I. Общая оценка направленности государственной бюджетной политики на 2018–2020 гг

ФГБУН Институт экономики Российской Академии наук

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ РАН

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 2018-2020 ГГ.

Москва- октябрь 2017 г.


 

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ИНСТИТУТА ЭКОНОМИКИ РАН

НА ПРОЕКТ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА РФ 2018-2020 ГГ.

 

 

Подготовлено группой независимых экспертов в составе:

д.э.н., проф. Караваевой И.В.,(руководитель экспертной группы), д.э.н., проф. Павлова В.И., к.э.н. Иванова Е.А., д.э.н., проф. Казанцева С.В., д.э.н., проф. Бухвальда Е.М., д.э.н., проф. Гельвановского М.И., д.э.н. Коломийца А.Г., к.э.н. Колпаковой И.А., к.э.н. Быковской Ю.В., д.э.н., проф. Ржаницыной Л.С., д.э.н. Лыковой Л.Н., к.э.н. Букиной И.С.

В подготовке экспертного заключения принимала участие

экономист Курнова Н.В.


 

Содержание

I. Общая оценка направленности государственной бюджетной политики на 2018–2020 гг. 4

II. Доходы федерального бюджета на 2018 год и на плановый период. 7

2019–2020 гг.: достоверность расчетов. 7

III. Оценка соответствия структуры расходов федерального бюджета Российской Федерации на 2018-2020 гг. задачам экономического развития. 17

IV. Финансовые механизмы обеспечения инвестиционного роста в бюджетной концепции 2018–2020 гг. 26

V. Финансовое обеспечение реализации социальных программ поддержки населения 29

VI. Возможности смягчения демографического кризиса в бюджетной концепции 2018–2020 гг. 38

VII. Государственные программы регионального развития и межбюджетные отношения в проекте Федерального бюджета на 2018–2020 гг. 41

VIII. Внешнеэкономические аспекты формирования проекта Федерального бюджета РФ на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 гг. 48

IX. Государственные программы обеспечения общественного порядка и противодействия преступности. 50

X. Оценка проектировок в области инфляции в проекте Федерального бюджета 2018-2020 гг. 53

XI. Заключение. Ориентиры корректировки бюджетной концепции. 55

2018–2020 гг. 55

 


I. Общая оценка направленности государственной бюджетной политики на 2018–2020 гг.

 

Проект федерального бюджета и прогноз социально-экономического развития на 2018–2020 гг. разработаны на крайне ответственный период развития российской экономики. Ведь уже был опыт развития в период после кризиса 2009 г., когда политика финансовой консолидации оказалась успешной. Бюджет как федеральный, так и консолидированный стал профицитным, а инфляция снижалась.

В немалой степени этому способствовала благоприятная конъюнктура, сложившаяся на мировых рынках сырья, что, тем не менее, не мешало переоценивать успехи финансовой консолидации. Однако с 2012 года началось снижение темпов экономического роста, несмотря на относительно высокий уровень цен на нефть, а политический кризис конца 2014 года и его последствия привели к рецессии. Бюджет снова стал дефицитным, произошел всплеск инфляции.

Обратимся к параметрам социально-экономического развития в 2010-2016 гг. (см. таблицу 1).

Таблица 1

Параметры социально-экономического развития Российской Федерации в 2010-2016 гг., в % к предыдущему году

               
Темпы роста ВВП 104,5 104,3 103,7 101,8 100,7 97,2 99,8
Инвестиции в основной капитал 106,3 110,8 106,8 100,8 98,5 89,9 99,1
Реальные располагаемые денежные доходы населения 105,9 100,5 104,6 104,0 99,3 96,8 94,1
ИПЦ, % (декабрь текущего года к декабрю предыдущего) 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9 105,4
Дефицит (-) / профицит (+)федерального бюджета в % к ВВП -3,9 +0,8 -0,1 +0,5 +0,4 -2,4 -3,4
Справочно: Дефицит (-) / профицит (+)консолидированного бюджета в % к ВВП -3,4 +1,4 +0,4 -1,2 -1,1 -3,0 -3,7

 

Очевидно, что издержками финансовой консолидации являются потери, выраженные в снижении темпов экономического роста, инвестиций, доходов населения. В силу мультипликативного эффекта, эффектов, связанных с накоплением знаний, эти потери не являются краткосрочными – они многократно усиливают отставание в научно-технологическом развитии российской экономики, рост дифференциации доходов населения, снижение уровня жизни.

В таблице 2 представлены основные параметры проекта федерального бюджета на 2018-2020 гг.

Таблица 2


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: