Методические указания к решению задачи. 1. Прежде чем приступить к решению задачи, необходимо изучить разделы курса, в которых рассматриваются погрешности прямых и косвенных измерений [1] Гл

1. Прежде чем приступить к решению задачи, необходимо изучить разделы курса, в которых рассматриваются погрешности прямых и косвенных измерений [1] Гл. 4, §§ 4.3-4.5; [2] Гл. 2, §§ 2.3-2.5. Кроме того, нужно вспомнить те разделы курса ТЭЦ, где изложены вопросы расчета мощности по заданным значениям сопротивления и напряжения или тока.

2. В предлагаемой задаче измерение уровней напряжений и мощностей является косвенным. Эти величины определяют через их функциональные зависимости от известных величин, определенных прямыми измерениями. Методику оценки погрешности косвенных измерений Вы можете найти в [1] стр. 80-82, [2] стр. 47. Абсолютные уровни рассматриваемых выше величин являются логарифмическими зависимостями. Подробные сведения об уровнях можно найти в разделах, в которых рассматриваются вопросы измерения ослабления (затухания) в [1] с. 297-306, [2] с. 345-366.

3. Решение задачи необходимо начать с вывода аналитических выражений искомых уровней, в которые в качестве аргументов входят величины, подвергаемые прямым измерениям (они заданы в условии задачи). Затем необходимо вывести аналитические выражения для вычисления границ погрешности измеряемых уровней. Для определения коэффициентов влияния погрешностей аргументов на погрешность результата косвенного измерения необходимо вспомнить нахождение частной производной ¶F/¶xi, где F – функциональная зависимость искомой величины от измеренных аргументов (xi). Для нахождения частной производной воспользуйтесь математическими справочниками. В этой задаче необходимо много раз находить частную производную логарифмической функции. Напомним, что производная (lg x) равна (lg e)/x. Где «е» основание натурального логарифма. После оценки погрешности прямых измерений по метрологическим характеристикам средств измерений, приведенным в таблицах 1, 2, 3., в найденные аналитические выражения подставляют числовые значения аргументов, приведенных так же в таблицах 1, 2, 3 и вычисленные ранее оценки погрешности.

4. Чтобы не накапливалась погрешность вычислений в процессе расчетов, промежуточные вычисления необходимо выполнять в соответствии с рекомендациями раздела 5 п.6.7.

5. Оформление результатов косвенных измерений должно быть выполнено в соответствии с МИ1317-86, подробно изложенными в разделе V, п. 6 - 9.

6. В качестве примера определим абсолютный уровень ЭДС Е, если известно значение протекающего тока IА через нагрузку Rн. Используя закон Ома, выразим ЭДС Е через известные параметры: E = IА (Rг+Rн). Абсолютный уровень ЭДС Е равен ([1] с.301; [2] с.347):

р Е = 20 lg(E/Uo) = 20 lg ((IА (Rг + Rн)) / Uo), дБ,

где Uo = 0,775 В при градуировочном сопротивлении равном 600 Ом.

Для оценки границ абсолютной погрешности измерения абсолютного уровня ЭДС воспользуемся выражением для оценки погрешности косвенного измерения ([1] с.81; [2] с.47)

.

Найдем частную производную функции р Е по всем аргументам

 

так как U0 – является константой, погрешность которой пренебрежимо мала, то влиянием этого аргумента можно пренебречь. После преобразований получим выражение:

 

=

, дБ (1)

в которое входят относительные погрешности аргументов и значения сопротивлений. Относительные погрешности сопротивлений и их значения заданы в исходных данных. Относительную погрешность амперметра можно оценить по классу точности прибора g: , откуда абсолютная погрешность , а относительная . (2)

В этих выражениях нормирующее значение Iнорм определяют по условному обозначению класса точности в соответствии с ПРИЛОЖЕНИЕМ. В выражение 1 можно подставить числовые значения из исходных данных и из выражения 2, тем самым оценить предел допускаемой абсолютной погрешности измерения уровня.

ЗАДАЧА №3

На рисунке 2 показаны осциллограммы периодических сигналов, которые наблюдали на выходе исследуемого устройства.

 

Требуется найти:

1. Аналитическое описание исследуемого сигнала.

2. Пиковое Um, среднее Uср , средневыпрямленное Uср.в и среднеквадратическое U значения напряжения выходного сигнала заданной Вам формы.

3. Пиковое , среднее , средневыпрямленное и среднеквадратическое значения напряжения переменной составляющей заданного выходного сигнала.

4. Коэффициент амплитуды Ka, формы Kф и усреднения Kу всего исследуемого сигнала и коэффициент амплитуды , формы и усреднения его переменной составляющей.

5. Показания вольтметров с различными типами преобразователей с закрытым (З) или открытым (О) входом в соответствии с заданием, если вольтметры проградуированы в среднеквадратических значениях для гармонического сигнала.

6. Оценить предел допускаемой относительной погрешности (расширенной неопределенности) показаний вольтметров, определенных в 5 пункте задания, если используемые измерительные приборы имеют класс точности g и конечное значение шкалы (предел измерения) Uк, указанные в таблицах 3.1 и 3.2.

7. Оформить результаты измерений напряжения вольтметрами в соответствии с нормативными документами, если измерения проведены в нормальных условиях.

Таблица 3.1

N                      
  Рис. 1.2 б в д ж г а к и з е
  Т, мкс                    
  t, мкс                    
Класс точности g 0,5 0,2   0,6 0,15 2,5   1,5 0,4 0,25  
  Найти показания вольтметров UV1 СВ, О ПВ, З СВ, О СВ, З КВ, О КВ, З ПВ, О ПВ, З СВ, О СВ, З  
  UV2 СВ, З СВ, О ПВ, З ПВ, О СВ, З СВ, О ПВ, З КВ, О ПВ, З СВ, О  
  UV3 КВ, О КВ, З КВ, З КВ, О СВ, О ПВ, З СВ, З СВ, О КВ, З КВ, О  
  UV4 ПВ, З ПВ, О КВ, О ПВ, З ПВ, З КВ, О КВ, О КВ, З КВ, О ПВ, З  
                                                 

Обозначения в таблице:

q ПВ – пиковый вольтметр;

q СВ – вольтметр с преобразователем средневыпрямленных значений;

q КВ – вольтметр с преобразователем среднеквадратических значений;

q О – вольтметр с открытым входом;

q З – вольтметр с закрытым входом.

 

Таблица 3.2

M                      
  Uк, В                    
  Um, В 0,75 1,5           1,2    
  k 0,25 0,3 0,15 0,2 0,12 0,18 0,22 0,28 0,32 0,35
                                             

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow