Европоцентризм и геополитика

Евроцентризм- характерная философская тенденция[1][2][3][4][5] и политическая идеология, в явной или неявной форме провозглашающая превосходство европейских народов и западноевропейской цивилизации над другими народами и цивилизациями в культурной сфере[6], превосходства образа жизни европейских народов, а также их особую роль в мировой истории. Исторический путь, пройденный западными странами, провозглашается единственно правильным или, по крайней мере, образцовым.

европоцентризм использовался и используется для оправдания политики колониализма.[8] Европоцентризм также часто используется в расизме.

В современной России идеология европоцентризма характерна для значительной части либеральной интеллигенции[9].

Европоцентризм стал идеологическим фоном перестройки и реформ в современной России[10].

Запад равнозначен христианской цивилизации. В рамках этого тезиса христианство трактуется как формообразующий признак западного человека в противовес «мусульманскому Востоку».

Запад — продолжение античной цивилизации. Согласно данному тезису, в рамках европоцентризма считается, что корни современной западной цивилизации восходят к Древнему Риму или Древней Греции, период Средневековья замалчивается.

Вся современная культура, а также наука, технология, философия, право и т. д. создана западной цивилизацией (технологический миф). При этом вклад других народов игнорируется или приуменьшается. Данное положение было раскритиковано К. Леви-Строссом[12], указывающим, что современная промышленная революция лишь кратковременный эпизод в истории человечества, а вклад Китая, Индии и других отличных от западной цивилизаций в развитие культуры весьма значителен и его нельзя игнорировать.

Капиталистическая экономика в рамках идеологии европоцентризма объявляется «естественной» и основанной на «законах природы» (миф о «человеке экономическом», восходящий к Гоббсу). Данное положение лежит в основе социал-дарвинизма, который был раскритикован многими авторами. Гоббсовы представления о естественном состоянии человека при капитализме критиковались антропологами, в частности Маршаллом Салинсом[13

Так называемые «страны третьего мира» (или «развивающиеся» страны) являются «отсталыми», а чтобы «догнать» страны Запада, им надо пройти по «западному» пути, создавая общественные институты и копируя общественные отношения западных стран (миф развития через имитацию Запада). Данное положение раскритиковано К. Леви-Строссом в книге «Структурная антропология», который указывает, что нынешнее экономическое положение в мире отчасти определяется периодом колониализма, XVI—XIX вв., когда прямое или косвенное разрушение ныне «слаборазвитых» обществ стало важной предпосылкой развития западной цивилизации. Также данный тезис критикуется в рамках теории «периферийного капитализма.

Нацизм и геополитка

Говоря о геополитике и нацизме, в первую очередь подразумевается об имперской геоидеологии (К.Хаусхофер). Именно Карлу Хаусхоферу (1869-1946) геополитика во многом обязана тем, что она долгое время рассматривалась не просто как «псевдонаука», но и как «человеконенавистническая», «фашистская», «людоедская» теория.

Развивая взгляды Ратцеля и Челлена, Хаусхофер придал геополитике тот вид, в котором она стала частью официальной доктрины Третьего рейха.

После прихода к власти нацистов в 1933 году Инсти­тут геополитики получил признание со стороны истеблишмента Третьего рейха.

Также Хаусхофер выдвинул программу геополитического воспитания немецкого народа, которая заключалась в том, что необходимо было направить всю энергию возрождающегося народа на приобретение жизненного пространства. По его мнению такого понимания можно добиться только путем «воспитания» всего народа в духе необходимости перехода от «смутного ощущения гнета, порожденного недостаточным пространством для дыхания, недостатком воздуха, мучительной теснотой пространства, к сознательному чувству границ». Для этого и нужна геополитика как наука и как течение.

Основная концепция К.Хаусхофера базируется на проти­водействии Западу, необходимости создания «континентального блока» или оси «Берлин-Москва-Токио».

Речь в данном случае шла о совместных усилиях Германии и России (тогда СССР) для установления «нового евразийского порядка» в целях вывода из-под влияния «морской силы» континентального пространства «мирового острова» (X.Макиндер).

Однако теоретические сен­тенции К.Хаусхофера, как известно, на практике не были реали­зованы, поскольку столкнулись с грузом «исторических проблем», идеологических несоответствий, пресловутой «расовой теорией», делавших невозможным стратегический союз с Россией.

Один из российских исследователей творчества К.Хаусхофе­ра, переводчик его книг на русский язык И.Г.Усачев оспаривает встречающееся в литературе утверждение о том, что К.Хаусхофер был «влиятельным советником» Гитлера и чуть ли не участвовал в подготовке «Майн Кампф». Он полагает, что реальные факты свидетельствуют о неоднозначности отношений К.Хаусхофера с нацистским режимом.

К.Хаусхофер ввел в геополитику выражения «кровь и почва», «пространство и положение», «жизненное пространство», «сила и пространство». Одной из его центральных идей была концепция расширения жизненного пространства государства. К.Хаусхофер утверждал, что периоду господства морских держав приходит конец и будущее – за континентальными странами. Одно из наиболее известных его геополитических сочинений так и называется: «Континентальный блок: Центральная Европа, Ев­разия, Япония» (1941).

По существу, К.Хаусхофер выступал за создание континен­тального блока Германия – Россия – Япония. Он был против вторжения Германии в СССР, разделяя мысли Бисмарка о недо­пустимости для Германии войны на два фронта – на Западе и на Востоке. Известно, что К.Хаусхофер предсказывал поражение германской армии, если та «попытается проглотить обширные земли России»3.

По мнению К.Хаусхофера, падение Великобритании и других мор­ских государств вскоре создаст условия для формирования нового европейского порядка, в котором лидирующее место будет при­надлежать Германии. Этот новый порядок будет основываться на господстве так называемых «пан-идей». Первоначально К.Хаус­хофер называл панамериканскую, паназиатскую, панрусскую, пантихоокеанскую, панисламскую, панъевропейскую, но затем сократил число пан-идей до трех, оставив лишь панамерикан­скую, паназиатскую и панъевропейскую.

Адъютантом К.Хаусхофера во время первой мировой войны и его студентом в Мюнхенском институте был один из идеологов нацистской партии – Рудольф Гесс. Через Гесса Хаусхофер в самом начале нацистского движения имел контакт с Гитлером. После провала мюнхенского «пивного путча» в 1923 году Хаусхофер временно предоставил Рудольфу Гессу убежище в своем поместье в Баварских Альпах.

В 1938 году в Штуттгарте К.Хаусхофер основал «Национальный союз немцев, проживающих за границей» (ФДА), а затем стал его директором. ФДА создал 3000 клубов, рассеянных во всех странах мира, с помощью которых гитлеровская разведка получала сведения и вербовала из зарубежных немцев агентов «пятой колонны». Формально ФДА находился под руководством К.Хаусхофера, фактически же подчинялся непосредственно Центральному бюро фольксдойче, являвшемуся центром деятельности нацистских «пятых колонн»5.

С 1934 по 1939 годы К.Хаусхофер был президентом Германской академии по изучению и сохранению германизма. Он продолжал руководить этой академией и после того, как официально был переизбран.

До 1936 года нацистское руководство, очевидно, благоволило к К.Хаусхоферу (особенно сказывалась протекция Гесса). Однако после отъезда Гесса в Англию (1939) Хаусхофер впал в немилость.

В последней работе «Апология немецкой геополитики» Хаусхофер отрицал «нацистское прошлое» своей науки и пытался доказать, что Гитлер искажал геополитику. Он писал, в частности, что некогда превозносимый фюрер – «недоучка, который никогда правильно не понимал принципов геополитики, сообщенных ему Гессом».

К.Хаусхофер признавал, что ему самому «не хватало таланта и знаний для научной работы», что все его произведения, опубликованные после 1933 года, были написаны под давлением, что цели немецкой геополитики совпадают с целями американской геополитики в том, чтобы «понять возможности развития народа и его культуры на его земле и в пределах его жизненного пространства и таким образом предотвращать конфликты в будущем».

Итак, немецкая геополитика, основанная Ратцелем, была практически разгромлена после Второй мировой войны, под лозунгом денацификации, как предоставлявшая оправдание нацистской военной экспансии. Оказался в тюрьме и покончил с собой ее главный представитель Карл Хаусхофер (1869-1946

Хаусхофер развивал ратцелевскую концепцию «жизненного пространства» применительно к межвоенной Германии, усеченные границы которой представлялись ему неестественными и уродующими национальную жизнь немцев. Хаусхофер, расширяя зону геополитических претензий Германии, выдвинул идею «панрегионов» - больших пространств, на которые мир разделен по «меридиональному» принципу, с центром каждого региона в северном полушарии и периферией в южном.

Работы Карла Хаусхофера – «Границы в их географическом и политическом значении», «Панидеи в геополитике», «Статус-кво и обновление мира» и «Континентальный блок» дают важные представления не только о взглядах их автора и школы, к которой он принадлежал, но и о самой геополитике в широком смысле слова.

Именно поэтому в историю этого направления Карл Хаусхофер вошел как ученый высокой профессиональной квалификации и широкой эрудиции.

Возможно, взгляды Карла Хаусхофера, иных геополитиков как немецкой, так и других школ могут показаться в свете изменений, происшедших в мире, и научно-технических достижений устаревшими и неприменимыми в новых условиях. Однако не следует, однако, забывать, что геополитика зародилась как динамичная дисциплина, она, как таковая, не изжила себя. Более того, процессы развития общества в XX веке раздвинули ее рамки, придав ей новые измерения, и это делает необходимым в наше время иметь ясное представление об ее основах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: