Ранжирование некоторых государственных программ в порядке убывания темпов роста расходов на их выполнение в 2018-2020 гг

№ пп Программа Без учета индекса роста потребительских цен С учетом индекса роста потребительских цен Доля в суммарных за 2018-2020 гг. расходах, %
  Развитие науки и технологий 116,6 103,7 2,1
  Развитие образования 108,2 96,2 5,4
  Развитие здравоохранения 107,4 95,5 3,4
  Социальная поддержка граждан 101,6 90,3 14,8
  Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности 99,4 88,4 7,3
  Охрана окружающей среды 98,5 87,5 0,4
  Содействие занятости населения 93,8 83,4 0,5

 

Исключением из общего уменьшения объемов финансирования из федерального бюджета (с учетом индекса потребительских цен) является увеличение объема средств, выделяемых на развитие отечественной науки и технологий (в том числе на подпрограмму «Фундаментальные научные исследования» на 111,5% с учетом индекса потребительских цен), что давно назрело, и это можно только приветствовать. Из теории и практики известно, что выход из экономического кризиса происходит путем инновационного обновления систем используемых технологий и реструктуризации хозяйства.

В заключение следует еще раз повторить, что речь идет не столько об исправлении отдельных цифр и пропорций, сколько о коренном изменении бюджетной и в целом экономической концепции развития.

Перечислим коротко в концентрированном виде эти изменения:

· необходимо увеличение бюджетных расходов даже за счет роста дефицита бюджета. Предложенные в данном заключении конкретные цифры этого увеличения могут не быть окончательными. В случае действительной потребности они могут быть увеличены при дефиците бюджета с 4% к ВРП к 2020 г. до 5–7%, с условием, что это обеспечит необходимые темпы экономического роста;

· необходимо признать приоритетным и первоочередным отход российской экономики от стагнационных темпов роста. Предлагаемые темпы прироста ВВП к 2020 г. должны составлять 3–4%, имея в виду цель к 2023–2025 гг. достичь темпов прироста в 5–6%. Все другие экономические задачи, в том числе и в области уровня жизни могут быть решены только в результате ускорения темпов роста ВВП;

· важной задачей является диверсификация производства, решение которой как определяется ускорением темпов экономического роста, так и влияет на них;

· следующей приоритетной задачей является повышение уровня жизни населения, отражаемый в росте реальных денежных доходов граждан, развитии социальной инфраструктуры, формировании адресной (индивидуализированной) системы социальной поддержки населения.

Предлагаемое увеличение бюджетных расходов должны быть направлено на рост бюджетных инвестиций, стимулирование увеличения реальных денежных доходов населения и финансирование социальной сферы. Это увеличит внутренний спрос, что позволит компенсировать сокращение внешнего спроса, и создаст базовые условия для развития российской экономики.


[1] Отчет о налоговой базе и структуре начислений по расчету сумм налога на доходы физических лиц за 2016 год, исчисленных и удержанных налоговым агентом (по состоянию на 13.07.2017). Форма 7-НДФЛ [Электронный документ] URL://http:www.nalog.ru

[2] Россия в цифрах. 2017. Кратк. стат. сб. М.: Росстат, 2017. С. 123.

[3] Самозанятых вышедших из тени // Ведомости. 7 июля 2017 г. С. 4.

[4] Сделка ОПЕК не по карману // Ведомости. 1 августа 2017 г. с.5.

[5] Расчет произведен на основе прогноза инфляции (по ИПЦ), источник: Пояснительная записка к Проекту Федерального Закона «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», с. 22.

[6] Расчет произведен, исходя из значения фискального мультипликатора для расходов федерального бюджета из: Дробышевский С., Назаров П. Оценка бюджетного и налогового мультипликатора в Российской Федерации. М.: РАНХиГС, 2012.

[7] Как не вылететь в трубу // Российская газета. 21 сентября 2017 г. С. 4.

[8] Федеральный закон от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164841/.

[9] Это Постановление Правительства РФ от 20 августа 2015 г. № 870 «О содержании, составе, порядке разработки и утверждения стратегии пространственного развития Российской Федерации, а также о порядке осуществления мониторинга и контроля ее реализации». Режим доступа: http://base.garant.ru/71170676/, а также Указ Президента РФ от 16 января 2017 г. №13 «Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d/. В частности, в этом документе ставится задача «обеспечения взаимосвязи стратегического и бюджетного планирования».

[10] Пояснительная записка (ПЗ). С.1-2.

[11] Современный бюджетный процесс является неотъемлемой частью стратегического планирования, а таковому 172-й ФЗ вменяет принцип целеполагания.

[12] ПЗ. С.2

[13] Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_210967/f938e46a4000bf25f99c70c69823278591395d7d/

[14] ПЗ. С.257.

[15] ПЗ. С.356 и далее.

[16] ПЗ. С.392.

[17] ПЗ. С.258.

[18] ПЗ. С.407.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: