IV. Финансовые механизмы обеспечения инвестиционного роста в бюджетной концепции 2018–2020 гг

 

Согласно Проекту Федерального бюджета на 2018 и последующие годы отношение величины годового прироста инвестиций (в текущих ценах) к величине годового прироста ВВП (в текущих ценах) составит: в 2018 г. – 29,1%, в 2019 г. – 31,1%, в 2020 г. – 27,8%. (Пояснительная записка, табл. 2.1, с.22). В то время как в период 2010-2012 годов, когда происходил послекризисный восстановительный рост экономики РФ, максимальное отношение величины годового прироста инвестиций к величине годового прироста ВВП составило 25% (в 2012 г.). Этот мощный инвестиционный рывок, который предполагает существенные изменения структуры использования ВВП, предполагается осуществить при уменьшении расходов по разделу «Национальная экономика» в 2019-2020 гг. Предполагается, что в 2020 г. объем инвестиций в текущих ценах вырастет, по сравнению с 2018 г., на 21,5%, при росте ВВП в текущих ценах на 13,1% (с 2010 по 2012 г. по данным Росстата, инвестиции увеличились на 37,5%, ВВП – на 34,4%). Предположение о таком опережающем росте инвестиций базируется на динамике 1 полугодия (инвестиции) и 2 квартала (ВВП) текущего года (Пояснительная записка, с.22-23), которая заметно улучшилась по сравнению с предыдущим периодом после перехода Росстата в ведение Минэкономразвития, и предположении о начале «нового кредитного цикла» (возможно, имеется в виду фактическое банкротство крупнейших банков «Открытие», «Бин-банк» и др.).

Теоретически такой опережающий рост инвестиций за счет прибыли организаций возможен. Например, если прибыль каким-то образом аккумулируется или перераспределяется в пользу крупнейших энергетических и сырьевых корпораций, которые реализуют масштабные инвестиционные программы, например, чтобы поддержать снижающийся объем добычи при стабильных или слабо растущих ценах (этот вариант динамики цен является базовым при расчете бюджетных проектировок на 2018 и последующие годы). Однако, оставляя в стороне рациональность такого маневра, совершить его без использования фискальных и бюджетных мер невозможно.

Информации о таковых, помимо общего тезиса о том, что рост российской экономики будет происходить «преимущественно за счет опережающего роста инвестиций в основной капитал, как реакции на реализацию ряда стимулирующих мер Правительства РФ» (Пояснительная записка, с.24), в Пояснительной записке не содержится. Приведенный в Прогнозе социально-экономического развития РФ на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов, подготовленном Минэкономразвития, перечень этих мер включает, в частности, развитие проектного финансирования (Прогноз, с.31). Согласно же Проекту Федерального бюджета на 2018 и последующие годы финансирование подпрограммы «Формирование института развития проектного финансирования» в сумме 50 млрд. руб. ежегодно прекращено полностью (Пояснительная записка, с.268).

Как корреспондирует консервативный подход к бюджетному планированию на 3 года (2018–2020), декларируемый в Пояснительной записке (с.1), в рамках по сути инерционного сценария развития экономики и отмеченные выше «нестыковки» в отношении оснований бурного роста инвестиций в плановом периоде, неясно. Предполагается, тем не менее, что бурный рост инвестиций обеспечит прогнозируемый скромный рост ВВП. Остается вопрос, как будет обеспечена доходная база бюджетной системы, если рост инвестиций окажется не столь стремительным?

Выше мы высказали предложение об увеличении расходов бюджета за счет его дефицитности. Может быть, этого увеличения и недостаточно, но надо исходить из того, что резкий переход страны на новую модель развития весьма труден. Вместе с тем представляется, что этих денег может быть достаточно, чтобы достичь темпов прироста ВВП к 2020 г. до 3–4%, имея в виду в прогнозируемой перспективе, до 2023–2025 г. увеличивать расходы бюджета за счет роста дефицита до 5–7%, а темпы прироста ВВП до 5–6% в год.

Следует отметить, что в Прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 год и на плановый период 2019–2020 гг. намечены весьма высокие темпы роста инвестиций в основной капитал – 4,7% в 2008 г., 5,6% в 2019 г. и 5,7% в 2020 г. Это в 2–2,5 раза выше, чем прирост ВВП и это правильная пропорция. Но она явно не обеспечена. В прогнозе отсутствует убедительное обоснование реальности достижения намеченных темпов прироста инвестиций в основной капитал. Составителями и прогноза и бюджета перечисляются множество факторов улучшения, так называемого, инвестиционного климата - так было и в прошлые годы, а инвестиции сокращались. Давно ясно, что бизнес охотно вкладывается тогда и в те отрасли, где осуществляются крупные государственные инвестиции.

Мы уже упоминали, что в прогнозе приводится цифра валового накопления основного капитала в 23,8% ВВП в 2020 г. Против факта за 2016 г. это хороший рост. Но в майском указе (2012 г.) была поставлена задача доведения этой цифры к 2018 г. до 27%. Таким образом, и здесь мы видим значительное отставание. Как-то приблизиться к цифре майского указа можно только за счет существенного бюджетного инвестирования. Статистика показывает, что на каждый рубль бюджетных инвестиций приходится 4–5 рублей корпоративных. Это довольно устойчивая пропорция и на нее следует ориентироваться.

Предложенное выше увеличение бюджетных расходов в своей основной части должно быть направлено в качестве инвестиций в основной капитал, для чего неизбежно понадобится увеличение расходов бюджета.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: