XI. Заключение. Ориентиры корректировки бюджетной концепции

Гг.

Необходимо отметить, что и законопроект Федерального бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее ‑ Законопроект), и Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов производят впечатление тщательно проработанных, согласованных документов. Подробно описаны количественные показатели планируемого федерального бюджета, представленные в Пояснительной записке таблицы наглядны и удобны для анализа. Законопроект федерального бюджета на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов (далее ‑ Законопроект) согласован с Прогнозом социально–экономического развития Российской Федерации на 2018 г. и на плановый период 2019 и 2020 годов. При этом текст Пояснительной записки построен таким образом, что основное внимание акцентируется на отличии количественных показателей Законопроекта от предусмотренных параметрами прогноза, заложенного в основу для формирования Федерального закона от 19 декабря 2016 г. №415–ФЗ «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Авторы Пояснительной записки аккуратно и повсеместно показывают, что количественные параметры Законопроекта в массе своей выше, чем в Федеральном законе №415–ФЗ.

Такая основная направленность Пояснительной записки уводит внимание читателя от содержательной основы Законопроекта, а именно – от воплощенных в Законопроекте представлениях о критериях позитивных направлений развития российской экономики и главной задачи Минфина РФ при составлении Федерального бюджета.

Ни то, ни другое в Законопроекте не формулируется. Однако анализ величин и, главное, динамики показателей Законопроекта ФБ дает основание полагать следующее:

1. Критерием позитивной направленности Федерального бюджета разработчики Законопроекта ФБ считают его бездефицитность.

2. Достижение бездефицитности Федерального бюджета предполагается достичь за счет сокращения его расходов.

Первое следует из того, что планомерно продолжается реализация политики жесткой финансовой консолидации предыдущих лет. При этом явно не намечается переход к политике эффективной консолидации, предполагающей наряду с сокращением бюджетных расходов постепенное снижение налоговой нагрузки. Напротив, приоритет минимизации дефицита федерального бюджета очевиден и никак не соотносится с идеей стимулирования экономического развития (хотя бы косвенно – через снижение налогового бремени).

Второе – из того, что расходная часть федерального бюджета корректируется намного активнее, чем его доходная часть, которая главным образом зависит от уровня эффективности результатов деятельности хозяйствующих субъектов, общего состояния экономики страны, геополитической и геоэкономической обстановки.

Подготовленный проект подтверждает и усугубляет характерную проблему бюджетно-налоговой политики в России: преимущественную зависимость параметров бюджета от экономической динамики, а не наоборот. При таком подходе к формированию бюджета нивелируется его суть как инструмента воздействия государства на экономику. Более того, данный подход институционально закрепляет указанную зависимость, делая практически неэффективными отдельные виды стимулирующих механизмов.

Год за годом упускаются возможности повышения качества человеческого капитала – основного фактора экономического роста в XXI веке. Вновь Законопроект предусматривает сокращение финансирования общественно значимых сфер жизни общества (табл. 15).

Таблица 15


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: