Билет №4. Теоретические концепции этноса. Социобиологическое направление в примордиализме

Среди ранних этносоциологов-примордиалистов известны Иоганн Готфрид Гердер и Иоганн Готлиб Фихте. Первому принадлежит известная фраза «народы – это мысли бога», соответственно одна мысль не может быть редуцирована другой. Фихте в свою очередь привнес идею образования народа через семью. В примордиализме существует два направления – культурное и биосоциальное.

Биосоциальный подход в примордиализме:
Биосоциальный вектор примордиалистской этносоциологии появляется и активно развивается в эпоху становления позитивизма, материализма и эволюционизма. В этом контексте изучается биологическое происхождения человека, который воспринимается, как высокоразвитое животное. Соответственно этнос воспринимается как некая биологическая доминанта в отдельно взятой популяции человеко-зверей. В свою очередь сторонники культурного направления примордиалистской этносоциологии отмечают, что данная точка зрения принадлежит западной культуре, ее восприятию человека, тогда как у других народов он может восприниматься иначе вплоть до того, что организм и тело во многих культурах считается иллюзией. Против данного подхода также работает то обстоятельство, что люди с одинаковой биологической доминантой довольно часто бывают разделены отличающимися ритуалами, обрядами, языком и религиями.
Биосоциальный подход дал основание попыткам иерархизации этносов, что называют расизмом. Исследуя фенотипические признаки представителей различных народов, расологи пришли к выводу, что «одни расы более склонны к прогрессу, чем другие». Это дало право считать одни этносы более развитыми, чем другие.
Среди расологов самыми известным считается Ганс Фридрих Карл Гюнтер, который был награжден Третьим Рейхом. Он определял расу, как группу людей, чья общая принадлежность определяется их схожими телесно-душевными образами. Другим не менее известным расологом считают Жозефа Артюра де Гобино, жившего в 19 веке во Франции. Он объяснял движение исторического процесса неравенством человеческих рас. Главным расологическом преимущества одной расы над другой Гобино считал интеллект. Он критиковал колониальную политику некоторых европейских держав, поскольку считал, что она несет расовое смешение, которое Гобино считал главным фактором вырождения цивилизаций. Другой расолог Хьюстон Стюарт Чемберлен обозначал четкий дуализм между арийскими и африкано-семитскими народами. Он считал, что арийцы - это творцы и носители цивилизации, а евреи — негативная расовая сила, разрушительный и вырождающийся фактор истории. Чемберлен рассматривал арийцев как единственную опору мирового развития. Евреи же заслуживали приговора, но не с позиций ненависти или подозрительности, а с позиций недосягаемых высот арийского превосходства.
В значительной степени труды расологов были естественным следствием западной культуры. Даже не смотря на общественное порицание расовых теорий, константой западноевропейского и американского общества считается, что их цивилизационная модель является универсальной и основополагающей по сравнению с другими. Считается, что это дает людям запада право относить одни этносы к более развитым, а другие к менее развитым. И, хотя отмечается, что все они подлежат процессу эволюции, западные общества берут на себя функцию шкалы по измерению «развитости». Таким образом, биосоциальный подход неизбежно ведет к расизму, при этом самой сути этноса он раскрывает далеко не в полной мере.

Культурный примордиализм: Уже упоминаемый культурный подход к примордиалистскому вектору этносоциологии считает, что культурная и социальная матрица того или иного общества глубоко этнична. Причем эта этничность никуда не исчезает, даже если она отрицается или общество пытается утвердить себя в качестве нации. «Этносоциология в самом общем виде оперирует именно с кульутрной версией примордиализма – так как культура есть в определенном смысле синоним «общества»», - считал один из культурных примордиалистов Сергей Широкогоров.
Одним из родоначальников культурного примордиализма считают Николая Данилевского, который говорил об этносах, как о культурно-исторических типах. Он считал, что любое общество достигает свое окончательное выражение именно в культурно-историческом типе или этносе, между которыми можно поставить знак равенства. Культурно-историческая этничность для Данилевского является центральной особенностью общества независимо от исторических задач и культурного содержания его жизни. Другой культурный примордиалист Освальд Шпенглер исследовал этапы развития общества сквозь призму этничности. Отвергая общепринятую условную периодизацию истории на «Древний мир — Средние века — Новое Время», Шпенглер предлагает рассматривать мировую историю — как на ряд независимых друг от друга культур, проживающих, подобно живым организмам, периоды зарождения, становления и умирания. При этом умирание всякой культуры характеризуется ее переходом к цивилизации. Шпенглер считал цивилизацию остыванием культуры.
Продолжением развития идея Данилевского и Шпенглера занимался британский этносоциолог Арнольд Тойнби.
Одной из главных задач такой этносоциологии как науки является феноменологизация предмета, то есть избавление от этнических и культурных предпосылок идей этносоциолога в исследовании того или иного этноса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: