим уровень жизни населения. И вполне справедливо председатель Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Я.Е. Нилов при обсуждении в Государственной Думе отметил, что «бюджет опять внесен с дефицитом, сокращают расходы на приоритетную социальную сферу, латая таким образом дыры». Он не поддержал увеличение акцизов и списание долгов зарубежным странам. «Можно найти иные способы возмещения средств на взаимовыгодных условиях. Нужно действовать исключительно в интересах наших граждан» (29 сентября 2017 г.). И заключение ФНПР по теме: «… несмотря на декларации Минфина, что целью бюджетной политики являются повышение потенциала развития экономики и рост доходов населения, если посмотреть на бюджет, то тенденция противоположная. У нас расходы в реальном выражении в 2020 году по сравнению с настоящим их уровнем будут сокращаться, причем по отдельным статьям, весьма существенно. В частности, раздел “Национальная экономика” сократится на 14,3%, “ЖКХ” на 37,3%, “Образование” – на 7,2%, “Здравоохранение” – на 3,8%, “Социальная политика” – на 14,6%» (04.10.2017).
|
|
Такое разночтение происходит из-за отсутствия обычно прилагаемого расчета консолидированного бюджета по отраслевой классификации, из чего можно понять итог «бюджета для граждан», форма которого рекомендуется Минфином. Отсюда, даже у законодателей расходятся данные по крайне важным позициям расходов на здравоохранение, образование. Зампред СФ Г.Н. Карелова отметила, что предусмотрен рост бюджетных ассигнований по программе «Развитие здравоохранения» на все три бюджетных года». В то же время первый заместитель председателя Комитета по бюджету и налогам Совета Федерации заявил: «По нашим подсчетам, только образование и здравоохранение недофинансированы сейчас на 260 млрд рублей».
Казалось бы, для выводов следует просто изучить таблицу расходов ФБ по отраслям в 2017–2018 гг. Но таковой в Пояснительной записке к проекту не оказалось, поэтому расчеты были проведены экспертами самостоятельно (см. таблицу 8), а это в известной мере определенный риск.
Таблица 8
Проект расходов Федерального бюджета на 2018 год на социально-культурные мероприятия (млн руб.)
Статьи расходов | +, - | ||
Здравоохранение | 314989,1 | 300000,0 | -14989,1 |
Образование | 452703,8 | 480607,6 | +27903,8 |
Социальная политика | 1295789,2 | 1375619,9 | + 79830,7 |
Доступная среда | 50234,7 | 49554,5 | -680,2 |
ЖКХ | 114990,3 | 96806,0 | -18184,3 |
Поддержка занятости | 49754,6 | 45434,7 | - 4319,9 |
Культура и туризм | 98835,3 | 90379,2 | -8456,6 |
Физкультура и спорт | 100482,0 | 57239,9 | -43242,1 |
Итого | 2495641,8 | -17856,7 | |
Расходы на гсспрограммы | 9331617,7 | 9108528,7 | |
Доля в госпрограммах, % | 26,5 | 27,3 | |
Все расходы, млн. руб | 16728,4 | 16529,2 | -199,2 |
Доля в расходах, % | 14,8 | 15,1 | |
Все доходы, млн. руб. | 14720,3 | 16529,2 | +1808,9 |
Доля в доходах | 16,8 | 15,1 |
|
|
Из таблицы видно сокращение ФБ по здравоохранению, причем, к удивлению, из конечной суммы исчезла статья «Расходы на охрану здоровья матери и ребенка».
Рассмотрим социальные государственные программы.