Методика проведения научно-практической конференции

Рекомендуется предварительно прочитать соответствующий теоретический раздел в учебнике, разделы в научно-популярных книгах по русскому языку. Учитель помогает подготовиться к докладу. Вместе учитель и ученики определяют объём доклада, рассчитывают, сколько времени понадобится на то, чтобы его прочитать. Время, в течение которого зачитывается доклад, не должно превышать пяти-семи минут. Это не более двух-двух с половиной страниц текста, набранного на компьютере. В докладе обязательно должна быть определена его основная мысль, чаще всего, оформленная в виде тезиса. Смысловые части доклада представляют собой аргументы, обосновывающие этот тезис. Степень глубины и распространённости этих аргументов определяется объёмом доклада. Каждый аргумент должен сопровождаться примерами-иллюстрациями. Очень важно сформулировать проблемную тематику докладов. В этом учащимся помогает учитель.

Каждая смысловая часть доклада, представляющая собой аргумент, должна логично вплетаться в общий поток рассуждения. Обращаем внимание на варианты связей между аргументами – смысловыми частями.

Доклады могут быть информативными:

1. Что такое русский литературный язык.

2. Чем занимается наука стилистика.

3. Что такое синонимы, как они появляются в языке, каковы их функции в речи.

4. Лексические, морфологические и синтаксические синонимы.

5. Как связана стилистика с синонимикой русского языка.

6. Какие стили составляют русский литературный язык.

7. Характеристика роли функциональных стилей в языке.

8. Нейтральные и стилистически окрашенные языковые средства, их синонимика.

9. Как различаются функциональные стили с точки зрения образности, эмоциональности, индивидуальности речи.

10. Основные признаки разговорной речи (непринуждённость, неподготовленность, лексика разговорно-бытового стиля и синонимичные ей слова нейтрального стиля, морфологические и синтаксические особенности разговорной речи).

11. Основные признаки научного стиля, сфера его применения. Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля речи.

12. Терминология. Особенности термина.

13. Основные признаки официально-делового стиля. Место канцеляризмов в литературном языке. Лексические, морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля.

14. Основные признаки публицистического стиля. Особенности публицистической лексики и публицистического синтаксиса.

15. Художественный стиль – вершина литературного языка. Особенности художественного стиля.

16. Основные качества хорошей речи.

17. Система норм современного русского литературного языка (фонетических, лексических, морфологических, синтаксических).

Число тем с их вариантами рассчитано на среднее количество учеников в классе. Учитель предлагает дополнительную литературу, необходимую для подготовки к докладу. Уроку-конференции должен предшествовать отбор лучших докладов.

В начале урока-конференции учащиеся выбирают президиум конференции, её ведущего. Отводится определённое время на прения по докладам, на подведение итогов конференции. На сдвоенном уроке может быть представлено не более пяти докладов.

В 10-11 классах темы докладов должны носить проблемный, систематизирующий характер. Материалы теоретической и практической частей учебника позволяют это сделать. Например, тема "Роль А.С. Пушкина в истории русского литературного языка" может заключаться конференцией на тему "Многообразие современной лексики" включающей проблему "Источники расширения словарного состава".

Примерные темы для докладов:

1. Теория "трёх штилей" М.В. Ломоносова и её роль в истории развития русского литературного языка.

2. Судьба лексики высокого стиля в современном русском языке.

3. Роль басен И.А. Крылова в становлении русского литературного языка.

4. Сущность языкового новаторства А.С. Пушкина.

5. Когда начинается современный русский язык?

6. Художественная роль старославянизмов в стихотворении А.С. Пушкина "Пророк".

7. Роль старославянизмов в становлении русской духовности.

8. Старославянизмы и русизмы – основа возникновения современной синонимики.

9. Пути заимствования иноязычных слов в современном русском языке.

10. Судьба диалектизмов в современном русском языке.

11. Место молодёжного сленга в современном русском языке.

12. Молодёжные арго и диалектизмы: общее и различное в истории современного русского языка.

13. Превращение лексики пассивного запаса в активную лексику.

14. Превращение лексики активного запаса в пассивную лексику. (Лексика, связанная с советским государством.)

15. Заимствования, связанные с компьютерными технологиями и их место в современном русском языке.

16. Неологизмы и окказионализмы на страницах СМИ.

17. Роль СМИ в засорении современного русского языка.

18. Роль культуры речи в современном обществе.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: